ПечатьE-mail

Стол милости

Богословие

Стол милостиОт природы все мы - фарисеи. Сколько бы мы ни говорили о Божьей благодати, в сердце у нас всегда есть неискоренимая склонность превращать царство Божье в царство для праведников, а не для грешников. Мы непременно хотим строить отношения с Богом на нашем качестве как христиан, на наших делах или, по крайней мере, на нашей доброй воле. Поэтому, когда речь идет о серьезной встрече с Богом, подобной той, которая происходит в Святом Причастии, мы сомневаемся, с тревогой испытываем себя, естественно, находим недостатки - и не приходим. Среди многих признаков, указывающих на то, что минувший век знаменовал собой всё более основательное разрушение евангельской веры в прощение грехов ради Христа, самым серьезным, возможно, является, исчезновение обычая приступать к Святому Причастию. Если нельзя принять прощение грехов у стола Святого Причастия, его также нельзя принять в каком-либо другом месте. Не следует пытаться воображать, будто в царство небесное есть другие врата, предназначенные для людей похуже тех, которые «осмеливаются ходить к Причастию». У стола Святого Причастия мы встречаемся с тем же самым Господом, что и повсюду, столь же строгим в Своей святости и столь же непостижимым в Своей милости. Различие лишь в том, что у стола Святого Причастия Он более обильно дарует нам, грешникам, Свою благодать. Таким образом, в это время более, чем когда-либо, нужно проповедовать нашим маловерным сердцам о евангельском характере Святого Причастия. Нам нужно усвоить, что Святое Причастие - это воистину стол милости.

Почему Святое причастие называют столом милости?

Можно дать тройственный ответ: Причастие называют столом Милости ради гостей, приходящих к нему, ради Господа, который там является хозяином, и ради того дара, который Он дает.

Кто же эти гости?

Об этом говорит уже название. Стол милости предназначен для тех людей, которые нуждаются в милости. А в милости нуждаются лишь осужденные преступники. Честные и респектабельные люди не нуждаются ни в какой милости. Преступники, которые не разоблачены, также не нуждаются в милости. Милости ищет лишь тот, кто осужден.

Итак, сами слова «стол милости» говорят нам о том, что Святое Причастие установлено для грешников. Тот Господь, который приглашает на Свою трапезу, призывает не праведников, но грешников. Поэтому еще в Его время современники морщили свои благочестивые носы и говорили: «Он принимает грешников и ест с ними». То же самое действительно и сегодня применительно к Его Вечере. На вратах зала Святого Причастия можно повесить объявление: Только для грешников! Праведников просим не беспокоиться! Тот, кто считает себя достойным быть приглашенным на эту трапезу, несомненно недостоин - и хуже того: он приходит недостойно, а об этой опасности нас серьезно предостерегает Писание. А именно, он приступает к столу милости не как ищущий милости, то есть, не как грешник, который знает, что осужден по справедливости, признан недостойным называться христианином, признан утратившим всякое благо, но приглашен сюда по милости великого Царя.

Дабы никто не считал себя достойным, Писание гласит: «Да испытывает себя человек...». Тот, кто испытывает себя правильно - по Слову Божьему, а не по суждению людей - должен признать себя грешником, который не любил Бога превыше всего и ближнего своего, как самого себя. Ибо если мы говорим, что не имеем греха, мы обманываем самих себя, и истины нет в нас.

Итак, мы приходим к столу Милости не потому, что мы праведны, не потому, что мы иные или лучше других, но именно потому, что мы - грешники, действительные грешники. С верными причастниками обычно бывает так, что в своих собственных глазах они более грешны, чем другие люди. В этом заключается одна из причин, по которой они боятся приходить - и все же они должны прийти.

Вот каковы гости, которых Господь с радостью принимает за Своим столом. Поэтому в Писании заповедано, чтобы человек испытывал не кого-то другого, но самого себя. Испытывать других причастников, а затем на основании этого судить о том, можно ли считать это Причастие истинным или нет, невозможно и не по-христиански. Это невозможно, поскольку один лишь Бог видит, кто имеет в сердце веру, а кто - неверие. Это не по-христиански, ибо это значит недооценивать основную истину христианства о незаслуженной благодати и превращать стол Милости в вознаграждение за достойные награды дела или за похвальное поведение. Тогда он уже становится не столом милости, где очищаются грешники, но почетным столом для тех людей, которые претендуют на то, что они уже чисты. Но тогда вся благодать уничтожается, ибо там, где что-либо зависит от людей и от их дел, благодать больше не является благодатью, но там всё вменяется в соответствии с заслугой, и там закон применяется со всей своей строгостью, как нас ясно учит Писание.

Итак: Стол милости - лишь для грешников, действительных грешников, получивших свой приговор. Нам не следует забывать о добавлении «получивших свой приговор. Есть грешники, не получившие своего приговора. Может быть, в глубине души они прекрасно знают, что являются грешниками, но они уклонились от суда. Они не чувствуют свой грех как вину. Может быть, они приходят как радостные и улыбающиеся «грешники под летним солнцем». Может быть, слово «грех» становится лишь небольшой приправой, придающей остроту пресному наслаждению. В фильмах, варьете и романах это слово обильно используется в интересах наживы. Такой грех и такие грешники в действительности так же далеки от благодати, как и любой фарисей.

Другие грешники отчасти подчиняются Божьему суду, но у них есть нечто такое, что они удерживают, что-то, что они ходят скрыть от всевидящего ока Божьего, или что-то, что они окружают оградой, на которую они повесили табличку с древним вопросом, заданным Змеем в день грехопадения: «Истинно ли сказал Бог?» Может ли Он запрещать это? Нет, если это написано в Библии, должно быть, это зависит от устаревших взглядов или какого-то ошибочного перевода... Лишь те грешники, которые покорились суду, могут принять благодать. Сначала, прежде чем можно будет желать милости, должен быть вынесен приговор. Поэтому стол милости не для тех грешников, которые отрицают свой грех, пожимая плечами или спокойно констатируя, что «все мы - грешники». Стол милости - для действительных грешников, которые знают и признают вынесенный им приговор.

Однако, это не зависит от глубины знания о грехе или от силы чувства греха. Знание о грехе вырастает с годами. Чувство греха изменяется в зависимости от времени. У людей, недавно вступивших на путь жизни, а также у молодых людей знание о грехе может быть развито слабо. Но если только человек честен, так что он может смотреть на самого себя, как на него смотрит Бог, и хочет заметить и охотно признать всё, чего ему недостает, он может позволить Богу просветить его о том, сколько у него грехов. Если человек исповедует те ошибки и грехи, которые тревожили его до сих пор и которые он сознает в данный момент, эта вина будет достаточно велика для того, чтобы мы нуждались в благодати, и чтобы жаждая благодати мы пришли к столу милости.

Если мы установили, что стол Милости предназначен лишь для грешников, которые чувствуют и признают, что они имеют грех, мы также можем посмотреть на вопрос с другой стороны и сказать: Для действительных грешников Святое Причастие является действительным столом милости. Это станет ясным, когда мы обратимся к рассмотрению Того, Кто является хозяином за столом милости.

Хозяин за столом милости - Друг грешников, который принимает грешников и ест с ними.

Кто же этот удивительный Господь, который Сам чист и свят, и ненавидит всё нечистое, но который всё же приглашает грешников за Свой стол?

Прежде всего, Он - Господь, пришедший, чтобы отдать Свою жизнь во искупление многих. Он сошел сюда, пожертвовав славой на высоте, обнищал ради нас, бродил бездомным ради нас, чтобы взыскать заблудшее и погибшее и в конце принести в жертву Себя Самого, чтобы спасти его.

Вся жизнь Христа - это одна единственная великая жертва, выкуп, данный за твою душу. Ты - тот человек, который заслужил быть повешенным на кресте, если бы Он не пошел вместо тебя, чтобы искупить и освободить тебя. Вся эта жертва как бы сконцентрирована в Святом Причастии. Господь сделал это в миг расставания. Он взял хлеб и преломил его как образ Своего тела, которое будет ломимо в смерти. Он взял чашу с вином, красным, как Его собственная кровь, которой теперь надлежало быть пролитой. Он сделал эти земные вещи носителями Своей собственной жизни, Своего тела и Своей крови, которые теперь должны были быть принесены в жертву. И Он сказал: «За вас... за многих во оставление грехов». Ему надлежало отдать Свою жизнь на смерть как жертву за грех.

Именно этот Господь совершает здесь трапезу с грешниками, и именно поэтому сей стол может быть столом милости для действительных грешников. Ведь на месте хозяина здесь сидит Тот, Кто по¬шел на смерть за каждого из гостей, Тот, Кто пролил Свою святую и божественную кровь как жертву примирения за все нечестивые и оскверненные деяния, совершённые гостями. Вот почему этот Царь может пригласить за Свой стол слепых и хромых, увечных, отверженных и преступников. Он обладает таинственной брачной одеждой, которая называется оправданием от Бога. Праведность Самого Христа покрывает все лохмотья и пятна грешника.

Далее: тот Владыка, который устраивает трапезу - это Господь, в котором обитает вся полнота Божества телесно. Поэтому сей стол становится столом милости. Здесь сошел Сам Бог, Отец милости и Бог всякого утешения, вочеловечился как Князь мира, сидящий теперь за столом с грешниками. Сокровенное сердце бытия, скрытая в глубине тайна небес, которая есть примиряющая любовь, спустилась здесь со своих небес на нашу землю. Здесь явилась жизнь вечная, которая была у Отца. Мы видим ее удивленными глазами, мы прикасаемся к ней дрожащими руками, мы проповедуем ее с ликованием и радостью: Жизнь явилась, и мы видели сие. Здесь полнота Божества присутствует телесно в дарах на алтаре. Вот почему этот стол окружен небесным светом и прекрасным сиянием благодати. Здесь присутствует Бог, здесь нам хорошо быть, здесь - стол милости.

Вот как поступает тот Господь, который отдал Свою жизнь во искупление многих и который обладает всей полнотой Божества, поэтому сей пир становится для грешников столом милости, где прощение грехов, жизнь и спасение изливается на тех людей, которые сами по себе имеют лишь вину, смерть и погибель. Здесь присутствует Сам Спаситель, столь же живой и реальный, как в Галилее, здесь Он приходит не как в Своем последнем пришествии в откровении славы как Судья, но тихо и скрыто, как пастырь, ищущий заблудших, и как врач, исцеляющий израненных.

Остается рассмотреть дар, который дается нам в Святом Причастии. Здесь уже нелегко найти слова. Это небесный, непостижимый, чудесный дар. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?».

Кровь Христова и тело Христово... Не думай здесь о Его земном теле; оно навсегда преобразилось в воскресении. В Святом Причастии присутствует воскресший Господь. Тот, который преобразился в гробнице, Тот, который есть первенец, принявший образ нового мира, Тот, который обладает жизнью свыше жизни, небесным спасением, светом, славой и нетленной сущностью - здесь он дарует эту нетленную жизнь, сопричастность Своей небесной природе и жизни нового века. Всё это содержится в Его небесных теле и крови.

Этот дар дается нам здесь под видом хлеба и вина. Он спускается на нашу землю, совлекает с себя свою видимую славу и входит в непритязательные внешние средства, подобно тому, как Сам Христос когда-то пожертвовал равенством с Богом и принял образ слуги. Так же, как Сын Божий однажды сошел на землю в Вифлееме и скрывал всю полноту Божества в человеческом облике, здесь Он вновь входит в наш мир и присутствует со всей Своей славой под внешней формой даров Святого Причастия. Таким образом, внешние средства не пресуществляются, но в них, с ними и под их видом к нам приходит небесный дар благодати. Он - в хлебе и вине, так что Христос реально присутствует в дарах таинства. Он дается вместе с ними, так что небесный дар есть нечто иное, нежели земные средства, которые сами не пресуществляются и не изменяются. Ибо дар скрыт под видом их, за их видимой сущностью, совершенно так же, как божественная природа Христа здесь на земле скрывалась в образе сына плотника из Назарета.

Поскольку этот небесный дар покоится здесь на столе алтаря и дается нам у алтарной ограды, этот стол является столом милости, столом, где все сокровища небес выставляются и разделяются среди людей.

Если мы хотим знать, что же дается грешникам с этим даром, классический ответ звучит так: прощение грехов, жизнь и спасение.

Здесь грешник обретает прощение своих грехов, ибо сие есть кровь, изливаемая за многих во оставление грехов. Здесь человек телом и душой соединяется со своим Искупителем. Здесь подтверждается благословенный обмен: Он принимает мой грех, а я получаю Его праведность. Итак, я больше не являюсь грешником перед Богом. Я - один из членов тела Его Сына, и когда Бог смотрит на меня, Он смотрит на меня тем же взглядом, исполненным любви и благоволения, которым Он рассматривает Своего возлюбленного Сына.

Здесь грешник обретает жизнь. Чада смерти и рабы смерти становятся сопричастными той жизни, которая победоносно сокрушила врата смерти утром дня Пасхи. Однажды силы бездны ада покусились на саму Жизнь. Смерть думала, что она сможет наложить свою холодную руку на Сына Божьего. Врата гробницы закрылись за Христом, жизнь была поглощена смертью. Но Жизнь одолела их. Здесь они встретились с Тем, Кто оказался сильнее их. Над Ним они не имели никакой власти, ибо Он не совершил никакого греха, и на Его сердце не было никакой вины. Он сокрушил врата преисподней. Жизнь разорвала оковы смерти, и нетление было выведено на свет.

Эта непобедимая жизнь, сошедшая в преисподнюю, но воскресшая вновь, дается в дар грешникам в Святом Причастии. Здесь уничтожается власть смерти, здесь примиряется то, что мы преступили, здесь упраздняется справедливый суд. Ту смерть, которую заслужили мы, взял на Себя Сын. В обмен мы стали сопричастными Ему и Его вечной жизни. Ибо имеющий Сына имеет жизнь, ту Жизнь, которая одолела смерть.

Поэтому ходить к Святому Причастию - значит стоять у двери небесного царства и уже здесь, посреди мира смерти и под властью смерти, видеть, как эта дверь открывается, и принимать Жизнь веч¬ную, которая сохраняется за ее засовами. Здесь, у стола Святого Причастия в нас созидается новый человек, который обновляется день за днем и который обладает небесной обителью, приходящей от Бога. Поэтому такой человек остается в живых, даже если наш внешний человек погибает.

Итак, этот стол является столом Милости, где смерть и суд изгоняются, и всем грешникам незаслуженно дается благодатный дар Жизни.

В третьих: Здесь грешник обретает спасение. Здесь Бог благословляет нас во Христе всем духовным благословением небесного мира. Здесь разрывается завеса между временем и вечностью и на нас проливается крохотный отблеск вечного света - а иногда и целый поток. Поэтому так часто стол Святого Причастия становится для нас горой Преображения Господня. Здесь мы так близки к небесам. Мы вкушаем от силы грядущего мира. Но спасение, которое обретают через тело и кровь Христа - это не только ощутимое блаженство. Ощутимое блаженство может отсутствовать, но Святое Причастие остается столь же обильным и благословенным. Ибо оно всегда дарует истинно кающемуся грешнику сокровенное спасение и непреложный залог небесного блаженства.

Всякий раз, когда мы с верой преклоняем колени у алтарной ограды, мы являемся гражданами царства небесного, наследниками всего его счастья и всех его сокровищ и избранными гостями на радостной небесной трапезе. Посреди угнетения и немощи, борений и искушений, страдания, болезни, скорби и смерти, здесь мы обретаем непреложное Божье заверение в той радости, которая безмерно велика и длится в вечности. Поэтому Святое Причастие является преддверием небес, предвкушением того, что совершится.

Здесь в доме Божием святом
Я чудным светом озарен.
Вкусив от райских сих плодов,
Навеки быть Твоим готов.

От плодов, которые нисходят сюда из утерянного рая и превращают самого нищего из грешников на земле в наследника всех небесных богатств. Поэтому сей стол является столом Милости, ибо здесь заблудшие и нечестивые люди становятся детьми Божьими и гражданами нового века со всем его блаженством и радостью.

Если мы так рассмотрели стол Милости с его гостями, его хозяином и его блюдами, остается рассмотреть лишь одно: Как этот стол становится столом Милости для тебя.

Как следует правильно пользоваться этим столом милости?

Прежде всего: столом милости нужно пользоваться. Проходить мимо стола Милости - значит презирать саму благодать, а презрение к благодати всегда является серьезным грехом.

Иногда случается, что люди, пренебрегающие Святым Причастием, считают, что они могут принять благодать иным образом. Это самообман. Естественно, возможности для спасения есть даже у того, кто не может принять Святое Причастие. Разбойник на кресте, солдат на поле боя или покинутый больной старик - вот примеры подобного рода. Если невозможно получить Святое Причастие, жаждущая благодати душа имеет всё, в чем она нуждается, во Христе, который встречается с ней в Слове и его обетованиях. Но совершенно другое дело - быть приглашенным Самим Христом на Его трапезу, но ответить: «Нет, благодарю, дорогой Господь, извини меня... Конечно же, я хочу обрести Твою любовь и благодать, только бы Ты придумал какой-нибудь другой способ, который причиняет меньше беспокойства и привлекает меньше внимания». Это значит презирать благодать, ибо презрение к благодати имеет место, когда ее не ценят превыше всего.

Поэтому каждый человек, который не ходит к Святому Причастию регулярно, должен серьезно рассмотреть свои причины и с Божьей помощью обнаружить свое заблуждение - ибо здесь непременно имеет место заблуждение.

Заблуждением может быть ложное почтение. Человек считает Святое Причастие чем-то столь великим, что не осмеливается прийти к нему - возможно кроме какого-нибудь единственного раза, когда человек считает, что в духовном смысле он достиг вершины. Такое ложное почтение в действительности содержит в себе большую непочтительность. Человек всё же считает себя владыкой над святыней, поскольку дерзает перестать пользоваться ей.

Как ведут себя люди, если их приглашают в королевский дворец? Большинство одновременно будут польщены и задумаются. Не так легко освоить этикет. Но никому в голову не придет вовсе не явиться. Наоборот, человек отложит все дела в сторону, ответит «нет» на все прочие приглашения, тщательно выяснит, как нужно себя вести, чтобы не опозориться, и явится точно в назначенное время. Но когда Спаситель мира приглашает за Свой стол, люди осмеливаются не приходить, даже не извинившись. Человек просто констатирует, что этого не следует делать в таком свободном обществе. Люди не думают о том, чтобы почерпнуть силу для того, чтобы они, наконец, смогли прислушаться к приглашению. Тогда нужно найти другие, более серьезные заблуждения, стоящие за ложным почтением. Например, преграда может быть в том, что человек долго носит в себе не исповеданный грех. У него есть неясное ощущение того, что то, что он обычно делает, возможно, не совсем правильно - а значит, лучше всего не приходить к Святому Причастию.

Дорогая душа - если дело обстоит так, тогда лучше всего дойти до первопричины зла с помощью Библии или душепопечителя. Ибо если положение действительно таково, что это не позволяет тебе приходить к Святому Причастию, тогда определенно и несомненно, что это также не позволит тебе попасть на небеса. Святое Причастие - это преддверие небес, начало царства Божьего на земле. Совершенно верно, что оно есть нечто весьма святое, к чему человек приближается с трепетом и в раскаянии - но Божье небесное царство не менее свято и не менее сурово ко всему тому, что нераскаянно и нечисто. Если какой-либо преднамеренный и сознательный грех удерживает тебя от стола Святого Причастия, основательно уясни для себя, о каких грехах идет речь. А затем покайся в сокрушении и вере. Те грехи, которые преграждают тебе путь к Святому Причастию, еще неумолимее преграждают тебе путь на небеса.

Но более обычной является ситуация, когда людей удерживает от Святого Причастия общее чувство недостоинства. Это может зависеть от того, что человек еще даже не зашел настолько далеко, чтобы осознать даже свои самые очевидные грехи. В таких случаях поможет не что иное, как Слово Божье, способное пробудить и просветить спящую совесть. Но также может случиться, что человек серьезно вступил в борьбу со всем сознательным грехом в своей жизни и действительно искренне покаялся, насколько это в его силах. В таком случае он более, чем когда-либо, сознает свои грехи. А за всеми этими грехами, которые можно снабдить этикетками и назвать по отдельности в исповедании грехов, стоит вся его греховная испорченность. Именно она, более всего прочего, ведет к тому, что он боится приходить к Святому Причастию. А именно, поскольку все мы от природы - фарисеи, он думает, что человек должен сделаться достойным, чтобы он мог прийти к Причастию, и это достоинство он не может представить себе иначе, как своего рода безгрешность или во всяком случае как ряд побед над грехом, в которых он может отчитаться перед Богом. Тогда совершенно ясно, что он чувствует себя недостойным приходить к столу Господню. Ибо в этом смысле он действительно недостоин и всегда останется таковым.

Но ведь Святое Причастие - это стол Милости для грешников! Это значит, что грешники действительно приглашены к нему. Господь имеет основания ожидать от них, чтобы они знали свой грех или по крайней мере что-то о нем, и чтобы они хотели искать за него прощения ради Христа. Ведь Святое Причастие было нам дано именно для прощения грехов. Тому, кто знает свой грех и очень хочет освободиться от него, не следует отказываться от Святого Причастия. Это было бы столь же глупо, как если бы больной избегал врача именно из-за своей болезни! Наоборот, грешник должен усвоить и осознать, что его страх перед Святым Причастием зависит от самоправедности и неверия. Это зависит от того, что он хочет быть чем-то пред Богом, прежде чем он осмелится поверить в прощение грехов. Это также грех, лишь увеличивающий то бремя грехов, которое у него уже есть. Поэтому ему следует исповедовать этот грех среди всех остальных, попросить за него прощения и пойти к Святому Причастию не ради своих дел, а также не ради своей веры или своего покаяния, но лишь только ради Спасителя, который искупил его Своей кровью и пригласил его на эту Свою трапезу.

Затем - когда человек пришел ко Христу как бедный грешник - наступает время подумать о делах и о жизни. В этом также состоит смысл трапезы Святого Причастия. В благодарность за прощение грехов человек посвящает себя на служение Спасителю. У алтарной ограды человек вкладывает самого себя как орудие в Его руку и просит Его указать истинный путь и дать необходимые силы. Здесь Его просят о том, чтобы Он пришел и воплотился в Своем бедном слуге и придал форму всей его жизни. Здесь человек подходит к своему Спасителю, чтобы позволить вести себя, не спрашивая, не жалуясь, не желая ничего для самого себя.

Естественно, всё это не делается раз и навсегда. В христианской жизни нет поражений и побед, действительных раз и навсегда. Поэтому и к столу Святого Причастия приходят не однажды, чтобы затем вернуться праведником, сдержавшим все свои обещания и исполнившим все свои обязанности. Никто не заканчивает борьбу с грехом, и отступления бывают многочисленными и унизительными. Но человек становится достойным причастником не из-за своих побед, а также не из-за своих обещаний и стремлений. Лишь раскаяние и вера создают нужное расположение духа. Нужно постоянно возвращаться ради Спасителя. Но ради Него человек также постоянно вновь посвящает себя борьбе. И в конечном счете Он Сам через это святое таинство воплощается в Своих слугах, соединяется с ними, действует в них и делает то, что было бы для них невозможным. Но большей частью это скрыто от того, в ком это происходит. Преображение, которое совершает Христос, никогда не отражается в зер¬кале. Оно присутствует во всей полноте, и обычно оно становится очевидным для других людей, а именно, если они сами соединены со Христом.

Таково евангельское содержание Святого Причастия. Таким образом, на вопрос о том, кто может приходить к Причастию, Сам Господь отвечает словами: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Всякий жаждущий приди ко Мне и пей».

И тот, кто жаждет, приходит. Воистину, тот, кто хочет, берет воду жизни даром.

Бу Йертс. Большая ложь и великая истина.
СПб.: Светоч, 2010. С. 129-139