ПечатьE-mail

Лютеранская литургия

Богослужение и обряды

Исследование Общего богослужения Лютеранской церкви в Америке

WORLD WIDE PRINTING
DUNCANVILLE, USA
2003

Тот, кто стремится найти Христа, сначала должен найти Церковь. Ибо как можно знать, где Христос и где — вера в Него, если человек не знает, где собраны верующие во Христа? Тот, кто хочет узнать что-либо о Нем, не должен полагаться на самого себя, ему не следует с помощью своего разума строить собственный мост на небеса. Он должен обратиться к Церкви и там обретать познание. Церковь — это не дерево и камни, это собрание тех, кто верует во Христа. Человек должен быть с ними и наблюдать, как они веруют, учат и живут.

Мартин Лютер

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ

Литургическое движение — Сущностный характер общественного богослужения: его уникальные качества — Реальность богослужения достигается верой и поддерживается общением — Важность этой мысли в лютеранстве — Сила богослужения обусловлена его чистотой — Красота и действенность достигаются при помощи науки и искусства — Масштаб и значение литургического искусства — Измерения литургии: нечто большее, чем "богослужебная программа" — Содержание и форма — Бесценное наследие и мощнейший инструмент.

ЧАСТЬ I: ИСТОРИЯ

ГЛАВА I. БОГОСЛУЖЕНИЕ И ЛИТУРГИЯ В РАННЕЙ ЦЕРКВИ

Древнейшее христианское богослужение — Второй век: св. Климент, "Дидахэ", Иустин Мученик — Третий век: Ипполит, Тертуллиан, Киприан — Посленикейский период — Влияние иудейской религии и греческой культуры — Единство и разнообразие — Богослужение в Восточных церквах — Византийский обряд — первенство Рима — Иные линии развития на Западе — Древние сакраментарии и церковные уставы — Церковная музыка и церковная архитектура.

ГЛАВА II. СРЕДНИЕ ВЕКА

Конфликт галликанского и римского обрядов — Литургия в восьмом веке — Первенство римского обряда — Усвоение галликанских черт — Амвросианский и мозарабский обряды — Главенство мессы — Чрезмерное использование аллегорий и символов — Суточный богослужебный цикл — Канонические часы и бревиарий — Средневековая музыка — Григорианское пение и контрапунктическая полифония — Благое и дурное: единство, всеобщность и тесная связь с искусством в Средние века; фундаментальные заблуждения и злоупотребления, требовавшие реформы.

ГЛАВА III. РЕФОРМА И РАЗВИТИЕ В ГЕРМАНИИ

Первые усилия — Радикальные идеи Цвингли — Формирование убеждений Лютера — Formula missae 1523 г.: ее содержание, характер и значение — Первые службы на национальном языке: Страсбург и Нюрнберг — Немецкая месса Лютера 1526 г.: ее достоинства и недостатки — Масштаб и значение литургической реформы Лютера — Другие протестантские реформы: Цвингли и Кальвин — Церковная музыка — Канционалы — Творческий характер и значимость достижений лютеранства.

ГЛАВА IV. ЛЮТЕРАНСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ

Подготовка — Классификация уставов — Таблица взаимосвязей — Группа типичных уставов: Брунсвик, 1528 г.; Бранденбург-Нюрнберг, 1533 г.; Герцог Генрих Саксонский, 1539 г.; Бранденбургская марка, 1540 г.; "Кельнская реформа", 1543 г. — Значение церковных уставов — Век творчества.

ГЛАВА V. ЛИТУРГИЯ В ШВЕЦИИ

Шведская реформа — Шведская месса Олава Петри 1531 г. — Лаврентий Петри и его церковный устав 1571 г. — "Красная книга" короля Иоанна Ш — Кальвинистические тенденции предложений короля Карла IX — Редакция 1614 г. — Литургии 1811,1861,1894 и 1911 гг. — Литургическое развитие в Швеции в сравнении с Германией и Англией — Значимость для американского лютеранства.

ГЛАВА VI. АНГЛИКАНСКАЯ И ЛЮТЕРАНСКАЯ ЛИТУРГИИ

Англиканское исповедание — Лютеранское влияние на "Книгу общей молитвы" — Влияние "Книги молитвы" на лютеранскую литургию — Сходства и различия — Эклектичный и индивидуальный характер "Книги молитвы" — Ее несомненные литературные и богослужебные достоинства — Более тесная связь лютеранской литургии с историей и богатство ее возможностей в хоровом исполнении — Краткое изложение развития "Книги молитвы" от первой "Книги" 1549 г. до "Отложенной Книги" 1928 г. — Американская "Книги общей молитвы".

ГЛАВА VII. УПАДОК И ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Тридцатилетняя война и ее разрушительные последствия — Бюрократическая ортодоксия и ее легализм — Пренебрежение к истории, формальному и совместному богослужению со стороны пиетизма — Рационализм и его разрушительное влияние — Совокупный эффект доктринальной и литургической дезинтеграции — Движение восстановления в Германии: тезисы Клауса Хармса — Прусская "Агенда" короля Фридриха Вильгельма III — Лое, Клифот, Шоберлейн и другие лидеры — Литургическое возрождение в Англии — Оксфордское движение и его результаты: литургические реформы; крайности в ритуале; развитие глубоких исследований в области литургики.

ГЛАВА VIII. РАННИЕ АМЕРИКАНСКИЕ ЛИТУРГИИ

Первичные условия — Генрих Мельхиор Муленберг — Первая американская лютеранская литургия 1748 г.: источники, содержание, значение — Другие ранние литургии: первые печатные литургия и сборник гимнов 1786 г. — Литургии 1818,1835,1842,1855 и 1860 гг. — Литургическое развитие в Мини-стериуме Нью-Йорка, в Объединенном синоде Огайо, Генеральном синоде, синодах Юга, синоде Августана и синодальной конференции — "Церковная книга" Генерального совета 1868 г.: ее достоинства и влияние — Бил М. Шмук-кер, Чарльз П. Краут, Джозеф А. Сейсс и другие лидеры.

ГЛАВА IX. ОБЩЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Первые шаги к "единой Церкви, единой Книге" — Действия Объединенного синода Юга, Генерального синода и Генерального совета — Объединенный комитет и его работа — Комментарии доктора Генри Э. Джейкобса — Единство и разногласия — Служба в трех изданиях — Три выдающихся имени: Бил М. Шмуккер, Джордж У. Веннер, Эдвард Трэйлл Хорн — Общее богослужение, типичное и полное выражение исторической лютеранской литургии — Общее богослужение и "Книга общей молитвы" — Непосредственное и долгосрочное влияние Общего богослужения.

ГЛАВА Х. "КНИГА ОБЩЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ"

Дальнейшая работа Объединенного комитета — Подготовка "Книги Общего богослужения" — Организация комитета, имена его членов — Новая церковная организация: Объединенная Лютеранская Церковь в Америке — Книга и Церковь — Обетование будущего — Гений лютеранства — Наилучшее использование унаследованного сокровища.

ЧАСТЬ II: КОММЕНТАРИЙ

ГЛАВА XI. СЛУЖБА

Значение формы и развития — Новое обретение Таинства в период Реформации — Реальное присутствие и иные учения — Точка зрения доктора Чарльза М. Джейкобса — Другие аспекты евхаристической веры и практики — пять пунктов епископа Брилиота: благодарение; общение в причастии; поминовение; жертва; тайна — Классическая лютеранская традиция — Структура службы — Музыка службы.

ГЛАВА XII. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЛУЖБЫ: ИНВОКАЦИЯ, ИСПОВЕДАНИЕ

Предварительные замечания — Инвокация: значение данной формулы — Связь со знамением креста — Жертвенный характер — Указания для священника и хормейстера — Исповедание грехов: вводный и неизменяемый характер; отличие от римского Confiteor — Реконструкция эпохи Реформации — Источники нашего текста — Указания.

ГЛАВА XIII. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЛУЖБЫ: ИНТРОИТ, KYRIE, GLORIA

Интроит: его значение — Историческое развитие — Хоровой элемент, отсутствующий в "Книге общей молитвы" — Структура — Указания — Kyrie: древняя история — Крик о милости и помощи — Последовательность настроений литургии — Часть "музыкальной мессы" — Распространенные версии Kyrie — Kyrie в лютеранской и англиканской службах — Указания — Gloria in excelsis: гимн хвалы и "радостная песнь искупления" — Ее восточное происхождение и использование на Западе — Указания.

ГЛАВА XIV. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЛУЖБЫ: ПРИВЕТСТВИЕ И КОЛЛЕКТ

Приветствие и респонсорий: их вводный характер — Напоминание о пастырском отношении — Указания — Коллект: связь с литургическими чтениями — Его древность, вселенский характер, совершенство и красота — Оценки — Название — Форма коллекта — Древние сакраментарии — Коллекты бревиария — Коллекты церковных уставов — Вейт Дитрих — Ценные исследования профессора Альтхауса, профессора Пауля Древса и доктора Пауля Ц. Штродаха.

ГЛАВА XV. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЛУЖБЫ: ЧТЕНИЯ, ГРАДУАЛ

Литургические чтения: особые торжественность и достоинство — Древние чтения из Закона и Пророков — Lectio continua — Перикопы — Постиллы реформаторов — Лютеранские изменения в традиционной схеме — Значимость литургического наследия вселенской Церкви — Апостол: слово христианского Закона — Указания — Градуал: хоральный респонсорий и введение — Значение "Аллилуйя" — Оценка Лютера — Устранение из "Книги общей молитвы" — Восстановление исторической серии в "Книге Общего богослужения" — Указания — Евангелие: вершина службы слова — Живое Слово в слове записанном — Сопутствующие традиции и церемонии — Лютеранская практика — Респонсорий прихода — Указания.

ГЛАВА XVI. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЛУЖБЫ: ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ, ГИМН, ПРОПОВЕДЬ

Исповедание веры: слово Церкви в ответ на Слово Божие — Обзор всего "горизонта веры" и богослужебный акт — Никейское и Апостольское исповедание веры — Неудачная замена слова "кафолическая" на слово "христианская" — Историческое развитие исповеданий веры — Указания — Гимн: Hauptlied службы — Связь с церковным годом, литургией и проповедью — Указания — Проповедь: восстановление в период реформации — Акт богослужения — Связь с чтениями и церковным годом — Указания.

ГЛАВА XVII. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЛУЖБЫ: ОФФЕРТОРИЙ, ДАЯНИЕ, ОБЩАЯ МОЛИТВА

Офферторий: аналог древних процессий оффертория и средневековых молитв оффертория — Начало новой части службы — Процессии оффертория древней Церкви — Средневековые молитвы оффертория или "малый канон" — Отказ от римского оффертория в период Реформации; восстановление принесения даров и молитвы верных — Указания — Даяние: акт богослужения и признание собственной роли служителя — Указания — Общая молитва: часть оффертория в широком смысле — Литургический аналог принесения даров и жертвы — Охват фундаментальных и вселенских ценностей — Связь с проном — Источники текста — Указания.

ГЛАВА XVIII. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЛУЖБЫ: СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ, ПРЕФАЦИЯ, SANCTUS

Святое причастие: завершение службы слова — Уникальное установление — Отличительная черта Церкви — Переоценка и недооценка — Его возвышенная, духовная и объединяющая сил — Префация: Древность и возвышенный характер — Структура — Прообраз в иудаизме и другие предшествующие формы — Развитие префаций проприя на Западе — Префация исторических литургий — Мелодии префаций — Указания — Sanctus: вершина и завершение префаций — акт благоговейного поклонения и благодарения — Равновесие с Gloria in excelsis — Значение "Осанна" — Исторические детали — Шведский обряд — Указания.

ГЛАВА XIX. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЛУЖБЫ: УСТРАНЕНИЕ КАНОНА

Устранение канона: важная радикальная реформа — Греческие анафоры — Смещение акцента с благодарения на освящение, а впоследствии на преподание и принятие — Возобновление интереса к вопросу в последнее время — Молитвы освящения в древних литургиях; в римской и галликанских службах — Отказ Лютера от канона — Развитие его мысли и метода — Реконструкция Кранмера и последующие тексты "Книги общей молитвы" — Оценка программы Лютера и его уникальной роли в формировании лютеранской литургии — Желание включить в службу пространную евхаристическую молитву — Возражения против современной формы как близкой к догматике католицизма и как отступления от вселенской практики — Разнообразные эксперименты — Позиция современных исследователей литургики — Что должна включать в себя подобная молитва? — Предлагаемая форма.

ГЛАВА XX. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЛУЖБЫ: МОЛИТВА ГОСПОДНЯ, СЛОВА УСТАНОВЛЕНИЯ, PAX, AGNUS DEI, ПРЕПОДАНИЕ

Молитва Господня: освящение верующих — Молитва смиренного прихода к Богу — Молитва народа, которую читает священник — Указание — Слова установления: торжественный совместный акт молитвы и живой, возвышенный обряд — Общая чаша и индивидуальные стаканчики — Алтарные действия —Указания — Pax: древнее благословение народа и поцелуй мира — Оценка Лютера — Связь со словами установления и с Agnus Dei — Исторические детали — Указания — Agnus Dei: причастный гимн 700 г. — Римское происхождение — Лютеранская концепция — Практика церковных уставов и "Книги общей молитвы" — Ранняя связь с преломлением — Средневековые распространенные формы — Традиционная мелодия — Указания — Преподание: священнослужитель причащается первым — Вопрос о причащении себя самого — Подготовка постом, душеполезным чтением и духовной концентрацией — Причастие у алтаря — Коленопреклонение и причастие стоя — Формула преподания — Преподание хлеба — Сакраментальное благословение — Музыка или тишина.

ГЛАВА XXI. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЛУЖБЫ: NUNC DIMITTIS, БЛАГОДАРЕНИЕ, BENEDICAMUS, БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Postcommunio: Краткое благодарение и молитва о благодати, за которой следует благословение — Римский, лютеранский и англиканский обряд — Nunc dimittis: кантик из комплетория, связывающий святое причастие с воплощением; отсутствие в римской и англиканской службе — Факультативное использование — Указания — Благодарение: коллект Лютера с его версикула-ми — римский и англиканский обряд — Приветствие и Benedicamus — Благословение: заключительное сакраментальное слово — Аароново благословение как уникальная и всеобщая лютеранская черта — Детали мозарабского, римского, шведского и англиканского обрядов — Заключительные указания.

ГЛАВА XXII. ЗАУТРЕНЯ И ВЕЧЕРНЯ

Происхождение синаксиса или ночного собрания — Канонические часы и суточный богослужебный цикл — Сложная система бревиария — Заутреня и вечерня в лютеранских церковных уставах — Упадок и восстановление — Англиканское развитие — Сравнение лютеранских и англиканских служб — Рассмотрение главных черт: псалмодии, гимнодии, чтений из Писания, респон-сориев, кантиков и молитв.

ГЛАВА XXIII. ЗАУТРЕНЯ: ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Название и значение — Развитие в Лютеранской и Англиканской церквах — Версикулы: значение — Указания — Пригласительный антифон и Venite — Гимн — Псалом — Значение Gloria Patri — Чтение — Респонд — Респонсорий: характер и значение — способность к богатому развитию — Проповедь: ее место в службе — Те Deum: исповедание веры в песнопении — Содержание и структура — Историческая мелодия — Полифонические сопровождения — Benedictus: текст и содержание — Молитва: Kyrie, молитва Господня, коллект дня, коллект о благодати — Указания — Benedicamus — Благословение.

ГЛАВА XXIV. ВЕЧЕРНЯ: ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Название, значение и происхождение — Лютеранский обряд — Англиканская церковь — Структура службы — Версикулы: значение — Указания. — Псалом — Значение Gloria Patri — Чтение — Респонд — Респонсорий: характер и влияние — Способность к богатому развитию — Проповедь: ее место в службе — Гимн — Magnificat: текст и содержание — Музыкальные сопровождения — Колебания в Англиканской церкви — Nunc dimittis: значение и содержание — Молитва: Kyrie, молитва Господня, коллект дня, коллект о благодати — Указания — Benedicamus — Благословение.

ГЛАВА XXV. ПРОПРИИ

Сопоставительное исследование интроитов, коллектов, апостолов, градуалов и Евангелий церковного года в Римской, Лютеранской и Англиканской церквах — Источники интроитов, коллектов и градуалов — Краткий комментарий отличительных черт лютеранской системы.

ГЛАВА XXVI. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОПРИЕВ: ОТ АДВЕНТА ДО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Источники интроитов, коллектов и градуалов — Сопоставительное изучение чтений — Происхождение праздников, дней и периодов — Комментарий отличительных черт лютеранской системы.

ГЛАВА XXVII. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОПРИЕВ: ПЕРИОД ПОСЛЕ ТРОИЦЫ, ДНИ СВЯТЫХ И ПРОЧ.

ГЛАВА XXVIII. КОЛЛЕКТЫ И МОЛИТВЫ

Исследование источников 101 коллекта — Древние латинские оригиналы — Коллекты из немецких источников — Коллекты из ранних английских источников.

ГЛАВА XXIX. ЛИТАНИЯ

Оценки — Историческое развитие — Литания Лютера; первая великая форма на национальном языке — Литания Англиканской церкви — Анализ: введение, воспрещение, мольба, просьба, заступничество, заключение — Коллекты и версикулы — Музыкальные сопровождения — Текст лютеранской литании.

ГЛАВА XXX. ЕКТЕНЬЯ

Английские тексты и латинские оригиналы — Preces служб бревиария — Характеристики великой литании, утренней литании и вечерней литании.

ГЛАВА XXXI. "ПРОСИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА" И ОБЩИЕ МОЛИТВЫ

Диаконическая литания или молитва верных — Римские молитвы на Страстную пятницу — "Просительные молитвы" церковных уставов — Латинские и немецкие оригиналы текста Общего богослужения — Происхождение трех альтернативных общих молитв — Текст 1548 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Краткий очерк византийской литургии — 2. Сопоставительное исследование текстов римской, лютеранской и англиканской литургий — 3. Сопоставительное исследование римской, лютеранской и англиканской литаний — 4. Отрывки из евхаристических молитв.

СЛОВАРЬ ЛИТУРГИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Перевод на русский язык и публикация данной книги выполнены Фондом «Лютеранское наследие»

Переводчик: Виктор Генке
Редактор русского текста: Людмила Генке
Консультант по литургике и церковной музыке: Борис Аркадьев
Верстка: Елена Киселева

Все права на перевод принадлежат Фонду «Лютеранское наследие». Ни одна часть этой книги не может переденатываться, копироваться, храниться или передаваться механическими, электронными, фотографическими, магнитными или любыми другими способами без предварительного письменного разрешения Фонда.

Культурно-просветительский Фонд «Лютеранское наследие» 127521, Москва, а/я 11

Originally published in the USA under the title The Lutheran Liturgy. A Study of the Common Service of the Lutheran Church in America, by Luther D. Reed, Copyright © 1947, Muhlenberg Press, Philadelphia

The Lutheran Liturgy, Russian version. Copyright © 2003, Lutheran Heritage Foundation, P, O. Box 46, Sterling Heights, MI 48311. Лютеранская литургия (на русском языке). Все права сохранены © 2003, Фонд «Лютеранское наследие», Р. О. Box 46, Sterling Heights, MI 48311.