ПечатьE-mail

ХХII. О причастии под двумя видами (пер. В Муштака)

Аугсбургское вероисповедание

Артикулы, относительно которых существуют разногласия и в которых перечислены те злоупотребления, что были устранены

Книга Согласия1-6 Поскольку в церквах наших об артикулах веры не учат ничему такому, что было бы противно Священному Писанию или всеобщей христианской Церкви, но лишь устранены злоупотребления некоторые, которые по части сами со временем укоренились, по части же насильно были учреждены, — постольку вынуждает нас необходимость перечислить их и указать причины, по которым они были устранены, дабы Их Императорское Величество могли признать, что ничего не делалось здесь не по-христиански либо из кощунства, но вынуждены мы были пойти на изменения сии приказаньем Божиим, которое, по справедливости, должно почитать нам более, нежели любой обычай.

<ХХII.> О причастии под двумя видами

1-2 У нас причастие преподаётся мирянам под двумя видами, и вот по какой причине. — Ибо сие есть ясное веление и заповедь Христа, Мат. 26,27: "Пейте из неё все". Здесь ясными словами повелевает Христос о чаше, чтобы они все пили из неё.

3-12 И дабы никто не мог слова сии оспаривать и толковать их так, что будто бы они относятся только к священникам, — Павел сообщает, 1 Кор. 11 [,20 и далее], что всё сообщество церквей Коринфских употребляло оба вида. И долго сохранялся сей обычай в церкви, как можно доказать из истории и сочинений [древних] отцов55. Киприан во многих местах упоминает о том, что в его времена мирянам чаша преподавалась56. И говорит святой Иероним, что священники, преподающие причастие, оделяют паству Кровию Христовой57. И призывает Геласий, сам папа, чтобы причастие не разделять, Distinct. 2, De consecratione cap. Comperimus58. И нигде не сыщешь ни единого канона, который повелевал бы воспринимать один лишь вид. И никому не ведомо, когда и кем введён был сей обычай — один лишь вид воспринимать; правда, кардинал [Николай] Кузанский упоминает о том, когда сия традиция была утверждена59. Ведь очевидно, что неверен сей обычай, введённый против приказанья Божия и вопреки канонам древним. И потому не следовало отягчать те совести, которые желали употреблять причастие святое по установлению Христову, и вынуждать их поступать против указания Господа нашего Христа. И вот, поскольку разделение причастия противоречит установлению Христову, от сей обычной процедуры причастия у нас и отказались.

 


55 Вплоть до XIII века.

56 Ep. 57 (CSEL III 2, 652, 7): "Quomodo ad martyrii poculum idoneos facimus, si non eos prius ad bibendum in ecclesia poculum Domini iure communicationis admittimus?"

57 Comm. in Zeph. c.3 (MSL 25); Opp. Hier. 6, 1375 A (CR 1,845).

58 Decr. Grat. p.III De consecr. dist. 2 с.12 (CR 27,381).

59 Николай Кузанский в одном из посланий сообщает, что упразднение преподания чаши восходит к четвёртому Латеранскому собору (1215 год).