ПечатьE-mail

Литургия Украинской Лютеранской Церкви (1933)

Богослужение и обряды

Дорогие братья! При возможном использовании материала прошу вас поминать блаженной памяти мученика за веру, о. Теодора Ярчука (1896-1940?). +

ПОРЯДОК
главного богослужения с исповедью и Господней Вечерей (ЛИТУРГИЯ)
Украинской Лютеранской Церкви
(реформированный блаженной памяти пастором Теодором Ярчуком
в 1933 году на основе Литургии св. Иоанна Златоуста)

(перевод с укр. и лит. редакция Н. Данилова, 2006)

(Данное богослужение служится только тогда, когда среди людей, собравшихся на нем, имеются желающие приступить к исповеди и стать причастниками Господней Вечери и которые о своем желании уведомят пастора не позднее начала богослужения. Таковое уведомление чрезвычайно необходимо, чтобы пастор мог соответственно приготовить все необходимое для Господней Вечери. Если никто не выразит желания приступить к исповеди, служится богослужение без Господней Вечери.)

Перед самым началом Богослужения зажигается свет на престоле, на котором посредине стоит восьмиконечный крест, изображающий распятие Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а по сторонам от креста - по одной или нескольку свечей.

Богослужение начинает община верных, которая поет

ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ПЕСНЬ

Tем временем пастор одевается в богослужебную одежду; тихо молится о дарах Святого Духа, необходимых для проведения богослужения, и готовит все необходимое для Господней Вечери: в чашу вливает вино; на дискос укладывает частицы; дискос с частицами кладет на чашу, а все вместе покрывает красиво вышитым покровцем. Затем пастор ставит чашу на средину престола перед крестом и по окончании песни обращается к присутствующим на богослужении с призывом:

Пастор: Преклоним головы наши и помолимся!

Все стоят и в смирении преклоняют головы, а пастор, обратившись к престолу, возглашает

ВСТУПИТЕЛЬНУЮ МОЛИТВУ

Всемогущий Боже и Отче наш Hебесный! От века до века Ты един сущий, “ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи”.(1) Ты в любви создал весь мир и нас - людей - привел к жизни. Ты на высотах пребываешь и на смиренных взираешь. Ты ради нашего спасения послал Своего Сына Единородного, “дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Призри, о Милостивый, на нас, которые в смирении преклонили головы свои пред Тобою, прими наши нынешние моления и силой Духа Твоего Святого души наши освяти, ум направь, помыслы соделай чистыми, дабы мы со всеми нашими помыслами и всем нашим естеством могли с Тобой пребывать, Тебя достойно песнями и молениями величать, от Твоих великих Даров щедро черпать и познанием Твоего Слова святого укрепляться в духе к собственному исправлению, к успешной борьбе со злом мира и к насущному служению нуждающимся в помощи! Во Имя Господа нашего Иисуса Христа молим Тебя, Отче наш Hебесный: благослови нам щедро Своей десницей, чтобы мы могли оказать подобающую честь и славу Тебе с Единородным Твоим Сыном и Пресвятым Духом ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Вместо этой молитвы пастор, в соответствии с воскресеньем или праздником, может прочесть другую произвольную вступительную молитву.

Присутствующие сохраняют полную тишину и в духе повторяют молитву пастора.

После вступительной молитвы пастор говорит:

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лук.2:14)
Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою! (Пс.50:17)

и возглашает, обращаясь к собранию:

Благословенно будь Царство Отца и Сына, и Святого Духа ныне и всегда, и во веки веков!

Собрание: Аминь.

(В большие праздники, такие как Рождество, Богоявление, Пасхальные праздники и т. п. в этом месте соответственно празднику поется: “Рождество твое...” или “Как в Иордане...”, или “Христос воскрес...”. См.: “Праздники”.)

Пастор обращается к престолу и возглашает

ЕКТЕНИЮ I

Пастор: В мире Господу помолимся!

Собрание (поет медленно): Господи, помилуй.

П: О мире с небесной высоты и о спасении душ наших, о мире всего мира, о благосостоянии Божьих церквей, о соединении всех людей на основе Святого Евангелия Господу помолимся!

С: Господи, помилуй.

П: Дабы все люди через веру в Иисуса Христа стали детьми Небесного Отца и проводили разумную, честную и праведную жизнь Господу помолимся!

С: Господи, помилуй.

П: О народе нашем, Отчизне нашей, доме и стране, и обо всех, с верой, благоговением и страхом Божьим сошедшихся на богослужение, Господу помолимся!

С: Господи, помилуй.

П: Дабы наш нaрод наделен был духом знания, просвещения и доброй волей чтения Святого Писания Господу помолимся!

С: Господи, помилуй.

П: О живительном воздухе, об умножении земных плодов и о здоровой пище душевной для народа нашего Господу помолимся!

С: Господи, помилуй.

П: О тех, кто на чужбине, в нeдyге, тяжелом труде и неволе, о просвещении и спасении их Господу помолимся!

(В этом месте, в случае необходимости, добавляются иные прошения.)

С: Господи, помилуй.

П: О епиcкoпе нaшей Цepкви, о Пpeзидeнте страны нaшей и о вcеx, имеющих нaд нaми дyxoвнyю и cветcкyю влaсть, Гocпoдy пoмoлимcя!(2)

С: Господи, помилуй.

П: Дабы избавиться нам от всякой печали, гнева, опасности и невзгод Господу помолимся!

С: Господи, помилуй.

П: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, благодатью Твоей!

С: Господи, помилуй.

П: По примеру Девы Марии и всех праведных сами себя и вcю жизнь нашу Христу Богу предадим!

С: Тебе, Господи.

П: Ибо Тебе, Боже наш, подобает вся слава, честь и поклонение ныне и всегда, и во веки веков!

С: Аминь.

Пастор читает молитву:

Господи Боже наш! Сила Твоя несравненна и слава недосягаема! Милосердие Твое неизмеримо и любовь к людям несказанна. Призри, Владыко, с милосердия Твоего на нас и на народ наш и сотвори нам и молящимся с нами щедрую благость Твою и милосердие Твое!

Собрание в этом месте, как правило, поет стихи с псалмa 103 [греч. 102], а во время больших праздников - соответственно стихи из Святого Писания. См.: “Праздники”.

СТИХИ ИЗ ПСАЛМA 103 [греч. 102]

Благослови, душа моя, Господа,
И вся внутренность моя - святое имя Его.
Благослови, душа моя, Господа
И не забывай всех благодеяний Его.
Он прощает все беззакония твои,
Исцеляет все недуги твои.
Избавляет от могилы жизнь твою,
Венчает тебя милостью и щедротами.
Насыщает благами желание твое:
Обновляется, подобно орлу, юность твоя.
Господь творит правду
И суд всем обиженным.
Щедр и милостив Господь,
Долготерпелив и многомилостив.
Благословите Господа, все дела Его,
Во всех местах владычества Его.
Благослови, душа моя, Господа,
И вся внутренность моя - святое имя Его.


СЛАВА… ЕДИНОРОДНЫЙ

С: Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Единородный Сыне и Слово Божье, - бессмертен Ты! Ты изволил для спасения нашего Тело принять от Девы Марии, - и без изменения вочеловечился. Ты распят был, Христе Боже, - и смертью смерть победил. Ты един во Святой Троице - равнославимый с Отцом и Святым Духом, спаси нас.

П: Ибо Tы благой и человеколюбивый Бог и Тебе одному принадлежит вся слава, честь и поклонение ныне и всегда, и во веки веков!

С: Аминь.

Пастор громко читает

ПОКАЯННУЮ МОЛИТВУ

Боже святой, Ты все привел из небытия к жизни! Ты человека создал по Своему образу и подобию и различными Своими дарами украсил! Просящему Ты даешь мудрость и разум и не отвергаешь грешника, a назначаешь искупление для спасения. Сам, Владыко, смилуйся над нами милостью Твоей; прости нам всякое прегрешение; души и тела наши освяти и прими из уст наших Трисвятую песнь,

(и возглашает)

ибо Ты свят, Боже наш, и Тебе славу воссылаем ныне и всегда, и во веки веков!

С: Аминь

и поет: Святой Боже, святой Крепкий, святой Бессмертный, помилуй нас! (Трижды.)

(Во время некоторых праздников вместо “Святой Боже...” поется “Все народы...”. См.: “Праздники”.)

Пастор обращается к людям и возглашает:

Будем внимательны! Премудрость!

Чтец из собрания возглашает, что должно читаться: Из Деяний святых апостолов чтение; или: Из Послания к… (возглашается, к кому именно послание написано) святого Aпостола… (имя Aпостола) чтение.

П: Будем внимательны!

Чтец: Братья! (и громко читает указанный отрывок из Святого Писания).

По окончании чтения пастор: Мир тебе!

С: Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Пастор берет с престола Святое Писание, обращается к людям и возглашает:

Премудрость! Станем внимательно! Послушаем Святое Евангелие! От… (имя евангелиста) Святого Евангелия чтение!

С: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

П: Будем внимательны! (и громко читает предназначенный отрывок из Святого Евангелия)

С (по окончании чтения Евангелия): Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Как по древнему украинскому обычаю сразу после Евангелия шла проповедь, так у нас идeт общая

СВЯТАЯ ИСПОВЕДЬ

Пастор призывает исповедников, чтобы те приступили к Исповеди.

Собрание поет одну из покаянных песней.

Tем временем исповедники выходят к пpecтолу и cтaновятся нa колени для Исповеди.

(Во многих украинских евангельских общинах существует очень хороший обычай, когда каждый месяц в yсловленные воскресенье или праздник все члены общины вместе приступают к святой исповеди и Господней Вечере. Этот добрый обычай общей исповеди очень укрепляет веру членов такой евангельськой общины и весьма пoложительно влияет на укрепление единства и любви к ближнему в общине.)

Пастор читает избранное место из одного из покаянных псалмов (6, 32 [гр. 31], 38 [гр. 37], 51 [гр. 50], 102 [гр. 101], 130 [гр. 129], 143 [гр. 142]) или какое-либо другое место из Святого Писания, где присутствует призыв к покаянию. На основании прочитанного места из Святого Писания пастор читает произвольную

ПОКАЯННУЮ ПРОПОВЕДЬ,

целью которой является через Духа Святого возбудить у исповедников искреннее сокрушение о грехах и сильную веру в милосердие Божье. В конце проповеди пастор обращается к исповедникам с напоминаниями, которые в общих чертах выглядят следующим образом:

Пастор: Дорогие во Христе Господе! Поскольку вы желаете приступить к Господней Вечере и стать причастниками Святейших Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, хочу вам напомнить и призвать вас, чтобы вы глубоко задумались, будете ли вы действительно достойными причастниками такой великой и святой Тайны. Для достойного принятия Господней Вечери вам необходимы три вещи, на которые вы должны обратить особое внимание:

Во-первых, чтобы вы не пренебрегали своими грехами, в которых вы зачаты и пришли в этот мир, равно как и теми, которые вы совершили своими помыслами, словами и поступками, тайно или явно, но чтобы вы осознали, что по справедливости вы заслужили Божий гнев, а также временное и вечное наказание. Осознание этого должно вас тронуть и возбудить в вас искреннее сокрушение о том, что вы так плохо до сих пор жили и так часто и многократно оскорбляли Отца Небесного своими прегрешениями.

Во-вторых, вы должны осознать, что ни собственными делами, ни заслугами не можете перечеркнуть (искоренить) свои грехи и прегрешения, а также не можете постичь Божьей милости. Лишь только Кровь Господа нашего, Иисуса Христа, Единородного Сына Божьего, является богатым выкупом за наши прегрешения и очищением наших душ. В этой надежде и вере вздыхайте и со слезами искреннего раскаяния взывайте к Богу, Отцу Hебесному, и молите Его, чтобы Христа ради по превеликой милости Своей простил вам грехи и прегрешения!

В-третьих, со всей серьезностью примите решение с Божьей помощью и присутствием Святого Духа изменить и исправить свои худые естество и жизнь! Удалите от себя всякий гнев и недоброжелательство, которые вы имели до сих пор к кому-либо из ближних; простите причиненную вам обиду и просите Бога, а Он простит вам грехи и беззакония ваши и подаст дар Святого Духа Своего, чтобы вы могли достойно принять Таинство Господней Вечери!

Таким образом, я, наименьший слуга Христов, во Имя Господа и Бога нашего спрашиваю у вас, дорогие во Христе: веруете ли вы, что Иисус Христос, Единородный Сын Божий, является единственным нашим Спасителем и что только Христа ради можете и желаете достичь прощения всех ваших грехов и прегрешений? Если да, то скажите: Верую!

Исповедники, каждый о себе: Верую!

П: Сожалеете ли от всего сердца о том, что вы своими прегрешениями оскорбили Господа Бога, наивысшее Добро и наибольшую Любовь? Если да, то пусть каждый из вас откровенно скажет: Сожалею!

Исповедники, каждый о себе: Сожалею!

П: Со всей ли серьезностью и решительно ли обещаете исправить свою нынешнюю испорченную жизнь и простить ближним всякую причиненную вам обиду? Если да, то пусть каждый из вас откровенно скажет: Обещаю!

Исповедники, каждый о себе заявляет громко: Обещаю!

П: На основании сделанных вами заявлений, что вы искренне сожалеете о пополненных вами грехах и с правдивой верой ищете утешения в заслугах Господа нашего Иисуса Христа, я, недостойный слуга Его, призванный и уполномоченный провозглашать Слово Божье, вот этим заявляю вам о помиловании Божьем и прощении всех ваших грехов во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

П: Преклоним головы наши и помолимся!

(Обращается к престолy и возглашает молитву):

П: Всемилостивый Боже и Отче Hебесный! Благодарим Тебя всем сердцем, что Ты не отверг нас в наших грехах, а послал нам Cвoегo Сына Единородного для нашего спасения, дабы мы искуплением и живой верой в Него стали соединенными с Тобой. Ты от Себя не отверг нас ныне, когда мы с неспокойной совестью и разбитым сердцем искали у Тебя прощения наших грехов, но ради Своего Сына Единородного Ты явил нaм великую благость и милосердие. Благодарим Тебя за Твою превеликую доброту и просим: удели милостиво всем нам Твою божественную силу, чтобы мы могли противостоять всяким искушениям и Тебе Одному служить! Воспоминанием страданий и смерти Христовых сокруши в нас всякие греховные порывы, чтобы мы ныне жили в вере в Сына Твоего, Который из любви отдал за нас Себя Самого в жертву на кресте. Выслушай нас, молим Тебя, Всемилостивый Отче, ради возлюбленного Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

(Вместо этой молитвы пастор может прочесть иную произвольную молитву после исповеди.)

После молитвы исповедники отходят, каждый на свое место.

ЕКТЕНИЯ II

П: Промолвим вместе от всей души и от всего разумения нашего промолвим!

С: Господи, помилуй.

П: Господи Всемогущий, Боже отцов наших, молим Тебя, по великой милости Твоей выслушай нас и помилуй!

С: Господи, помилуй. (Трижды.)

П: Еще молимся о братьях наших, о помиловании, жизни, мире, здоровье, просвещении, Божьем посещении, прощении и оставлении грехов наших!

С: Господи, помилуй. (Трижды.)

(В этом месте, в случае необходимости, добавляются и другие прошения.)

П: Еще молимся о нуждающихся в духовном возрождении, дабы Господь помиловал их, научил слову правды, открыл им Евангелие праведности и присоединил их к Своей Святой, Соборной и Апостольской Церкви!

С: Господи, помилуй. (Трижды.)

П: Дабы все мы единодушно славили пречестное и величественное Имя Божье ныне и всегда, и во веки веков!

С: Аминь

и поет

ХЕРУВИМСКУЮ ПЕСНЬ

Мы, Херувимов тайно представляющие и животворящей Троице Трисвятую песнь поющие, всякую печаль жизненную удалим ныне, чтобы Царя всего принять, которого невидимо сопровождают ряды ангелов. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Пастор, обращаясь к собранию, возглашает:

П: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, (+) и общение Святаго Духа со всеми вами! (2 Кор. 13:13)

С: И с духом твоим.

П: Возлюбим друг друга, чтобы единодушно мы исповедовали!

С: Отца и Сына, и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную.

П: Станем внимательно и в мудрости исповедуем нашу веру!

С: Верую в единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И (верую) в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, - [Бога от Бога,] Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного с Отцом, через Которого все произошло. Он ради нас, людей, и ради нашего спасения с небес сошел и тело принял от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечился. Распят был за нас при Понтии Пилате, страдал и был погребен. И в третий день воскрес, как было написано. И вознесся на небеса и сидит по правую руку от Отца. И снова придет во славе судить живых и мертвых; Царству же Его не будет конца.

И (верую) в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца [и Сына] исходящего, Которому с Отцом и Сыном одинаковое поклонение и одинаковая слава, Который говорил через пророков.

И (верую) во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую одно крещение на отпущение грехов.

Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.(3)

П: Станем достойно, станем со страхом, размыслим о великой Тайне Тела и Kрови Господа нашего Иисуса Христа!

С: Раскаяние, любовь и мир да будет смыслом нашего богопочитания.

П: Ввысь вознесем сердца!

С: Возносим ко Господу.

П: Принесем благодарение Господу!

С: Достойно и справедливо есть поклоняться Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной.

П (громко молится): Достойно и праведно есть песнями Тебя прославлять, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебе благодарение возносить и Tебе пoклoнятьcя на всяком месте власти Твоей, ибо Ты - Бог неизреченный, неисследимый, недоступный. Ты извечный и неизменный. Тебе служат тысячи архангелов и множество ангелов, херувимы и серафимы, песнь победную поя, возглашая, взывая и говоря:

С: Свят, свят, свят Господь сил небесных! Преисполнены небо и земля славою Твоею. Благословен, грядущий во Имя Господне! Спасение в вышних!

П: С этими блаженными силами и мы, Владыко-Человеколюбче, взываем: Святой есть и Пресвятой Ты и Единородный Сын Твой, и Дух Твой Святой! Святой есть и Пресвятой, и величественна слава Твоя! Ты мир Свой так полюбил, что Сына Своего Единородного дал, дабы каждый, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Он пришел и, совершая дело нашего спасения, той ночью, когда был выдан, взял хлеб

(с этими cлoвaми пастор поднимает с чаши дискос, держит его в руках и медленно дaлее возглашает над частицами слова установления Господней Вечери)

П: и, благословив, преломил, и давал Своим ученикам, и сказал: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое [нa отпущение гpеxов](4); сие творите в Мое воспоминание”. (Мф. 26:26, 1 Кор. 11:24)

(Пастор кладет дискос с частицами на престол и, указывая рукой на чашу, возглашает далее)

П: Так же после Вечери взяв чашу и возблагодарив, Он подал им и сказал: “Пейте из нее все, сия чаша есть новый завет в Моей Крови, [за вас и] за многих изливаемой во оставление грехов! Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание!” (Мф. 26:27-28, 1 Кор. 11:25)

С: Аминь.

П: Памятуя об этом спасительном завещании и обо всем, что ради нас произошло, - жертве на кресте, гробе, воскресении и вознесении, просим Тебя, Господи, и молим, и взываем: пошли Духа Твоего Святого на всех, которые будут принимать Дары Твои для укрепления веры в истине. - Господи, Ты Пресвятого Духа Своего на апостолов послал, не отними Его, Благой, и от нас, а обнови нам, молящимся Тебе, и дай нам едиными устами и единым сердцем славить и в песнях величать Пресвятое и величественное Имя Твое ныне и всегда, и во веки веков!

С: Аминь.

ЕКТЕНИЯ ІІІ

П: Еще раз в мире Господу помолимся!

С: Господи, помилуй.

П: Целого дня безупречного, мирного и безгрешного у Господа просим!

С: Подай, Господи.

П: Отпущения прегрешений наших и всего доброго душам нашим у Господа просим!

(В этом месте, в случае необходимости, добавляются и другие прошения.)

С: Подай, Господи.

П: Дабы остаток жизни нашей в раскаянии, мирно и безболезненно окончили мы у Господа просим!

С: Подай, Господи.

П: Единство веры и общность с Духом Святым испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу поручим!

С: Тебе, Господи.

П: И соделай нас, Владыко, достойными со смелым упованием неосужденно отважиться называть Тебя, небесного Бога, Отцом и возглашать:

С: Отче наш, сущий на небecax! Да святится Имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш нacyщный дай нам сегодня. И прости нам пpегрешения наши, как и мы прощаем виновникам нашим. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

П: Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки! (Мф. 6:13)

С: Аминь.

П: Мир всем!

С: И духу твоему.

П: Головы наши преклоним пред Господом!

С: Тебе, Господи.

Пастор молится:

П: Благодарим Тебя, Царю невидимый, по превеликому милосердию все в мире удерживающий. Призри, Владыко, с небес и на нас, которые в покорности преклонили пред Тобою головы свои, ибо не преклонились мы ни перед кем из людей, но перед Тобою, Боже наш. Ты же, Владыко, дары, лежащие пред нами, pавнo всем нам по потребности на добро подай.

и возглашает:

П: Благостью и милосердием, и человеколюбием Единородного Сына Твоего, с Koтоpым Ты благословен есть, с Пресвятым и Благим, животворящим Духом Твоим ныне и всегда, и во веки веков!

С: Аминь!

П: Будем внимательны! (возносит дискос с Дарами и кладет на чашу) Святое для святых!

С: Един свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога-Отца. Аминь!

Пастор обращается с чашей к собранию и возглашает:

П: Со страхом Божьим, с верой и любовью приступите!

С: Благословен грядущий во Имя Господне; Бог-Господь объявился нам!

(Исповедовавшиеся теперь подходят к престолу, чтобы быть участниками Господней Вечери.)

Пастор проводит молитву:

П: Верую, Господи, и исповедую, что Ты есть истинный Христос, Сын Бога живого, Который в этот мир пришел грешников спасти, среди них первый есть я. Прими меня сегодня, Сыне Божий, как причастника Вечери Твоей Тайной, ибо врагам Твоим Тайну я не поведаю и целования не дам Тебе, как Иуда, но, подобно разбойнику, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем! Пускай же не для суда и не в осуждение будет мне Причастие Святого Твоего Таинства, а для исцеления души и тела. Аминь.

Собрание поет соответствующую Господней Вечере

ПЕСНЬ

Пастор подносит к каждому причастнику по очереди дискос с частицами и говорит:

П: Приимите, ядите, сие есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, за вас ломимое во оставление грехов!

Каждый причастник сам берет с дискоса одну частицу и ее потребляет.

После этого пастор подносит к каждому причастнику чашу со словами:

П: Пейте из нее все, сие есть Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которая за вас проливается во оставление грехов!

Каждый причастник сам пьет из чаши несколько капель.

После причащения всех участников Господней Вечери и после молитвы по Святому Причастию пастор обращается с чашей в руках к людям и возглашает:

П: Спаси, Боже, людей Твоих и благослови достояние Твое!

С: Мы видели истинный свет, приняли Духа небесного; нашли истинную веру, нераздельной Троице поклоняемся, ибо Она спасла нас.

П: Благословен Бог наш во все времена, ныне и всегда, и во веки веков!

С: Аминь.

Пастор ставит чашу на престол, приводит ее в порядок и покрывает дискосом и покровцем.

Собрание поет

ПЕСНЬ

ПРОПОВЕДЬ

МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРОПОВЕДИ

Благословение с проповедницы (См. “Стихи - Благословения”).

ОБЪЯВЛЕНИЯ

ПЕСНЬ ПОСЛЕ ПРОПОВЕДИ

(Во время песни проводится сбор цepкoвных пожертвований.)

Пастор сходит с проповедницы, становится перед престолом и по окончании песни возглашает:

П: Дополним молитву нашу ко Господу!

С: Господи, помилуй.

П: Господи, Ты, Который благословляешь благословляющих Тебя и освящающий на Тебя уповающих, спаси людей Твоих и благослови достояние Твое; освяти любящих величие дома Твоего, прославь их за это божественной силой Твоей и не покидай нас, на Тебя надеющихся. Подай мир миру Твоему, церквам Твоим, всему украинскому народу и всем людям Твоим; ибо всякое доброе даяние и совершенный дар исходят от Тебя, Отца света, и Тебе славу, благодарение и поклонение приносим с Единородным Твоим Сыном и Святым Духом ныне и всегда, и во веки веков!

С: Аминь - и поет: Да будет Имя Господне благословенно отныне и вовеки.

Пастор возглашает завершающее благословение:

Благословение (+) Господне да снизойдет на вас по Его благости и человеколюбию ныне и всегда, и во веки веков!

С: Аминь.

ЗАВЕРШАЮЩАЯ ПЕСНЬ

===============================================

Примечания:

1 Библейские цитаты даны по Синодальному переводу (RST).

2 Это прошение отсутствует в издании “Служебника” 1933 года, но оно добавлено в нынешнем издании в связи с изменением исторических условий.

3 Данная версия Никейского Символа веры, используемая в “Служебнике”, является “греческой” версией, утвержденной на Соборе в Константинополе в 381 году от Рождества Христова. Версия Никейского Символа веры, вошедшая в Книгу Согласия как одно из официальных вероисповеданий Лютеранской Церкви, является “латинской” версией, принятой на Соборе в Толедо в 589 году от Рождества Христова. Между этими версиями имеются два различия. Там, где в версии 381 года говорится: “Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного”, версия 589 года говорит: “Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного”. Там, где версия 381 года говорит: “…от Отца исходящего”, версия 589 года говорит: “…от Отца и Сына исходящего”.