ПечатьE-mail

Твое обращение

Богословие

Твое обращениеЧто значит быть обращенным человеком?

Обращением в Библии также называется покаяние. Никто не может ошибиться в том, что Библия считает совершение покаяния чем-то очень важным. Христос начинает Свою проповедь с призыва: «Покайтесь и веруйте в Евангелие!» И Он сказал суровые слова: «Если не покаетесь, все погибнете».

Что же означает обращение?

Оно означает то же самое, что прийти к вере во Христа. Обращенным является всякий человек, который верует во Христа, и поэтому он сопричастен Христу. Быть обращенным означает быть соединенным со Христом, быть одним из членов Его тела, ветвью в Его винограднике, причастником прощения грехов и вечной жизни во имя Его.

Кто осмелится сказать что-то подобное о самом себе? Есть ли какой-либо человек, о котором Писание ясно и четко говорит, что он сопричастен Христу?

Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

Так звучит один из ответов Библии на вопрос о сопричастности Христу. Облечься во Христа — значит быть сопричастным Его праведности и Его жизни, быть одной личностью с Ним.

И это относится ко всем крещенным! Или точнее говоря: это, по крайней мере однажды, относилось к ним.

Через крещение «Бог спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, омовением возрождения и обновления Святым Духом». Крещение означает вмешательство Самого Бога, в котором Он — так же незаслуженно, как всегда — делает человека сопричастным спасению, то есть, сопричастным Христу, Его праведности и Его царству. Поэтому, как нас учит Писание, крещение означает, что мы крестимся в смерть Иисуса Христа. Мы были крещены одним и тем же Духом для того, чтобы стать членами Его тела. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения. То, что Он приобрел для нас Своей смертью, становится нашим через воскресение. Начиная с нашего дня крещения, мы освящены как собственность Христа, призваны жить со Христом и для Христа. Сам Бог сделал нас христианами.

Кто-нибудь может спросить о том, почему именно крещение обладает столь сильным воздействием. И кто-нибудь поинтересуется совершенно конкретно, действительно ли крещение может обладать таким воздействием на младенца. На это можно ответить, что оно является деянием Самого Бога, которое представляет собой столь же великое чудо, происходит ли оно со взрослым или с младенцем. Столь же непостижимо, что Бог может соединить старое грешное сердце с живым Христом и сделать старого отпавшего человека одним из членов Христа, как и то, что Христос может взять на руки младенца и сделать его сопричастным Своей жизни. Неверие всегда будет считать нелогичным и то, и другое. Тот, кто говорит, что верует, но все же не верит в то, что Бог может сделать младенца одним из членов Христа, должен попытаться объяснить, насколько сможет, как младенец тогда может стать сопричастным спасению. Ибо одно несомненно: не будучи сопричастным самому Христу, каждый, младенец или взрослый, пребывает за пределами царства спасения. Евангельский христианин просто и безыскусно исповедует словами Писания: Все мы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Бог спас нас омовением возрождения.

Естественно, невозможно говорить о сознательной жизни веры у младенца. И все же, в силу Слова и обетования Божьего, он принимается в мир веры через свое крещение. Ибо мир веры есть не что иное, как Христос. Каждый, пребывающий во Христе, также живет жизнью веры. Не всегда он делает это сознательно. Даже взрослый не имеет сознательной веры, когда он спит, а также когда его мысли напряжено заняты какой-либо работой. Однако, он все время может жить в полном соединении веры со Спасителем, будучи одним из членов Его тела, сопричастным всему Его спасению. Младенец получает всё это в дар от Бога в крещении. Он принимает это неосознанно, так же, как он принимает всё прочее, ничего не зная об этом. Если только ясно представить перед глазами, что сущность веры заключается в соединении со Христом и в сопричастности праведности Христа, можно понять, почему древние попросту могли говорить о том, что младенцы также могут веровать. Разумеется, они не подразумевали, что младенцы могут думать или размышлять об истинах веры. Они попросту считали, что малые дети могут принять Иисуса Христа и Его благодать. И в этом они были правы.

Итак, крещение означает, что Сам Бог делает человека христианином. Бог посвящает человека в христиане. С этого мгновения он обязан жить как христианин. Естественно, он может уклониться от этой обязанности, но не может отменить ее. Он может стать плохим христианином, христианином, который является позором для своего Господа и для Его церкви. Но он никогда больше не сможет стать язычником. Он находится в таком же положении, как человек соединенный узами брака с другим человеком. Законный муж вполне может быть неверен своей жене. Но из-за этого он не перестает быть женатым. Он все еще обязан жить как законный муж. Он не отменяет своего бракосочетания. Таким же образом никто не отменит своего крещения. Оно запечатлевает человека на всё будущее. В день суда он предстанет перед своим Господом и Богом как христианин и будет привлечен к ответу как человек, принятый в число детей Божьих и ставший одним из членов тела Христова. Поэтому его ответственность становится еще больше, если он жил недостойно этого призвания и использовал члены Христовы для греха.

Как долго человек остается в благодати крещения?

Естественно, человек не может всю жизнь оставаться в руках Божьих таким же образом, как он это делал, будучи новорожденным младенцем. У каждого возраста есть свои формы жизни, также когда речь идет о жизни веры. Так же, как жизнь мысли человека в годы роста становится всё более осознанной и самостоятельной, так и жизнь веры должна становиться осознанной. Вера также не всегда имеет одну и ту же форму. Свое время есть у детской веры, жизнь веры подростков принимает иную форму, которая затем не возвращается, и примерно в то же время, когда тело достигает полного развития, вера начинает приобретать ту форму, которая свойственна жизни взрослого человека. Формы не имеют решающего значения. Главное в том, что человек сопричастен Христу, и он остается таковым до тех пор, пока он верует. Эта сопричастность Христу одинакова для каждого верующего, ибо даже наименьшая мера веры дарует сопричастность всей благодати Христа. Она приносит с собой полное прощение всех грехов. Если человек пребывает в царстве благодати, он также обладает всей благодатью. Это значит, что каждый человек, ребенок или взрослый, верующий в своего Спасителя, целиком и полностью имеет доступ ко всей благодати Божьей. В этом отношении он никогда не может стать более христианином, чем он уже является. Возможно, он может стать более опытным христианином, более смиренным и закаленным христианином, но он не станет более христианином, ибо, если человек обладает Христом, он обладает целым Христом, и в его праведности нет никакого недостатка.

Можно ли всю жизнь оставаться в вере?

На это мы без сомнения ответим «ДА». Нет необходимости отпадать от благодати крещения. Иногда о крещении говорили так, будто никто не мог остаться в той благодати, которую он принял, будучи младенцем. Иногда это звучит так, будто люди считают, что крещение утрачено, как только человек согрешил. Если мальчик солгал, или если девочка стащила печенье, тем самым потеряна благодать крещения. К счастью, это не так. Крещение — не завет закона, но завет благодати. Оно никогда не основывалось на наших делах, но строится на незаслуженной Божьей благодати, дарующей действительным грешникам действительное прощение. К этому прощению есть свободный доступ до тех пор, пока человек верует. Таким образом, не грех, но неверие отделяет человека от Бога.

В самом деле истинно, что вера не может жить вместе с сознательным и преднамеренным грехом. Так же истинно, что вера не может жить без Слова Божьего и молитвы. Поэтому вера должна умереть, когда человек «оставляет Слово Божье и молитву, обретает влечение к миру и соглашается с грехом», как говорится в Катехизисе. Это также относится к детям. Крещеный ребенок, который не научился молиться и не воспитан Словом Божьим, или который не принимает своего христианского воспитания, раньше или позже впадет в презрение к благодати и в более утонченные или грубые греховные деяния. Тогда также нарушается завет крещения. Бог не нарушил его. Он все так же верен Своим обетованиям, и поэтому Он вновь и вновь призывает Своих заблудших детей. Обязанность крещения также не отменяется. Человек не избегает своей ответственности потому, что он «никогда не считал себя христианином». Но Бог считает человека таковым. Он подтверждает эти притязания правом Творца. Он также требует этого в силу того выкупа, который Он заплатил, когда Он искупил нас ценой смерти Своего Сына.

Как же человек может узнать, пребывает ли он в своем завете крещения или нет?

Вообще, хорошим знаком является уже то, что человек хочет это знать. Это показывает, что он, по крайней мере, хоть сколько-нибудь задумывается о своей душе. Человек может сначала исследовать, молится ли он. Тот, кто не молится ежедневно, несомненно подвергается большой духовной опасности, а тот, кто не молится почти никогда, духовно мертв с довольно большой вероятностью.

Далее можно исследовать, молится ли человек о прощении своих грехов, и осмысленна ли его молитва. Там, где есть духовная жизнь, непременно есть знание о грехе и серьезная молитва о прощении грехов. Для детей мира сего и для ложных христиан характерно, что они перестают молиться о прощении грехов, или же они больше не относятся к молитве серьезно.

И, наконец, также можно испытать, слушает ли и читает ли человек Слово Божье. Что пища значит для тела, то Слово значит для души. Если человек перестает есть, приближается смерть. Если человек никогда не занимается Словом Божьим, нет никакой надежды на духовную жизнь.

Но бывает так, что многие люди, стремящиеся испытать себя, не знают, что им думать о своем христианстве. Возможно, человек обнаруживает, что он не живет без Бога и действительно хочет быть христианином. Но в то же время он вовсе не осмеливается сказать, что он сохраняет благодать крещения.

Такому человеку следует помнить о том, что не имеет большого значения, ведет ли его самоиспытание к определенному результату. Действительно важно, хочет ли он или не хочет, чтобы его завет крещения сохранялся. Если он этого хочет, ему нужно делать то же самое, невзирая на то, нарушен завет крещения или нет. Если завет крещения нарушен, нужно покаяться и обратиться к Богу. Если он не нарушен, нужно жить в ежедневном обращении, чтобы вера могла сохраниться. В обоих случаях первое условие состоит в том, чтобы человек пользовался Словом Божьим, пребывал в молитве, прибегал к Святому Причастию, исповедовал свои грехи и постоянно вновь прибегал ко Христу.

Ведь обращение означает не что иное как возвращение к жизни, которую человек обрел в крещении. Эта жизнь является жизнью в вере во Христа. Таким образом, вера должна вновь пробудиться к жизни. Если человек вновь живет в вере, силу веры нужно поддерживать. В обоих случаях используются одни и те же средства: Слово, таинства и молитва. Поэтому нужно пройти в точности тем же путем, когда в сотый раз обращаешься ко Христу, каким человек прошел, когда обрел Его впервые. Первое обращение и ежедневное обращение имеют в точности одно и то же содержание: скорбь о грехе и вера в Спасителя.

Если человек полностью отвернулся от Бога, путь домой может стать довольно долгим. Нужно усвоить невероятно много, прежде чем можно будет увидеть себя в свете Слова Божьего, и еще намного больше должно открыться перед слепыми глазами человека, прежде чем он сможет увидеть Христа таким, каким Бог хочет представить Его. Поэтому обычно нужно довольно долгое время в молитве, хождении в церковь и чтении Библии, прежде чем можно будет прийти к истинной вере. Речь идет не только о знаниях. Их можно приобрести довольно легко, затратив немного энергии. Также речь идет о глубоком понимании, то есть, о применении к собственному сердцу, что может сделать лишь Святой Дух, и без чего всякое знание Слова становится мертвым и бессильным. Глубокое понимание нельзя приобрести своими силами, о нем можно лишь смиренно молиться Богу. Бесполезно амбициозно пытаться затолкать христианские истины в свое сердце. Нередко бывает так, что молодые люди принимают решение о том, что они станут сознательными христианами. Поэтому они пытаются заниматься всем тем, что они нарисовали для себя в качестве признаков глубокого и подлинного христианства. Они становятся либо вымученно радостными, либо нервно деятельными, или же они говорят громкие слова о своей безграничной греховности и о чудесной благодати в крови Христа. Таким можно дать хороший совет: не говорить больше того, за что они могут ответить. Нет ничего плохого в том, что человек не успел пройти так же далеко, как другие, но всегда плохо притворяться, будто он это сделал, лишь для того, чтобы не отставать от некоторых других. Искусственность и притворство никогда не приносят пользы обращению. Важно не то, чтобы обращение совершилось к определенному времени, или чтобы оно произошло согласно некой определенной модели. Важно, чтобы Бог действительно стал говорить с душой, и чтобы Он мог исполнить Свое деяние так, как Он Сам этого желает.

Что же важное должно произойти в обращении, и что Бог хочет совершить с каждым человеком?

Собственно говоря, лишь одно: чтобы человек был приведен к истинной вере в своего Спасителя, к такой вере, которая действительно является спасительной. Это Божье деяние. Ведь вера означает, что человек обретает подлинную связь со Христом, действительно соединяется с Ним и действительно становится сопричастным Его жизни. Такой веры нельзя добиться своими силами. Напротив: христианин исповедует, как сказано в объяснении к третьему артикулу Символа Веры, что он не может уверовать в Иисуса Христа, своего Спасителя, или прийти к Нему. Это должен совершить Святой Дух.

Если же человек желает обрести эту веру, он должен ходить теми путями, которые наметил Бог, и искать веру в тех местах, где Сам Бог обещал дать ее. Есть определенные дела, которые можно и нужно делать, если человек хочет прийти к вере.

Во-первых, он должен пользоваться Словом Божьим. «Вера приходит от проповеди», - говорит апостол Павел. Вера во Христа немыслима без Евангелия о Христе. Это значит не только то, что нужно что-то знать о Христе, чтобы веровать в Него. Это также значит, что Слово обладает таинственной силой создавать веру в человеке. Это относится, прежде всего, к живому, правильно проповеданному Слову в церкви. Первое, что можно и нужно сделать для того, чтобы стать живым христианином — это участвовать в богослужениях церкви и слышать там проповедь. Второе, что можно сделать — молиться Богу о вере. Третье, что можно сделать — читать Библию и хорошие, соответствующие Библии, духовно-назидательные книги.

Далее человек может и должен серьезно относиться к борьбе с грехом в своей жизни. Ведь для этого он освящен Самим Богом в крещении. Крещение — это смерть вместе со Христом и воскресение вместе с Ним. Это значит, что ветхий человек получает в нем свой смертный приговор. Ветхий человек — это всё то, что связано с греховной испорченностью моей природы. Это весь мой естественный эгоизм, лень, нечистота и тщеславие. Всё это в крещении «распято со Христом, дабы греховное тело было упразднено». Это не означает, что ветхий человек действительно умирает в крещении. Для этого он слишком живуч. Он не умирает ни в крещении, ни в обращении. Он не умирает даже от старческой слабости. Лишь когда мое тело будет гнить в могиле, также определенно настанет конец моему ветхому человеку и моей греховной плоти. В крещении происходит то, что ветхий человек получает свой смертный приговор и предается распятию. Затем этот смертный приговор должен подтверждаться и обновляться день за днем. День за днем ветхого человека нужно тащить на эшафот и прибивать ко кресту. Он никогда не перестанет протестовать, и всякий раз он вновь попытается этого избежать. Поэтому христианин, который хочет жить в своем крещении, пребывает в постоянной борьбе. Один из первых признаков того, что грешник хочет покаяться, состоит именно в том, что он вновь начинает эту борьбу.

Однако, нельзя с уверенностью сказать, что эта борьба увенчается какими-то большими успехами. Если человек действительно был духовно мертв, он также утратил ту веру, которая может победить мир. Несмотря на все свои усердные стремления, он терпит поражение за поражением. Это не является доказательством того, что он оставлен Богом. Напротив: когда Бог позволяет ему потерпеть столь полную неудачу в попытках исправить свою жизнь, это является звеном в его воспитании. Для него это необходимо, если он когда-либо желает познать самого себя. Поэтому каждому человеку, даже если внешне ему удается достичь значительных успехов в исправлении жизни, всегда в конечном счете приходится в уничижении познакомиться с тем, что апостол Павел называет «законом греха в моих членах», приводящим к тому, что я не делаю доброго, которого я хочу, но, наоборот, становлюсь бедным узником, проданным в рабство греху.

Итак, в Божьей школе всё устроено столь чудесным образом, что тот, кто изо всех сил трудится, чтобы очиститься, напротив, считает себя всё более грешным. Часто это пробуждает разочарование и горечь. Это приносит с собой тяжелое искушение и желание выбросить всё христианство за борт. Ведь большинство людей попросту считает, что если бы они только хотели, они могли бы стать подлинными христианами. Втайне они часто считают, что, когда они присоединятся ко Христу, люди, наконец, увидят пример христианства, которое чего-нибудь стоит. Когда затем все великие победы так и не приходят, когда человек не становится ни героем, ни святым, когда он даже не чувствует никакого подлинного мира, но остается тем же боязливым, ленивым и самовлюбленным, как и прежде, только еще более отягощенным грехами и неудачами, тогда он близок к тому, чтобы выбросить всё христианство за борт как обман и ложную амбицию. Тот, кто всё время искал самого себя и собственного наслаждения (чем человек нередко занимается, говоря, что он «ищет Бога), также с довольно большой вероятностью оставит борьбу. Но усердная душа, которая действительно пребывала под вразумлением Святого Духа и была ведома Его светом, обычно не сдается. Он видел многое из славы Христовой. Он знает, что, вопреки всему, Бог прав.

С такими людьми Дух Божий может продолжать Свое деяние. Если Он показал им полную несостоятельность подхода, когда человек желает строить на своем собственном основании, есть хорошая надежда на то, что Он укажет на то основание, которое действительно прочно. Когда всё свое собственное потерпело крах, наконец, освобождается место для Христа, подлинного Примирителя, который воистину является полностью достаточным Спасителем даже для насквозь испорченного грешника. Теперь Христос может сказать то, что Он больше всего хочет сказать: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные. Блаженны вы, нищие духом, ибо вам принадлежит царство Божье». Теперь сказано не «Входите тесными вратами», но: «Придите, ибо всё готово!».

Когда человек прошел так далеко, когда он «обратился и стал, как дитя», теперь он может по обетованию Христа войти в царство Божье. Теперь он стал таким, каким был в крещении: беспомощным и нищим, без какой-либо собственной заслуги, полностью обращенным к незаслуженной Божьей благодати. Тогда у него также есть доступ к той же благодати, что и в крещении. Он обладает тем же Спасителем. Он стал обращенным.

Такое обращение никогда не бывает однократным делом. Крещение также не является однократным делом. Ведь человек крестится для того, чтобы упражняться в своем крещении, для того, чтобы жить в нем. Всё в крещении рассчитано на будущее. Из него нужно черпать и его нужно оживотворять день за днем. В крещении мы получаем заверение в праве усыновления ради Христа. Это право усыновления нужно вновь черпать каждое утро, а каждый вечер оно становится подушкой, на которой человек засыпает. Ежедневное прощение грехов и ежедневное обращение к Богу за помощью — это лишь ежедневное применение благодати крещения, ежедневное использование того капитала, который получен как дар крещения.

Так же обстоит дело с обращением. Оно никогда не завершается так, что его можно оставить позади. Нельзя исповедовать свои грехи раз и навсегда. Нельзя веровать во Христа иначе, чем день за днем. Каждый новый день также становится новой возможностью для обращения. Я никогда не вырасту из исповедания греха, как из детской одежды, и, прожив со Христом пятьдесят лет, я так же целиком и полностью нуждаюсь в нем как в Спасителе и Прощающем грехи, как когда я впервые принял из Его руки прощение грехов.

И всё же, в обращении что-то произошло. Грешник был приведен к своему Спасителю. Неверный и отпавший человек был приведен к размышлению о своей душе, узнал о своих грехах и о своем чудесном Искупителе. В жизни такого человека действительно можно говорить о том, что остались в прошлом времена безразличия и духовного сна. И можно говорить о чем-то пришедшем новом: о Христе и вере в Него.

Что же изменяется в жизни человека благодаря обращению?

Ответ: Прежде всего — его отношение к Богу. Раньше он был под законом и гневом. Теперь он как Божье дитя пребывает под благодатью.

Далее, его отношение к миру. Раньше этот мир был его жизнью и его Богом. Радости мира сего были его радостями. Он боялся судов мира и жил ради похвалы мира. Он боялся не Бога, но лишь стыда и ущерба. Теперь он живет в мире, но не от мира. Он обрел другую шкалу ценностей и другую цель. Может быть, он стал чувствовать себя чужим во многих местах, где раньше он чувствовал себя, как дома, но в то же время он обрел новый дом в церкви Христовой и новое гражданство на небесах.

Однако, ветхий человек не изменился. Плоть совершенно та же, что и прежде. Она не может и не хочет повиноваться Богу. Нужно день за днем заставлять ее склоняться перед Богом. Таким образом, обращенный человек — не то же самое, что новый человек. В обращенном человеке всё еще остается ветхий человек. В нем есть новый человек, живущий во Христе, но он не господствует во всём. Нужно вести ежедневную упорную борьбу с ветхим человеком. Поэтому не следует преувеличивать преображение, происходящее с человеком при обращении. Обращение не означает, что раз и навсегда покончено с грехом, поражениями, искушениями, отвращением к Слову Божьему и трусостью в исповедании. С ними христианину приходится бороться всю свою жизнь. Конечно же, Христос может всё более проявляться в нас, но в этой жизни мы никогда не избежим борьбы с греховным телом. Это не препятствует тому, что мы живем под постоянной благодатью и всё время являемся детьми Божьими через веру во Христа. Ведь мы получаем прощение наших грехов не ради наших успехов. Христос приобрел для нас прощение, и мы получаем его целиком и полностью через веру, какой бы слабой и борющейся ни была эта вера. В освящении христиан и в их духовной зрелости может быть бесконечное множество различных степеней. Но благодать совершенно одинакова. Праведность Христа всего лишь одна, и все сопричастны ей через веру.

Итак, обращение — это одновременно нечто очень простое и нечто очень сложное. Это нечто настолько простое, что его можно выразить лишь словами: «Веруй во Христа, и ты будешь спасен». Но в то же время, веровать во Христа — это нечто настолько сложное, что ни один человек не был бы на это способен, если бы Дух Божий не вмешался и не сотворил чудо. Всё прочее, о чем мы говорим в связи с обращением: быть призванным Духом Божьим, начать пользоваться Словом и молитвой и вступить в борьбу с грехом, быть просвещенным Духом Божьим о своих грехах и о своей греховной испорченности, освободиться от неверия и самоправедности сердца — всё это лишь описания того, что Дух Божий обычно совершает в сердце человека, прежде чем Он сможет зажечь в нем истинную веру в Спасителя. Никому не следует обманываться, полагая, что мы должны сотворить какие-либо добрые дела, для того чтобы Бог мог проявить к нам свое благоволение. Бог не хочет ничего больше того, чтобы простить нам всё. Поэтому Он устроил всё таким образом, чтобы всё зависело от Христа, и направляет нас к вере в Него. Но поскольку мы так испорчены и развращены грехом, что мы даже не можем веровать, Бог умножает Свою милость, производя в нас веру. Именно это благодеяние мы описываем, говоря об обращении. Поэтому не следует думать, что наряду с верой во Христа Бог установил ряд новых условий для спасения. Также не следует превращать их в препятствия на пути к спасению. Но человеку нужно прислушиваться к советам и указаниям, которые он получает, когда его увещевают слушать и читать Слово, молиться и приступать к Святому Причастию, делать всё, что возможно, чтобы жить по Божьим заповедям и серьезно относиться ко греху.

Однако, не следует высчитывать, прошел ли ты ту или иную стадию на пути спасения. Не следует проверять, чувствуешь ли ты себя определенным образом. Не следует пытаться выдавить из себя более глубокое чувство греха или какое-то переживание мира и радости. Всё это нужно оставить в руках Божьих. Если человек использует Слово Божье с усердным ожиданием того, что Бог совершит Свое благодеяние с его бедной душой, он может быть уверен в том, что пребывает на пути жизни. Тогда ему также не нужно спрашивать, может ли он веровать в прощение своих грехов. Тогда он может с благодарностью принимать голос Евангелия, насколько это возможно. Истинное благочестие состоит не в том, чтобы чувствовать тем или иным образом, испытывать те или иные переживания, изменяться так или иначе, но оно состоит в том, чтобы оставить свое дело в руках Божьих и позволить Ему действовать. Человек делает это, занимая свое место в качестве одного из членов Его церкви, на церковной скамье, у алтаря Святого Причастия, в работе по своему призванию и в молитвенном борении. Именно Бог и не кто иной должен позаботиться о твоем обращении, как когда оно происходит впервые, так и тогда, когда оно затем повторяется день за днем в ежедневном покаянии.

Кто же является обращенным в церковном приходе?

Это известно одному лишь Богу. Поскольку обращение — это не только событие в прошлом, но образ жизни, постоянное обновление веры сердца, никто иной, кроме Бога, не может провести границу между обращенными и необращенными. Эта граница существует, но она вовсе не зафиксирована. Она передвигается изо дня в день — как и все прочие границы в духовной сфере.

Поэтому ни одна община на земле не может вести учет обращенных и создавать их список. В этом также нет необходимости. Ученики Христа также не все были обращенными. Среди людей, следовавших за Ним, было множество неверующих, некоторые предатели и попутчики, которые раньше или позже обманывали или утомлялись, некоторые также были ищущими людьми, которые еще не понимали, кем был Христос, а значит не могли иметь истинной веры в Него. Христос также не желал от них никакого исповедания. Им позволялось следовать за Ним и слушать Его наставления до тех пор, пока Он постепенно не создавал веру в их сердцах. Поэтому началом ученичества было не исповедание веры, но простое повеление Учителя: «Следуй за Мною». Это повеление попросту означало, что им следует слушать Его, учиться у Него и принимать Его наставление.

Таким же образом и сегодня в Божьей церкви мы должны принять во внимание то, что существует множество пробужденных людей, в сердцах которых Бог еще не создал истинную веру. Однако, Он начал Свое деяние в них, и это совершится. Они являются учениками. Это проявляется в том, что они пользуются наставлением своего Учителя. Они слушают и читают Слово Божье, они пытаются руководствоваться им, они борются с грехом, они молятся, и они могут ходить к Святому Причастию. Итак, они находятся на пути жизни, Дух Божий воздействует на них, а Бог призвал их и обещал Сам завершить Свое дело с ними.

Но каких людей следует причислять к церковному приходу? Ведь церковный приход всегда является видимым. Можно сказать, кто принадлежит и кто не принадлежит к нему. Но если нам, людям, невозможно выделить обращенных, кого же следует причислять к церкви?

Христианская церковь с самого начала решила этот вопрос, считая своими чадами всех крещенных. Разумеется, это не означает, что все крещенные являются истинными христианами. Это лишь означает, что все крещенные воистину призваны Самим Богом быть христианами, посвящены в христиане, обязаны жить как христиане и утверждены наследниками всех привилегий христианина, если только они хотят уверовать в это и принять это.

Таким образом, главной пограничной линией церкви является крещение. То, что находится за пределами этой пограничной линии, является землей язычников и областью миссии. Но всё то, что находится внутри этой пограничной линии, церковь может считать своим, часто со стыдом, но всегда с материнской любовью и молитвами.

Внутри этой пограничной линии есть три вида людей, а значит, еще две пограничные линии, все из которых отмечают, как обстоит дело с обращением этих людей и с их отношением к Богу. Одна из этих пограничных линий отчасти видима для глаз человека. Другая совершенно невидима.

Первая пограничная линия внутри церкви проходит между самоуверенными грешниками с одной стороны и пробужденными грешниками с другой (если пользоваться старыми терминами). Самоуверенные грешники не думают о своем крещении и не задаются вопросом о своем спасении. Естественно, они могут иметь веру в то, что Бог существует, и они могут вести достаточно благопристойную жизнь, но они не имеют никакого понятия о том, что такое грех, а значит не нуждаются ни в каком прощении. Они прекрасно обходятся без богослужения, Библии и Святого Причастия.

Возможно, такой человек «одумается». Тем или иным образом он будет охвачен силой Слова Божьего, он начинает слушать его, он молится, его совесть пробуждается, он начинает изменять весь свой образ жизни. Тогда он становится учеником или пробужденным грешником. Он находится на пути к вере и к истинной жизни во Христе. Его путь может быть долгим, но до тех пор, пока он держится за Слово, Бог продолжает Свою работу с ним.

Если человек правильно принимает Слово, происходит то, что мы только что описали: через всё более глубокое знание о грехе он приходит к истинной вере во Христа. В большинстве случаев сам человек не может определить, когда и как это происходит. Посторонние чаще всего не видят, как это происходит, но они вполне могут заметить, что это произошло. Здесь проходит вторая граница внутри общины, та, которая невидима для человеческих глаз. То, что человек пробудился и начал искать Бога, заметно даже внешне. Но то, что он приходит к истинной вере в Искупителя Христа, не проявляется в чем-то внешнем. Естественно, об этом можно догадываться, особенно если быть очень близким этому человеку, но нельзя достичь полной уверенности. Нельзя сфотографировать или предъявить сокрытое в сердце человека. Поэтому день суда также будет полон сюрпризов. Тогда окажется, что многие люди, которых считали хорошими христианами, жили своей собственной праведностью и верили в собственное покаяние, но не были сопричастны тому Господу, которого нельзя найти, прежде чем человек не сочтёт всё свое собственное утратой и тщетой. И наоборот, окажется, что многие презираемые грешники, которые на земле считались плохими христианами и недостойными причастниками, в день суда войдут в радость своего Господа, ибо посреди своей безнадежности они жили прощением грехов.

Но как же человек может знать, обращен ли он и помилован ли?

На этот вопрос нужно ответить, что человек не должен знать это с такой уверенностью, чтобы он мог успокоиться. Напротив, эту уверенность нужно искать день за днем. Ответ будет найден, лишь когда человек придет ко Христу как грешник, который с верой держится за Его обетования. Ответ будет найден, когда человек рассмотрит свое крещение, когда он услышит слова отпущения грехов, когда он встретится со своим Спасителем у алтаря Святого Причастия, когда он слушает Слово и когда он сидит со своей Библией и рассматривает Божьи обетования.

Поэтому тому, кто хочет быть обращенным и жить в ежедневном обращении, нужно, прежде всего, держаться за средства благодати, пользоваться Словом Божьим и молитвой, быть верным в своем повседневном призвании и вести постоянную борьбу со своим ветхим человеком. Если он так поступает, он также может быть уверен в том, что Бог делает Свое дело, начнет и завершит Свое благодеяние ко дню Иисуса Христа.

Бу Йертс. Большая ложь и великая истина.
СПб.: Светоч, 2010. С. 92-106