ПечатьE-mail

Практика богослужений и благочестие в Лютеранской Церкви

Благочестие

Практика богослужений и благочестие в Лютеранской ЦерквиЦеркви, сложившиеся в ходе Реформации XVI столетия, сохранили в своих богослужениях преемство раннехристианской и древнецерковной традиции. В их критике форм богослужения средневековой Римско-Католической Церкви на первом плане стояло именно сохранение, а значит, и восстановление соответствующего Евангелию богопочитания. Реформаторы XVI века опирались на литургические традиции средних веков. Они проставили некоторые новые акценты лишь там, где сочли это абсолютно необходимым, опираясь на свидетельство Библии. Автор данной статьи принадлежит к Лютеранской Церкви, поэтому в ней учитывается главным образом лютеранская традиция.

Богослужение как центр христианской жизни

В соответствии с евангелическими представлениями, за богослужением происходит встреча собравшейся общины с Живым Триединым Богом. Мартин Лютер подчеркивает диалогический характер этого действа, в ходе которого Бог обращается к людям посредством Слова и Таинства, а верующие отвечают Ему на это. При освящении нового дворцового храма в городе Торгау в 1544 году Лютер выступил с проповедью и сказал: «Дорогие друзья, давайте же благословим этот новый храм и освятим его в честь Господа нашего Иисуса Христа, ...дабы этот новый храм был устроен лишь для совершения того, чтобы Сам Господь наш обращался к нам со Своим святым Словом, а мы беседовали бы с Ним посредством молитвы и славословий».

И хотя Лютер называет здесь лишь Слово Божие и не упоминает Таинств, нам известно из контекста всех его высказываний, что он никогда не отделял друг от друга Слово и Таинства, а видел в них, вместе взятых, выражение милостивого обращения Бога к людям. В этой часто цитируемой у нас проповеди ему было важно прежде всего разъяснить, что именно Бог созывает общину, дабы последняя, в свою очередь, могла ответить Ему, пользуясь своими человеческими возможностями.

Воскресное богослужение во всей своей полноте с проповедью и совершением Святого Причастия является для евангелических христиан центральным событием не только приходской жизни, но и личной веры. От него исходят импульсы для всей прочей деятельности Церкви. В ходе богослужения верующие получают от Бога утешение и обретают ориентацию для своей повседневной жизни. Ощущаемое в Слове и Евхаристии присутствие Триединого Бога составляет фундамент каждой евангелической церковной общины.

В ходе дискуссий во время Реформации в начале XVI столетия лютеране зафиксировали свои основные убеждения в Аугсбургском исповедании 1530 года, которое и доныне является учением, остающимся в силе для Лютеранской Церкви. В нем сформулировано, что Церковь учреждается путем совершения богослужения: «Ибо для истинного единения христианской Церкви достаточно, если Евангелие проповедуется единодушно и с правильным пониманием, а Святые Таинства преподаются согласно Слову Божию». Проповедь Слова Божия и совершение Святых Таинств согласно Евангелию образуют необходимые для спасения элементы, на которых базируется евангелическое богослужение.

Основываясь на горьком опыте средневековой Церкви в Германии, реформаторы пришли к убеждению, что при созидании богослужебной традиции возможно придать развитию ошибочное направление. Поэтому они и призывали пристально следить за тем, какие обряды устанавливаются людьми. Одновременно они считали допустимым, что, если создаваемые людьми формы проявления богопочитания соответствуют уже упомянутому решающему критерию, то они вполне могут иметь различный характер. В исповедании 1530 года они сформулировали эту мысль так, что не обязательно во всех церквах придерживаться «одинаковых порядков».

Дискуссия о том, какие человеческие способы выражения сообразны Слову Божию, а следовательно, могут способствовать почитанию Бога в процессе богослужений, не прекращается в Лютеранской Церкви и по сей день. Однако эту готовность и восприимчивость к тому, чтобы снова и снова подвергать проверке собственную традицию, нельзя путать с безграничным произволом, при котором каждый элемент богослужения считается заменимым. По этой причине, начиная с Реформации и до наших дней, в силе остается правило, согласно которому порядок евангелического богослужения основывается на литургической традиции раннего неразделенного христианства.

Ход богослужения с твердо установленными чтениями из Священного Писания и молитвами, а также различные акценты, расставляемые в соответствии с годичным циклом церковных праздников, регулируются своего рода литургическим справочником. В 1999 году был опубликован переработанный вариант такого справочника, ныне получивший название «Евангелический молитвослов». Священники и миряне находят в нем тексты, предписанные для отдельных воскресных богослужений, а также все относящиеся к ним богословские пояснения.

Евангелическая Церковь располагает большими, чем Православная Церковь, возможностями для привлечения к подготовке и проведению богослужения отдельных прихожан, а также групп детей и молодежи. Им можно, например, поручить чтения из Священного Писания, произнесение молитв или приобщение собравшихся прихожан к благой вести Евангелия посредством исполнения музыкальных произведений. Тем не менее, основная наставляющая линия евангелического молитвослова гласит: «При совершении богослужения следует соблюдать его четкую, стабильную основную структуру, которая содержит в себе многообразные творческие возможности... Структурно богослужение состоит из двух основных отчетливо проступающих центральных частей: проповедования и совершения Трапезы Господней. Эта сердцевина обрамляется вводной, вступительной частью, необходимой для сосредоточения верующих на молитве, и заключительной, благословляющей частью, отпускающей их в будни. Эта основная структура является общей для богослужений всех христианских Церквей».

В построении евангелического богослужения четко прослеживаются четыре части, следующие друг за другом:

• вводная часть и входные молитвы с чтением псалмов;

• чтения из Библии и проповедь;

• Святое Причастие;

• просительные молитвы, отпуст и благословение.

Впечатление многообразия евангелических богослужений складывается главным образом из-за того, что действительно допускаются различные варианты в совершении отдельных частей богослужения. Так, например, в некоторых приходах псалом, предусмотренный для чтения в начале воскресного богослужения, произносится всеми верующими вместе или читается поочередно общиной и хором; в других приходах пастор читает из псалма лишь несколько стихов. Символ веры, который вся собравшаяся община обычно произносит в конце второй части богослужения после чтения Евангелия, может иногда петься. Варьировать можно, кроме того, и количество песнопений, которые поет община. На каждое воскресенье предусмотрено три чтения из Библии (из Ветхого Завета, апостольских посланий и Евангелия), однако нередко чтение ветхозаветных текстов исключается. Эта свобода, которой пользуются отдельные приходы и литурги, вовсе не означает, что они могут произвольно менять основное построение богослужения.

Практика лютеранского Причастия

Если до сих пор речь шла об основах евангелического понимания богослужения, то сейчас мы перейдем к некоторым аспектам, освещающим сомнительное развитие. Реформаторские импульсы Мартина Лютера, направленные на возвращение богослужения к его древнехристианским корням, нашли свое выражение в чинопоследовании богослужения, опубликованном в 1526 году под названием «Немецкая месса». Она представляла собой изложение евхаристического богослужения, которое, по представлениям реформаторов, должно было совершаться каждое воскресенье, так же как и Божественная литургия в Православной Церкви.

Однако уже в XVI столетии началось отклонение от намеченного развития, которое, благодаря экуменическим встречам и вызванной ими интенсивной богословской работе, удалось вновь скорректировать лишь в последние десятилетия. Два различных элемента повлияли на сокращение количества евхаристических богослужений. С одной стороны, внутренняя духовная подготовка к принятию Причастия воспринималась столь серьезно, что верующие чувствовали себя недостойными часто приступать к Чаше. Покаянный характер евхаристического богослужения подчеркивался чрезвычайно сильно, и поэтому отошла на второй план радость от встречи с Воскресшим Христом через Причастие Хлебом и Вином. С другой стороны, это объясняется существенной характерной чертой евангелического богослужения, требующего участия в нем всей общины и подчеркивающего священство всех мирян.

Поскольку, согласно евангелическому пониманию богослужения, Евхаристия не может совершаться без участия членов общины, богослужения все чаще стали совершаться без евхаристической части. Ибо Евангелическая Церковь не признает причащения лишь клира. К этому присовокупилась еще одна, сегодня давно ушедшая в прошлое идея, согласно которой прихожане должны были в ходе богослужения как можно шире знакомиться со своей верой, и казалось, что для этого более всего пригодна продолжительная проповедь. Практиковавшаяся на протяжении многих поколений сдержанность по отношению к регулярному принятию Причастия не может быть преодолена внезапно. Ведь многим верующим богослужение с чтением длинной проповеди кажется наиболее привычным для воскресного богослужения.

Со временем в лютеранских церквах стало привычным использование различных подходов к вопросу о частоте совершения Евхаристии. Отдельным церковным приходам, особенно интенсивно занимавшимся темой совершения Евхаристии за богослужением, удалось повлиять на изменение отношения большинства приходов к этому вопросу и люди стали причащаться за каждым воскресным богослужением. В некоторых приходах сложилась практика поочередного проведения богослужений то с проповедью, то с причащением. Иные же общины совершают евхаристическое богослужение лишь один раз в месяц. Такой различный подход к совершению Евхаристии в рамках воскресного богослужения учитывает различную ситуацию в местных общинах. Следовательно, и здесь проявляется большое влияние священства всех мирян.

Представленные здесь на примере евхаристического благочестия расхождения в формах богослужения ни в коей мере не ставят под сомнение принадлежность всех евангелических христиан к Лютеранской Церкви. Явно наблюдаемый разрыв между изложенной в начале теорией богослужения и описанными здесь их многообразными формами Лютеранская Церковь на практике преодолевает, пытаясь осознать причины исторического развития и дать им богословское толкование. Ибо изменение отношения верующих к богослужению не ставит под сомнение правильность основных представлений лютеран о богослужении. Оно лишь побуждает нас подвергнуть критической оценке наш человеческий вклад в порядок проведения богослужений.

Современные изменения в церковной жизни

Несмотря на в общем позитивное развитие, в последние десятилетия прослеживается тенденция к уменьшению числа верующих, регулярно посещающих богослужения. И хотя мы вовсе не сомневаемся в том, что Бог будет хранить верность Своей Церкви до скончания века, все же больно наблюдать, как в церковных зданиях, способных вместить несколько сотен человек, собираются на утренние воскресные богослужения лишь по 20 верующих. Этому падению интереса к обычным, регулярным богослужениям, особенно наглядному в крупных городах, противостоит тот факт, что люди в связи с особыми обстоятельствами опять все больше стали искать утешения в церквах и в богослужениях. Именно в самые последние годы заметен рост посетителей рождественских богослужений. То же можно было наблюдать после террористических актов, произошедших 11 сентября 2001 года в США, когда тысячи людей приходили в церкви на молитвенные собрания.

Ниже с помощью конкретных примеров мы постараемся наглядно представить практику совершения богослужений Лютеранской Церкви. Уже во время Реформации, в XVI столетии, характерным признаком лютеран было пение всей общиной церковных песнопений на немецком языке. Этот обычай сохранился и поныне - песнопения того времени по-прежнему составляют главную часть нашего богослужения. Как правило, пение сопровождается органной музыкой. Многие приходы имеют хоры, вносящие свою лепту в богослужения, в особенности по большим праздникам. Такое хоровое пение сопровождается иногда и другими музыкальными инструментами.

В некоторых церквах регулярно совершаются богослужения, где музыка играет особую роль, где звучит пение и исполняются, к примеру, кантаты (духовные музыкальные произведения для хора и оркестра) Иоганна Себастьяна Баха, отдельные части из мессы Моцарта или отрывки из великих «Страстей» Баха. Правда, такое использование церковной музыки отличается от исполнения полного текста этих произведений, которое, хотя и происходит в церковных помещениях, не носит характера богослужений. Впрочем, и эти музыкальные выступления призваны успокаивать людей и приобщать их к духовным размышлениям.

Хотя богослужение совершается, как правило, рукоположенными пасторами, в определенных случаях ведение отдельных частей богослужения могут брать на себя и члены общины. Для особого богослужения и проповедь может быть подготовлена одним из прихожан. Кроме того, группа прихожан может представить толкование смысла библейского текста, теме которого посвящена проповедь, и делается это в виде вопросов и ответов или путем сценической постановки. В подготовку и совершение богослужений, предназначенных для семей с маленькими детьми, часто привлекаются и родители, и дети.

Там, где богослужения регулярно совершаются вне церковных зданий и приходов, - например, в больницах, домах престарелых или тюрьмах, - характер богослужения в значительной степени определяется местными условиями. Так, воскресное богослужение может совершаться в большой больничной палате с участием 20 человек, 10 из которых лежат в постелях, а остальных доставляют сюда в инвалидных колясках. В доме престарелых, в котором я работала в последние годы, каждое воскресное утро в специально подготовленном для этого парадном зале собиралось до 100 пожилых людей. Богослужение могло продолжаться, однако, не более 45 минут, так как женщины и мужчины преклонного возраста не могли дольше оставаться сосредоточенными и сидеть на одном месте. Совершение Причастия также носило здесь особый характер, поскольку многие были не в состоянии встать с постели и ходить. Поэтому для того, чтобы преподать им Причастие, я сама подходила к сидящим в инвалидных колясках с евхаристическими Дарами, с Чашей и Дискосом.

От воскресных и праздничных богослужений следует отличать значительно более краткие молитвенные богослужения. Их построение не столь строго структурировано, и их принято называть «андахтами». Они включают в себя чтения из Священного Писания, молитвы и песнопения. Во время службы одна группа прихожан предстает перед ликом Божиим для молитв, стенаний, прошений или восхвалений. В некоторых приходах принято заканчивать неделю в пятницу или субботу вечерней. В уже упомянутом доме престарелых каждый понедельник по утрам у пастора собиралось от 10 до 15 человек, дабы начать неделю с получения благословения Божия. Распространены службы, проходящие лишь в определенное время церковного года, например, в страстное или предрождественское время. При этом нередко руководство и организацию службы берут на себя сами прихожане.

Преемственность в изменениях

При изучении истории богослужения прежде всего проступает заложенная в ней и прошедшая сквозь века преемственность, хотя, естественно, заметны и следы влияний, обусловленных временем. Проповеди в наши дни больше не длятся часами, как это было еще в XVII веке, а продолжаются лишь около 20 минут. В XXI веке в ходе богослужения звучат песнопения не только XVI и XVII столетий, но также и современные произведения. В качестве литургического облачения лютеранского духовенства допускается не только черная ряса (талар). В некоторых приходах пасторы одевают на богослужения светлые рясы с цветной епитрахилью. Это дань традициям древней Церкви. Наряду с мужчинами, вот уже более 50 лет в евангелических церквах посвящаются в пресвитеры и женщины, которые также совершают богослужения.

При описании лютеранских форм благочестия бросается в глаза, что на первый план все больше выступают социальные изменения. В XVI веке, когда Лютеранская Церковь возникла, большинство верующих жило в твердо сложившихся семейных структурах. Те люди, у которых не было своей семьи, также принадлежали к какому-нибудь семейному домашнему кругу. В свое время Мартин Лютер исходил из того, что отцы и матери семейств в первую очередь должны нести ответственность за христианский распорядок повседневной жизни в своем доме, В их обязанности входило собирать детей, а также всех работников и домашнюю прислугу на утренние и вечерние молитвы; при этом всегда зачитывался вслух отрывок из Библии. В результате распада многих социальных структур и роста мобильности людей утратил свой смысл образ жизни, сложившийся под влиянием христианства и утвердившийся во многих поколениях.

Общая молитва для благословения трапезы имеет смысл в семьях, где регулярно за столом собирается круг людей, которые, несмотря на жизненную суету, сохраняют минимум спокойствия для того, чтобы до и после еды обратить свой взор на милостивого Бога Творца. Занятия в государственных школах могли начинаться по утрам молитвой или песнопением до тех пор, пока большинство учителей и школьников принадлежало к одному вероисповеданию и разделяло одни и те же христианские убеждения. В настоящее время это сохранилось лишь в частных христианских школах.

Современный стиль благочестия, как мне кажется, в общем характеризуется усиливающейся индивидуализацией, в результате чего параллельно сосуществуют различные формы его проявления. Наряду с ни в коей мере не утратившим свое значение традиционным лютеранским благочестием, лютеране чувствуют себя сегодня значительно более свободными при заимствовании элементов других конфессий, не теряя при этом своего лютеранского лица. Так, есть целый ряд евангелических христиан, регулярно удаляющихся в католические монастыри или евангелические сообщества для того, чтобы несколько дней или недель посвятить интенсивной молитве или обрести новую направленность. Пост, считавшийся долгое время отличительным признаком католических и православных христиан, приобрел удивительно новое значение в Евангелической Церкви, так что многие отдельные лица, семьи или целые общины сознательно практикуют телесное воздержание в недели перед Пасхой и воспринимают это как обогащение своей веры.

Если раньше евангелические христиане воспринимали обычай совершать крестное знамение как характерную особенность католиков и православных, теперь многие из них, особенно благодаря экуменическим встречам, смогли воспринять этот символ. Более того, они даже обнаружили в этом обычае лютеранские корни. Ведь в подготовленном Мартином Лютером чинопоследовании для краткой утренней молитвы утреннее благословение прямо начинается словами: «Встав утром ото сна, ты можешь благословить себя знамением Святого Креста и произнести слова: да будет воля Бога Отца, Сына и Святого Духа. Аминь». Затем следует описание порядка молитв. По аналогии вечернее благословение также начинается с рекомендации совершать крестное знамение.

Священное Писание как основа веры

Говоря об отличительных признаках традиционного лютеранского благочестия, следует прежде всего назвать повышенное внимание к Библии. Перевод древнееврейского и греческого текста Священного Писания на народный язык составлял одну из главных задач Реформации. Поскольку Библии в XVI и XVII столетиях представляли собой ценные, дорогостоящие и крупногабаритные книги, лишь небольшая часть населения, исповедовавшего лютеранство, могла позволить себе их приобретение. Лютер возлагал надежды на то, что в каждом доме будет своя Библия и что люди будут читать ее. Но и это было доступно лишь состоятельным семьям, так как только в них имелись грамотные люди,

В конце XVII века уровень образования возрос, и благодаря новой технике книгопечатания стало возможным издание маленьких и недорогих Библий. Пиетизм был мистическим движением обновления в евангелических церквах, и начиная приблизительно с 1670 года он содействовал распространению Библий и библейских знаний. В это время возникли первые так называемые библейские штунды (часы): мужчины и женщины собирались небольшими группами для того, чтобы вместе читать священные книги и затем обсуждать их, наставляя друг друга в вере. О Священном. Писании и о христианской жизни на его основе они хотели знать больше, чем могли почерпнуть во время воскресных богослужений, в ходе которых читались лишь отдельные фрагменты. Новшеством в этом роде благочестия было то, что христиане стали собираться вместе вне своего семейного круга, как бы в кругу новой духовной семьи. Те из них, кто всерьез хотел стать христианами и жить, насколько это возможно, во всем по слову Священного Писания, - искали себе единомышленников в своей Церкви.

До сегодняшнего дня во многих церковных общинах существуют такие библейские часы или кружки по изучению Библии, в которых, правда, принимают участие в основном пожилые люди. В некоторых приходах удалось наполнить новой жизнью старую модель библейской штунды. Здесь молодые люди встречаются семьями, при этом вместе читают Библию; происходит также обмен мнениями по повседневным проблемам и по вопросам веры. Хотя в начале возникновения библейской штунды в XVII веке инициаторами этого движения были пасторы, которые частично и руководили такими встречами, ныне речь идет главным образом о воплощении в жизнь священнического призвания всех мирян. Каждый в состоянии читать и понимать Библию, каждый может духовно обогатить других собственными размышлениями и молитвами.

Хотя в Лютеранской Церкви по традиции не употреблялись молитвы суточного круга на основе псалмов, Псалтирь все же играет выдающуюся роль в евангелическом благочестии. В особенности 22-й псалом сопутствует многим верующим лютеранам во всех ситуациях их жизни. Псалмы имеют большое значение для лютеран также при утешении умирающих и их близких. Кроме того, все большее распространение получает совместное пение и чтение молитв с псалмами, прежде всего под влиянием импульсов, исходящих с начала XX века от духовных сообществ и объединений Евангелической Церкви.

Подобно псалмам, пожизненными спутниками евангелических христиан являются, благодаря их молитвенному характеру, и песнопения. Наряду со старыми церковными песнопениями, например, написанными Паулем Герхардом, прочное место обрели и новые, используемые как для индивидуального благочестия, так и для общего пения. Одним из излюбленных стало церковное песнопение на стихи Дитриха Бонхёффера, написанные им в 1944 году во время пребывания в тюрьме при нацистском режиме. Бонхёффер, погибший как мученик 9 апреля 1945 года от рук нацистов, написал перед лицом смерти песнь утешения, которая с тех пор глубоко волнует многих людей.

Изданный в 1994 году Сборник евангелических песнопений объединил старое и новое. Он содержит в себе импульсы для формирования практики индивидуального и общего благочестия. Наряду со старыми песнопениями, ставшими любимыми со времен Реформации, в него включены новые тексты и мелодии песнопений, причем сборник в большом количестве содержит песенные сокровища других вероисповеданий, в том числе Православной Церкви. Сборник евангелических песнопений должен побуждать к пению и молитвам, ибо в нем есть обширный раздел с текстами молитв. Во всех лютеранских церквах сборники песнопений лежат наготове для общего пользования прихожан во время богослужений.

Хотя для многих поколений лютеранских христиан Краткий катехизис Лютера с малых лет служил воплощением веры и постоянным спутником (его начинали изучать уже со школьной скамьи), сейчас это изменилось. В данный сборник текстов, подготовленный Мартином Лютером, входят десять заповедей, Апостольский Символ веры, молитва Господня «Отче наш», а также краткие пояснения к Таинствам Святого Крещения и Святого Причастия. Все тексты Лютер сопроводил характерными пояснениями, кратко и четко выделяющими самое существенное в содержании. По представлениям Лютера, каждый крещеный христианин должен был получить благодаря этим знаниям достаточную защиту для того, чтобы справиться со всеми испытаниями христианской жизни. На протяжении столетий этот Катехизис служил основой для обучения школьников и готовящихся к конфирмации, которые учили эти тексты наизусть. Но сегодня молодые люди с трудом воспринимают эти формулировки в качестве спутников своей веры.

Евангелическое благочестие издавна ориентировалось на Священное Писание и стремилось воплотить его максимы в повседневной жизни. Несмотря на изменяющиеся формы благочестия, оно продолжает оставаться критерием того, как лютеранские христиане строят свою жизнь в мире. Новые и грядущие вызовы растущей секуляризации смогут быть преодолены лишь в том случае, если такой взгляд на основы веры и в дальнейшем будет определять наш жизненный строй.

Слышать и видеть друг друга:
Взаимоотношения между Русской Православной Церковью
и Евангелической Церковью в Германии /
Издание Церковного управления Евангелической Церкви в Германии (Ганновер)
и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
 Оригинал - Лейпциг: ООО "Евангелический издательский центр" (EVA), 2003.
С. 234-249