ПечатьE-mail

О святом и благословенном Таинстве Крещения

Богословие

Мартин Лютер1519

ПРЕДИСЛОВИЕ

Трактат «О святом и благословенном Таинстве Крещения» охватывает и передает основное действие этого обряда вхождения в общение святых. Он проливает свет на предмет, который, как представляется, нуждается во вдумчивом повторном исследовании в наши дни, так же, как было и в шестнадцатом веке. Выпущенный типографией Иоганна Грюненберга в Виттенберге 9 ноября 1519 года, этот трактат стал вторым в лютеровской трилогии 1519 года, посвященной герцогине Маргарите Брауншвейгской.

Рассуждения Лютера о Крещении в этих двадцати параграфах развиваются в логической последовательности. Сначала он сказал о «знамении» и определил значение слова «крещение» в смысле погружения (1-2). Затем он сказал о том, что погружение и извлечение «знаменуют» смерть ветхого человека и воскресение нового - деяние, начинаемое в Крещении и продолжаемое на протяжении всей жизни, до тех пор пока грешник не умрет, причем Бог дарует постоянное утешение через Свое обетование благодати (3-11). И наконец, Лютер рассмотрел веру как «третью составляющую» Таинства, его «самую необходимую часть». Ее надлежит применять ежедневно в отношении Божия обетования, исключая всякое упование на дела и дополнительные человеческие установления, то есть в страданиях, связанных с тою жизнью, которую Бог определил для нас (12-20).

Примечательно, что этот трактат свободен от полемики. И действительно, когда Лютер в 1523 году приступил к пересмотру приходского богослужения, он лишь с небольшими изменениями принял традиционный католический порядок крещения, употребляемый в Виттенберге.49 Однако, в 1526 году он пересмотрел этот порядок, радикально сократив его. Но все же Лютер не добавил ничего нового. Этот новый порядок получил широкое распространение и позднее был в качестве приложения включен в «Краткий катехизис», а также в многочисленные церковные служебники того времени.50

Но прошло немного времени, и его рассуждения о Крещении приобрели полемическое звучание, когда в начале 1520-х годов на сцену вышли анабаптисты. Поэтому после данного лютеровского трактата следует прочесть его письмо «О перекрещивании»51, направленное в 1528 году двум пасторам. Более того, это стало лишь началом нового объяснения и оправдания Таинства Крещения. В 1529 году его учение о Крещении вошло в «Краткий» и «Большой» катехизисы. После 1528 года Лютер прочел по меньшей мере двадцать три проповеди о Крещении. Первые четыре, прочитанные в 1528 году, стали основой объяснения этой темы в его катехизисах.52 В 1532 году появился цикл из трех проповедей.53 В феврале 1534 года - цикл из шести.54 Позднее, в том же году, появилась обширная проповедь из трех частей.55 В 1538 году - еще один цикл из шести,56 а в 1539 году - цикл из трех проповедей.57

 

49 РЕ 6, (193) 197-206; WA 12, (38)42-48.

50 РЕ 6 (193) 207-209; WA 19 (531), 537-541; 30 (I), 339-342.

51 LW 40 (227) 229-262.

51 Katechismuspredigten, WA 30 (I), 18-23, 50-52, 109-116.

53 WA 36, 95-117.

54 WA 37, 258-267, 270-275, 278-284, 288-293, 299-304.

55 WA 37, 627-672.

56 WA 46, 145-155, 167-185, 194-201.

57 WA 47, 640-659.

20

 

Все это свидетельствует о серьезном отношении Лютера ко Крещению на протяжении всего его пути церковного реформатора. Основное внимание он уделял подтверждению того, что Крещение является не человеческим, но Божиим деянием. Потому человеческие действия не могут ни создать, ни упразднить это Таинство. Крещение это повеление Божие, данное нам через Писание, причем не только в таких его фрагментах как Мк. 16:16 или Мф. 28:18-19. Прежде всего, Крещение утверждено для нас Иисусом Христом. Бог почитает наше Крещение в Крещении Своего Сына.58

В оригинале произведение издано Грюненбергом под названием Еуп Sermon von dem heyligen hochwirdigen Sacrament der Tauffe. Оно воспроизведено с указанием последующих изменений в WA 2, (724), 727-737. Между 1519 и 1523 годами в Виттенберге, Лейпциге, Нюрнберге и других городах в свет вышло в общей сложности шестнадцать различных изданий. В 1543 году также появился его латинский перевод. Этот трактат, сразу же признанный произведением, имеющим фундаментальное значение, вошел во все основные собрания трудов Лютера.

 

58 Сравните проповедь Лютера на Мф. 3:16-17 от 10 марта 1532 года. WA 36, 126-134.

21

 

О СВЯТОМ И БЛАГОСЛОВЕННОМ ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ

D. M. А.59

1. Крещение [Die Taufe], по-гречески baptismos, а по-латыни mersio, означает полное погружение чего-либо в воду, так чтобы это было скрыто водою. Хотя во многих местах уже больше нет обычая окунать и погружать младенцев в купель, и на них лишь рукою возливают крещальную воду из купели,60 все же предпочтительнее именно первое. Это более уместно в соответствии со значением слова Taufe, то есть младенец или любой крещаемый должен быть полностью помещен и погружен в воду, а затем извлечен из нее. Ведь и в немецком языке слово Taufe несомненно происходит от слова tief [глубокий] и указывает, что крещаемого глубоко погружают в воду. Этому обычаю также соответствует само содержание Крещения. Ибо Крещение, как нам предстоит еще услышать, означает, что ветхий человек и греховное естество плоти и крови должны быть полностью уничтожены благодатью Божией. Потому нам следует воздать должное его содержанию и совершать Крещение как истинное и полное знамение этого содержания.

2. Крещение является внешним свидетельством или знамением, так отделяющим нас от всех некрещеных людей, что нас благодаря ему знают как людей Христа, нашего Вождя, под Чьей хоругвью святого креста мы непрерывно сражаемся против греха. Посему в этом святом Таинстве мы должны уделить внимание трем составляющим - знамению, его содержанию и вере.

Знамение состоит в том, что нас погружают в воду во имя Бога Отца и Сына и Святого Духа, однако нас там не оставляют, но извлекают обратно. Этим и объясняется выражение: aus der Taufe gehoben.61 Таким образом, знамение должно содержать обе части - погружение и извлечение.

3. Содержание Крещения заключается в благословенном умирании для греха и в воскресении для благодати Божией, так что ветхий человек, зачатый и рожденный во грехе, в нем потопляется, а новый человек, рожденный в благодати, появляется на свет и воскресает. Так Св. Павел в Послании к Титу 3[:5] назвал Крещение «банею возрождения», поскольку в этом омовении человек родится вновь и обновляется. И Христос, согласно Евангелию от Иоанна 3 [:3,5], сказал: «Если ты не родишься вновь от воды и Духа (благодати), не можешь войти в Царствие небесное». Ибо подобно тому, как ребенок извлекается из чрева матери и родится, через это плотское рождение становясь грешным человеком и чадом гнева [Еф. 2:3], так человек извлекается из Крещения и родится духовно. Через это духовное рождение он становится чадом благодати и оправданным человеком. Таким образом грехи потопляются в Крещении, и вместо греховности родится праведность.

4. Такое содержание Крещения (умирание или потопление греха) не осуществляется полностью в этой жизни. Фактически этого не происходит до тех пор, пока человек не пройдет через телесную смерть и полностью не превратится в прах. Как мы ясно можем видеть, что Таинство, или знамение Крещения совершается быстро. Но духовное Крещение, потопление греха, знамением которого оно является,

 

59 Доктор Мартин, Августинец.

60 Хотя во все времена применялись различные виды омовения, погружение, вероятно, является наиболее древним из них. В Латинской церкви оно преобладало до двенадцатого века, а в некоторых местах - до шестнадцатого века (The Catholic Encyclopedia, II, 261-262). Древнейшим порядком Крещения в Мюнстерской епархии (ок. 1400-1414) предписано тройное погружение. Однако порядок Шверинского диоцеза (1521) допускает выбор между погружением и омовением [abwaschen]. Хотя Лютер предпочитал погружение (его порядок Крещения 1523 года предписывал погружение младенца в купель, РЕ 6, 201), как Буцер, так и Цвингли отдавали предпочтение обливанию (CL I, 185, п. 12).

61 Дословно: «Поднятый из воды Крещения». Это выражение обычно использовалось в прошедшем времени в значении: «Быть Крещенным», а в настоящем времени: «Быть крестным». Сравните: РЕ I, 57, п. 1.

22

 

продолжается до тех пор, пока мы живем, и завершается лишь со смертью. Тогда полное погружение человека в Крещение, и содержание Крещения осуществляются полностью.

Посему вся наша жизнь является духовным Крещением, не прекращающимся до смерти, и тот кто был крещен, осужден на смерть. Как если бы священник, совершая крещение, сказал: «Ты - греховная плоть. Посему я потопляю тебя во имя Божие, во имя Его я осуждаю тебя на смерть, дабы со всеми своими грехами ты мог умереть и подвергнуться разрушению». Поэтому Св. Павел в Рим. 6[:4] сказал: «Мы погреблись с Ним [со Христом] крещением в смерть». Чем раньше человек умрет после Крещения, тем раньше его Крещение завершится. Ибо грех не уничтожается полностью, покуда живо это тело, которое столь всецело зачато во грехе, что грех составляет саму его сущность, как сказал пророк [Пс. 50:7]: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Греховной сущности никак нельзя помочь, если только она не умрет и не разрушится вместе со всем своим грехом. Потому жизнь христианина от Крещения до могилы не является ни чем иным, как началом благословенной смерти. Ибо в последний день Бог соделает его совершенно новым.

5. Подобным же образом, извлечение из воды Крещения совершается быстро, но явление, им обозначаемое (духовное рождение и возрастание в благодати и праведности), хотя и начинается в Крещении, продолжается до смерти, вернее до последнего дня. Лишь тогда будет завершено то, на что указывает извлечение из воды Крещения. Тогда мы воспрянем от смерти, от греха и от всякого зла, чистые телесно и душевно, и тогда мы будем жить вечно. Тогда мы воистину восстанем из Крещения, полностью родимся и облечемся в истинную крещальную одежду вечной жизни на небесах. Как если бы восприемники, извлекая младенца из воды Крещения, сказали: «Теперь твои грехи потоплены, и мы принимаем тебя ради имени Божия в вечную безгрешную жизнь». Ибо таким образом Ангелы в Последний День воскресят всех христиан - всех верных крещеных - и так исполнят то, на что указывают восприемники и крещение, как объявил Христос, согласно Евангелию от Матфея 24[:31]: «И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».

6. Крещение было предвозвещено в древности Ноевым потопом, когда потонул весь мир, кроме Ноя, его трех сыновей и их жен - восьми душ, спасенных в ковчеге. Потопление людей мира сего указывало на потопление грехов в Крещении. То же, что восемь человек вместе с животными всякого рода уцелели в ковчеге, свидетельствует, как объяснил Св. Петр в своем Втором послании,62 что через Крещение человек спасается. Кроме того, Крещение - это потоп гораздо больший, нежели Ноев. Ибо тот потоп убивал людей на протяжении не более одного года, в Крещении же от рождества Христова до самого судного дня тонет множество людей по всему миру. И еще, тогда как тот был потопом гнева, сей является потопом благодати, как объявлено в Псалме 28[: 10]: «Бог сотворит непрерывный новый потоп».63 Ведь несомненно, крестилось гораздо больше людей, нежели погибло в потопе.

7. Отсюда определенно следует, что когда кто-либо выходит из Крещения, он воистину чист, без греха и полностью безвинен. И все же существует множество людей, не понимающих этого должным образом. Они думают, будто греха уже более не остается, а потому становятся нерадивыми и небрежными в умерщвлении своей греховной сущности, подобно тому как поступают многие, приходя на исповедь. По этой причине, как я сказал выше, следует должным образом осознавать, что наша плоть, пока она жива в этом мире, по сути нечестива и греховна.

 

62 2 Петр. 2:5; сравните 1 Петр. 3:20-21.

бзЦитируя по памяти из Вульгаты, Лютер неизбежно допускал множество отклонений от известных текстов Писания. В русском Синодальном переводе: «Господь восседал над потопом, и будет восседать... вовек». Прим. перев.

23

 

Ради исправления этой порочности Бог замыслил сделать нашу плоть совершенно новой, как показано у Иеремии [18:4-6]. Ибо если сосуд «развалился в руке его», горшечник вновь превращает его в кусок глины, смешивает, а затем делает из него другой сосуд, какой сочтет хорошим. «Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке » - говорит Господь. В первом рождении мы испорчены, потому Он через смерть повергает нас во прах, дабы и вновь сотворить нас в последний день, дабы мы были совершенны и безгрешны.

Этот замысел, как было сказано, начинается с Крещения, знаменующего смерть человека и его воскресение в последний день. Потому, что касается знамения Крещения и его содержания, как грехи, так и человек умерщвлены, и он воскрес. Так и происходит в этом Таинстве. Но действие Таинства еще не полностью завершено, то есть нам еще предстоит умереть и в последний день воскреснуть.

8. Поэтому крещенный человек сакраментально совершенно чист и безвинен. Это означает, что он получил знамение Божие, то есть он имеет Крещение, свидетельствующее, что все его грехи должны быть умерщвлены, и что ему также предстоит умереть в благодати, а в последний день воскреснуть для вечной жизни, чистоты, безгрешности и безвинности. Следовательно в отношении этого Таинства верно, что он безгрешен и невиновен. Однако, поскольку это еще не полностью завершено, и он еще продолжает жить в греховной плоти, он не безгрешен. Но, не будучи во всем чист, он начал возрастать в чистоте и невинности.

Потому, при достижении зрелого возраста, в человеке начинают проявляться естественные и греховные страсти - гнев, нечистота, похоть, жадность, гордыня и тому подобное. Ничего этого не осталось бы, если бы все грехи были потоплены в Таинстве и мертвы. Но Таинство лишь знаменует, что они должны быть потоплены через смерть и через воскресение в последний день. Потому Св. Павел в Послании к Римлянам 7[:17-20], а вместе с ним все святые, скорбят о том, что являются грешниками и имеют грех в своем существе, хотя они крещены и святы. Они скорбят таким образом, поскольку естественные и греховные страсти действуют постоянно, пока мы живы.

9. Ты спросишь: «Чем же Крещение помогает мне, если оно полностью не изглаживает и не устраняет грех?» Следует правильно понимать Таинство Крещения. Благословенное Таинство Крещения помогает тебе, потому что в нем Бог заключает с тобою союз и соединяется с тобою в милостивом завете утешения.

Во-первых, ты отдаешь самого себя Таинству Крещения и тому, на что оно указывает. То есть ты желаешь умереть вместе со своими грехами и в последний день обновиться. Именно на это указывает Таинство, как уже было отмечено. Бог принимает это твое желание и дарует тебе Крещение. С этого часа Он начинает творить из тебя нового человека. Он изливает в тебя Свою благодать и посылает тебе Святого Духа, начинающего умерщвлять естество и грех, готовя тебя к смерти и к воскресению в последний день.

Во-вторых, ты обещаешь пребывать в этом стремлении, все больше и больше умерщвляя свой грех в этой жизни, вплоть до самого своего смертного дня. Бог также принимает это. Он упражняет и испытывает тебя на протяжении всей твоей жизни при помощи множества добрых дел и всевозможных испытаний. Этим Он достигает того, чего ты желал в Крещении - твоего освобождения от греха, умерщвления, а затем воскресения в последний день, таким образом совершая твое Крещение. Потому мы читаем и видим, сколь горько Он попускал Своим святым страдать, и какие посылал испытания, дабы почти полностью сокрушенные, они могли исполнить Таинство Крещения, умереть и обновиться. Ибо если этого не происходит, если мы не страдаем и не подвергаемся испытаниям, порочное естество одолевает, и человек лишает силы свое Крещение, впадает во грех и остается таким же ветхим человеком, каким был прежде.

10. До тех пор, пока ты исполняешь обещанное тобою Богу, Он, в свою очередь, дарует тебе Свою благодать. Он обещает не вменять тебе грехи, которые остаются в твоей природе после крещения, не принимать их в расчет и не осуждать тебя за них. Он удовлетворен и благоволит, если ты постоянно стремишься и

 

24

 

желаешь победить эти грехи и в момент смерти избавиться от них. По этой причине, хотя злые мысли и вожделения могут действовать, и воистину, хотя временами ты можешь согрешать и падать, эти грехи уже сокрушены силою Таинства и обетования. Единственное условие заключается в том, чтобы ты вновь поднялся и вновь вступил в завет, как сказал Св. Павел в Послании к Римлянам 8[:1]. Никто из верующих во Христа не осуждаем порочными, греховными устремлениями его естества, если только он не следует и не уступает им. Св. Иоанн Евангелист указал в своем послании [1 Ин. 2:1-2]: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши». Все это происходит через Крещение, в котором нам даруется Христос, о чем мы услышим в следующем трактате.64

11. Итак, если бы этого завета не существовало, и Бог не был столь милостив, чтобы закрывать глаза на наши грехи, не нашлось бы ни одного малого греха, за который бы мы не подверглись осуждению. Ибо суд Божий не может потерпеть никакого греха. Потому нет большего утешения на земле, чем Крещение. Ибо именно через Крещение мы подвергаемся суду благодати и милости, который не осуждает нас за грехи, но изгоняет их через множество испытаний. Существует прекрасное изречение Св. Августина: «Грех полностью прощен в Крещении. Не таким образом, что он уже более не присутствует, но таким образом, что он не вменяется».65 Как если бы он сказал: «Грех сохраняется в нашей плоти до смерти и действует непрестанно. Но до тех пор, пока мы не даем своего согласия на него или не желаем пребывать в нем, грех так превозмогается нашим Крещением, что не приносит нам осуждения и вреда. Напротив, он ежедневно все более и более уничтожается в нас до самой смерти.»

По этой причине христианину не следует страшиться, если он чувствует злую похоть или страсть, и не следует отчаиваться, если он падет. Скорее ему следует вспоминать о своем Крещении и с радостью утешать себя тем, что в нем Сам Бог обещал умертвить его грех и не рассматривать его как причину для осуждения, если только он не скажет греху «да» и не останется в нем. Более того, эти необузданные помыслы и вожделения, даже грехопадение, не следует считать поводом для отчаяния. Рассматривайте их скорее как увещевание от Бога, что нам следует помнить о своем Крещении и о провозглашенном в нем, что мы должны уповать на милость Божию и упражняться в борьбе со грехом, что нам надлежит даже радоваться смерти ради избавления от греха.

12. Теперь настал черед обсудить третью составляющую Таинства - веру. Вера подразумевает твердую убежденность во всем этом - что сие Таинство не только знаменует смерть и воскресение в последний день, коими человек обновляется, дабы вечно жить без греха, но также - что оно определенно начинает и совершает сие. Оно устанавливает завет между нами и Богом, в результате чего мы станем сражаться со грехом и умерщвлять его вплоть до нашего последнего вздоха, тогда как Господь, в свою очередь, будет милостив к нам, отнесется благосклонно к нам и (поскольку в этой жизни мы не безгрешны до тех пор, пока не очистимся смертью) не станет судить нас со строгостью.

Итак вы понимаете, как в Крещении человек становится невиновным, чистым и безгрешным, в то же время оставаясь полон порочных наклонностей. Его можно назвать чистым лишь в том смысле, что он начал очищаться и имеет знамение и завет этой чистоты, все более и более очищаясь. Посему Бог не вменяет ему его изначальную66 нечистоту. Таким образом, человек чист благодаря милостивому вменению Божию, а не по

 

64 «О благословенном Таинстве святого и истинного Тела Христова и о братском общении» (1519), в данном томе, третий трактат из цикла, в котором этот является вторым.

65 Августин (354-430), епископ Иппонский, писал в своем трактате De Nuptis et concupiscentia, I, 25,28: "Si autem quaeritur, quomoodo ista concupiscentia carnis maneat in regenerate, in quo universorum facta est remissiopeccatorum... ad haec responditur, dimitti concupiscentiam carnis in Baptismo, поп ut поп sit, sed ut inpeccatum поп imputetur". Migne 44, 429-430.

66 Nachstelligen, CL I, 190, n. 22, предполагает значение rückständige, frühere.

25

 

собственной сущности. Как сказал пророк в Псалме 31[:1-2]: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха».

Из всех [трех] составляющих эта вера более всего необходима, ибо она является основанием всякого утешения. Всякий, кто не обладает такою верою, неизбежно впадает в отчаяние от своих грехов. Ибо грех, сохраняющийся после Крещения, не позволяет любым добрым делам быть чистыми перед Богом. Посему нам надлежит смело и непоколебимо держаться своего Крещения, вознося его над всеми грехами и ужасами совести. Мы должны смиренно исповедовать: «Я вполне сознаю, что не могу совершить ни единого чистого дела. Но я крещен, и через мое Крещение Бог, Который не лжет, соединил Себя заветом со мною. Он не вменит мне в вину мой грех, но умертвит и изгладит его».

13. Посему, мы понимаем, что невиновность, принадлежащая нам через Крещение, называется так только и исключительно из-за милости Божией. Ибо Он начал в нас это деяние, он терпеливо сносит наш грех, и Он признаёт нас как бы безгрешными. Этим также объясняется, почему христиане названы в Писании детьми милости, народом благодати и людьми Божия благоволения.67 Поскольку через Крещение они начали очищаться, по милости Божией в отношении их грехов, которые еще остаются, они не осуждаются, пока, наконец, через смерть и [воскресение] в последний день, они не очистятся полностью, на что и указывает знамение Крещения.

Посему сильно заблуждаются люди, полагающие, будто через Крещение они полностью очищены. Они расхаживают в своем невежестве и не умерщвляют греха. По существу, они не признают, его грехом. Они просто упорствуют в нем, таким образом лишая свое Крещение действенности. Они продолжают полагаться лишь на немногочисленные внешние дела. Тем временем гордыня, ненависть и прочие пороки их естества, которые они отрицают, становятся все хуже и хуже.

Сколь это своенравно! Похоть, склонность к пороку следует признать истинным грехом.68 Однако тот факт, что он не вредит нам, следует относить за счет благодати Божией. Он не вменяет нам греха, если только мы продолжаем бороться против греха в многочисленных искушениях, испытаниях и страданиях, и окончательно убиваем его в момент смерти. Не совершающим этого - Бог не простит их грехов. Ибо они не живут согласно своему Крещению и [заключенному с ними] завету, но препятствуют деянию Божию и Крещению, которое было в них начато.

14. Надеющиеся изгладить и устранить свой грех с помощью «дел искупления» принадлежат к людям того же сорта. Они заходят так далеко, что пренебрегают своим Крещением, словно больше не нуждаются в нем, за исключением того факта, что однажды были крещены. Они не знают, что Крещение действует на протяжении всей жизни, до самой смерти, и (как сказано выше) даже до последнего дня. Посему они предполагают найти какой-то другой способ истребления греха, то есть делами. Таким образом - как в себе самих, так и в других людях - они порождают порочную, перепуганную и неуверенную совесть и отчаяние в час смерти. Они не ведают, как им предстать перед Богом, полагая, будто через свои грехи они теперь утратили Крещение, и оно больше не приносит им пользы.

Избегайте всеми силами такого заблуждения. Ибо, как было сказано, если кто-то впал в грех, ему следует тем более помнить о своем Крещении, о том как Бог заключил с ним завет, дабы простить все его

 

67 Здесь, возможно, имеется в виду 1 Петр. 2:10, Лк. 2:14, Еф. 5:1.

68 Лютер выступал против понимания, согласно которому внутренняя испорченность (похотливость) человека в действительности не является грехом. Впоследствии это учение было утверждено как догмат в постановлении Тридентского собора (1546): «Святейший собор провозглашает, что эту похотливость, которую Апостол временами называл грехом [Рим. 6:12 и далее], Католическая церковь никогда не понимала как ТО, что называется грехом». Denzinger, The Sources of Catholic Dogma, стр. 248.

26

 

грехи, если только он станет бороться с ними до самой смерти. На эту истину, на этот союз с Богом человек должен радостно и смело полагаться. Тогда Крещение вновь обретет силу и действенность. Тогда его сердце вновь обретет умиротворение и радость, не в собственных делах или «искуплениях», но в милости Божией, обещанной ему через Крещение, милости, которую Бог сохранит вовеки. Этой веры человек должен держаться так твердо, чтобы он мог прибегать к ней, если даже его осаждают все грехи мира сего. Ибо тот кто позволяет себе отойти от этой веры, делает Бога лжецом в Его обетовании о Таинстве Крещения.

15. Именно такую веру диавол атакует больше всего. Если ему удастся ниспровергнуть ее, он одержит победу в сражении. Ибо Таинство покаяния (о котором мы уже говорили),69 также имеет основание в этом Таинстве, поскольку все грехи прощаются только крещенным, тем людям, чьи грехи Бог обещал простить. Таким образом, Таинством покаяния обновляется и вновь утверждается Таинство Крещения. Священник в отпущении грехов как бы говорит: «Вот, Бог теперь прощает тебе твой грех, как Он уже давно обещал тебе в Крещении. И Он повелевает мне, властью ключей,70 уверить тебя в этом прощении. Посему теперь ты вновь вступаешь в то, чем является и что совершает Крещение. Веруй, и ты обретешь это. Усомнись, и ты погибнешь». Так мы обнаруживаем, что из-за греха Крещение воистину встречает препятствия для своего действия, для прощения и умерщвления греха. И все же Крещение упраздняется лишь отсутствием веры в его действенность. Вера, в свою очередь, устраняет препятствия для действия Крещения. Итак, все зависит от веры.

Проще говоря, одно дело - прощение грехов, и другое дело - избавление от них. Прощение грехов обретается верою, пусть даже они не изгоняются полностью. Но избавиться от грехов можно лишь упражняясь в борьбе против них и наконец умерев, ибо в смерти грех полностью погибает. Но как прощение, так и умерщвление греха - это действие Крещения. Так Апостол в Послании к Евреям [12:1] сказал крещенным людям, , чьи грехи были прощены, что они должны откинуть препятствующий им грех. Ибо покуда я верую, что Бог не вменяет мне мои грехи, мое Крещение в силе, и мои грехи прощены, пусть даже они всё еще присутствуют в изобилии. Затем следует их изгнание через страдания, смерть и тому подобное. Вот почему мы исповедуем в артикуле Символа веры: «Верую в Духа Святого, в отпущение грехов», и так далее. Здесь присутствует особое упоминание о Крещении, в котором происходит прощение грехов через заключение Божия завета с нами. Посему мы не должны сомневаться в этом прощении.

16. Далее отсюда следует, что Крещение делает все страдания, и особенно смерть, благотворными и полезными, так что им просто приходится служить Крещению в совершении его действия, то есть в умерщвлении греха. Иначе и быть не может. Ибо всякий, кто хотел бы исполнения действия и предназначения Крещения, то есть и избавления от греха, должен умереть. Однако грех не желает умирать, и потому он делает смерть столь скорбной и столь ужасной. Такова благодать и сила Божия, что грех, принесший смерть, вновь изгоняется своим же собственным делом, то есть самою смертью.

Ты встретишь множество людей, которые желают жить, для того чтобы стать праведными, и которые говорят, что хотели бы стать праведными. Что же, нет пути и способа короче, чем Крещение и действие Крещения, являющееся страданием и смертью. Однако если они не желают идти по этому пути, это свидетельствует о том, что в действительности они не намерены стать праведными или не знают, как это сделать. Потому Бог установил разнообразные состояния в жизни, через которые людям надлежит упражняться и страдать. Для одних он установил супружество, для других - духовное служение, для кого-то - бремя земной власти, и всем Он заповедал трудиться и стремиться к умерщвлению плоти, приучая ее к смерти. Ведь для всех

 

69 Трактат «О Таинстве покаяния» (1519) в данном томе был опубликован непосредственно перед этим трактатом о Крещении.

70 Согласно католическому учению, эта власть прощать и связывать грехи (Мф. 16:19) принадлежит священнику и обычно осуществляется в Таинстве покаяния.

27

 

крещенных людей Крещение превратило покой, свободу и благоденствие этой жизни в сущую погибель и препятствие для его действия. Ибо в легкой жизни никто не научается страдать, умирать с радостью, избавляться от греха и жить в согласии с Крещением. Вместо того возрастает лишь любовь к жизни сей и отвращение к жизни вечной, страх смерти и нежелание изгладить грех.

17. Рассудите теперь о человеческой жизни. Множество людей постятся, молятся, отправляются в паломничества и упражняются в подобных делах, тем самым думая лишь о накоплении заслуг и занятии почетных мест на небесах. Они больше не учатся71 умерщвлять свои злые пороки. Но пост и все подобные упражнения должны быть нацелены на сдерживание ветхого Адама, греховного естества, и на приучение его обходиться без всего того, что приятно в этой жизни, таким образом с каждым днем все более приготовляясь к смерти, чтобы действие и цель Крещения достигли завершения. Все эти упражнения и труды следует измерять не по их числу или величию, но в соответствии с требованиями Крещения. То есть каждому надлежит принимать на себя столько подобных дел, сколько будет полезно для подавления его греховной сущности и для приготовления ее к смерти. Он должен увеличивать или уменьшать эти дела, по мере того как он видит возрастание или уменьшение греха. Обычно люди идут своей дорогой и возлагают на себя то или иное испытание, принимаясь то за одно, то за другое на основании внешнего вида или доброй славы дел. После чего, они столь же быстро их бросают, становясь таким образом все более непостоянными, и в конечном счете они ничего не добиваются. Воистину, некоторые из них так надрывают свои мозги и глумятся над естеством, что оказываются бесполезными для самих себя и окружающих.

Все это - плод того учения, которое настолько лишает нас рассудка, что нам кажется, будто после покаяния или Крещения мы безгрешны, и следует копить свои добрые дела ради них самих или в качестве «искупления» за уже совершенные грехи, но не ради уничтожения греха как такового. Это поощряют те проповедники, которые неразумно проповедуют о житиях и деяниях благословенных святых, представляя их в качестве примера для всех. Невежественные люди падки на такие вещи, и через подражание святым приходят к собственной погибели. Бог дал каждому святому особый путь и особую благодать для жизни в согласии с его Крещением. Но Крещение и его значение Бог установил как общий стандарт для каждого. Каждый из нас должен рассматривать себя согласно своему положению в жизни и находить для себя наилучший путь для осуществления действия и цели своего Крещения, то есть умерщвления греха и преобразования себя таким образом, чтобы бремя Христово становилось нетяжело [Мф. 11:30], дабы не нести его, не страдая и не тревожась. Соломон так сказал об этом: «Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город» [Еккл. 10:15]. Ибо как обеспокоены люди, желающие пойти в город и не знающие дороги, так обстоит дело и с этими людьми. Вся их жизнь и деятельность является для них тяжким бременем, но при том они ничего не достигают.

18. Итак, теперь следует задать обычный вопрос о том, являются ли Крещение и обет, который мы в нем приносим Богу, чем - то большим или более великим, нежели обеты целомудрия или священства. Поскольку Крещение является общим для всех христиан, предполагают, будто духовенство приносит особый и более возвышенный обет.

Я отвечаю: На основании уже сказанного этот вопрос легко решается. Ибо в Крещении мы все приносим один и тот же обет - умерщвления греха и освящения через деяние и благодать Бога, Которому мы отдаем и вверяем себя, как глину горшечнику [Иер. 18:4-6]. В этом никто ничем не лучше другого. Но для жизни в согласии с Крещением, для умерщвления греха, не может быть никакого иного способа и никакого

 

71 Leren. Множество самых ранних изданий содержат форму lernen (WA 10 (II), 487), и вместе с CL, I, 193, п. 4, мы истолковываем это так же.

28

 

особого состояния в жизни. Вот почему я сказал, что каждый человек должен испытывать самого себя, чтобы узнать, в каком состоянии он может лучше всего умерщвлять грех и обуздывать свое естество. И верно, что нет обета выше, лучше и величественнее, нежели обет крещения. Что еще мы можем обещать, кроме стремления изгнать грех, умереть, возненавидеть эту жизнь и стать святыми?

Конечно же, сверх этого обета человек может связать себя состоянием, подходящим для него и полезным для завершения его Крещения. Это подобно тому, как если бы два человека отправились в один и тот же город, и один двинулся бы по тропе, а другой - по большой дороге, кто как сочтет лучше. Так и человек, который связывает себя супружеством, идет по жизни в трудах и страданиях, присущих этому состоянию, и возлагает на себя эти бремена, дабы вкусить больше удовольствий и печалей, избежать соблазна и приготовиться к смерти лучше, нежели он мог бы вне этого состояния.

Но ищущий больших страданий и множеством упражнений желающий быстрее подготовить себя к смерти и скорее достичь цели своего Крещения пусть связывает себя целомудрием или духовным званием. Ибо духовное состояние, если оно таково, каким ему надлежит быть, должно быть полно страданий, дабы всякий кто к нему принадлежит мог бы больше упражняться в осуществлении своего Крещения, нежели человек, пребывающий в супружестве, и через такое страдание быстрее научиться радостно приветствовать смерть, достигая таким образом цели своего Крещения.

Теперь над этим состоянием существует еще одно, более высокое, управляющее духовным званием - состояние епископа, священника и так далее. Эти люди должны иметь большой опыт в страдании и делах, во всякий час они должны быть готовы умереть не только ради самих себя, но также ради своих подопечных.

Но во всех этих состояниях никогда не следует забывать о норме, упомянутой нами выше - что человек должен так упражняться лишь ради изгнания греха. Ему не следует руководствоваться числом или величием дел. Но увы! Мы позабыли о своем Крещении и о том, что оно означает, какие обеты мы принесли в нем, и о том что нам надлежит совершать его труды и достигать его цели! Также мы позабыли о путях достижения этой цели и о состояниях. Нам едва ли ведомо, с какой целью были установлены эти состояния, или как нам надлежит поступать в них для осуществления нашего Крещения. Их превратили в театральное зрелище, и в них почти ничего не осталось, кроме мирской похвальбы. Как сказал Исайя [1:22]: «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою». Да простит нас Господь за это! Аминь.

19. Если же святое Таинство Крещения является столь великим, благодатным и утешительным деянием, нам следует усердно и непрестанно, радостно и от всего сердца благодарить, восхвалять и прославлять за него Бога. Ибо я боюсь, что собственной неблагодарностью мы заслужили свою слепоту и стали недостойны осознания такой благодати. Весь мир был и до сих пор остается полон Крещения и благодати Божией. Но мы сбиты с пути своими собственными суетными делами, индульгенциями и прочими ложными утешениями. Мы решили, что нам не следует уповать на Бога, пока мы не достигнем праведности и не принесем искупления за свой грех, как бы покупая у Бога Его благодать или расплачиваясь с Ним за нее.

Воистину, всякий кто не видит Божией благодати, даруемой ему как грешнику, и делающей его блаженным, кто ожидает лишь суда Божия, никогда не обретет радости в Боге, а также не сможет любить или прославлять Его. Но если мы слышим и твердо веруем, что в завете Крещения Бог принимает нас, грешников, милует нас и очищает изо дня в день, тогда наше сердце должно радоваться, любить и прославлять Бога. Так Господь сказал через пророка: «Буду миловать их, как милует человек сына своего» [Мал. 3:17]. Посему мы должны возблагодарить Благословенного Владыку, являющего столько благодати и милости по отношению к нам, бедным, осужденным червям. И само это деяние мы должны прославлять и исповедовать.

 

29

 

20. Но при том мы должны также остерегаться возникновения ложной уверенности, нашептывающей: «Если Крещение является столь благодатным и великим деянием, что Бог не вменяет нам наши грехи, и как только мы отвращаемся от греха, всё исправляется благодаря Крещению, то теперь я стану жить и поступать по собственной воле. Позднее, либо когда придет время умирать, я вспомню о своем Крещении и напомню Богу о Его завете, таким образом осуществив действие и цель моего Крещения».

Крещение - воистину столь великое деяние, что если ты отвратишься от грехов и обратишься к завету Крещения, твои грехи будут прощены. Но остерегайся, если ты так порочно и похотливо грешишь рассчитывая на Божию благодать, полагая, что суд не имеет власти над тобою, и предполагая в дальнейшем обратиться. Остерегайся, ибо даже если тогда ты и пожелаешь веровать в свое Крещение или уповать на него, твое испытание [anfechtung] по определению Божию может оказаться столь велико, что твоя вера окажется не в силах устоять. Если едва устоят те люди, которые не грешат, или которые впадают во грех по одной лишь слабости, как сможет устоять твое нечестие, искушавшее благодать Божию и глумившееся над нею?72

Посему станем ходить в страхе Божием, дабы твердою верою мы могли бы крепко удерживать богатства благодати Божией, радостно вознося благодарение Его милости вовеки веков. Аминь.

 

72 Сравните 1 Петр. 4:18.

30

Труды Лютера. Том 35. СЛОВО И ТАИНСТВА I. С. 20-30
Переводчик: Валерий Володин. Редакторы: Алексей Комаров, Жанна Григороеа, Александр Бите, Константин Комаров
Текст для перевода взят из открытых источников в сети Интернет и в процессе перевода сверен с изданием FORTRESS PRESS

Все права на русский перевод принадлежат фонду «Лютеранское наследие»

http://www.lhf.ru/