ПечатьE-mail

Церкви говорят НЕТ насилию против женщин. Введение

Церкви говорят "НЕТ" насилию против женщин

Церкви говорят Всемирная Лютеранская Федерация

Отдел миссии и развития

Женщины в Церкви и обществе

Церкви говорят "НЕТ" насилию против женщин

План действий для Церквей

Перевод, корректура: Георгий Голованов, Тамара Н. Таценко, Арина Шепелева

Макет: Stephane Gallay, Олег Соколов

Титульная страница, иллюстрации: Barbara Robra

Оформление: Marie Arnaud Snakkers

Издано: Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии по поручению The Lutheran World Federation

150 route de Ferney

P.O. Box 2100

CH-1211 Geneva 2

Schwitzerland

 

Церкви говорят Всемирная Лютеранская Федерация

Отдел миссии и развития Женщины в Церкви и обществе

Церкви говорят “НЕТ” насилию против женщин

План действий для Церквей

 

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................... 5

БЛАГОДАРНОСТЬ.......................... 6

ВВЕДЕНИЕ.......................... 7

1. НАЗВАТЬ ГРЕХ ПО ИМЕНИ ..........................11

2. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ НАСИЛИЯ НАД ЛИЧНОСТЬЮ ......................15

3. ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВА.......................... 23

3.1. НАСИЛИЕ СО СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР ..........................24

3.2. НАСИЛИЕ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ ТРАДИЦИЯМИ И ОБРЯДАМИ.................28

3.3. ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ.......................... 32

3.4. ПРИНЦИПЫ И ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЙ ЦЕРКВИ.......................... 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................... 47

ПРИЛОЖЕНИЯ.......................... 49

I. Предоставление помощи жертвам.......................... 50

II. В помощь консультантам.......................... 51

III. Солидарность мужчин.......................... 54

IV. Духовное попечительство.......................... 56

V. Заявления предыдущих заседаний Совета ВЛФ по вопросам насилия против женщин .......................... 58

Примечания .......................... 62

 

3

 

4

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Документ "Церкви говорят “НЕТ” насилию против женщин" - результат совместной работы Церквей - членов Всемирной Лютеранской Федерации (ВЛФ) с 1999 по 2001 год. Он возник в ответ на экуменическую декаду "Церкви за солидарность с женщинами" 1988—1998 гг. и был разработан Сектором Женщины в Церкви и обществе Отдела миссии и развития ВЛФ. Различные группы мужчин и женщин всерьез размышляли над темой насилия, предлагали свои пути снижения уровня насилия. Все это вошло в данный документ.

Многие Церкви сообщили нам, что они уже работают над этой проблемой. Некоторые возложили задачу по осмыслению документа на женские группы или создали особые комиссии для оценки того, соответствует ли этот документ их положению дел, актуален ли он для них. Другие вносили исправления, дополнительные статьи и результаты исследований, чтобы сделать текст приемлемым для их региона.

Различные Церкви переводят этот документ на родной язык, чтобы сделать его как можно более доступным для читателей. На региональных и национальных встречах руководители Церквей говорят о своей поддержке документа, признавая существование проблемы и указывая на необходимость ее дальнейшего обсуждения. Другие планируют проекты по повышению самосознания или по созданию кризисных центров для жертв насилия.

Все эти реакции нужны и приветствуются ввиду помощи, которую ВЛФ готова оказывать Церквям в выявлении многообразных форм открытого и завуалированного насилия. Данный документ описывает возможности того, как именно женщины, мужчины и общины верующих могут содействовать в преодолении греха насилия против женщин, который оскорбляет каждого, общины и сам образ Церкви. Чтобы спасать других, нужно излечиться вначале самим.

Брошюра сознательно написана лаконично и приглашает отдельных людей и общины принять участие в обсуждении этой темы. Это вклад ВЛФ в "Декаду по преодолению насилия - Церкви за мир и примирение" 2001-2010 гг. и в "Международную декаду культуры мира и ненасилия ради детей всего мира" ООН 2001-2010 гг.

Когда страдают невинные, страдает Бог. Давайте объединимся для того, чтобы искоренить все формы насилия, ибо это - преступление против Бога и человечества.

Ишмаэль Ноко, Генеральный секретарь

Всемирной Лютеранской Федерации, Женева, декабрь 2001

5

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

Мы благодарим всех мужчин и женщин, которые неустанно выступали за прекращение насилия против женщин и детей. Каждая отдельная инициатива, которая имеет целью действовать во Христе во всех сферах церковной жизни, чтобы поддерживать женщин, заслуживает одобрения.

Мы благодарим многие Церкви, женские и другие группы, откликнувшиеся на наш призыв и обогатившие наше издание, тех, кто использовал его для обсуждения, и тех, кто переводил его, чтобы познакомить с материалом больше читателей.

Прежде всего мы выражаем сочувствие всем женщинам и их детям, которые пытаются преодолеть угнетение и которым - прямо или косвенно - может быть полезен этот документ.

Мы хотели бы выразить нашу глубокую благодарность ученым и практикам, чьи публикации дали нам обширный материал по проблеме насилия, особо стоит упомянуть Памелу Купер-Уайт, Элизабет А. Джонсон и Хисако Кинукава.

Также мы благодарны членам назначенной Советом ВЛФ Особой комиссии, подготовившей документ к печати, и сотрудникам Отдела миссии и развития ВЛФ.

6

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема насилия против женщин не нова и решить ее непросто. Многолетняя работа по всему миру в этой области позволила нам выявить многочисленные отвратительные грани насилия против женщин и установить то, как оно вредит нашей жизни. Всемирная Лютеранская Федерация (ВЛФ) в последние годы занималась этой проблемой на заседаниях Совета и инициировала мероприятия в Церквях - членах ВЛФ и вне их (см. Приложение V). Церкви, первыми приступившие к этой работе, и положили начало всемирным процессам, формирующим сознание и определенные установки. Выработанная на IV Всемирной конференции женщин ООН в 1995 году программа действий и Пекинская декларация назвали насилие против женщин одной из первостепенных задач, требующих безотлагательного решения.

Экуменическая декада "Церкви за солидарность с женщинами" 1988-1998 гг. особо подчеркнула необходимость

"искоренения любых форм насилия (сексуального, религиозного, психологического, структурного, физического, духовного и военного) и романтизации насилия, прежде всего там, где речь идет о жизни и достоинстве женщин. И мы заявляем о своей готовности противостоять всем попыткам оправдания, преуменьшения и извинения насилия. Мы заявляем что насилие в Церкви является грехом против Бога, человечества и всего мира"1.

Откликнувшись на это заявление, направленное Церквям, Совет ВЛФ решил на своем заседании в 1999 г.:

  • "поддержать все Церкви - члены ВЛФ в их обращении к этой болезненной теме во всех формах ее выражения, в любом контексте;
  • просить Сектор Женщины в Церкви и обществе предложить пути содействия Церквям в их работе над данной темой"2.

Сектор Женщины в Церкви и обществе разработал проект документа и предложил его на рассмотрение всем главам Церквей, женщинам, занимающим руководящие посты, семинариям и экуменическим организациям. Целью этого процесса было:

  • в конкретной ситуации поддерживать Церкви в стремлении к тому, чтобы выявлять, как насилие проникает в повседневную жизнь женщин, и не только открыто и явно, но и зачастую скрытым и коварным образом, так что его даже трудно обнаружить и выявить;
  • предложить тему для обсуждения в общинах, группах по интересам, а также на церковных семинарах и в образовательных программах;
  • анализировать любые местные формы проявления насилия, выявлять их и понимать их причины;
  • мобилизовать силы в себе, в Церкви, в группах и объединениях для того, чтобы найти возможность сдерживать насилие и оказывать поддержку жертвам насилия;
  • отразить в документах выработанные в этом процессе положительные стратегии и меры и ознакомить с ними наше сообщество; они могут указать путь тем, кто сталкивается с подобными проблемами;
  • предоставить этот документ в распоряжение общин как всеобъемлющее руководство к действию, чтобы способствовать зарождению нового и развивающегося сообщества мужчин и женщин;
  • представить этот документ как вклад ВЛФ в объявленную Экуменическим советом церквей "Декаду по преодолению насилия" (2001-2010), а также "Декаду за культуру мира и ненасилия ради детей всего мира" (2001-2010) ООН.

Нередко считается, что насилие над женщинами - частное, внутрисемейное дело, которое поэтому нужно решать в этих же рамках. Всемирные исследования в этой области, однако, показали, что речь идет не о личном деле индивидуума, а о глобальной проблеме, от которой страдает множество женщин по всему свету, на севере, юге, западе и востоке, будь то бедные или богатые, образованные или неграмотные, занимающие руководящие посты или поденщицы, из высшего света или с самого дна общества. Насилие не признает границ и угрожает

7

 

женщинам любого возраста. И они взывают к действенным, эффективным мерам. Их призыв о помощи более не должен подавляться или заглушаться в четырех стенах во имя престижа семьи, чести, безопасности или стабильности, ради детей или по каким-либо иным причинам. Ведь насилие над женщинами есть грех.

Пусть кто-то утверждает, что это проблема женщин и они должны ее решать самостоятельно. Именно это и делают некоторые из них: они борются за справедливость путем формирования самосознания, изменения структур и правового регулирования, а также помощи жертвам с момента совершения насилия до преодоления этой ситуации. Но тем самым нескончаемому насилию еще не положен конец. Многие неправительственные организации и органы ООН подчеркивают, что насилие против женщин есть вопрос прав человека и должно рассматриваться именно как таковое. Такой подход обещает большую действенность посредством правового регулирования и политических решений, которые налагают ответственность на правительства. Все же это длительный процесс, поскольку политические принципы в лучшем случае являются декларациями о намерениях и могут толковаться соответствующими исполнительными органами ( юстиция, полиция и т.д.). Те, в свою очередь, сначала должны осознать важность и серьезность проблемы, чтобы эффективно применять соответствующие предписания и законы.

Религия часто используется в качестве инструмента для угнетения женщин. Как выражено в Пекинской декларации, перед верующими людьми стоит задача укрепить освобождающий потенциал религии: "религия, дух, совесть и мировоззрение могут способствовать удовлетворению моральных, этических и духовных потребностей женщин и мужчин и помогать их полнейшему раскрытию в обществе"3. Мы должны воплощать эти слова в жизнь и предпринимать действия по изменению тех теологических воззрений, политических принципов и общественных отношений, которые утверждают обратное. Начать можно, например, с того, что объяснить читателям Библии, что Священное Писание отражает определенные контексты, культуру и время и возникло на их почве и что при толкования Библии нужно учитывать эти реалии, нужно делать на них скидку, чтобы на передний план вышла жизнеутверждающая весть Евангелия. Это чрезвычайно сложная задача, которая может быть неверно истолкована как маловерие. Но, если Церковь хочет разорвать порочный круг насилия и построить новую и действенную общность мужчин и женщин, следует пойти на этот риск.

Без сомнений, насилие - прискорбная реальность, которую ежедневно наблюдают и испытывают на себе множество женщин. Следует констатировать, что для некоторых мужчин насилие над женщинами является щекотливой и болезненной темой. Она заставляет их чувствовать стыд, гнев, неловкость и вину, поскольку они ощущают себя коллективно обвиненными. Некоторые не согласны с тем, что эта тема играет в их жизни хоть сколько-нибудь значимую роль, или отказываются от любых дискуссий. В отдельных случаях они могут по праву сослаться на то, что сами являются отцами, мужьями и братьями. Некоторые, наконец, сами подвергаются насилию со стороны женщин.

Но женщины не должны возлагать ответственность за насилие на одних только мужчин. Женщины сами часто вынуждены из чувства стыда и унижения скрывать или отрицать факты насилия в их жизни. Некоторые стали безразличны и научились смотреть на насилие как на составную часть действительности, из страха перед еще большим насилием или оттого, что не в состоянии уйти из дома. Иногда женщины сами совершают насилие над другими женщинами и мужчинами. Часто говорят: "Для женщин нет страшней врага, чем они сами". Все люди являются частью системы, которая формирует и организует их и требует ото всех следования определенным ролям и линиям поведения, которые приняты как норма с точки зрения религии, культуры, традиций и патриархата. Чтобы положить конец насилию над женщинами и детьми, мужчины и женщины должны вместе бороться против него. Они должны задать вопрос: "Что это значит для меня и как я должен мыслить, вести себя и реагировать, чтобы снизить уровень насилия?" "Как женское движение требует новый образ женщины, свободной, решительной личности, а не жертвы, так необходима и новая концепция мужественности, которая более не будет предполагать господство над женщинами или зависимость от него"4. Также должны быть найдены новые модели поведения для женщин, чтобы они не терпели молча каждое про-

8

 

явление насилия, но поднимали свой голос. Систематический гендерный анализ может помочь понять обусловленные религией, культурой и патриархатом позиции, роли и модели поведения мужчин и женщин и увидеть, как их можно изменить.

Вместо недоверчивого и враждебного противостояния, когда мужчины и женщины отдельно обсуждают эту тему, может сложиться союз, настоящее сотрудничество ради искоренения греха насилия.

Женское движение показало, что "женщинам не всегда удается добиться понимания мужчин, в то время как фундаменталистам это дается значительно легче"5, что негативно влияет на ситуацию, еще больше обостряя проблему.

Необходимость совместной работы женщин и мужчин на основе исцеленного и исцеляющего сообщества "Шалом" делает проблему насилия над женщинами вопросом жизни и, более того, вопросом веры. Для Церкви как сообщества верующих в основании этой задачи лежит утверждение факта, что женщина и мужчина созданы по образу и подобию Бога, что им обоим дарована ответственность и привилегия быть хозяевами всего творения. Солидарность Иисуса с женщинами для Церкви является примером, которому должны следовать все. Излияние Духа Святого на женщин, мужчин и детей является для них знаком и Божьим даром взаимности и равенства. Оно принимается в вере через Крещение и во время Крещения. Наше оправдание благодатью через веру свидетельствует, что здесь никто не может быть отвергнут или унижен из-за предписаний патриархата или иерархии. Поэтому Церковь рассматривает насилие над женщинами как смертный грех, который следует назвать по имени и осудить, потому что он оскорбляет образ Божий в жертве, будь то мужчина или женщина, мальчик или девочка.

"Насилие разрушает не только телесную и душевную целостность потерпевших, но и разрушает человеческий облик тех, кто совершает насилие. Каждый акт насилия над женщинами на территории Церкви оскорбляет тело Христово и нарушает основы сообщества женщин и мужчин"6.

Как сообщество, призванное освободить угнетенных, Церковь обязана содействовать освобождению мужчин и женщин от традиций насилия ради полноты жизни и гармоничного общения. В соответствии со своей пророческой ролью Церковь должна призывать сытых к страху Божьему и утешать обремененных.

Нужны огромная решительность, дисциплина и общественные инициативы для формирования самосознания и ценностных ориентаций, для оказания помощи и налаживания контактов, для предложения жертвам альтернатив. Церковь не может более считать проблемы женщин ее не касающимися или для нее не существенными. Мы, Церковь, как сообщество верующих, должны вместе с мирскими организациями задуматься над вопросом, что толкает человека к насилию, почему женщины не в состоянии вырваться из спирали насилия и как Церковь, инструмент Божий, может положить этому конец. Церковь, будучи влиятельным сообществом, должна так воспитывать мужчин и женщин, чтобы они не только сознавали собственную ценность, но и видели друг в друге образ и подобие Божие.

Церковь как инструмент Божий, несущий надежду и духовные дары, должна дать жертвам надежду и возможность начать новую жизнь, а преступникам - шанс на раскаяние, исправление и перевоспитание. Она также должна обеспечивать то, чтобы новое поколение росло в истинном единении, чтобы оно не только слышало Слово, но и воплощало Евангелие в жизнь. Всемирное лютеранское сообщество имеет прекрасные шансы взять на себя ведущую и динамичную роль в решении этой проблемы.

Одновременно Церковь должна подвергнуть анализу собственные структуры, основы, теологию и практику, чтобы в полной мере уметь исполнять свое призвание как обновленное и свидетельствующее сообщество.

 

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ В ЦЕЛОМ

По всему миру насилие в различных формах сопровождает женщин всю их жизнь. Даже краткий очерк показывает ужасающую и удручающую картину. В детстве девочки могут принуждаться к ранним бракам, подвергнуться сексуальному насилию и женскому обрезанию.

9

 

"В детстве, юности и взрослой жизни женщины подчас лишены образования, здравоохранения, даже нормального питания, свободы передвижения, выбора профессии, работы и супруга. В течение жизни многие женщины вынуждены мириться с незапланированными беременностями, духовным, физическим и сексуальным угнетением со стороны родственников, супругов или мужчин вне семьи, а также становиться жертвами сексуальных домогательств, изнасилований и работорговли.

Семейное насилие, то есть насилие в собственном доме, самая распространенная форма насилия над женщинами. Данные из 35 стран показали, что 25-50% всех женщин подвергались физическому насилию со стороны настоящего или бывшего партнера или супруга. Насилие является основной причиной травм у женщин, некоторые получают их почти ежедневно, случается, что эти травмы приводят к смерти.

Подросшие девочки и молодые женщины становятся жертвами насилия в среднем чаще других. От 40 до 58% всех нападений на сексуальной почве совершаются на девочек до 16 лет, чаще всего родственниками или знакомыми.

Насилие может приводить ко множеству негативных последствий не только для физического самочувствия женщины, но и для ее сексуального здоровья и репродуктивной способности. Стоит упомянуть незапланированные беременности, аборты, воспалительные заболевания, ВИЧ/СПИД и бесплодие. Страх перед домашним насилием часто мешает женщинам принимать противозачаточные средства или просить супруга предохраняться"7.

 

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАСИЛИЕ НАД ЖЕНЩИНАМИ?

"В понятие “насилие над женщинами” входят

различные типы жестокого поведения, которое причиняет или может причинить женщине физический, сексуальный или психологический вред или страдание, включая угрозу такого действия, принуждение или преднамеренное лишение свободы в общественной или частной жизни"8.

"Насилие против женщин - не линейный процесс, который постоянно ухудшается, это и не цикл, который делает виток, принося с собой новый страх. Это как ураган или торнадо, который набирает скорость и при этом увеличивает свою разрушительную мощь, вовлекая человека и тех, кто стоит рядом, в свое движение, закручивая его, истязая, лишая ориентации, смысла существования, а иногда даже самой жизни. Насилие ни в коем случае не составляет единый цикл, который можно было бы изучить и понять, чтобы научиться обращаться с ним, но является комбинацией циклов, сходящихся воедино из различных направлений и охватывающих те структуры и системы, которые определяют нашу жизнь"9.

Данный документ пытается назвать и исследовать открытые и скрытые формы насилия над женщинами. Он посвящен помощи, в которой нуждаются потерпевшие, чтобы преодолеть свое состояние жертв, заново научиться выживать и вернуться к нормальному человеческому бытию. Документ предлагает положительные пути активного противодействия насилию. Не содержа рецептов, этот материал является обращенным ко всем приглашением начать процесс, где этот грех будет назван по имени, пострадавшим откроется возможность обретения полноты жизни и формирования самосознания. В Приложении содержится дополнительный материал, а также информация для пострадавших или тех, кто хочет им помочь.

Итак, начнем процесс с вопроса:

"Есть ли насилие внутри самой Церкви?"

Присцилла Сингх

Руководитель Сектора Женщины в Церкви

и обществе Отдела миссии и развития

Всемирной Лютеранской Федерации

10

 

 


Примечания

1 Klaus Wilkens (Hrsg.), Gemeinsam auf dem Weg. Offizieller Bericht der Achten Vollversammlung des Ökumenischen Rates der Kirchen, Otto Lembeck Verlag, Frankfurt am Main 1999, S. 366

2 LWB-Dokumentation Nr. 44. Die kulturelle Prägekraft des Evangeliums, Genf 1999, S. 175

3 Deutsches Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend (Hrsg.), Dokumentation der Erklärung und Aktionsplattform der Vierten Weltfrauenkonferenz 1995, Abs. 24, S. 17

4 Ruth Finney Hayward, Needed: A New Model of Masculinity to Stop Violence against Girls and Women, United Nations Children’s Fund (UNICEF), Kathmandu Juli 1997

5 Ebd.

6 www.ekd.de/EKD-Texte/2110_1866.html: Gewalt gegen Frauen als Thema der Kirche (Teil II). Vorgelegt im Auftrag des Rates der EKD. Denkschrift der EKD 145,2000, Vorwort

7 Family Care International (Hrsg.), Sexual and Reproductive Health Briefing Cards, New York 2000

8 Deutsches Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend (Hrsg.), a.a.O., Abs. 113, S. 64

9 Priscilla Singh, "Cycles of Violence", in: LWF Women Magazine Nr. 54, LWB-Publikationen, Genf 2001, S. 9