ПечатьE-mail

/ Празднование Рождества в общине г. Баку /

Богослужение и обряды

АнгелСегодня христианский мир живет в ожидании одного из главных церковных праздников - Рождества Христова. Часть церквей, живущих по григорианскому календарю, отмечает его 25 декабря, другая часть, в основном православные, согласно юлианскому календарю, 7 января. Но уже давно для многих людей, независимо от национальности и вероисповедания, он стал самым любимым и веселым праздником, который искренне воспринимается как символ добра и надежды, созидания и мира. Это внесло разнообразие и в традиции его празднования. О немецких традициях рассказывает председатель евангелическо-лютеранской общины г. Баку Тамара Гумбатова:

- Канун Рождества - самое волшебное время в году. Быть может, именно вера в чудеса движет миллионами жителей планеты. Люди с головой окунаются в предпраздничную суету: покупают подарки, устраивают торжественные обеды и украшают свой дом. Ожидание праздника и предчувствие Рождества начинается уже в ноябре, за четыре недели до Рождества, в так называемое время адвента. Это слово в переводе с латинского означает "ожидание" или "пришествие". Символом адвента стал "адвенткранц" - зеленый рождественский венок из еловых веток, обвитых красными и золотыми лентами с четырьмя красными свечами. Указанные свечи зажигаются последовательно в течение четырех недель каждый воскресный вечер. Накануне Рождества, в сочельник, горят все четыре свечи. По церковному предписанию, ленты должны быть фиолетового цвета - цвета поста в Лютеранской церкви.

- Как возник этот обычай? Можете рассказать краткую историю?

- Этот обычай пришел из Германии. Согласно легенде, в одном из лютеранских приходов близ г.Ганновера работали по найму бедные дети. Чтобы скоротать долгие зимние вечера и посчитать отработанные дни, дети взяли кольцо от телеги, и каждый вечер устанавливали на нем по одной свечке. И случайно оказалось, что проработав до самого Рожества, в день праздника, их скромную комнату украшало колесо с 28 зажженными свечами. С тех пор люди стали отмечать это время, зажигая не 28, а 4 еженедельные свечи.

- А что символизирует этот обычай?

- Как и многие другие народные обычаи, он символизирует жизнь и опирается на веру в магическую силу кольца. Зелени и свету всегда приписывали благотворное воздействие сил плодородия. Изобретателем венка стал в 1833 году немец Генрих Вихерт. Он украсил парадный зал большим красивым венком. Идея понравилась как жителям, так и церковным властям и вскоре рождественский венок получил распространение не только в Германии. Сегодня в Азербайджане можно увидеть разнообразные рождественские венки во многих офисах и домах.

- А есть какой-то определенный символ Рождества? Может, это какие-то цветы, предметы, которые должны украшать праздничный стол...

- Символом Рождества является белоснежная роза Христа, которую в количестве 12 бутонов (месяцев) ставят в Рождественскую ночь в воду. К старинным рождественским растениям относится и розмарин, который до сих пор люди дарят друг другу в виде маленьких рождественских букетиков. Главный атрибут праздника - это рождественское дерево - "танненбаум", в качестве которого, благодаря основателю лютеранского вероисповедания - Мартину Лютеру, с 16 века стала использоваться ель.

- Почему выбраны именно эти растения?

- Согласно легенде, Мартин Лютер как-то шел зимой в ясную звездную ночь и был поражен волшебным зрелищем: над припорошенной снегом елкой сияла звезда, как будто опустившаяся на макушку дерева. Это и послужило созданию обычая ее наряжать.

- А чем принято наряжать праздничную ель?

- Вначале в качестве украшения были яблоки, которые олицетворяли райское дерево познания добра и зла. В память об искуплении Спасителем грехов рода человеческого на елку стали вешать мучные изделия, символизирующие употребляемый в образе причащения хлеб. Вершину украшали Вифлеемской звездой. Посредине елки находился Святой Дух в виде голубя из сахара, справа висел Кристкинд, слева - его мать. На ветках висели позолоченные орехи, выпечка из теста в виде фигурок животных и множество сахарных ангелов. Все это было опутано золотой сетью. Позже немцы создали шары из стекла, разрисованные фосфоресцирующими красными шарами.

- А какие еще традиции присутствуют в празднестве Рождества и приготовлении к нему?

- К немецким традициям относится обычай, согласно которому, начиная с первого воскресенья адвента, принято сооружать рождественские ясли и постепенно воссоздавать полную их картину (хлев с деревьями, пастухов с собаками, Святое Семейство, в сочельник - быка и осла, младенца Христа и ангела). За время адвента детям разрешается класть в ясли за каждое доброе дело по одной соломинке (чем больше соломинок, тем мягче спать младенцу). Затем ясли переносились под елку и дети, в зависимости от количества соломинок, получали подарки. А вручает им эти подарки Крискинд - младенец Христа. Этот обязательный персонаж в праздновании Рождества приходит в Рождественскую ночь к детям и приносит им подарки, напоминающие о дарах, что преподнесли младенцу Иисусу три волхва.

- Неужели эти обычаи дошли и до наших дней? Может, они как-то изменились, чем-то дополнились, что-то утратили...

- С 1709 года символом жертвоприношения стали и зажженные свечи. Семьдесят лет спустя Иоган Вольфганг Гете в "Страданиях молодого Вертера" упоминает обычай зажигать рождественские свечи как что-то совсем обычное. В сочельник, 24 декабря - обязательное посещение праздничного богослужения в церкви, где стоит елка, под которой обычно дети разыгрывают рождественскую историю. В немецких церквах очень сильная музыкальная традиция, которой отводится одна из главных ролей в создании праздничной атмосферы. Звучит органная "Рождественская оратория" Иоганна Себастьяна Баха. "Золотокудрые рождественские ангелы" поют много песен. Рождественским гимном в Германии является песня "Тихая ночь, святая ночь", слова которой написал помощник пастора Церкви Св. Николая в Оберндорфе Иозеф Франц Мор, а музыку - органист, а затем пастор в Халлене Франц Хавер Грубер в 1818 году. В этой прекрасной песне прочувствовано величие и святость Рождества. В евангелическо-лютеранской общине Баку она впервые прозвучала в исполнении церковного хора на праздновании Рождества в 1996 году и полюбилась многим в Азербайджане. Кроме того, в 1819 году известная с конца 18 века в многочисленных вариантах песня "О, Таненбаум" в обработке фон А.Царнака стала одной из главных детских рождественских песен. Популярность ее можно сравнить с известной, ставшей почти народной у нас песенкой "В лесу родилась елочка", автором которой была Р.Кудасова, а музыку сочинил немец Л.К. Бекман в 1906 году, оба любители.

- После празднования Рождества в церкви семьи возвращаются домой. Праздник заканчивается, или дома следует продолжение?

- После церкви в доме в кругу семьи начинается праздничная трапеза. Традиционная рождественская кухня в Германии состоит из семи или девяти блюд. Это должны быть кушанья, включающие в себе зародыши жизни: рыба, мак, горох, бобы, яйца, рис, разнообразные печеные изделия. Непременным условиям является свинина с квашеной капустой, а неизменным спутником немецкого рождества является глинтвейн (красное горячее вино с пряностями).

- А какие еще мероприятия сопутствуют веселому проведению этого праздника?

- Празднование Рождества связано с проведением благотворительных акций и сбором пожертвований для бедных. Ведь в праздник каждый должен получить хоть немного счастья. Именно такая акция на протяжение последних лет проходит в первое воскресенье Адвента, в этом году это 3 декабря, в германо-азербайджанском доме "Каппельхауз". Посетив эту рождественскую ярмарку, можно познакомиться с немецкими традициями и подарить кусочек счастья и радости другим.

Источник: http://www.echo-az.com