ПечатьE-mail

Церкви говорят НЕТ насилию против женщин. Глава 2: Анализ различных форм насилия над личностью

Церкви говорят "НЕТ" насилию против женщин

Церкви говорят НЕТ насилию против женщин. ГлаЦеркви говорят НЕТ насилию против женщин. Глава 2: Анализ различных форм насилия над личностьюЦеркви говорят НЕТ насилию против женщин. Глава 2: Анализ различных форм насилия над личностьюва 1: Назвать грех по имени

Прежде чем помогать пережившим насилие женщинам, важно понять различные параметры насилия. Насилие над личностью нередко считается частным делом. Реальность доказывает, что к нему следует относиться по-другому. Вместе с телом и психикой женщины страдает ее душа. Когда пострадавшие женщины ищут выход, совет или утешение у душепопечителей или в церковных организациях, они часто получают недостаточную или неэффективную помощь, чувствуют себя брошенными, преданными и испытывают ярость. Тогда они задают вопрос: "Где же Бог в моем горе и для чего же существует Церковь?"

Насилие над личностью сказывается не только на женщинах, которые его испытывают, но и на их близких. Женщины часто несут тройную нагрузку: они работают, ведут хозяйство и воспитывают детей. Эти обязанности часто сопровождаются недостатком питания и сна, отсутствием медицинской помощи, что ведет к полному истощению. А если мужья к тому же еще и срывают на этих женщинах свою агрессию, то их жизнь становится совершенно невыносимой. Явные формы насилия над личностью - это причинение телесных повреждений и сексуальное насилие. Эмоциональное и психическое насилие, однако, может причинять столько же, если не больше вреда, а его последствия будут сказываться долго.

Виды насилия

1. Телесные повреждения

Нанесение повреждений в любой форме, которые оставляют на теле синяки или опухоли, например удары рукой или предметом, ожоги от сигарет, удары ногами, принудительная стерилизация и аборт, женское обрезание и т.д.

2. Сексуальное насилие

Церкви говорят НЕТ насилию против женщин. Глава 2: Анализ различных форм насилия над личностьюЛюбое действие, которое совершается с целью принуждения человека к сексуальному удовлетворению другого человека, является сексуальным насилием. При этом речь может идти о человеке, который зависит от преступника. Это относится к таким физическим контактам, как изнасилование, инцест, превышение власти и домогательство коллег или начальства в форме касаний, поглаживаний, поцелуев, ласк, половых контактов или любых действий, унижающих женщину или ребенка, ради сексуальной стимуляции преступника. Сексуальное насилие может происходить и без прямого контакта, а именно посредством назойливых взглядов, непристойных или двусмысленных высказываний, через принуждение женщин смотреть порнографическую продукцию или выступать объектом порнографических действий, через непристойные или анонимные телефонные звонки, преследования и т.д.

3. Насилие над чувствами и психикой

Чтобы быть личностью, членом общества и вести исполненную смысла жизнь, люди нуждаются в общении. Эта потребность заставляет людей стремиться к отношениям с другими, вступать в них и поддерживать их. Но когда женщины становятся объектом или ими манипулируют, повергая в ситуацию беспомощности, это называется эксплуатацией их естественной потребности и злоупотреблением ею. Такое злоупотребление может принимать следующие формы:

Игнорирование: поведение, которое дает понять, будто женщина не существует, - часто выражается посредством языка жестов, когда, например, на совещаниях не замечаются предложения и проекты женщин.

Отвержение: выражается желание, чтобы женщины не было, например: "Лучше бы ты не была моей женой / подругой".

Изоляция: жертвам отказывают в поддержке других людей или контактах с ними. В некоторых браках препятствуют контактам молодых жен с их любящими семьями, и они должны довольствоваться жизнью в неласковой семье мужа, от них утаивают информацию о родительской семье, держат взаперти или ограничивают свободу передвижения.

16

 

Колесо власти и силы

17

 

Спираль насилия

18

 

Критика: насмешки, придирки, оскорбления, издевательства, ругань и унижения прилюдно или наедине.

Угрозы: причинить боль или бросить, причинить вред дорогим людям, например детям, другим членам семьи или даже домашним животным.

Криминализация: вовлечение женщины в противоправные действия, например в проституцию или торговлю наркотиками.

Возложение вины на жертву ("вторичная виктимизация"): на женщину возлагают ответственность за причиненное ей страдание, например упрекают вдову, что она была косвенной причиной смерти мужа, так как она мало молилась, плохо заботилась о своем муже или была "дурным знаком", приведшим к смерти. Точно так же жертвам ставят в упрек, что вина за преступление лежит на них самих или что они спровоцировали его одеждой, своим присутствием в неположенном месте, недостаточным сопротивлением и криками о помощи. Сюда же относятся случаи, когда жертва позорится или вынуждается идти замуж за насильника. Многие женщины якобы способствуют новым актам насилия, бессознательно провоцируя партнера на насилие, которое он уже совершал в прошлом.

4. Власть и контроль/господство

Отношения между мужчиной и женщиной могут дарить им обоим глубокие переживания, если они строятся на взаимности, уважении, откровенности и любви. Однако так бывает не всегда. Некоторые мужчины, настроенные на то, чтобы брать контроль в свои руки, склонны к таким действиям, как запугивание, изолирование и злоупотребление эмоциями. Если сразу же не вмешаться в этот процесс, он может перерасти в физическое насилие. Уже словесное оскорбление может нанести большой вред. Оно ведет к потере чувства собственного достоинства, а также к сомнениям в своей способности справляться с проблемами. Дальнейшая критика изматывает и создает искусственную зависимость от нападающего. Некоторые методы контроля над женщинами показаны в диаграмме "Власть - Контроль - Господство".

5. Спираль домашнего насилия

Ленора Уолкер, ведущий психолог и адвокат пострадавших женщин, исходит из того, что в отношениях, в которых царит насилие, обычно наличествует несколько фаз:

"фаза, в которой напряженность нарастает и женщина чувствует, что “стоит на зыбкой почве”, и предпринимает различные шаги, чтобы избежать или отсрочить насилие; острая фаза, в которой пострадавшей в период от двух до 24 часов (в некоторых случаях это может длиться до одной недели) наносятся значительные повреждения. И, наконец, неверная фаза покоя, дружелюбия, раскаяния и нежности. Иногда ее определяют как “медовый месяц” для пострадавшей женщины, но это, конечно же, не так. В лучшем случае это сомнительная возможность перевести дух в ситуации принуждения, угроз, ограничений и побоев. Цикл повторяется по спирали, со все более длительными фазами нарастания напряжения, растущей опасностью в фазе насилия и укорачивающимися фазами покоя"13.

Нередко его называют "циклом любви, надежды, страха".

В процессе развития этой спирали меняется и реакция женщины. В фазе насилия она может, например, прервать свое молчание и кому-нибудь довериться. А когда наступает фаза покоя, она говорит себе, что отношения между ней и партнером улучшились и повода для беспокойства нет. Насильник признает свою вину и просит прощения. Прощение грехов со стороны женщины, а также раскаяние партнера являются частью спирали насилия. Такая поспешная реакция жертвы и преступника - не основание для облегчения, а повод для опасений. Мэри Форчен видит четкое "различие между этой поверхностной процедурой и истинным, полным и окончательным раскаянием, которое знаменует полную перемену в жизни и поведении"14.

Если пострадавшая женщина хочет прервать отношения, то фаза покоя подходит для этого лучше всего. Но

19

 

именно в этот период наименее вероятно, что она примет такое решение. Любая попытка развода может обострить положение. Муж, возможно, попытается давить на чувства, станет утверждать, что не вынесет, если она уйдет, или будет грозить местью, если она бросит его, поскольку он считает женщину своей собственностью, которой он владеет, и воспринимает ее уход как тяжкое оскорбление.

В период покоя женщина верит, что ее любовь изменит мужа, если она будет заботливой и доверчивой. Поэтому она решает остаться. Женщина, которая уже вложила в отношения много времени и энергии, падает духом от перспективы начинать все заново, особенно если у нее есть дети и ей дали понять, что она никому не нужна. Быть может, она склонна видеть "хорошее" в своем супруге, за которого вышла замуж или с которым она живет, и не идентифицирует его с тем, кто ее бьет. Она может считать насилие болезнью, от которой он страдает и от которой она может его вылечить. Если она христианка, она может прийти к мысли, что должна простить грехи и подставить другую щеку.

"Теология креста усиливает также идею жертвенного страдания. Да и модель служения способствует этому. Это в высшей степени затрудняет освобождение из спирали домашнего насилия"15.

6. Воздействие домашнего насилия на детей

Дети, которые видят насилие дома, страдают от него в той же мере, что и женщины, на которых оно направлено. Возможно, они приучаются воспринимать эту ситуацию как нормальную. Для мальчиков силен соблазн подражать агрессивному отцу и применять насилие как средство разрешения конфликтов и насаждения своей воли. Девочки привыкают принимать побои как часть жизни женщины. Так они приравнивают любовь к насилию и склонны искать потенциальных партнеров среди агрессивных мужчин. Таким образом возникает продолжение традиции насилия.

"Дети пострадавших матерей в шесть раз больше подвержены риску самоубийства и в два раза больше - риску употребления алкоголя и наркотиков. Более половины пострадавших матерей бьют своих детей. 50% бездомных женщин и детей убежали из дома из-за насилия"16.

По тревожным результатам исследований в Соединенных Штатах Америки, 100% серийных убийц либо сами были жертвами физического насилия, либо наблюдали его. Насилие, отмеченное в истории семьи, является одним из самых главных факторов преступлений среди молодежи. Все это подтверждает, что циклы насилия могут порождать сами себя, распространяться и множиться через детей и увеличивать проявления агрессии.

20

 

Возможные конструктивные меры

  • Создание убежищ для женщин в сотрудничестве с общинами и специализированными негосударственными организациями, возложение на себя обязанностей поддерживать убежища.
  • Проведение специального тренинга для юристов, медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающего уважительное отношение к жертве и ее право добиваться справедливости и реабилитации.
  • Открытие "горячей линии" для сбора информации о случаях насилия и борьбы с ними.
  • Создание правил и инструкций для духовенства и мирян, на основании которых устанавливаются строгие дисциплинарные взыскания для нарушителей.
  • Обеспечение средств на обучение как мирян, так и ординированных женщин и мужчин для работы консультантами.
  • Проведение мероприятий для ознакомления женщин с:

- психологическим процессом, который они, возможно, переживают (поиск оправданий преступнику, отказ от обвинений или возвращение в положение жертвы );

- возможными альтернативными решениями проблемы с помощью связей солидарности;

- стратегиями поведения, которые смогут помочь им правильно изложить свою ситуацию в органах юстиции.

Дополнительный материал

Federation of Namibian Women (Hrsg.), Woman and Rape, verfasst in Zusammenarbeit mit Women’s Solidarity und der Law Society of Namibia, Windhoek 1992

- Что можно сделать, чтобы защитить себя? Приложение I А.

- Что делать, когда женщина рассказывает о своем горе? Приложение II D.

21

 


12a Duluth Domestic Abuse Intervention Project, 206 West Fourth St., Duluth, Minnesota 55806, USA

12b Abbildung 5.4 aus: Pamela Cooper-White, The Cry of Tamar. Violence Against Women and the Church’s Response, Fortress Press, Minneapolis 1995, S. 107

13 Ebd., S. 106

14 Mary Fortune, Keeping the Faith: Questions and Answers for the Abused Woman. Harper & Row, San Francisco 1987

15 Priscilla Singh, a.a.O., S. 14

16 Elisabeth Schüssler Fiorenza, "Ties that Bind. Domestic Violence against Women", in: Mary John Mananzan, Mercy Amba Oduyoye, Elsa Tamez, J. Shannon Clarkson, Mary C. Grey und Letty Russell (Hrsg.), Women Resisting Violence: Spirituality for Life, Orbis Books, New York 1996, S. 39