ПечатьE-mail

О благословенном таинстве святого и истинного Тела Христова и о братском общении

Богословие

 

1519

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мартин ЛютерЭтот последний трактат трилогии 1519 года о Таинствах стал первым подробным утверждением Лютера о Святом Причастии. Он специально адресовал его мирянам73 и посвятил Маргарите, герцогине Брауншвейгской. Он также сделал его двунаправленным, противопоставив духовную реальность Причастия порочной практике некоторых братств. Этим и объясняется двойное заглавие.

Лютер сформировал этот трактат в соответствии с тремя аспектами Таинства - внешним знамением (параграфы 1-3, но сравните 14-16), внутренним содержанием (4-16) и живою верою (17-22). И затем добавил критику братств.

Его утверждение о том что мирянам следует преподавать оба элемента незамедлительно подверглось нападкам со стороны герцога Георга Саксонского, когда тот накануне Рождества 1519 года прочел один из первых экземпляров. 27 декабря он выразил свое недовольство курфюрсту Фридриху Саксонскому, а вскоре также направил свои возражения Мейсенскому и Мерзебургскому епископам в Саксонии. Позднее Папа Лев X повторил эти возражения в булле от 15 июня 1520 года, содержавшей осуждение сорока одного предполагаемого заблуждения Лютера.

Здесь Лютер также не коснулся таких спорных вопросов как жертвоприношение мессы и способ истинного присутствия. И можно весьма обоснованно предположить, что тогда он еще принимал учение о пресуществлении. Главное здесь то, что он дал практическое объяснение значения Тела Христова в жизни людей, стремящихся жить и умереть по-христиански.

В церковном отношении Лютер допускал, что человек может быть отлучен от Церкви и таким образом лишен официального служения папской иерархии. Но прежде всего Лютер здесь сказал про общение, распространяющееся глубже и выше человеческих помышлений. Потому позднее Лютер смог проявить выдающуюся смелость, предав огню буллу Льва X. Он был убежден, что ни одно подобное ухищрение никогда не сможет отделить его от общения святых.74

Третья часть в богословском отношении является центром трактата. Лютер указывает, что слишком часто сущность веры понимают ошибочно, особенно из-за сложности терминологии, применяемой схоластическими богословами. Стремясь сохранить объективную истинность Таинства, схоласты назвали его отправление opus operatum, делом без веры. Лютер же наоборот отстаивал Таинство как opus operantis, действующую веру.

Это направило его к практическим вопросам христианской жизни. Между Таинствами с одной стороны - и нравственной жизнью с другой стороны, Лютер видел глубокую связь. Братское общение стало образцом для особо ориентированной на Таинства богословской этики Лютера. Общины или братства мирян, организованные с благотворительными и духовно-назидательными целями, также восполняли социальные потребности различных тружеников, из которых они состояли. Лютер рассматривал их как центры группового

 

73 Подзаголовок гласит: "Fur die Leyen ", WA 2, 739.

74 Сравните «Трактат об отлучении» (1520), РЕ 2 (35) 37-54.

31

 

эгоизма, духовной гордыни и безнравственности, весьма далеких от противоположного полюса - общения святых.

В оригинале это произведение издано Иоганном Грюненбергом под названием: "Еуп Sermon von dem Hochwirdigen Sacrament, des heyligen waren Leychnams Christi. Und von den Bruderschafften". Оно было отпечатано в Виттенберге незадолго до 24 декабря 1519 года и переиздано с примечаниями из более поздних редакций в WA 2, (738) 742-758. К 1525 году вышло в общей сложности четырнадцать изданий на немецком языке, а в 1524 году был опубликован латинский перевод.

32

 

О благословенном таинстве святого и истинного Тела Христова и о братском общении

1. Святое Таинство Алтаря или святого и истинного Тела 75 Христова также имеет три аспекта, 76 о которых нам необходимо знать. Первый аспект - это Таинство, или знамение. Второй - содержание этого Таинства. Третий - вера, необходимая в отношении каждого из двух первых аспектов. Эти три аспекта следует находить в каждом Таинстве. Таинство должно быть внешним и видимым, имеющим некоторую материальную форму или обличие. Его содержание должно быть внутренним, духовным, духовно пребывающим в человеке. Вера должна делать эти два аспекта действенными и полезными.

2. Таинство, или внешнее знамение состоит в форме или внешней видимости хлеба и вина, подобно тому как Крещение имеет в качестве знамения воду. Только хлеб и вино надлежит употреблять через ядение и питие, тогда как вода в Крещении применяется путем погружения или обливания. Ибо Таинство, или знамение, следует принять, или по меньшей мере, следует желать его принятия, чтобы оно произвело благословение. Конечно, в настоящее время оба элемента не преподаются людям ежедневно, как в былые времена. Но в этом нет необходимости, поскольку духовенство причащается ежедневно на виду у народа. Достаточно того, что люди желают его ежедневно и теперь принимают в одном элементе, как постановила и преподает христианская Церковь.78

3. Однако сам я сочту за благо, если Церковь вновь постановит79 на вселенском соборе, чтобы всем людям подавали оба элемента, подобно священникам. Не потому что одного элемента недостаточно, ибо воистину достаточно одного лишь желания веры, как сказал Св. Августин: «Зачем ты приготовляешь желудок и зубы? Только веруй, и ты уже причащен».80 Но было бы уместней и лучше, если форма или знамение Таинства преподавалось бы не отчасти, но во всей своей полноте. Подобным же образом я говорил о Крещении - было бы уместней погружать в воду, нежели обливать ею, ради полноты и совершенства знамения. Ибо это Таинство Тела Христова, как мы увидим, означает полное единение и неразделимое общение святых. А это недостаточно и неприемлемо знаменуется преподанием лишь одной части Таинства. Преподание чаши также не таит в себе большой опасности, как предполагается,81 поскольку люди редко приступают к этому Таинству. Кроме того, Христос вполне сознавал все возможные опасности, но все же счел уместным установить принятие обоих элементов для всех Своих христиан.

4. Содержание или действие этого Таинства - общение всех святых. Отсюда происходит его общепринятое название - synaxis [греческое] или communio [латинское], то есть общение. И латинское слово communicare [причащаться или общаться] или, как мы говорим по-немецки, zum sacrament gehen [приступать к

 

75 Waren Leychnams - истинное Тело, преданное смерти. MA (I), Er. 2, 540, n. 382, 2.

76 Сравните трактаты «О Таинстве покаяния» и «О святом и благословенном Таинстве Крещения» в данном томе.

77 Обычай подавать мирянам лишь хлеб, удерживая вино, был утвержден в качестве канона Констанцским собором, предавшим сожжению как еретика прежнего приверженца причащения обоими элементами, Яна Гуса, хотя сам собор признал этот обычай отклонением от Христова установления и от практики ранней Церкви. Denzinger, The Sourse of Catholic Dogma, No. 626.

78 Лютер еще некоторое время допускал добровольное причащение одним элементом, но вскоре выразился более откровенно о необходимости обоих элементов и порочности запрещения двух элементов. Сравните «Трактат о Новом Завете, то есть о Святой Мессе» в данном томе. LW 36, 19-28.

79 Базельский собор заключил Пражские Compactata (30 ноября 1433 года), пересмотрев решение, принятое в Констанце, и позволив последователям Гуса принимать Причастие в обоих элементах. Сравните: LW 36,27 и 13.

80 Sermo 112, cap. 5, Migne 38, 645.

81 Опасность, которую с готовностью признавали благочестивые миряне, трепетавшие при мысли об этом, состояла в том, что капля освященного вина могла упасть на пол. Поскольку хлеб все равно считался более важным (и его можно вложить в уста причастника так, что тот даже не коснулся бы его губами), казалось возможным, воздержавшись от принятия вина, избежать опасности осквернения Таинства. Сравните: Realencyklopädie für protestantische Theologie und Kirche (3-е изд., 24 тома; Leipzig: Hinrichs, 1896-1913), XII, 721.

33

 

Таинству], означает стать соучастниками этого общения. Поскольку Христос и все святые составляют единое духовное Тело,82 подобно тому, как жители города составляют единое сообщество и тело, все горожане являются гражданами друг для друга и для всего города. Так и все святые являются членами Христа и Церкви, представляющей собою духовный и вечный град Божий.83 И о всяком вошедшем в этот град сказано, что он принят в общение святых, включен в духовное Тело Христово и стал одним из Его членов. С другой стороны, excommunicare [отлучить] означает изгнание из сообщества и отсечение одного из членов от этого Тела. У нас это называется «анафематствованием» - хотя [здесь необходимо] различение, на которое я укажу в следующем трактате об отлучении.84

Следовательно, принятие этого Таинства в хлебе и вине является принятием истинного знамения этого общения и единения со Христом и всеми святыми. Как если бы горожанину дали знак, документ или какой-либо иной залог, заверяющий его в том, что он является жителем этого города, членом определенного сообщества. Именно об этом сказал Св. Павел в 1 Послании к Коринфянам 10[:17]: «Мы все - один хлеб и одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба и от одной чаши».

5. Это общение состоит в том, что все духовное богатство Христа и Его святых85 разделяется с причастником и становится общей с ним собственностью. Кроме того, все страдания и грехи также становятся общей собственностью, и таким образом любовью порождается ответная любовь, и взаимная любовь соединяет. Если продолжить наше незатейливое сравнение, это подобно городу, в котором каждый горожанин делит с другими славу города, его достоинство, свободу, ремесла, обычаи, традиции, помощь, поддержку, защиту и тому подобное, и при том он делит все опасности пожаров и наводнений, нападений врагов и смерти, убытков, налогов и тому подобного. Ибо участвующий в прибыли должен также участвовать в издержках и всегда воздавать за любовь любовью. Здесь мы видим, что каждый причиняющий ущерб одному горожанину вредит всему городу и всем горожанам. Всякий же приносящий пользу одному горожанину, заслуживает расположение и благодарность всех прочих. Также и в нашем естественном теле, как сказал Св. Павел в 1 Послании к Коринфянам 12[:25-26], где он дал этому Таинству духовное объяснение: «Все члены одинаково заботятся друг о друге. Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены». Это очевидно - если у кого-то болит нога, да хотя бы даже мизинец на ноге, глаз тотчас смотрит на него, прочие пальцы ощупывают его, лицо морщится, все тело склоняется над ним, и все его члены заботятся об этой малой части тела. Опять же, когда он полностью исцелен, это благотворно действует на все прочие члены. Этому сравнению следует уделять особое внимание, стремясь понять сие Таинство, ибо в Писании оно употреблено ради ненаученных.

6. Посему в Причастии человеку через священника дается от Самого Бога верное знамение о том, что он таким образом соединен со Христом и Его святыми, что у него все общее с ними, что страдания и жизнь Христа принадлежат ему вместе с жизнями и страданиями всех святых. Потому всякий причиняющий вред верующему - причиняет вред Христу и всем святым, как Господь сказал через пророка [Зах. 2:8]: «Касающийся вас касается зеницы ока Моего». С другой стороны, всякий оказывающий верующему милость - оказывает ее Христу и всем святым, как Господь сказал в Евангелии от Матфея 25[:40]: «Так как вы сделали это одному из

 

82 Сравните Рим. 12:5; 1 Кор. 12:5.

83 Сравните Ис. 60:14; Евр. 12:22; Откр. 3:12.

84 Смотрите «Трактат об отлучении» (1520) {РЕ 2, 35-54), в котором Лютер указал на различие между внешним отлучением (отлучением от церкви), исключающим из церковного сакраментального общения, и внутренним отлучением (грехом и неверием), исключающим из общения со Христом.

85 Уже в 1515-1516 годах в своих лекциях на Послание к Римлянам [12:13] Лютер установил различие между современным ему пониманием слова «святые» («благословенные и сопричастные славе») и библейским пониманием «святых» как «всех верующих во Христа». WA 56, 469; МА (III), Er. 2, 398. Здесь и на протяжении всего этого трактата данный термин используется во втором значении.

34

 

сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Опять же, человек должен стремиться к участию во всех бременах и страданиях Христа и Его святых, в потерях и благах. Давайте полнее рассмотрим эти две стороны общения.

7. Итак, напасти обрушиваются на нас не с одной только стороны. Во-первых, существует грех, сохраняющийся в нашей плоти после Крещения - склонность к гневу, ненависти, гордыне, распутству и так далее. Этот грех терзает нас, пока мы живем. И мы нуждаемся не только в помощи сообщества [святых] и Христа, вместе с нами борющихся со грехом, но также необходимо, чтобы Христос и Его святые ходатайствовали за нас перед Богом, дабы этот грех не был вменен нам взыскательным судом Божиим. Ради укрепления и поддержания нас в борьбе против этого самого греха, Бог даровал нам Причастие, как бы говоря: «Смотри, на тебя нападает множество различных грехов. Прими это знамение, в котором Я уверяю тебя, что этот грех нападает не только на тебя, но и на Моего Сына, Христа, и всех святых на небесах и на земле. Посему дерзай и будь смел. Ты сражаешься не один. Великой помощью и поддержкой являются все окружающие тебя». Царь Давид так сказал об этом хлебе: «Хлеб, который укрепляет сердце человека» [Пс. 103:15]. И Писание многократно признает за этим Таинством способность к укреплению, как в Книге Деяний 9[:18-19] [написано] о Св. Павле: «Он крестился, и, приняв пищи, укрепился».

Во-вторых, лукавый дух непрестанно атакует нас многочисленными грехами и бедствиями. В-третьих, мир, полный порока, соблазняет и преследует нас, будучи во всем зол. И наконец, наша собственная виновная совесть изнуряет нас прежними грехами. Существует также страх смерти и адских наказаний. Все эти невзгоды изматывают и ослабляют нас, если только мы не ищем укрепления в этом общении, в котором следует обретать силу.

8. Всякий отчаявшийся, мучимый пораженной грехами совестью или напуганный смертью, либо носящий на сердце какое-либо иное бремя, если он желает избавиться от всего этого, пусть с радостью приступает к Таинству Алтаря и совлекает с себя свою скорбь в сообществе [святых], ища помощи у всего собрания духовного Тела - подобно тому, как горожанин, понесший материальный ущерб или потерпевший от рук врагов, обращается с жалобой к своему городскому совету и к согражданам, прося их о помощи. Неизмеримая благодать и милость Божия дается нам в этом Таинстве, дабы мы могли совлечь с себя всяческие несчастья и скорби [anfechtung] и возложить их на сообщество [святых], и особенно на Христа. Тогда мы сможем с радостью обрести силу и утешение и сказать: «Хотя я грешник и падший человек, хотя на мою долю выпало то или иное несчастье, всё же я приступлю к Таинству и приму от Бога знамение того, что на моей стороне - праведность, жизнь и страдания Христа, со всеми святыми Ангелами и блаженными людьми на небесах и со всеми благочестивыми людьми на земле. Когда я умираю, я не одинок в смерти, когда я страдаю, они страдают вместе со мной. [Я знаю, что] все мои несчастья разделены со Христом и со святыми, ибо у меня есть верное знамение их любви ко мне». Смотри, какое благо следует извлекать из этого Таинства, вот как мы должны им пользоваться. Тогда сердце не может не радоваться и не укрепляться.

9. Посему, причащаясь этого Таинства или желая принять его, ты должен, как было сказано, в свою очередь, разделить беды сообщества. Но каковы же они? Христос на небесах и Ангелы со святыми не имеют несчастий, за исключением тех случаев, когда причиняется ущерб истине и Слову Божию. Воистину, как мы сказали, каждое проклятие и благословение всех святых на земле воздействует на них. И твое сердце должно наполниться любовью и осознать, что это - Таинство любви. Поскольку тебе дана любовь и поддержка, ты в свою очередь должен ответить любовью и оказать поддержку Христу в лице Его нуждающихся людей. Ты должен с печалью переживать все поношение, которому подвергают Христа в Его святом Слове, всю скорбь христианского мира, все несправедливые страдания невинных, которыми мир повсюду наполнен до предела.

 

35

 

Ты должен бороться, трудиться, молиться и - если не можешь сделать большего - сочувствовать от всего сердца. Вот что значит в свою очередь сносить несчастья и бедствия Христа и Его святых. Так исполняются слова Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» [Гал. 6:2]. Пойми, когда ты поддерживаешь их всех, они, в свою очередь, поддерживают тебя, и все становится общим - доброе и злое. Тогда все бывает необременительно, и злой дух не может устоять против этого сообщества.

Когда Христос учредил Причастие, Он сказал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие есть Кровь Моя, которая за вас изливается. Сие творите всякий раз в Мое воспоминание». Он как бы пообещал: «Я - Глава. Я буду первым, отдавшим Себя за вас. Я сделаю ваше страдание и несчастье Своим собственным и понесу его за вас, чтобы вы, в свою очередь, могли сделать то же самое для Меня и для ближнего, позволив всему стать общим достоянием, во Мне и со Мною. И Я оставляю вам сие Таинство как верный залог всего этого, дабы вы не забывали Меня, но ежедневно вспоминали и увещевали друг друга при помощи того, что Я совершил и до сих пор совершу для вас, дабы вы могли укрепляться и также подобным образом носить бремена друг друга».

10. В этом также состоит причина того, почему Причастие принимают многократно, тогда как Крещение совершается лишь единожды. Крещение - это принятие или вступление в новую жизнь, на протяжении которой нас атакуют безмерные бедствия, с грехами и страданиями, как нашими собственными, так и других людей. Как я уже говорил, существуют диавол, мир и наша собственная плоть и совесть. Они никогда не прекращают преследовать и угнетать нас. Потому мы нуждаемся в силе, поддержке и помощи Христа и Его святых. Они обещаны нам здесь, в истинном знамении, коим мы соединяемся с ними - принимаемся в их число - и все наши скорби слагаются в сообществе [святых].

Посему случается даже так, что это Таинство оказывается малополезно или вовсе бесполезно для тех людей, у которых нет никаких скорбей или тревог, или для тех, которые не ощущают своих бедствий. Ибо оно даровано лишь нуждающимся в силе и утешении, людям с робкими сердцами и напуганной совестью и тем, кого осаждает грех, или кто уже совершил грехопадение. Как оно может что-то совершить для необеспокоенного и безмятежного духа, который не нуждается в нем и не желает его? Ибо Матерь Божия86 сказала: «Он насыщает лишь алчущих [Лк. 1:53] и утешает обремененных».

11. Потому, дабы ученики во всем оказались достойными и хорошо подготовленными к этому Таинству, Христос прежде пробудил в них скорбь, предупредив их о Своих отшествии и смерти, чем они были очень обеспокоены. А затем Он внушил им великий страх, сказав, что один из них предаст Его. Итак, когда они исполнились скорби и тревоги, сокрушенные несчастьем и грехом предательства, тогда они были достойны, и Он даровал им Свое святое Тело,87 дабы укрепить их.88 Этим Он научил нас, что сие Таинство является силою и утешением для тех людей, которые обеспокоены и подавлены грехом и несчастьем. Св. Августин сказал то же самое: «Эта пища нужна лишь алчущим душам, и ее никто так не избегает, как душа пресыщенная, которая в ней не нуждается».89 Так иудеям надлежало есть Пасху с горькими травами, стоя и поспешно [Исх. 12:8, 11], сие также означает, что для этого таинства необходимы души, которые желают, нуждаются и скорбят. И теперь, если человек сделает скорби Христа и всех христиан своими собственными, будет защищать истину, выступать против неправедности и участвовать в бедах невинных и в страданиях всех христиан, то он встретит достаточно

 

86 Лютер часто называл Деву Марию этим почетным титулом, распространенным в западном христианском мире. Сравните его обсуждение этого имени в "Magnificat" (1521). LW 21, 326-327.

87 Leychnam.

88 Следуя сказанному в Мф. 26:20-25 и Мк. 14:17-21, Лютер поместил объявление о предательстве перед установлением Св. Причастия.

89 Сравните комментарий Августина на Пс. 21:27 в Migne 36, 178.

36

 

бедствий и трудностей, гораздо больше того, что ежедневно причиняют ему его порочное естество, мир, диавол и грех. Божия воля и цель также состоят в том, чтобы насылать на нас такое множество преследователей и угнетать нас, повсюду приготовляя для нас горькие травы, дабы мы желали этой силы и наслаждались Святым Причастием, и таким образом были достойными (то есть жаждущими) его.

12. Следовательно, воля Христова такова, чтобы мы причащались как можно чаще, чтобы мы вспоминали о Нем и упражнялись в этом общении, следуя Его примеру. Ибо если бы Его пример больше не стоял перед нами, про общение также вскоре забыли бы. Так в наши времена мы в скорбях своих заботимся о совершении множества месс, но все же христианское общение, которое следует проповедовать, осуществлять на практике и сохранять среди нас, следуя примеру Христову, по существу исчезло. Настолько, что мы уже едва осознаем, какой цели служит это Таинство, или как его надлежит употреблять. Воистину, своими мессами мы очень часто разрушаем это общение и всё извращаем. И повинны в том священники, проповедующие не Благовестие Таинств, но придуманные людьми басни о многочисленных делах [искупления], которые следует совершать, и о путях праведной жизни.

Однако в былые времена это Таинство применялось столь верно, и люди были научены понимать это общение так хорошо, что они даже собирали пищу и материальные блага в церквях, и там - как засвидетельствовал Св. Павел в 1 Послании к Коринфянам 1190 - распределяли их среди нуждающихся. Отпечаток этого [обычая] сохранился в нашей мессе в виде короткого слова «коллект», обозначающего общий сбор пожертвований, например, когда собирают общие средства для раздачи бедным. В те дни также многие становились мучениками и святыми. Месс было меньше, но эти мессы приносили больше силы и благословения. Христиане заботились друг о друге, поддерживали друг друга, сочувствовали друг другу, носили бремена и скорби друг друга. Всё это исчезло, и теперь осталось лишь множество месс, и многие принимают Причастие, ни в малейшей степени не понимая и не осуществляя на практике то, что оно обозначает.

13. Воистину, многие с радостью приняли бы участие в прибылях, но не в расходах. То есть они хотят слышать, что в этом Таинстве им обещаны и даруются помощь, общение и поддержка всех святых. Но со своей стороны они не желают также участвовать в этом общении. Они не станут помогать бедным, не поддержат грешников, не позаботятся о скорбящих, не станут страдать со страждущими, не заступятся за ближних, не защитят истину и, рискуя жизнью, имуществом и честью, не станут способствовать исправлению Церкви и всех христиан. Они не желают этого, ибо страшатся мира. Они не хотят страдать от немилости, скорбей, стыда или смерти, хотя воля Божия в том, чтобы таким образом пробудить в них - ради истины и своих ближних - жажду великой благодати и силы этого Таинства. Они себялюбцы, которым это Таинство не принесет пользы. Ведь мы не стали бы мириться с горожанином, желающим, чтобы общество помогало ему, защищало его и обеспечивало ему свободу, но в свою очередь не соглашающимся ничего совершать для него и служить ему. Нет, мы должны сделать бедствия ближних своими собственными, если желаем, чтобы Христос и Его святые сделали наши бедствия своими. Тогда общение будет полным, и Таинство принесет благословение. Ибо Таинство не содержит благословения и значения, если только любовь не возрастает ежедневно и таким образом не изменяет человека, дабы он пребывал в единении с ближними.

14. Для указания на это общение Бог установил в Причастии знамения, призванные всеми способами служить Его цели и самой своей формой побуждать нас к этому общению. Ибо подобно тому, как хлеб производится из множества зерен, перемолотых и перемешанных между собою, и из тел множества зерен

 

90 1 Кор. 11:21, 33; сравните Деян 2:44-46.

37

 

возникает тело единого хлеба,91 в котором каждое зерно теряет свою форму и тело, становясь общим телом хлеба, и подобно тому, как капли вина, теряя собственную форму становятся телом одного общего вина и пития, так должно происходить и с нами, если мы должным образом употребляем это Таинство. Христос со всеми святыми Своею любовью принимает на Себя наше обличье [Флп. 2:7-9], сражается вместе с нами против греха, смерти и всяческого зла. Это воспламеняет в нас такую любовь, что мы принимаем Его обличье, полагаясь на Его праведность, жизнь и благословения. И, путем обмена Его благословений и наших несчастий, мы становимся единым караваем, единым хлебом, единым Телом, единым питием, имея все общее. Это великое Таинство,92 указал Св. Павел, заключается в том, что Христос и Церковь составляют единую плоть и кость. И опять, через ту же любовь, мы должны измениться и сделать немощи всех других христиан своими собственными, мы должны принять на себя их обличье и их тяготы, а всё благо, которое в наших силах, мы должны сделать их благом, чтобы они могли извлечь из этого пользу. В этом и состоит истинное общение и истинное значение этого Таинства. Таким образом мы превращаемся друг в друга и через любовь становимся сообществом. Без любви такого преобразования не может произойти.

15. Христос установил эти два элемента, хлеб и вино, а не какие-либо иные, в качестве знамений истинного единения и общения в Причастии. Ибо не существует более тесного, глубокого и неразделимого единения, чем общая трапеза с питаемым. Ведь пища входит в самую его природу и усваивается ею, образуя единую сущность с питаемым человеком. Прочие соединения, осуществляемые при помощи таких предметов как гвозди, клей, веревки и тому подобное не образуют из соединяемых элементов единой неразделимой сущности. Следовательно, в Причастии мы соединяемся со Христом и образуем единое тело со всеми святыми, так что Христос заботится о нас и защищает наши интересы. Он как бы становится на наше место. Он делает так, что любые наши заботы касаются Его даже в большей степени, чем нас самих. В свою очередь, мы так любим Христа, что как бы становимся Им, чему и предстоит воистину совершиться в конце - мы преобразимся, уподобившись Ему. Как сказал Св. Иоанн: «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» [1 Ин. 3:2]. Столь глубоко и полно общение Христа и всех святых с нами. Таким образом наши грехи нападают на Него, тогда как Его праведность защищает нас. Ибо это единение делает всё общим, до тех пор, когда Христос полностью уничтожит в нас грех и уподобит нас Самому Себе в последний день. И таким же образом, при помощи той же любви, мы должны соединяться со своими ближними, мы - с ними, а они - с нами.

16. Кроме того, Христос не просто учредил две эти формы, но Он даровал Свое истинное естественное Тело в хлебе, и Свою естественную истинную Кровь в вине, дабы утвердить воистину совершенное Таинство или знамение. Ибо подобно тому, как хлеб изменяется93 в Его истинное естественное Тело,94 так же истинно мы вовлекаемся и изменяемся в духовное Тело, то есть в общение Христа и всех святых, через это Таинство становясь обладателями всех добродетелей и милостей Христа и Его святых, как было сказано выше о горожанине, получающем защиту и привилегии города и всего сообщества. По этой причине Он установил не

 

91 Очень древний образ, восходящий, по крайней мере, ко второму веку, о чем свидетельствует документ, не известный Лютеру, «Didahe» 9:4: «Как был этот [Хлеб] преломленный рассеян по горам [вероятно, имеется в виду сеяние пшеницы на холмах Иудеи] и, собранный, стал един, так да соберется и Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (цит. по: «Писания мужей апостольских», Латвийское Библейское Общество, Рига, 1994, стр. 29-30).

92 В Вульгате Св. Иеронима греческое слово mysterion (тайна) в Еф. 5:32 переведено словом sacramentum. Сравните обсуждение Лютером этого термина впоследствии в LW 36, 93-95.

93 Vorwandelt. Хотя этот термин и образы, связанные с превращением, ассоциируются с доктриной пресуществления, ясно, что отвергнув все схоластические спекуляции относительно субстанции, Лютер уже начал сомневаться во всем этом учении, которое спустя год он осудил как «второе пленение Таинства» (LW 36, 28-35). Сравните: Reinhold Seeberg, History of Doctrines (Grand Rapids: Baker, 1952), II, 286, n. 1: «Дословно здесь сохраняется пресуществление, но в действительности Лютер озабочен лишь сохранением представления о том, что Тело присутствует «в» хлебе».

94 Leychnam.

38

 

одну форму, но две различные формы - Свое Тело под видом хлеба, Свою Кровь под видом вина - дабы указать, что нам принадлежат не только Его жизнь и благие дела, на которые указывает Его Тело, но также Его страдания и мученическая смерть, на которые указывает Его Кровь, и в которых Он излил Свою Кровь. И мы, будучи сопричастны им, можем пользоваться ими и извлекать из них благо.

17. Таким образом очевидно, что это святое Таинство является знамением Божиим, в котором нам обещаны, даруются и сообщаются Христос и все святые вместе со всеми их делами, заслугами, милостями и богатствами, ради утешения и укрепления всех встревоженных и скорбящих, осаждаемых диаволом, грехами и миром, плотью и всяческим злом. И принятие Причастия является жаждою всего этого и твердою верою в то, что это совершается..

Далее следует третий аспект Таинства, то есть вера, от которой зависит всё. Ибо недостаточно просто знания о том, что такое Причастие, и каково его значение. Недостаточно просто знания о том, что оно является общением и милостивым обменом или смешением наших грехов и страданий с праведностью Христа и Его святых. Надлежит также желать этого и твердо веровать, что ты это получил. Здесь диавол и наше собственное естество ожесточенно атакуют веру, стремясь лишить ее твердости. Некоторые упражняются в искусстве и изощренности, пытаясь [постичь], что происходит с хлебом, когда он изменяется в Тело Христово, а также с вином, когда оно изменяется в Его Кровь, и как весь Христос, Своими Телом и Кровью, может войти в столь малую часть хлеба и вина. Не важно, что ты этого не видишь.95 Достаточно знать, что это Божие знамение, в котором воистину присутствуют Тело и Кровь Христовы. Выбор способа и места мы доверяем Ему.96

18. Уделяйте внимание упражнению и укреплению своей веры, дабы когда вы в скорби, или вас отягощают грехи, и вы приступаете к Причастию или слушаете мессу, вы совершали это в сердечной жажде сего Таинства и его содержания. Тогда вы не усомнитесь в обретении содержания этого Таинства, то есть будете уверены в том, что Христос и все Его святые приходят к вам со всеми своими добродетелями, страданиями и милостями, дабы жить, трудиться, страдать и умирать вместе с вами, и что они желают быть полностью вашими, иметь всё общее с вами. Если вы будете упражнять и укреплять эту веру, то ощутите, сколь драгоценный, радостный и изобильный брачный пир твой Господь приготовил для вас на алтаре. Тогда вы поймете, на что указывал великий пир царя Артаксеркса [Есф. 1:5], и вы увидите, что это брачный пир, для которого Бог заколол Своих волов и откормленных тельцов, как написано в Евангелии [Мф. 22:2-4]. Тогда ваше сердце будет воистину свободно и уверенно, сильно и отважно в виду всех врагов [Пс. 22:5]. Ибо кто станет бояться любых невзгод, будучи уверен в том, что Христос и все Его святые пребывают с ним, и всё, злое и доброе, у них общее. Так мы читаем в Книге Деяний 2[:46], что ученики Христовы преломляли этот хлеб и вкушали с великой радостью сердечной. Поскольку же это дело столь велико, что ничтожество наших душ не осмелилось бы желать его, не говоря уже об ожидании или требовании этого, необходимо и полезно часто приступать к Причастию, или хотя бы в ежедневной мессе упражнять и укреплять эту веру, от которой зависит всё, и ради которой оно было учреждено. Ибо сомневаясь, вы подвергаете Бога великому поношению и делаете Его вероломным лжецом. Если вы не можете веровать, то молитесь о вере, как было сказано ранее в другом трактате.97

 

95 Suchist, буквально, «ищешь». WA 2, 750, п. 1 и МА (III), 1, 390, 17, предполагают, что, возможно, имеется в виду siehest. Однако, это не обязательно опечатка. Индогерманский корень suchen по значению близок латинскому sagio, «воспринимать». Возможно, Лютер использовал этот термин с его более ранними коннотациями, в смысле наблюдения за вещью или ее рассматривания до тех пор, пока не появится возможность постичь или ухватить ее. Сравните: Jacob Grimm, Wilhelm Grimm, Deutsche Wörterbuch (16 томов, Leipzig: Hirzel, 1854-1954), X, 835.

96 Сравните: «О вавилонском пленении Церкви», LW 36, 32-35.

97 Сравните «О Таинстве покаяния» (1519) в данном томе.

39

 

19. Также наблюдайте за тем, чтобы отдавать себя каждому в общении, ни в коем случае никем не пренебрегая из-за неприязни или раздражения. Ибо это Таинство общения, любви и единения не допускает разногласий и разобщенности. Вам надлежит принимать сердцем немощи и нужды ближних, как свои собственные. А затем предлагать ближним свою силу, словно их собственную, подобно тому, как Христос поступает с вами в Причастии. Это и есть преображение друг в друга через любовь, соединение многих частей в единые хлеб и питие, утрата собственной формы и принятие формы, общей для всех.

Посему клеветники, а также люди, нечестиво осуждающие и презирают других, могут получить в Таинстве лишь смерть, как указал Св. Павел в 1 Послании к Коринфянам 11[:29]. Ибо они не дают своим ближним того, что ожидают от Христа, и на что указывает это Таинство. Они завидуют всякой удаче ближних, они не имеют к ним сочувствия, они не проявляют такой заботы о ближних, какой ожидают от Христа. И они впадают в такое безрассудство, что не знают, как еще обращаться с этим Таинством, кроме страха и ублажения присутствующего98 в нем Христа своими собственными молитвами и служениями. Совершая это, они думают исполнить весь свой долг. Но Христос даровал Свое святое Тело, дабы деяние, знаменуемое Причастием - общение, преображение, совершаемое любовью - осуществлялось на практике. И Христос ценит Свое духовное Тело, являющееся общением святых, более, нежели Свое естественное Тело. Для Него важнее, особенно в этом Таинстве, чтобы вера в общение с Ним и с Его святыми надлежащим образом упражнялась и укреплялась, и чтобы мы на основании этой веры могли должным образом упражняться в нашем общении друг с другом. Люди со слепою верою не понимают этой цели Христа. В своей набожности они продолжают ежедневно читать и слушать мессы, но каждый день остаются теми же. Скорее же с каждым днем они становятся хуже, но не ощущают этого.

Посему услышьте. Более необходимо, чтобы вы различали духовное, нежели естественное Тело Христово. И вера в духовное Тело более необходима, чем вера в естественное Тело. Ибо естественное без духовного не приносит нам никакой пользы в этом Таинстве. Происходящее в причастнике преображение производится через любовь.

20. Существует множество людей, которые, пренебрегая этим преображением любви и веры, полагаются на то, что месса или Таинство представляет собою, как они говорят, opus gratum opere operato,99 то есть дело, которое само по себе угодно Богу, даже если совершающий не угоден Ему. Отсюда они делают вывод, будто сколь бы недостойно ни совершались мессы, полезно иметь много месс, поскольку вред причиняется лишь совершающим или принимающим их недостойно. Я признаю за каждым [право на] собственное мнение, но такие басни мне не нравятся. Ибо [если вы желаете] рассуждать с такой точки зрения, нет ни одного творения или дела, которое само по себе было бы неугодно Богу, как написано в Книге Бытие 1 [:31]: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Каков бывает результат, когда хлеб, вино, золото и все прочие хорошие вещи употребляются неправильно, даже если сами по себе они угодны Богу? Ну что же, последствием этого оказывается проклятие. Так и здесь - чем драгоценнее Таинство, тем больше вред, причиняемый всему сообществу [святых] его неправильным употреблением. Ибо оно установлено не ради него самого, чтобы быть угодным Богу, но ради нас, дабы мы могли использовать его правильно, упражнять им свою веру и через него делаться угодными Богу. Если оно является просто opus operatum,100 то приносит вред повсюду. Ему надлежит стать opus operantis.101 Как хлеб и вино, невзирая на степень их угодности Богу как

 

98 Kegenwertig, то есть присутствующего в освященной гостии.

99 Буквально: «Дело (которое) принимается (за счет) совершения дела».

100 Opus operatum - действие, которое производится, завершается и считается таковым, не принимая во внимание его исполнителя.

101 Opus operantis - действие, рассматриваемое с учетом его исполнителя, действие действующего лица.

40

 

таковых, причиняют лишь вред, если они не используются, так же и недостаточно, чтобы Таинство просто совершилось (то есть opus operatum) - оно должно быть еще и использовано с верою (то есть opus operantis). И нам следует остерегаться, чтобы из-за таких опасных толкований совершенно не утратить силу и действенность Таинства, и чтобы вера не исчезла вовсе из-за ложной надежды на произведенное [внешним образом] Таинство.

Всё это основано на том, что в этом Таинстве они обращают больше внимания на естественное Тело Христово, нежели на сообщество, духовное Тело. Христос на кресте также стал деянием, благоугодным Богу. Но по сей день иудеи видят в нем камень преткновения, поскольку не воспринимают его как деяние, употребляемое с верою. Наблюдайте же за тем, чтобы для вас Таинство было opus operantis, то есть делом, которым пользуются, которое угодно Богу не само по себе, но из-за вашей веры и вашего хорошего использования его. Слово Божие также само по себе угодно Богу, но оно вредно для меня, если во мне оно не угодно Богу. Короче говоря, такие выражения как opus operatum и opus operantis - это пустые человеческие слова,102 в большей степени мешающие, нежели помогающие. И кто может перечислить все омерзительные злоупотребления и суеверия, связанные с этим благословенным Таинством, которые ежедневно умножаются? Некоторые из них столь духовны и святы, что пожалуй смогли бы сбить с пути даже Ангела!

Короче говоря, каждому, кто желает разобраться в злоупотреблениях, следует лишь помнить о вышеуказанных цели и вере этого Таинства, то есть о необходимости скорбящей, алчущей души, от всего сердца желающей любви, помощи и поддержки всего сообщества - Христа и всего христианского мира - и не сомневающейся в том, что верою все эти желания достигаются, и так человек соединяется со всеми. Всякий кто не принимает это за отправную точку для исправления и упорядочения своего слушания или чтения месс и принятия Причастия, пребывает в заблуждении и не использует сие Таинство для своего спасения. Именно по этой причине мир также преизбыточествует эпидемиями, войнами и прочими ужасными напастями,103 поскольку своими многочисленными мессами мы лишь навлекаем на себя великое осуждение.

 

102 Opus operatum и opus operantis - термины, обычно употребляемые при обсуждении различий между таинствами ветхого и нового заветов. Последние, по словам Александра из Гэльса (ум. 1245), сами по себе являются знамениями и причинами невидимой благодати, и потому превосходят первые, которые были лишь знамениями, но не причинами. «Иначе», - добавлял Фома Аквинский (ум. 1274), - «они устранили бы необходимость страданий Христовых (Гал. 2:21)». Таким образом, таинства Ветхого Завета обозначали страдания Христа и их результат, но они не имели силы оправдания - скорее их действие зависело от веры, которую они могли пробудить в верующем. С другой стороны, Таинства Нового Завета сами по себе действенно передают благодать ex opere operato, то есть просто через их употребление, независимо от любого деяния души. Однако Фома еще выдвигал предпосылку веры. Конечно не как причину действенности Таинства, но как восприятие действенности Таинства. Бонавентура (ум. 1274) также включал веру как фактор в обоснование новозаветных Таинств, но он рассматривал ее как нечто дополнительное к opus operatum, внешнему действию самому по себе, с которым неразрывно связаны оправдывающая благодать и ее действенность.

От этого сведения веры к чему-то дополнительному оставался лишь один шаг до устранения ее как чего-то вообще необходимого. Этот шаг сделали Дунс Скот (ум. 1308) и Габриель Биль (ум. 1495), определив субъективное условие того, чтобы таинство принесло благословение, уже не с точки зрения позитивной предрасположенности, но с точки зрения отсутствия каких-либо препятствий. Принятое Таинство само по себе неизменно передает благодать, до тех пор пока человек не «воздвигает препятствия», такие как упорное неверие или смертный грех. Таким образом, все схоласты соглашались с тем, что Таинства передают благодать ex opere operato. Они расходились в том, необходима ли вера для принятия благодати. Согласно Дунсу Скоту и Габриелю Билю, необходимость веры определенно отвергается и утверждается, что достаточно исключительно пассивной восприимчивости. Первоначально предназначенная для подтверждения того, что сила и действие Таинства вызваны не каким-либо расположением со стороны человека, но исключительно Богом и страданиями Христовыми, концепция ex opere operato в конечном счете пришла к утверждению, что надлежащим расположением со стороны принимающего не обязательно является позитивная вера, но достаточно негативной пассивности. Именно против этого самого позднего, самого полного и, возможно, логически завершенного схоластического взгляда выступал Лютер. Realencyclopädie, XVII, 363-365.

Концепция opus operatum также оказалась полезной для подтверждения действенности Таинства вне зависимости от личного достоинства совершающего его священника (смотрите LW 36, 47, 55). В конечном счете, решение Лютера заключалось не в предпочтении operantis, но в отрицании opus вообще. Таинство - это не доброе дело или жертвоприношение со стороны человека, но обетование Божие, которое человеку надлежит принимать верою - не officium, но beneficium (смотрите LW 36, 35-57).

103 Сравните 1 Кор. 11:30.

41

 

21. Теперь мы видим, сколь необходимо это Таинство тем людям, которым приходится встречаться лицом к лицу со смертью или с другими опасностями для тела и души, дабы они не оставались в одиночестве, но укреплялись в общении со Христом и всеми святыми. Вот почему Христос учредил и даровал его Своим ученикам в час крайней нужды и опасности. Поскольку мы ежедневно окружены всевозможными опасностями и в конечном счете подвержены смерти, нам надлежит смиренно и от всего сердца благодарить Отца Небесного изо всех сил за неизмеримую милость, за то, что Он даровал нам столь благодатное знамение, через которое - если мы верою крепко держимся за него - Он ведет и привлекает нас через смерть и всякую опасность к Себе, ко Христу и всем святым.

Посему также благотворно и необходимо, чтобы эти любовь и общение Христа и всех святых были сокровенными, невидимыми и духовными, и чтобы нам даровалось лишь физическое, видимое и внешнее его знамение. Ибо если бы эти любовь, общение и поддержка были очевидны всем, подобно преходящему сообществу людей, это бы не укрепляло нас и не побуждало нас желать невидимого и вечного [2 Кор. 4:18], возлагая на него упование. Вместо этого мы бы учились возлагать упование лишь на преходящие и видимые вещи и так привыкали бы к ним, что не желали бы расстаться с ними. Мы следовали бы за Богом лишь туда, куда нас могут привести видимые и осязаемые вещи. Это препятствовало бы нам когда-либо прийти к Богу. Ибо всё связанное со временем и чувствами должно отпасть, и нам следует научиться обходиться без этих вещей, если мы идем к Богу.

Следовательно месса и Причастие это знамение, через которое мы приготовляемся и приучаемся к отказу от всяких видимых любви, помощи и утешения, привыкая к упованию на невидимые любовь, помощь и поддержку Христа и Его святых. Ибо смерть отнимает всё видимое, отделяя нас от людей и преходящих вещей. Посему для встречи с ней нам необходима помощь невидимого и вечного. И на это указывают нам Таинство и знамение, к которым мы прилепляемся верою, пока наконец не достигнем их также зрением и чувствами.

То есть Таинство для нас служит бродом, мостом, дверью, кораблем и носилками, при помощи которых и в которых мы переходим из этого мира в вечную жизнь. Посему всё зависит от веры. Всякий кто не верует подобен человеку, который собирается пересечь море, но столь робок, что не доверяет кораблю. Он останется на этом берегу и никогда не спасется, поскольку не взойдет на борт и не пересечет моря. Таков плод нашей зависимости от чувств и неподготовленной веры, исчезающей от одной мысли о переходе через Иордан смерти. К этому также приложил свою страшную лапу диавол.

22. Это было издревле предвозвещено в Книге Иисуса Навина 3[:14-17]. После того как дети Израиля, не замочив ног, перешли через Чермное море [Исх. 14:21-22] (в этом событии - прообраз Крещения), они подобным же образом переправились через Иордан. Но священники стояли с ковчегом в Иордане, и вода внизу по течению была отсечена и ушла, тогда как вода вверху по течению вздыбилась, подобно скале - в этом событии заключался прообраз данного Таинства. Священники удерживают и несут ковчег через Иордан, когда в час нашей смерти или при опасности они проповедуют и преподают нам это Таинство, общение Христа и всех святых. Если мы веруем, воды ниже нас расступаются, то есть видимое и преходящее лишь утекает от нас. Однако, воды сверху вздымаются весьма высоко, то есть страшные мучения иного мира, которые мы представляем себе в час смерти, ужасают, как бы угрожая поглотить нас. Однако, если мы не станем обращать на них внимания и двинемся с твердою верою, то посуху и без ущерба перейдем в вечную жизнь.

Поэтому в Церкви мы имеем два главных Таинства, Крещение и Причастие. Крещение на земле вводит нас в новую жизнь, Причастие же проводит нас через смерть в жизнь вечную. И их прообразами являются Чермное море и Иордан, а также две земли - позади и по ту сторону Иордана. Вот почему наш Господь сказал в Тайной Вечере: «Отныне не буду пить сие вино до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца

 

42

 

Моего» [Мф. 26:29]. Следовательно, это Таинство полностью предназначено и установлено для укрепления перед лицом смерти и для вхождения в вечную жизнь.

Итак, благословениями Святого Причастия являются общение и любовь, коими мы укрепляемся против смерти и всякого зла. Это общение является двойственным - с одной стороны, мы становимся сопричастны Христу и всем святым, с другой стороны, мы позволяем всем христианам стать сопричастными нам во всем, к чему способны они и мы. И через это Таинство всякая эгоистическая любовь искореняется, уступая место той, которая ищет общего блага для всех. И благодаря преображению, совершаемому любовью, существует единый хлеб, единое питие, единое Тело, единое общение. Это истинное единство христианских братьев. Давайте же рассмотрим, как согласуются и сообразуются с этим столь красиво выглядящие братства, которых теперь существует такое множество.

О братствах104

1. Сначала давайте рассмотрим порочные обычаи братств. Один из них - их обжорство и пьянство. После совершения одной или нескольких месс,105 остаток дня и ночи, а кроме того и другие дни отдаются диаволу. Они совершают лишь то, что раздражает Бога. Эти безумные пирушки придуманы злым духом, и он называет это братством, тогда как это в большей степени разврат и совершенно языческий, воистину свинский образ жизни. Было бы намного лучше вовсе не иметь мирских братств, нежели поощрять такое недостойное поведение. Светские владыки и города должны объединиться с духовенством для их упразднения. Ибо они причиняют великое бесчестие Богу, святым и всем христианам, а богослужения и праздничные дни превращаются в посмешище для диавола. Дни поминовения святых надлежит соблюдать и почитать добрыми делами. И братство также должно быть особым собранием для добрых дел, однако вместо этого оно стало местом сбора денег на пиво. Что общего имеют имена Богоматери,106 Св. Анны,107 Св. Себастьяна108 и других святых с вашими братствами, в которых вы не занимаетесь ничем, кроме обжорства, пьянства, бесполезной траты денег, крика, ругани, сплетен, танцев и пустого времяпровождения? Если бы свиноматку объявили святой покровительницей такого братства, она не согласилась бы. Зачем же они столь жестоко огорчают возлюбленных святых, тщетно принимая их имена и участвуя в таких постыдных занятиях и грехах, такими порочными обычаями позоря и хуля братства, названные в честь этих святых. Горе поступающим так и допускающим это!

 

104 Первоначально состоявшие из монахов и монастырей, а позднее - преимущественно из мирян, эти братства являлись объединениями, созданными с духовно-назидательными целями. Их члены должны были повторять определенные молитвы и посещать определенные мессы в предписанное время. Считалось, что каждый из членов сопричастен (и, что важнее всего, также после смерти) благам, приобретенным «добрыми делами» всех прочих членов. В большинстве братств членство (взносы за которое составляли от одного до двадцати гульденов) давало право на пользование определенными индульгенциями. В 1520 году маленький Виттенберг мог похвастать двадцатью такими братствами, в Гамбурге их было более сотни. В 1519 году Дегенхард Пеффингер (Peffinger) из Виттенберга был членом восьми таких братств в своем родном городе, благодаря их соглашениям получая привилегии еще двадцати семи братств в других местах. Братство Св. Петра в Зальцбурге вступило в сообщество с восьмьюдесятью другими братствами. Realencyclopädie, III, 434-437; An der Christlichen Adel deutscher Nation, von D. Martin Luther (Halle: Verein für Reformationsgeschichte, 1884), стр. 106-107.

105 Братство обычно собиралось ежемесячно (иногда еженедельно), а также в день памяти своего особого святого и в праздничные дни связанного с ним монашеского ордена - под предлогом упражнения в благочестии, но в действительности для пиров и кутежей, уже давно ставших предметом озабоченности светских и церковных властей, а также Реформаторов. Henry С. Lea, A History of Auricular Confession and Indulgences (Philadelphia: Lea, 1896), III, 474-476.

106 Вероятно, кармелиты первыми создали братство с конкретной целью почитания Девы Марии, организовав в XIV веке «Братство Богоматери горы Кармил». The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, III, 226.

107 По преданию, Св. Анна была матерью Девы Марии. Согласно свидетельству Кольде (Kolde), после четырнадцатого века братства в ее честь и ее имени распространились «подобно эпидемии». Realencyclopädie, III, 437.

108 Св. Себастьян принял мученическую смерть 20 января (год неизвестен) в Риме, при Диоклетиане, который был императором в 284-305 годах. Schaff-Herzog, X, 320.

43

 

2. Если люди желают сохранить братство, им следует собрать провизию и, устроив обильную трапезу, накормить ради Господа хотя бы двух бедняков. Накануне им надлежит поститься, а в праздничный день трезвиться, проводя время в молитве и прочих добрых делах. Тогда они воистину воздадут честь Богу и Его святым, они улучшат свою жизнь и подадут хороший пример другим людям. Или же им следует собрать деньги, которые они намеревались пропить, и положить их в общую казну, каждая гильдия по отдельности. Тогда в случае невзгод можно будет помочь нуждающимся собратьям-ремесленникам начать свое дело, или одолжить им денег, или помочь из этой общей казны молодым супругам из той же гильдии достойно начать жизнь. Это были бы дела истинного братства, они побудили бы Господа и Его святых благосклонно взирать на братства, покровителями которых те стали бы с радостью. Там же, где люди не желают этого делать, где они настаивают на сохранении старых путей ложного братства, я призываю, чтобы они не делали этого в дни святых, во имя святых или братства. Пусть они выберут какой-либо иной день недели, оставив имена святых и их братств в покое, дабы святые однажды не наказали бы за это. Хотя и нет ни одного дня, который не бесчестили бы такие дела, по крайней мере, следует пощадить праздники и имена святых. Ибо такие братства называют себя братствами святых, хотя они творят дела диавола.

3. Существует и другая порочная черта братств, она духовного свойства. Это ложное мнение, будто их братство не должно приносить пользы никому, кроме их самих, являющихся членами согласно спискам или вносящих средства. Это проклятое и порочное мнение - даже худшее зло, нежели первое, и в этом одна из причин того, почему Бог допустил, что через свои обжорство, пьянство и тому подобные дела братства становятся таким издевательством и глумлением над Богом. Ибо в них люди научаются искать собственного блага, любить самих себя, быть верными лишь друг другу, презирать других, считать себя лучше других и полагать, что перед Богом они занимают более высокое положение, нежели другие люди. И так гибнет общение святых, христианская любовь и истинное братство, утверждаемое в Святом Причастии, тогда как в их среде возрастает себялюбие. То есть посредством этих многочисленных внешних братств, посвященных делам, они разрушают единое, внутреннее, духовное, совершенное братство, общее для всех святых.

Когда Бог видит это извращенное состояние дел, Он извращает его еще больше, как написано в Псалме 17[:27]: «С лукавым [Ты поступаешь] по лукавству его». Так Бог извергает их из общего братства святых, которому они воспротивились, и с которым они не совершают общего дела, ввергая их в собственное братство обжорства, пьянства и непотребства, чтобы они, не искавшие ничего, и не помышлявшие ни о чем, кроме своего собственного, могли иметь свое собственное. Затем Бог также ослепляет их, дабы они не признавали это мерзостью и позором, но украшали свое недостойное поведение именами святых, будто бы творя правое дело. Кроме того, Бог позволяет некоторым впасть в столь глубокую бездну, что они публично похваляются и говорят, дескать никто из принадлежащих к их братству не может быть осужден, будто бы Крещение и Причастие, установленные Самим Богом, имеют меньшую ценность и менее надежны, нежели то, что они состряпали в своих одурманенных головах. Таким образом Бог опозорит и ослепит тех людей, которые безумным поведением и свинскими обычаями своих братств бесчестят и хулят Его праздники, Его имя и Его святых, в ущерб тому общему христианскому братству, которое проистекает из ран Христовых.

4. Посему ддя правильного понимания и применения братств следует научиться правильно устанавливать различия между братствами. Первое - Божие, небесное и благороднейшее, превосходящее все прочие, как золото превосходит медь или свинец - это общение всех святых, о котором мы говорили выше. В нем мы все братья и сестры, соединенные столь прочно, что более близких отношений нельзя вообразить. Ибо здесь мы имеем одно Крещение, одного Христа, одно Причастие, одну пищу, одно Евангелие, одного Духа, одно духовное Тело [Еф. 4:4-5], и все являемся членами друг друга [Рим. 12:5]. Нет никакого иного столь

 

44

 

близкого и крепкого братства. Ибо природные братья, конечно, одной плоти и крови, у них одно наследие и один дом, но все же им надлежит разделиться, соединившись с кровью и наследием других [в браке]. Организованные братства имеют один список членов, одну мессу, один вид добрых дел, один праздничный день, один членский взнос, и, как обстоят дела теперь, у них общее пиво, общее обжорство и общее пьянство. Но ни одно из них не проникает столь глубоко, чтобы породить духовное единство, ибо это совершается лишь Христовым братством. По этой причине также чем оно больше, полней и всеохватней, тем лучше.

Итак, все прочие братства должны вести себя таким образом, чтобы постоянно иметь перед глазами это первое и благороднейшее братство, лишь его почитая великим. Во всех своих делах они не должны ничего искать для самих себя. Но им следует совершать свои дела ради Бога, дабы Он день за днем хранил и вел эту христианскую общину к процветанию. Таким образом, когда создается братство, его членов должны видеть устремляющимися впереди других к оказанию христианскому миру какой-то особой услуги своими молитвами, постами и добрыми делами, и не ради достижения эгоистической выгоды или награды, либо ради исключения других, но чтобы они служили как свободные слуги всего христианского сообщества.

Если бы люди имели такое правильное представление, Бог в свою очередь также восстановил бы должный порядок, чтобы братства не позорились своим развратом. За этим последовало бы благословение, можно было бы собрать общий фонд и так оказать помощь другим людям. Тогда духовные и материальные дела109 братств совершались бы должным образом. И всякому не желающему соблюдать этот надлежащий порядок в своем братстве я советую отказаться от братства и выйти из него, оно лишь навредит его телу и душе.

Но предположим, ты скажешь: «Если я не получаю ничего особого от братства, какой прок мне от него?» Я отвечу: Действительно, если ты ищешь чего-то особенного для самого себя, какая польза от братства или от сестринства? Однако если через него ты служишь обществу и другим людям, как обычно действует любовь по своей природе, ты получишь награду за эту любовь без всякого желания или стремления со своей стороны. Если же ты считаешь служение и награду любви слишком малыми, это свидетельствует о том, что твое братство извращено. Любовь служит свободно и без платы, вот почему Бог, в свою очередь, также дарует ей всякое благословение, свободно и без платы. Значит, поскольку все должно совершаться в любви, чтобы оно в целом было угодно Богу, братство также должно быть братством любви. Однако природа дела, совершаемого в любви такова, что оно не ищет своего,110 или собственной выгоды, но ищет блага для других, и прежде всего, для сообщества [святых].

5. Вновь возвращаясь к Таинству, поскольку христианское сообщество в настоящее время пребывает в наисквернейшем состоянии, нежели когда-либо прежде, и его положение с каждым днем ухудшается, особенно среди высокопоставленных лиц, и поскольку всё наполняют грех и стыд, вам следует волноваться не о том, сколько месс совершается, или как часто отправляется Причастие - ибо этим положение скорее ухудшается, нежели улучшается - но о том, насколько ты и другие люди возрастают в содержании этого Таинства и в вере, которой оно требует. Ибо лишь в этом состоит исправление. И чем больше ты будешь участвовать в общении Христа и Его святых, тем лучше будет твое положение. Прекрасно, если ты обнаружишь, что становишься сильным в уповании на Христа и Его возлюбленных святых, веруешь, что они любят тебя и стоят рядом с тобою во всех испытаниях жизни и смерти, и в свою очередь принимаешь близко к сердцу недостатки и упущения всех христиан и всего сообщества [святых], когда они проявляются у каждого отдельного христианина, дабы твоя любовь обращалась к каждому, и ты желал помочь каждому, никого не презирал, страдал со всеми и молился за всех. Итак, когда дело Таинства совершается верно, тебе многократно придется

 

109 Merck (в WA 2, 757, 1. 7), по всей вероятности, имеется в виду werck, сравните WA 21, 161, 1. 8.

110 1 Кор. 13:5; сравните 1 Кор. 10:24.

45

 

плакать, сетовать и скорбеть о жалком состоянии христианского мира в наши дни. Но если ты не обретаешь такой уверенности во Христе и в Его святых, а нужды христианского мира и каждого отдельного ближнего не беспокоят и не трогают тебя, тогда остерегайся всех прочих добрых дел, коими ты надеешься достичь благочестия и спасения. В действительности они лишь лицемерие, притворство и обман, ибо они лишены любви и общения, без которых ничто не будем благом. Подводя итог: Plenitudo legis est dilectio, «Любовь есть исполнение закона» [Рим. 13:10].

[Постскриптум]111

Некоторые люди напрасно отвергают этот трактат из-за сказанного мною в третьем параграфе: Я счел бы за благо, если бы христианский собор постановил преподавать всем оба элемента. Они широко разевают рты, говоря: «Это заблуждение и это соблазн». Боже Небесный, помилуй! Мы дожили до того дня, когда Христа - благословенного Господа и Бога - публично оскорбляют и хулят Его же люди, обличающие установленный Им порядок как заблуждение! Было бы достаточно, если бы они оставили его как допустимый порядок, а не превращали в повеление. Тогда, наконец, он не был бы запрещен и не объявлялся бы заблуждением. Но все же, я умоляю их внимательно взглянуть на второй и третий параграфы, в которых мною ясно сказано, что одного элемента достаточно. Я также столкнулся с тем, что мои произведения отвергают лишь те люди, которые их не читали и не намерены этого делать. Таким людям я передаю привет и сообщаю им, что я не обращаю никакого внимания на их слепую и пустую критику. Покуда Бог дарует мне жизнь, я не намерен терпеть того, что они столь бесстыдно осуждают и хулят моего Господа Христа, как заблуждающегося, отвратительного и бунтарского учителя - они же вольны поступать по-своему.

 

111 Этот параграф присутствует лишь в двух из виттенбергских изданий, так называемых изданиях С (WA 2, 759) и N (WA 9, 791), единственных двух редакциях, которые, как утверждают, были исправлены самим Лютером.

46

Труды Лютера. Том 35. СЛОВО И ТАИНСТВА I. С. 31-46
Переводчик: Валерий Володин. Редакторы: Алексей Комаров, Жанна Григороеа, Александр Бите, Константин Комаров
Текст для перевода взят из открытых источников в сети Интернет и в процессе перевода сверен с изданием FORTRESS PRESS

Все права на русский перевод принадлежат фонду «Лютеранское наследие»

 http://www.lhf.ru