ПечатьE-mail

Пасха в Словакии

Богослужение и обряды

Фото: http://ru.infoglobe.czРеспублика Словакия расположена в Центральной Европе. На севере граничите Польшей, на востоке - с Украиной, на юге - с Венгрией, на западе - с Австрией и Чехией. Население Словакии - 5,5 млн. человек. Из них этнических словаков - 86%, венгров - 10%, а остальные 4 % приходятся на чехов, немцев, поляков, цыган и русских. Большинство населения принадлежит к римско-католической (основная конфессия), греко-католической и протестантской церкви. Существуют также православная и иудейская общины. Около 380 тыс. граждан Словакии относят себя к прихожанам Евангелической церкви Аугсбургского Вероисповедания, что составляет примерно 7% от общего числа населения. В настоящее время Церковь объединяет 326 общин, которые составляют 14 ассоциаций в двух регионах- Восточном и Западном.

Пасха в Словакии называется Великая Ночь (Vel'ka Noc). В этой стране Пасха - большой праздник. Для верующих - это день празднования воскресения Господа Иисуса Христа, для неверующих - это праздник весны.

В пасхальное воскресенье словаки идут в церковь. После богослужения все спешат домой к праздничному столу. В Пасху, как и на Рождество, к праздничному столу собирается вся семья. Угощение готовят заранее, в субботу. Но для того, чтобы приготовить главное блюдо - праздничный куриный суп с вермишелью -хозяйки встают в воскресенье рано утром.

Традиционные пасхальные блюда - копченная шинка (или домашнее копченное мясо), яйца, сваренные вкрутую, домашняя копченая колбаса, сыр (syrek - читается: сырек), приготовленный из яиц и молока, вареная, тертая свекла с хреном, или отдельно хрен. К этому подается специальный хлеб - белый, немного сладковатый, и различная сладкая выпечка.

Следы язычества в христианской культуре

Когда-то в это время года в Словакии праздновался языческий праздник весны. Перед Пасхой совершались различные языческие обряды и магические действия, которые должны были ускорить уход зимы, содействовать новому вегетационному циклу природы, ограничить влияние злых духов и так далее. Некоторые из языческих обрядов сохранились и по сей день. Самым распространенным обрядом является „обливание" и „похлестывание" в Пасхальный понедельник.

С раннего утра мальчики и юноши ходили по деревне с ведрами и сплетенными в косичку прутиками из вербы от дома к дому, обливали водой молодых девиц и похлестывали прутиками хозяйку дома или всех подряд в семье. Вода и похлестывание прутиком должны были принести здоровье, красоту и счастье. „Обливальщики" за это получали крашеные яйца, выпечку, а иногда и деньги. Этот обычай сохранился в Словакии до сих пор, только вместо ведер с водой пришли флакончики с ароматизированной водой и пластмассовые прутики, которые перед Пасхой можно купить в магазине. В наше время „обливальщики" получают шоколадные яйца или шоколадных зайчиков, а также немного денег.

Литургические особенности лютеранской Пасхи
в Словакии

Пасхе, как известно, предшествует пост. В Словакии последние два воскресения поста имеют специальные названия. Пятое воскресенье поста называется „Смертное воскресенье" (Smrtna nedel'a). Шестое воскресенье поста, то есть наше Вербное воскресенье, называется „Цветочное воскресенье" (Evetna nedel'a). Начиная со Смертного воскресения на богослужении читаются „Пашие" (Pasie). Это специальный сборник гимнов и текстов Евангелия, который используется только на двух последних богослужениях перед Пасхой и в Страстную пятницу. Название „Пашие" произошло от латинского „pasio Christi", что переводится как „страдания Христовы". В сборнике чередуются тексты Евангелий и гимнов, которые говорят о смерти и страдании Иисуса Христа. На богослужении читается проповедь о последних днях Христа. Значение „Пашие" заключается в том, чтобы показать значимость, цель страданий Христа.

На богослужении Смертного воскресенья читаются ветхозаветные пророческие тексты о смерти и страдании Мессии, поэтому это воскресенье называется предпашиевым. В Чистый четверг (Zeleny stvrtok) проходит обычное богослужение с Причастием. А в Пасхальное воскресение проходит праздничное богослужение.

Понедельник после Пасхи, как и в большей части Европы, является вторым праздничным днем пасхальных праздников. Это выходной день, потому и в этот день в церквях утром проходят праздничные богослужения.

Ольга Хайми,
инструктор по работе с подростками,
Восточный регион Евангелической церкви
Аугсбургского Вероисповедания в Словакии

Вестник, №1, 2005