ПечатьE-mail

Избегайте учений человеческих

Богословие

Мартин Лютер1522

ПРЕДИСЛОВИЕ

По возвращении в Виттенберг, 24 марта 1522 года Лютер написал Георгу Спалатину173 о том, что решил посвятить небольшую книжку de traditionibus hominum своему доброму хозяину в Вартбурге, Хансу фон Берлепшу (Berlepsch), с которым Лютер много и вдумчиво беседовал на эту тему. Такой жест стал бы знаком подлинной благодарности за месяцы гостеприимства. Но поскольку у него не было уверенности относительно разумности разглашения места своего «пленения», Лютер заявил о своей готовности посвятить книгу кому-либо другому, если Спалатин посоветовал бы ему сохранить это имя в тайне. Тогда Лютер еще непосредственно не приступил к написанию этого произведения. Позднее, в мае, он сообщал, что напряженно работает над обещанной декларацией.174 К 29 мая этот текст был отпечатан в типографии Никкеля Ширленца (Schirlenz) в Виттенберге и отослан Спалатину для того, чтобы он отправил его дальше, как планировалось.175 Вместо посвящения Берлепшу, трактат «Избегайте учений человеческих» был адресован читателю вообще, в надежде на то, что Бог дарует благодать и понимание всем людям, читающим это произведение.

В десяти разделах Лютер представил толкование избранных библейских текстов из Книги Второзаконие, Исаии и Пророков, из слов Христа, Павла и Петра, дабы утешить и утвердить совесть, смущенную множеством монашеских правил, касающихся еды, питья, одежды, дней, мест, воздержания, и т.д. Человеческие учения, утверждал Лютер, имеют власть лишь во внешних делах, но в основных решениях жизни христианину следует полагаться только на Слово Божие.

Хотя трактат был завершен, через некоторое время он получил яркое дополнение, вызвавшее международный резонанс. На свои прежние слова о системе Таинств в трактате «О вавилонском пленении Церкви» (1520)176 Лютер получил от короля Англии Генриха VIII язвительное опровержение, в котором тот защищал семь Таинств. Это произведение, озаглавленное "Assertio Septem Sacramentorum", исходило либо непосредственно от Генриха, который когда-то готовился в священнослужители, либо было написано от его имени Джоном Фишером, епископом Рочестерским.177 В любом случае, после его торжественной представления Льву X в Риме, папа буллою от 11 октября 1521 года пожаловал Генриху титул «Защитника веры». Менее года спустя ответ Лютера «Генриху Лжецу»178 был опубликован на латинском и немецком языках.179 В последнем Лютер ссылался на свое эссе об «Учениях человеческих», заявив: «Бог мне не лжет. Все люди - лжецы. И все святые отцы, когда они говорят вне Писания, тоже могут заблуждаться, как и любой другой человек. Но как следует избегать учений человеческих я уже убедительно показал в отдельной книжке».180

Этим дело не ограничилось. Проповедь Лютера на восьмое воскресенье после Троицы (10 августа 1522 года) по тексту Мф. 7:15, «Берегитесь лжепророков!»,181 повторила некоторые из основных положений трактата об «Учениях человеческих». В этой проповеди Лютер упомянул цитату из Августина, которая была одним из основных аргументов в "Assertio" Генриха. Согласно вольному лютеровскому пересказу, Августин утверждал: «Я не поверил бы Евангелию, если бы не был движим великими авторитетами христианского мира».182 Ощущая, что для истолкования этого утверждения недостаточно гомилетического комментария - он уже дал

 

173 Письмо смотрите в Wilhelm M.L. de Wette, Dr. Martin Luthers Briefe (Berlin: Reimer, 1826), II, 158-159.

174 Письмо Спалатину от 20 мая 1522 года, Ibid., стр. 198.

175 Письмо Спалатину, Ibid., стр. 172. О дате этого письма сравните WA 10 (II), 61.

176 LW 36, 3-126.

177 WA 6, 494-495.

178 Wa 10(11), 262, 1. 3.

179 Хотя трактат Contra Henricum Regem Angliae и был написан в исправленном виде около середины июля, он не публиковался до конца сентября 1522 года. WA 10 (II), (175), 180-222. Antwort deutsch auf König Heinrich Buch, хотя и начато после латинской версии, завершено до нее и опубликовано около 1 августа 1522 года. WA 10 (II), 227-262.

180 WA 10 (II), 239.

181 WA 10 (III), 257-258.

182 WA 10 (II), 260.

73

 

его в своем латинском ответе Генриху, который еще не был опубликован - Лютер подготовил отдельный трактат на немецком языке, проясняющий данный вопрос подробно. Он получил название: «Ответы на тексты, приводимые в защиту человеческих учений», и в добавление к цитате из Августина рассматривал слова Христовы в Лк. 10:16 иМф. 23:2-3.

Точная дата публикации неизвестна, но «Ответы» были напечатаны Иоганном Грюненбергом в Виттенберге. Ширленц впервые добавил их в качестве приложения к первоначальному изданию трактата об «Учениях человеческих». Однако уже в 1522 году Грюненберг выпустил полное издание из двух частей, носящее двойной заголовок.183

В оригинале произведение носит название "Von Menschenlehre zu meiden, und Antwort auf Sprüche, so mam führet, Menschenlehre zu stärken" (1522). Текст воспроизведен с примечаниями в WA 10 (II), 72-92.

 

183 WA 10 (II), 62-64.

74

 

ИЗБЕГАЙТЕ УЧЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

Иисус

Всем слушающим или читающим эту книжку пусть дарует Бог благодать и разумение. Аминь.

Я, Мартин Лютер, издал эту книжку для утешения и спасения тех бедных душ, которые находятся в мужских и женских монастырях в плену у созданных людьми законов, чтобы они могли вооружиться и укрепиться через Слово Божие, и таким образом сохранять стойкость среди смертных мук и прочих испытаний. Но в то же время я здесь замечаю дерзких и непослушных людей, христианство которых выражается лишь в том, что они могут есть мясо, яйца и молоко,184 избегать исповеди, разрушать изображения и так далее, и здесь я не собираюсь служить им. Ибо я признаю их подобными неблагодарным людям, осквернившим стан Израильский [Втор. 23:12-13], пренебрегшим порядком, согласно которому каждый, ходивший по нужде, должен был выйти за стан и укрыть испражнения землей. Так мы вынуждены терпеть этих грязных удодов185 в нашем гнезде, до тех пор пока Бог когда-нибудь не научит их хорошим манерам.

Я хотел бы проповедовать эту христианскую свободу лишь бедным, смиренным и плененным душам, дабы повсюду, где находятся бедные дети, монахини или монахи, желающие бежать из этого плена, они могли бы наставить свою совесть о том, как возможно совершить это с Божия одобрения и безопасно, и как они могут использовать сию свободу надлежащим и христианским способом. Для сего пусть дарует Бог Свою благодать. Аминь.

 

Библейские основания для отказа от учений человеческих

 

I

Моисей сказал в Книге Второзаконие 4[:2]: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того».

Но кто-то может возразить, что Моисей здесь сказал только о своем собственном слове, ибо помимо книг Моисеевых было добавлено множество пророческих книг, а также весь Новый Завет. Я отвечу: Однако не добавлено ничего нового, ибо содержащееся в книгах Моисеевых присутствует также и в прочих. В этих книгах хотя и использованы иные слова и повествования, не содержится ничего, кроме иллюстраций того, каким образом соблюдалось или не соблюдалось слово Моисеево. На протяжении их всех есть одно и то же учение и одно и то же мышление. И здесь мы можем потребовать от них показать нам хотя бы одно обетование во всех книгах за пределами Моисеевых, которое не присутствовало уже в книгах Моисеевых. Ибо несомненно, все Писание указывает на одного лишь Христа. И действительно, в Евангелии от Иоанна 5[:46] Христос указал: «Моисей писал обо Мне». Потому всё присутствующее в других книгах уже представлено в книгах Моисеевых как в основном источнике.

 

II

Книга Исаии 29[:13], которую наш Господь процитировал в Евангелии от Матфея 15[:8], гласит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

Обратите внимание на это слово Христово. Он называет тщетным почитание Бога согласно учениям человеческим. Христос - не пьяница и не глупец. И нам следует основываться исключительно на Его Слове, а не на [словах] всех ангелов и творений.

 

184 Папа Григорий I (590-604) заложил основы правил воздержания в период поста: «Мы воздерживаемся от мяса и от всего, что произошло от плоти, как, например, молока, сыра и яиц». Herbert Thurson, Lent and Holy Week (London: Longmans, Green, 1914), стр. 44.

185 Эти красивые птицы, поедавшие отбросы, были объявлены нечистыми и не употреблялись в пищу, согласно Лев. 11:19 и Втор. 14:18.

75

 

III

Тот же Христос, в том же Евангелии от Матфея 15[:11], объявил: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».

Это суждение следует твердо усвоить, ибо оно властно и решительно ниспровергает всякие учения и обычаи, устанавливающие различия в пище. Оно освобождает всякую совесть от всех законов, касающихся пищи и питья. Посему позволительно вкушать молоко, масло, яйца, сыр и мясо во всякий день, будь то воскресенье или пятница, Великий пост или Адвент. И никому не следует платить для этого «масляные деньги» или покупать грамоты.186 Ибо слово сие остается твердым и верным: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека».

Отсюда следует, во-первых, что ложно утверждение, будто Св. Петр установил постные дни, и якобы Церковь заповедует под угрозою смертного греха воздерживаться от яиц, масла, молока и мяса в постные дни. Ибо ни Св. Петр, ни Церковь не предписывают и не проповедуют ничего противоречащего Христу. А если бы они так поступали, нам не следовало бы повиноваться им. И дело не в порочности такого воздержания. Но порочно создание требований или правило из чего-либо, по существу являющегося свободным, и утверждать, будто что-либо скверно и греховно, тогда как Сам Христос сказал, что это не греховно и не скверно.

Во-вторых, отсюда следует, что продажа папою грамот и предоставление разрешений на вкушение масла, мяса и так далее - это сущее диавольское мошенничество. Ибо в данном изречении Христос уже разрешил сие, сделав свободным предметом.

В-третьих, заблуждением и ложью является утверждение, будто золотые посты,187 посты в наказание188 и посты накануне дней памяти Апостолов и святых следует соблюдать под угрозой совершения греха, как церковную заповедь. Всем [утверждениям] подобного рода противостоит указание Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека». Напротив, пост навсегда должен стать свободным и добровольным, как в выборе дней, так и в выборе пищи.

В-четвертых, ордены Св. Бенедикта,189 Св. Бернарда,190 картезианский191 и все прочие противостоят Христу, воздерживаясь от мяса и тому подобного в силу необходимости и заповеди, будто невоздержание является грехом. Ибо их правила явно противоречат сказанному Христом: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека». То есть для них Христос должен быть лжецом, говоря: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека».

Итак вы видите, что одним этим высказыванием Христа решительно осуждены все [монашеские] ордены и их «религиозные установления». И если входящее в уста не оскверняет, насколько меньше оскверняет надеваемое на тело, будь то сутана, куртка, рубашка, штаны, ботинки или плащ, будь то зеленое, желтое, синее, красное, белое, пестрое или какое бы то ни было? То же справедливо в отношении мест, будь то церкви, кельи, дома или комнаты внутри них.

Отсюда следует, что всякий, полагающий для монаха за грех отказ от облачения своего ордена, всякий, не признающий это свободным делом, также выставляет Христа лжецом. Ибо он объявляет грехом то, что

 

186 Можно было купить индульгенции, позволявшие внесезонное употребление масла, и т.д.. Такие разрешения (Butterbriefe), «выдаваемые при условии пожертвования небольшой суммы на определенную цель, были излюбленным способом сбора денег... Одна из башен Руанского собора... известная в народе под названием «масляной башни» (tour de beurre), была построена на средства, собранные в обмен на предоставление разрешений вкушать масло во время Поста. В 1489 году Папа Иннокентий VIII дал для этого особые полномочия тогдашнему епископу Руанскому». Thurston, op. cit., стр. 45.

187 Золотые посты - по три постных дня, соблюдаемых в каждое из четырех времен года, назывались «золотыми постами», возможно потому, что в эти дни собирались ренты. РЕ 2, 433, n. 1. St. L. 19, 601, n. 4.

188 Banfasten - посты, объявляемые соборами или епископами через постановления или грамоты о наказании (banum edict poenale) по особым случаям или с особой целью. Joseph Hergenröther, Franz Kaulen, Kirchenlexicon (Freiburg im Breisgau: Herder, 1886), IV, 1273 (статья "Fastenzeiten"). Сравните описание происхождения и способа поста, вплоть до восемнадцатого века ежегодно соблюдаемого в Майнце во второе воскресенье после Пасхи и в девятнадцатое воскресенье после Троицы - Du Cange, Glosarium mediae et infimae latinitatis, III, 755 (статья "Jejunium Bannitum").

189 Бенедикт Нурсийский (ок. 480 - ок. 550), «патриарх западного монашества», удалился от нравственно распущенного современного ему общества (в конце столетия, ознаменованного падением Рима,) и стал вождем развивавшегося монашеского движения. Оставил после себя общину в Монте Кассино, на полпути между Римом и Неаполем, ставшую центром бенедиктинского ордена. Главы 39-41 его знаменитого «Правила» устанавливают пищевые ограничения.

190 Бернард Клервоский (1090-1153) - наиболее известный лидер строгого цистерцианского ордена, основанного Робертом из Молесме в 1098 году. Этот орден самым строгим образом придерживался бенедиктинского «Правила».

191 Картезианский орден был основан Св. Бруно Кельнским в 1084 году. В 1133 году разработал собственное «Правило», сочетавшее строгость бенедиктинцев с отшельническим аскетизмом.

76

 

Христос освободил от греха. Он говорит: «Да!» - там где Христос сказал: «Нет!» Кто же тогда такие эти монахи, если не люди, заявляющие прямо в лицо Христу: «Ты лжешь. В том, что Ты признаешь безгрешным, присутствует грех».

Им не помогут цитаты из Св. Бернарда, Св. Григория,192 Св. Франциска193 и прочих святых.194 Мы должны принимать сказанное Христом. Его одного Отец сделал нашим Учителем, провозгласив на горе Преображения, согласно Евангелию от Матфея 17[:5]: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Он не сказал: «Слушайте Бернарда, Григория», и т.д., но повелел слушать Его, Его, Его, Своего Возлюбленного Сына. Кто знает, насколько святые согрешили или оказались правы в этом деле? Совершаемое ими делалось не вынужденно и не согласно повелению. Если же они совершали это вынужденно и согласно повелению, то они заблуждались. И нам не следует оставлять Христа, чтобы следовать за ними.

Все это подтверждается тем же текстом Евангелия от Матфея 15 [11, 18-20], в котором Христос продолжил: «То, что выходит из уст, оскверняет человека. Исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека».

Здесь мы должны спросить: Если греховно и нечисто лишь то, что исходит из сердца, на что решительно указал Христос, как тогда масло, молоко, яйца или сыр могут осквернять? Ведь они исходят не из уст и не из сердца, но из чрева коров и кур. Кто когда-либо видел, чтобы мясо, тонзуры, сутаны, монастыри или власяницы исходили из человеческих уст? Тогда, должно быть, грешат коровы, давая молоко и масло, принося телят!

Посему все монашеские и человеческие правила относительно пищи, одежды, мест и всех внешних вещей являются не только богохульством, ложью и обманом, но также сущей глупостью и обезьяньим делом. Конечно же, человек может иметь неумеренную страсть к обжорству или франтовству. Но это исходит из сердца, и так же может осуществляться в отношении рыбы и серой домотканой холстины, как и в отношении мяса и красного бархата. Короче говоря, Христос не солгал, объявив: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».

Если же верно, что неисполнение заповедей человеческих не является греховным или аморальным, то их исполнение и соблюдение, в свою очередь, не является необходимым, чистым или достойным награды, поскольку чисто и достойно награды лишь то, что диаметрально противоположно греховному и нечистому. Посему в монашеской жизни как таковой нет ничего чистого или достойного награды. Именно это и имел в виду Господь Христос, когда в Евангелии от Матфея 15[:9] сказал: «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Почему «тщетно»? Потому что пренебрежение этими установлениями не греховно, а в соблюдении их нет заслуги, но как то, так и другое - свободное дело. Посему они обманывают самих себя, приписывая заслуги там, где нет никаких заслуг, и боясь согрешить там, где нет греха. Как гласит Псалом 13 [:5]: «Там убоятся они страха, где нет страха».195

 

IV

В 1 Послании к Тимофею 4[:1-7] Св. Павел сказал: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся».

 

192 Григорий I, епископ Римский (590-604), первый монах, ставший папой. Много сделал для введения Бенедиктинского «Правила» в монастырскую жизнь.

193 Франциск Ассизский (1181 [82?]-1226), мистик и духовный гений Высокого Средневековья, основал орден Меньших Братьев, или Миноритов.

194 Традиционное обоснование, содержащееся в «Правиле», глава 5, заключается в утверждении, что к повелениям начальствующих следует относиться, как к божественной заповеди, повинуясь им, «ибо повиновение, оказываемое начальствующим, оказано Богу».

195 Вульгата.

77

 

О как эти слова изобличают и сокрушают все дела, учения и установления человеческие! Во-первых, если они хвалятся, что их установления исходят от папы и от святых отцов, каким будет суд Христов? Разве Он не скажет: Павел, Мой Апостол, является Моим избранным орудием, как засвидетельствовал Лука в Книге Деяний 9[:15], почему же вы не признали за его словом большей власти, нежели за словом папы и отцов, при том что вы не знаете, чьими орудиями они являются? Как они выстоят против этого?

Затем мы спросим их, разве масло, яйца, мясо молоко и всякие яства, которых они избегают в постные дни и в своих [монашеских] орденах, не были сотворены Богом и не являются благими творениями Божиими? Посему верно, что они - те люди, о которых Павел сказал, что они запрещают пищу, которую Бог сотворил и даровал верующим на пользу, а кроме того, они запрещают супружество. То есть они не могут уклониться от того, что этот фрагмент соответствует им и указывает на них. Давайте же рассмотрим, что утверждал о них Павел и как он обличал их.

1. Они отступили от веры. Ибо не стали бы вводить такие учения и дела, если бы тем самым не думали обрести праведность и спастись. Но такое мнение само по себе является верным признаком их отпадения от веры. Как неоднократно было сказано, одна лишь вера может достичь того, что они ожидают совершить делами.

2. Они внимают духам заблуждения. Апостол сказал не «заблуждающимся людям», но «духам обольстителям». Именно они проповедуют духовность, называют себя духовными и утверждают, будто они от Духа и в Духе. Но, будучи лишены веры, они не могут не заблуждаться в духовных делах. Итак здесь перед нами закономерная последовательность - они отступили от веры и последовали за духовным заблуждением.

3. Их учения Павел назвал «учениями бесовскими». Это также обязательно появляется там, где нет веры и истинного Духа. Там диавол предает их духу обольстителю и направляет их дальше через цветистые учения и дела, побуждая их воображать, будто они стали полностью духовными. Однако, поскольку это учение происходит не из Писания, оно не может быть учением никого, кроме сатаны.

4. Они - лжецы. Ибо цитируют Святое Писание и изречения отцов, время от времени также связывая их со своими учениями, и мы видим, что они поступают так непрерывно. Но это лживо и бесчестно, поскольку Писание им полностью противоречит.

5. Они - отъявленные лицемеры. Это истинно и не нуждается в комментариях. Ибо вся их жизнь - это лишь притворство и показуха во внешних вопросах пищи и одежды.

6. Их совесть сожжена. То есть их совесть повреждена. Ибо, как сказано выше, там где нет ни греха, ни затруднений для совести, они превращают все во грех и затруднение для совести. Это такое же повреждение, как шрам или ожог на теле.

7. Они препятствуют супружеству. Они делают это, создавая сословия, в которых не должно быть супружества, как это имеет место среди священников и монахов. Посему вот суд Божий над такими учениями и состояниями - это бесовские учения, ошибочные учения, ложные учения, вероломные учения, лицемерные учения. Боже, помоги нам! Кто захочет пребывать в них, когда Сам Бог вынес им такой приговор? Что пользы, если ты принесешь тысячу обетов и клятв на основании таких учений? Воистину, чем строже обет, тем более он непрочен, поскольку принесен против Бога, согласно бесовским учениям.

Тем не менее, посмотрите сколь хитро они изворачиваются, отпихивая эти слова от самих себя. Они заявляют, будто сказанное относится не к ним а к последователям Татиана,196 к еретикам, осуждавшим брак как таковой. Однако Павел сказал это не об осуждающих супружество, но о людях, лицемерно запрещающих его, желая быть духовными. Допустим, однако, что Павел здесь выступил против татианистов. Но если папа поступает также, как татианисты, почему слова Павла также не относятся и к нему? Этот текст обращен против запрещающих брак, будь то татианисты или папа. Слова Павла осуждают деяние, независимо от того, кто его совершает. Всякий, запрещающий супружество, является учеником и апостолом диавола, о чем ясно

 

196 Татиан (Тациан) — христианский писатель-апологет II в. по Р. Хр., младший современник и ученик Иустина, родом из Ассирии. Выдающийся христианский апологет и ученик Иустина Мученика, позднее в жизни он обратился к еретическим крайностям аскетизма. Очевидно основывая свои взгляды на брак на 1 Кор. 7:5, Татиан приписывал установление брака и весь закон Ветхого Завета дьяволу. Историк церкви Евсевий утверждал, что Татиан был основателем секты, известной под названием энкратитов или воздержников. Евсевий, «Церковная история», IV, 28-29. Современные историки видят в энкратизме аскетическое движение в ранней церкви, отвергавшее употребление вина и мяса и осуждавшее брак как блудодеяние. Так Адольф Гарнак мог написать, что Татиан «связался с энкратитами», Adolf Harnack, History of Dogma (Boston: Little, Brown, 1902), I, 238, n. 3. Смотрите: Hauck (ed.), Realencyclopädie für protestantische Theologie und Kirche, XIX, 386-394, о Татиане; и V, 392-393, об энкратитах.

78

 

свидетельствуют эти слова. И поскольку папа это делает, он должен быть учеником диавола, как и все приверженцы папы. А иначе - Св. Павел лжет.

8. Они запрещают пищу, которую сотворил Бог. Здесь вы вновь видите, что Сам Бог устами Св. Павла признал эти учения человеческие диавольскими. Что еще более великое и ужасное хотели бы вы услышать относительно учений человеческих, нежели то, что они являются отвращающими от веры, ошибочными, ложными, бесовскими, лицемерными? Что же удовлетворит всякого, кто не довольствуется этим текстом? Но если учение, запрещающее определенные виды пищи, является бесовским и нехристианским, те учения, которые относятся к одежде, тонзурам, местам и всем внешним вещам, оказываются столь же бесовскими и нехристианскими.

Однако они вновь изворачиваются и утверждают, дескать Св. Павел говорил о манихеях.197 Но нас интересует не это. Св. Павел сказал о запрещающих пищу, а папа и его приверженцы поступают именно так, будь они манихеями или татианистами. Павел сказал о деле, которое, как мы видим, совершает папа. Посему мы не можем защитить папу от этого изречения. Если бы сегодня или завтра появился кто-либо другой и запретил определенные виды пищи, неужели сказанное здесь не относилось бы к нему, потому что он не является манихеем? Тогда можно было бы сделать позволительным то, что Павел здесь запретил, и утверждать, будто сказанное относится не к нам, а к древним манихеям. Да не будет этого. Мне нет дела до того, манихей папа, а вместе с ним и все его монахи и священники, или же нет. Все равно я скажу, что в своих учениях и делах он столь же противоречит учению Св. Павла, как любой из манихеев.

9. Они неблагодарны. Ибо Господь сотворил пищу, как сказал здесь Св. Павел, чтобы ее принимали с благодарением. Но они скрывают это, дабы им не пришлось выражать благодарность за благость Божию. Причина заключается в том, что они не веруют в истину и не познали ее. Ибо Павел говорит: «Дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением». Но если они не веруют и не знают истины, в чем обвинил их здесь Св. Павел, тогда они точно язычники, нехристи, слепцы и глупцы. И я утверждаю, что в этом заключается достоинство папы, священников и монахов!

10. Они - порочные и пагубные проповедники. Св. Павел обличил их как таковых. Ибо он сказал здесь, что Тимофей выступает как добрый проповедник, питаемый словами веры и здравого учения всякий раз, когда он дает эти наставления братьям. Отсюда следует, что все, которые учат противоположному, в свою очередь должны быть нечестивыми проповедниками, сеющими слова неверия и пагубного учения.

11. Такое учение является негодным, оно подобно бабьим басням. Так назвал его Павел. Разве это не вздорная болтовня? Павел подразумевал, что великие учителя предались басням, которыми старухи обмениваются у печи, то есть негодным, недуховным, нечестивым сплетням, хотя сами учителя полагают их сущей святостью! Итак, кто когда-либо слышал, чтобы человеческие учения столь ужасно обличались во всех отношениях? Они являются отступническими, лишенными веры, нехристианскими, языческими, ошибочными, бесовскими, ложными, лицемерными, ожесточающими совесть, неблагодарными, бесчестящими Бога и Его творение, негодными баснями и бабьей болтовней. Пусть же всякий, кто может, спасается от этого осуждения Божия.

 

V

Св. Павел вновь повторил в Послании к Колоссянам 2[:16-23]: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 'не прикасайся', 'не вкушай', 'не дотрагивайся' [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому? Это имеет только

 

197 Строго говоря, манихеи были не христианской сектой, а соперничающей религиозным сообществом, проникшим в христианскую Церковь. Движение, основанное вавилонянином Мани, родившимся в третьем веке, учило, что вся материя является злом по своей сущности. Потому манихеи соблюдали множество постов, в среднем постясь по семь дней в каждом месяце. Особая группа приверженцев, «избранные», или совершенные, воздерживались от мяса, вина и супружества. Смотрите Hauck (ed.), Realencyclopädie, XII, 193-228; смотрите также Hans Lietzmann, The Founding of the Church Universal (New York: Scribner's, 1950), стр. 269-274.

79

 

вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти».

Сказал ли также и здесь Св. Павел о манихеях или о татианистах? И можем ли мы на этом основании извинить папистов? По существу, он выступил против пленяющих совесть. Через человеческие учения они превращают в затруднение для совести еду, питье, одежду, дни и все внешнее. И нельзя отрицать, что папа, ордена и монастыри делают то же самое, запрещая употребление мяса, яиц, масла и обычной одежды, носимой всеми прочими людьми. Но здесь встает Павел и говорит:

1. Никто да не обременяет вашу совесть, не судит и не порицает вас в вопросах пищи, питья, одежды или дней. Что же это значит? Не принимайте священство и монашество, ни в коем случае не соблюдайте установления папы и не верьте ему, когда он говорит, будто определенная вещь является грехом или обременяет совесть. Смотрите, здесь Бог через Павла заповедовал нам презирать папские и монастырские законы, сохраняя свободу от них, дабы они не пленяли совесть. Это равносильно призыву: «Избегайте монашества или священства и дайте возможность принявшим монашество или священство вернуться в прежнее положение, либо рассматривать свое положение свободным делом, не обременяющим совесть».

Хотя Павел адресовал это евреям, поступавшим так в соответствии с Законом Моисеевым (ибо он указал, что Закон является лишь тенью или образом будущих благ, но само Тело - во Христе), эти слова тем более касаются папских и монашеских установлений. Ибо если установленное Богом прекращено и более не связывает человеческую совесть, как могут люди устанавливать или сохранять то, что связывает их совесть. И следует сказать побольше об этих исключительно человеческих законах.

2. Павел указал: «Пусть никто не отвлекает вас от цели и не создает обходных путей к цели». Что это означает, как не увод людей к делам, прочь от веры, которая одна является верным путем к обретению награды спасения к достижению небес, противоположный окольным путям и рассуждениям о способах обретения награды. И все же именно это производится папскими и монашескими учениями. И какие же пути они предлагают? Послушайте:

3. «Самовольным смиренномудрием и служением Ангелов», - сказал Павел. Какие слова более применимы для орденов? Разве не правда, что папа и все они много болтают о своем послушании? Предполагается, что послушание является самой благородной добродетелью. Это драгоценное духовное смиренномудрие папистов. Но кто заповедовал это смирение? Они сами изобрели его и избрали для самообольщения. Ибо через него они освободили себя от простого смирения и послушания, заповеданного Богом, то есть от того, что каждый должен смирять себя перед своим ближним и повиноваться ему. Они же, наоборот, не подчиняются ни одному человеку на земле, но полностью отделились. Они изобрели собственное послушание и смиренномудрие, соответствующее своим собственным уставам. И при том утверждают, будто их собственное смиренномудрие является сверхчеловеческим, совершенным и даже ангельским, будто бы на земле нет людей более смиренных и послушных, чем они.

Подобным образом они также приняли обеты целомудрия и бедности. Они не обременяют себя работой, как прочие люди, но, подобно Ангелам небесным, славят Бога и поклоняются Ему день и ночь. Короче говоря, они живут небесной жизнью, хотя нигде на земле вы не сможете найти более отвратительного разврата, большей роскоши, менее преданных сердец или более ожесточенных людей, чем в духовном сословии, что очевидно каждому. И при том они совращают весь мир с истинного пути своею самовольною, прекрасною, духовною, ангельскою жизнью. Я утверждаю, что все это сказано не о евреях и манихеях, но о папистах - о том свидетельствуют их дела.

4. В такой духовности они следуют путями, которых никогда не видели, сказал Павел. Наихудшая черта человеческих учений и построенной на них жизни состоит в том, что они не обоснованы и не подтверждены в Писании. Люди не могут знать, является совершаемое ими благим или порочным, ибо вся их жизнь - дело неопределенное и рискованное. Если вы спросите их, уверены ли они, что их состояние и дела угодны Богу, они признаются, что не знают этого, но должны попытаться. «Что получится, то получится».198 И это все, что они могут сказать, ибо не имеют веры. Одна лишь вера делает нас уверенными, что всё, чем мы являемся, угодно Богу, не по нашим заслуга, но по Его милости. Таким образом, их смиренномудрие, послушание и духовность, в самом лучшем случае, ненадежны и тщетны.

 

198 Сравните Wander (ed.), Sprichwörter-Lexikon, I, 1561, No. 17.

80

 

5. Они безрассудно надмеваются. То есть у них нет основания так поступать. Хотя их дела ненадежны, лишены веры и вполне достойны осуждения, все же они смеют самонадеянно утверждать, дескать путь - наилучший и единственно правильный, и в сравнении с их образом жизни любой другой отвратителен и ничтожен. И при том их ангельское смирение и послушание столь велико, что они не замечают этой надменности своего плотского ума! Вот каков плод сих человеческих учений!

6. Они не держатся Главы, Который есть Христос. Ибо Христа и учения человеческие невозможно согласовать между собою. Одним отвергается другое. Если совесть находит утешение во Христе, утешение, получаемое от учений и дел должно быть отброшено. Если же она находит утешение в делах, то оказывается отброшен Христос. Душа не может созидаться на двух основаниях. Одно из них следует оставить. Теперь мы видим, что все утешение папистов основано на их традициях. Ибо если бы это было иначе, они не уделяли бы традициям столько внимания и отказывались бы от них, либо пользовались бы ими свободно, получая от этого удовольствие.

Если бы даже с учениями человеческими не были связаны никакие другие беды, вполне достаточно уже того, что ради этих учений придется оставить Христа, потерять Главу, и душу свою утверждать на такой мерзости. По этой причине, Св. Петр назвал монашеские ордены мерзостью, проклятыми сектами, отрекшимися от Христа. Во 2 Послании Петра 2[:1] он сказал: «У вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель».

7. Достаточно ясно, что Павел подразумевал наше духовное состояние, говоря: «если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 'не прикасайся', 'не вкушай', 'не дотрагивайся' и т.д.»? Кто же может отрицать, что Бог через Св. Павла запретил нам преподавать и слушать любые учения человеческие, если они пленяют совесть. Кто же тогда с доброй совестью может быть монахом, священником, либо подчиняться папе? Они воистину должны признать, что их совесть пленена этими законами. Итак, вы видите, сколь резко это высказывание обращено против всяких человеческих учений. Ужасно слышать, что они оставляют Главу, Христа, отрекаются от веры и потому неизбежно становятся язычниками. Но при том они думают, будто их святостью держится мир.

 

VI

В Послании к Галатам 1[:8-9] Павел сказал: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.199 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».

В этих словах вы слышите приговор Божий папе и всем учениям человеческим - они подлежат проклятию. И это проклятие не похоже на папское отлучение от Церкви. Нет, оно является вечным, оно отделяет человека от Бога, от Христа, от всякого спасения, от всякого блага, и делает его попутчиком диавола. Сколь же ужасно это осуждение!

А теперь посмотрите, не проповедуют и не преподают ли папа, священники и монахи не то евангелие, которое преподано Христом и Его Апостолами. Как мы сказали выше, что Христос учит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека». Вопреки этому папа, священники и монахи говорят: «Христос, Ты говоришь ложь, ибо вкушение мяса оскверняет картезианца и ведет к его осуждению. И то же самое верно в отношении других орденов». Разве они не бьют Христа по устам, называя Его лжецом, хуля Его и уча иначе, нежели учил Он? Посему этот приговор справедлив, они со всей своей великой святостью осуждены как богохульники на вечное проклятие.

 

VII

В Послании к Титу 1[:14] Павел вновь говорит: «Учи их не внимать иудейским басням и постановлениям людей, отвращающих их от истины»200.

 

199 Das say еуп bann, так Лютер перевел слова Вульгаты anathema sit. Этим объясняется упоминание о проклятии (отлучении от церкви) в дальнейшем.

200 «По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.» Титу 1:13-14 - прим.ред.

81

 

Смотрите, сколь прямым и открытым является это повеление нам не придавать значения человеческим заповедям. Разве оно не достаточно ясно? И Павел указал причину - они отвращают людей от истины, ибо, как было сказано выше, сердце не может уповать на Христа и одновременно - на учения или дела человеческие. Посему как только человек обращается к человеческим учениям, он отвращается от истины, и больше не придает ей значения. И наоборот, всякий находящий утешение во Христе - не может придавать значения заповедям и делам человеческим.

Итак, запомните, какого отлучения нам надлежит бояться более всего. Папа и его приверженцы швыряют вас дальше ада, если вы не повинуетесь их заповедям. А Христос повелевает вам не слушать их под угрозою Своего отлучения. Подумайте же, за кем вы желаете следовать.

 

VIII

Во 2 Послании Петра 2[:1-3] объявлено: «У вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, отвергаясь искупившего их Господа. Через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами».

Смотрите же, ордены и монастыри - это отвратительные секты. Почему? Потому что они отрекаются от Христа и хулят путь веры. Как? Христос сказал что в еде, питье, одежде, местах и человеческих делах нет ни греха, ни праведности, но они это осуждают. Они учат и поступают так, будто в этих вещах заключены грех и праведность. То есть Христос становится лжецом. От Него приходится отрекаться, и Его следует хулить вместе с Его учением и верою.

Они также прибегают ко лжи, преувеличивая свое послушание, целомудрие и поклонение Богу. И все это они делают только ради наживы, чтобы угнетать нас до тех пор, пока они не соберут в своих владениях все богатство мира - как те люди, которые своим собственным поклонением Богу помогают каждому попасть на небеса. Посему они являются и остаются достойными осуждения богохульными сектами.

 

IX

Христос еще сказал в Евангелии от Матфея 24[:23-26]: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: 'вот, Он в пустыне', - не выходите; вот, Он в потаенных комнатах', - не верьте».

Скажите мне, как монах может спастись? Он связывает свое спасение с неким местом и говорит: «Здесь я нахожу Христа, если бы я здесь не оставался, то погиб бы». Но Христос говорит: «Нет, Я не здесь». Кто примирит эти два утверждения? Итак из этого Христова утверждения ясно, что все учения, привязывающие совесть к определенным местам, противны Христу. Но если Господь не позволяет связывать совесть местами, Он также не позволит связывать ее пищей, одеждой, обличьем и чем-либо внешним вообще. Посему несомненно, что в этом фрагменте сказано о папе и его духовенстве. Сам Христос здесь отпустил на волю и освободил всех священников и монахов, поскольку Он осудил все ордены и монастыри. Ведь Он сказал: «Не верьте сему, не ходите», и т.д.

Он сказал то же самое и в Евангелии от Луки 17[:20-21]: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».201

Неужели это не вполне ясно? Конечно же, человеческие учения не могут регулировать ничего, кроме внешних вещей. Но поскольку Царствие Божие не является внешним, эти учителя и их ученики неизбежно отступаются от Царствия и впадают в заблуждение.

Им также не помогут заявления о том, что ордена учреждены святыми отцами. Христос уже разрушил этот довод, сказав, что даже избранные могут прельщаться. То есть что они впадают в заблуждение, но не остаются в этом заблуждении. Разве иначе это заблуждение было бы столь огромным, если бы заблуждались не избранные? Каковы бы ни были учения и поведение святых, слова Христовы верны и ясны. Мы должны следовать за Ним, а не за святыми, учения и дела которых ненадежны. Сказанное Господом непоколебимо: «Царствие Божие внутри вас»,202 а не снаружи, здесь или там.

 

201 Ist ynwendig упп euch.

202 Stehet bynnen euch.

82

 

X

Соломон в Книге Притчей 30[:5-6] сказал: «Всякое слово Бога чисто; Он - щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом».

На этом я пока закончу. Ибо гораздо больше сказано в книгах пророков, особенно у Иеремии, о чем я писал в трактате об исповеди.203 Здесь же Соломон заключил, что всякий, кто что-либо прибавляет к словам Божиим, является лжецом. Ибо одно лишь Слово Божие должно учить нас, как сказал Христос в Евангелии от Матфея 23 [:10]: «Не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос». Аминь. Удовлетворимся сим.

 

ОТВЕТЫ НА ТЕКСТЫ, ПРИВОДИМЫЕ В ЗАЩИТУ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Первый такой текст - из Евангелия от Луки 10[:16]. Христос сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается». Те же его слова содержатся в Евангелии от Матфея 10[:40] и в Евангелии от Марка 6[:11]. Они утверждают, якобы этим Христос требует от нас приятия законов, созданных людьми.

Я отвечу: Это неправда. Ибо непосредственно перед сказанным Христос повелел: «Идите же и говорите: 'Приблизилось Царствие Божие'».204 Этими словами Христос заградил уста всем проповедникам учений человеческих и наставил Апостолов о том, чему им надлежит учить. Он Сам вложил слова в их уста, сказав, что они должны проповедовать Царствие Божие. Значит тот кто не проповедует Царствие Божие - не послан Христом, и эти слова к нему не относятся. Скорее эти слова наставляют нас не слушать учений человеческих.

А проповедь Царствия Божия является именно проповедью Евангелия, говорящего о вере во Христа. Только так Бог обитает в нас и управляет нами. В учениях же человеческих говорится не о вере, но о пище, одежде, временах, местах, людях и чисто внешних делах, от которых нет пользы душе.

Теперь взгляните на благочестивых пастырей и верных учителей, как честно они поступают с бедными простыми людьми. Эти слова: «Слушающий вас Меня слушает», они ловко выдернули из контекста, запугав ими, поработили нас. Но о том, что им предшествует указание: «Проповедуйте о Царствии Божием», они даже не потрудились упомянуть. Они смело перескочили через это, чтобы их ни в коем случае не заставили проповедовать чистое Евангелие. О благороднейшие и прекраснейшие учителя! И предполагается, что мы, кроме того, должны их благодарить!

И в Евангелии от Марка, в последней главе [16:15], когда Христос послал учеников проповедовать, выслушаем, какую Он дал им заповедь, устанавливая пределы их проповеди и обуздывает их языки: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать... спасен будет», и т.д. Он не сказал: «Идите и проповедуйте, что хотите, что вы сочтете правильным». Но вложил Свое Слово в их уста и повелел им проповедовать Евангелие.

То же самое Им сказано в последней главе Евангелия от Матфея [28:19]: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Смотрите, здесь Он опять сказал не: «Учите их соблюдать то что вы изобретете», но: «Что Я повелел вам». Посему не может быть иначе - папа, его епископы и учителя, несомненно, волки и апостолы сатаны, ибо они учат не заповедям Христовым, а своим собственным словам.

Также и в Евангелии от Матфея 25[:14-15], в притче о трех рабах, Господь указал, что хозяин дома поручил рабам вложить в дело не свою собственность, но его имение, и дал одному пять талантов, другому - два, а третьему - один.

 

Второй употребляемый ими текст - из Евангелия от Матфея 23[:2-3], слова Господни: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте».

 

203 Von der Beicht, ob die der Bapst macht habe zu gebieten (1521). Смотрите WA 8, 138-185, особенно стр. 143-144, где Лютер рассматривает Иер. 23:16-22.

204 Сравните Мф. 10:7 и Лк. 10:3,9.

83

 

«Вот, вот», - говорят они, - «нам дана власть учить тому, что мы считаем правильным».

Я отвечу: Если Христос имел в виду именно это, тогда наше положение печально. Тогда каждый папа может создавать все новые и новые законы, пока мир не наполнится ими до предела. Но они рассматривают этот текст так же, как и предшествующий. Что значит сидеть на Моисеевом седалище? Давайте зададимся вопросом, чему учил Моисей? И если мы все еще сидим на его месте сегодня, чему мы должны учить? Конечно же, только тому, чему он учил издревле, то есть Господним заповедям и Слову Божию. Он никогда не изрекал никаких человеческих учений. Скорее, как свидетельствуют практически все его писания, он говорил то, что Бог заповедовал ему сказать.

Следовательно всякий, кто учит чему-то иному, нежели Моисей, не сидит на седалище Моисеевом. Ибо Господь назвал его Моисеевым седалищем, потому что с него следует ясно говорить и преподавать учение Моисеево. То же значение имеют Господни слова: «По делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» [Мф. 23:3-4].

Смотрите, здесь Он осудил их за дела, поскольку они, кроме учений Моисеевых возлагали на плечи людей множество законов, к исполнению которых они сами даже не прикасались. И затем Господь сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?» [Мф. 23:16-17]. Разве здесь не достаточно ясно выражено осуждение Христом человеческих учений? Так что Он не мог одобрять их, говоря о воссевших на Моисеевом седалище. Иначе Он противоречил бы Самому Себе. Посему, Моисеево седалище должно означать не более чем Закон Моисеев, а восседание на нем - не более чем проповедь Закона Моисеева.

Вот что сам Моисей сказал об этом седалище и учении в Книге Второзаконие 3[4:2]: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того», а также в Книге Второзаконие 13[12:32]: «Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того». На Моисеевом седалище им также пришлось бы проповедовать эти учения. Посему седалище Моисеево не может терпеть учений человеческих.

 

Третий [применяемый ими] текст - это высказывание Св. Августина в его книге «Против основного послания манихеев»: «Я не уверовал бы в Евангелие, если бы не верил Церкви [Kirche205

«Смотрите», - говорят они, - «Церкви следует верить больше, чем Евангелию».

Я отвечу: Даже если Августин так сказал, кто наделил его такой властью, чтобы мы должны были поверить сказанному им? Какое Писание он цитирует в подтверждение своего заявления? Что если в этом он заблуждался (как нам известно, с ним часто это случалось), как и все отцы? Разве одно единственное высказывание Августина столь могущественно, что им опровергаются все вышеприведенные тексты? Бог не допустил бы этого. Св. Августин должен уступить им.

Кроме того, если бы таково было суждение Августина, он противоречил бы самому себе. Ибо неоднократно он превознес Святое Писание превыше изречений всех учителей, превыше постановлений всех соборов и церквей, желая, чтобы люди судили о его и прочих проповедях на основании Писания.206 Почему же тогда верные пастыри проходят мимо таких утверждений Августина, несмотря на их прямоту и ясность, и останавливаются на этом единственном высказывании, которое звучит столь неясно и так не похоже на того Августина, которого мы знаем по всем его произведениям? Это происходит лишь потому, что они хотят поддержать свою тиранию порочным и глупым пустословием.

Более того, они действуют как обманщики, поскольку не только приписывают Августину мнение, которого он не придерживался, но также искажают и извращают его слова. Ведь утверждение Св. Августина в действительности таково: «Я не уверовал бы в Евангелие, если бы меня не побуждал авторитет всего христианского мира [Ansehen der gantzen Christenheyt]». Августин сказал обо всем христианском сообществе и заявил, что по всему миру оно в едином согласии проповедует Евангелие, а не «Основное послание манихеев».

 

205 Вольное изложение высказывания Августина в Contra Epistolam Manichaei, vi: "Ege vero Evangelio поп crederem, nisi me catholicae Ecclesiae commoveret auctoritas", Migne 42, 176. На предыдущей странице Августин написал: «Если доказано, что утверждение, претендующее на истинность, столь очевидно, что в нем нельзя усомниться, его следует предпочесть всему, из-за чего я придерживаюсь кафолической веры».

206 Сравните, например, Contra Faustum Manichaeum, xi, 5. Migne 42, 248-249.

84

 

Именно такой единогласный авторитет всех христиан побудил его признать это Евангелие истинным. Но наши тираны заявляют, будто они сами являются этим христианским сообществом, словно простые миряне - это вовсе и не христиане. И то, чему они учат, надлежит называть учением христианской Церкви, хотя они составляют меньшинство, но с нами - вселенским христианским сообществом - следовало бы прежде посоветоваться о том, чему учить от имени вселенского христианского сообщества. Видите, они так хорошо истолковали это утверждение Св. Августина, будто сказанное им о христианах всего мира следует понимать как относящееся к папскому престолу.

И теперь, каким образом из этого утверждения также следует, что надлежит соблюдать человеческие учения? Какое человеческое учение когда-либо стало общепринятым и проповедовалось во вселенском христианском сообществе по всему миру? Никакое, ибо одно лишь Евангелие принято всеми христианами во всем мире.

Более того, нам не следует понимать Св. Августина таким образом, будто он утверждал, что не уверовал бы в Евангелие, если бы его не побуждал к этому авторитет всего христианского мира. Ибо такое заявление было бы ложным и нехристианским. Каждый должен веровать лишь потому, что существует Слово Божие, и потому что он убежден в своем сердце, что оно истинно, если бы даже Ангел с небес [Гал. 1:8] и весь мир проповедовали иначе. Скорее Августин подразумевал, как он сам сказал, что не встретил Евангелия нигде, кроме христианского мира, и еретикам можно предлагать это внешнее доказательство того, что истинно не их учение, но то учение, которое весь христианский мир принимает в едином согласии. Ведь евнух уверовал в Евангелие, которое проповедовал Филипп [Деян. 8:35-37], хотя и не знал, много или мало людей веруют в него. Так и Авраам уверовал в обетование Божие в одиночку [Быт. 15:6], когда его еще не знал ни один человек. И Мария поверила вести Гавриила также в одиночку [Лк. 1:38], и не было на земле ни одного человека, который уверовал бы вместе с нею. Таким же образом пришлось уверовать и Августину, и всем святым, и нам тоже - каждому лишь самому за себя.

По этой причине слова Св. Августина не терпят истолкования, навязываемого им папистами, но их следует понимать в смысле внешнего доказательства веры, показывающего несостоятельность еретиков и укрепляющего немощных в вере, когда они видят, что весь мир проповедует и почитает Благовестие, в которое они веруют. И если такого значения нельзя найти в словах Св. Августина, тогда лучше отвергнуть это утверждение, ибо оно противоречит Писанию, Духу и всему опыту, если имеет это иное значение.

 

И наконец, когда их опровергают при помощи Писания, так что у них нет возможности укрыться, они начинают богохульствовать и заявляют: «Но Св. Матфей, Павел и Петр также были людьми, посему их учения также являются учениями человеческими. Если их учения следует соблюдать, то давайте также соблюдать папское учение!» Такое богохульство теперь высказывают даже некоторые князья и епископы, при том полагающие себя мудрыми. Когда вы слышите таких совершенно ожесточенных и ослепших богохульников, отвращайтесь от них и затыкайте уши. Они не достойны того, чтобы кто-то разговаривал с ними. Ибо если принять этот довод, то и Моисей был человеком, и все пророки были людьми. Тогда нам лучше всего идти своей дорогой, следовать своим предположениям и даже вовсе ни во что не веровать, но просто признавать всё учением человеческим.

Однако, если вы пожелаете говорить с ними, поступите так и скажите: Очень хорошо, пусть учение Св. Павла или Матфея - человеческое. Тогда мы должны спросить, откуда исходит их сила? Как они докажут, что имеют власть учить и быть епископами? Или как мы можем знать, где пребывает Церковь? Если паписты скажут, что так утверждает Св. Матфей в главе 16[:19] или Св. Павел в том или ином месте, тогда ответьте: Это не принимается. Это, как вы говорите, учение человеческое. Вам следует предъявить в свою поддержку Слово Божие. И тогда вы увидите, что эти закоренелые богохульники окажутся посрамлены и уловлены собственной глупостью. Они даже не могут различить человека, говорящего от собственного имени, и того, через которого говорит Бог. Слова Апостолов вверены им Богом, подтверждены и доказаны такими великими чудесами, какие никогда не совершались ради учений человеческих. Если же паписты уверены в себе и докажут нам, что Бог заповедовал учить так, как они учат, мы поверим им так же, как верим Апостолам. Если нет твердости в том, что слова Апостолов от Бога, кто даст нам уверенность, что человеческие доктрины папистов от Бога? О неистовство и безумие, достойные века сего!207

 

207 О furor et amentia his seculis digna.

85

 

Мы не осуждаем человеческие учения, просто потому что они являются человеческими учениями, ибо мы с радостью примирились бы с ними. Но мы осуждаем их, потому что они противоречат Евангелию и Писанию. Тогда как Писание освобождает совесть и запрещает пленять ее человеческими учениями, эти человеческие доктрины все же порабощают совесть. Это противоречие между Писанием и учениями человеческими мы не можем урегулировать. Итак, поскольку эти два вида учений противоречат друг другу, мы позволим здесь даже малым детям судить о том, следует ли нам отказаться от Писания, провозглашающего одно лишь Слово Божие от начала мира, или же нам следует отринуть человеческие учения, иначе измышленных вчера и ежедневно изменяющихся?

Мы надеемся, что каждый согласится отвергнуть учения человеческие и сохранить Писание. Ибо паписты не желают и не могут соблюдать одновременно то и другое, поскольку эти учения невозможно примирить, и по природе своей они неизбежно противоположны друг другу, как огонь и вода, как небо и земля. Как гласит Книга Исаии 55[:9]: «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших». Итак, тот кто ходит по земле, не может одновременно ходить по небесам, а тот кто ходит по небесам, не может ходить по земле.

Посему мы требуем от папистов, чтобы они прежде примирили свое учение с Писанием. Если они это сделают, мы последуем их доктринам. Но они этого не достигнут до тех пор, пока Святой Дух не станет лжецом. Посему нам придется вновь повторить: Мы обличаем учения человеческие, не потому что их высказали люди, но потому что они лживы и бесчестят Писание. А Писание, хотя оно тоже начертано людьми, не является человеческим и происходит не от людей, но от Бога. Поскольку же Писание и учения человеческие противоположны друг другу, одно должно быть ложью, а другое - истиной. Теперь посмотрим, какому из этих двух сами паписты припишут лживость.

Удовлетворимся сим.

86

Труды Лютера. Том 35. СЛОВО И ТАИНСТВА I. С. 73-86
Переводчик: Валерий Володин. Редакторы: Алексей Комаров, Жанна Григороеа, Александр Бите, Константин Комаров
Текст для перевода взят из открытых источников в сети Интернет и в процессе перевода сверен с изданием FORTRESS PRESS
Все права на русский перевод принадлежат фонду «Лютеранское наследие»
http://www.lhf.ru