ПечатьE-mail

История лютеранства

История религий

Материал с сайта http://www.lcmsrussia.org

Учебный Центр Лютеранской церкви Ингрии в Колтушах
Милтон Рудник, преподаватель
Осень 1995 г.

ИСТОРИЯ ЛЮТЕРАНСТВА

© Перевод на русск. яз. Евангелическое Лютеранское Служение, 2003

	Введение: Церковь до периода Реформации                             
 А. Раннехристианская церковь (до 500 г.)                         
  1. Взаимоотношения с иудаизмом                                   
  2. Распространение                                              
  3. Взаимоотношения с римским правительством                      
  4. Организация                                                  
  5. Отпор ереси                                                   
  6. Различия между Западным и Восточным христианством             
Б. Средневековая Церковь (500-1500)                              
  1. На Западе                                                    
  2. На Востоке                                                    
  3. Крестовые походы                                              
  4. Богословие                                                    
  5. Финансовые нарушения                                          
  6. Ренессанс                                                     
  7. Реформаторские движения                                       
I. Происхождение и развитие лютеранской Реформации                  
II. Формирование лютеранской концепции                             
III. Противоречия среди лютеран и 30-летняя война (1618-1648)      
IV. Ортодоксальность и пиетизм                                  
V. Рационализм и его оппоненты XVII - XIX вв.                    
VI. Лютеранские церкви эмиграции                                 
VII. Участие лютеран в миссионерской деятельности                
VIII. Лютеранство и экуменическое движение                         


Введение: Церковь до периода Реформации


А. Раннехристианская церковь (до 500 г.)
    Для  первых нескольких столетий существования христианской  церкви
было  характерно экстенсивное развитие в различных сферах  -  огромный
количественный  и территориальный рост, богословское и организационное
развитие,   приспособление   к  различным   культурам,   возникновение
положительных   рабочих   взаимоотношений   с   когда-то    враждебным
правительством, победа над конкурирующими религиями. (top)


1. Взаимоотношения с иудаизмом
   Христианство возникло как движение внутри иудаизма. Иисус, апостолы
и  первые  50000  христиан были иерусалимскими  евреями.  Несмотря  на
враждебность  и  гонения со стороны религиозных  лидеров  и  неприятие
большинством населения, христианская церковь пустила корни в иудаизме,
который   в   Палестине  был  весьма  традиционным  и  изоляционистски
настроенным. Евреи-христиане были склонны считать, что учение  Иисуса
было  предназначено  только  для евреев и означало  наличие  иудейских
ритуалов  и поклонения. Иудаизм Диаспоры (за пределами Палестины)  был
более  открыт  другим народам и культурам. Христианство  начало  среди
нееврейского    населения    через   еврейские   синагоги    Диаспоры.
Первоначально  христианство считалось сектой  иудаизма,  который  имел
легальный  статус, и это защищало христиан от гонений. Но  к  концу  I
века  иудеи  изолировались от христианского  движения  и  это  сделало
христианство уязвимым.(top)


2. Распространение
    За  первые  пять  веков  число последователей  Иисуса  выросло  от
нескольких тысяч человек до 40 млн. человек, причем христианство стало
доминирующей религией государства. Рост наблюдался несмотря на гонения
со стороны римского правительства. Хотя некоторые обратились в веру  в
результате     деятельности    приезжих    миссионеров,    большинство
новообращенных пришло к Христу через свидетельство друзей и родных. Ко
II  веку в церковь стали приходить образованные люди и ученые, а также
правительственные  чиновники  и  военные.  Среди  факторов,   которыми
христианство   привлекало  людей,  была  любовь,   которую   христиане
проявляли в отношениях между собой и с посторонними, фактор общения  в
церкви,  мужество христиан и их стойкость во время гонений,  учение  и
нравственный кодекс превосходившие все остальные, и чудеса исцеления.
(top)


3. Взаимоотношения с римским правительством
   В  течение двух столетий христианство в Империи было под  запретом,
так  как  не  являлось ни одного из народов, входивших в состав  Рима.
Многие   погибли,  отказавшись  отречься  от  Христа   и   поклоняться
императору  и  другим  ложным божествам. Иных посадили  в  тюрьму  или
отправили   на   каменоломни.  Гонения  обычно   имели   локальный   и
спорадический  характер, однако был сделан и  ряд  попыток  уничтожить
христианство в масштабах всей страны. Тем не менее, в начале  IV  века
н.э.,  вслед   за  одним  из самых жестоких гонений,  новый  император
Константин   объявил   себя   приверженцем   христианства,    узаконил
христианство,  а  затем сделал христианство самой популярной  религией
империи (313). К концу IV века в Риме запрещалось исповедовать  какую-
либо  другую религию. Государство оказывало церкви огромную финансовую
поддержку,  императоры играли весьма важную роль на главных  церковных
соборах.(top)


4. Организация
     Церковью  в  Иерусалиме  руководили  апостолы  и  старейшины  под
наблюдением  Иакова,  брата Господа. Организуя  церкви  среди  эллинов
Павел  назначал  старейшин в каждой из них для  обеспечения  духовного
руководства   и   осуществлял   контроль   посредством   переписки   и
периодических  поездок.  С самого начала существовали  пророки,  люди,
которых, как считалось, назначил и которыми руководил Святой Дух.  Эти
люди  также  посещали  различные церкви и  предлагали  свое  служение.
Постепенно  доверие  к  ним было утрачено,  так  как  многие  странные
личности и жулики также утверждали, что они - пророки. К концу II века
развилась  довольно однородная организационная структура  -  во  главе
каждой  общины  стоял  главный  пастор  (епископ),  которому  помогали
несколько  пресвитеров  (старейшин) или  дьяконов.  К  концу  IV  века
епископу  провинции  как руководителю подчинялись остальные  епископы.
Епископы обрели положение и власть в период богословских споров во  II
веке,  объединившись против угрозы ересей. Епископа выбирал  народ,  а
посвящали в сан епископы, работавшие в соседних землях. Он назначал  и
контролировал работу духовенства более низких категорий и  осуществлял
административное и духовное руководство над всей деятельностью  церкви
в данной общине.(top)


5. Отпор ереси
    И  в  новозаветную эру, и последующие периоды, церкви  приходилось
иметь  дело с появлявшимися ложными и опасными учениями. Одна из самых
ранних  доктрин  -  доктрина   Иудействующих,  гласила,  что  спасение
достигается  через  веру плюс соблюдение еврейского  Закона.  Проблема
этого  учения была решена на Апостольском Соборе в Иерусалиме  (Деяния
15).  Другие  учения  лишь  выявлялись и  отвергались  в  апостольских
посланиях.  Во II веке, когда возникла угроза со стороны  гностиков  и
монтанистов, эти  течения  были названы  и  осуждены  на  региональных
совещаниях   епископов.  В  начале  IV  века   возникла   полемика   о
божественной  сущности  Христа и  взаимосвязи в  Нем  божественного  и
человеческого.  Одно  из учений, арианство, отрицало,  что  Иисус  был
истинным  Богом.  Хотя эта ересь в основном существовала  в  восточной
части  империи,  Константин  для решения  проблемы  призвал  на  собор
епископов со всей империи-Первый вселенский Церковный Собор(Никея 325).
Принятые  на  нем решения были отражены позднее в том, что  мы  теперь
называем   Никейским  Символом  веры.  Последующие  ереси  аналогичным
образом рассматривались и осуждались на подобных соборах.Основные роли
на  этих  соборах  всегда играли императоры и их  советники-богословы,
римский епископ, хотя еще не считавшийся главой христианского мира, но
рассматривавшийся  как глава одной из крупнейших и сильнейших  церквей
христианства и, в меньшей степени, Патриарх (епископ) Александрийский.
Наряду  с  богословскими  спорами  на  этих  соборах  уделялось  много
внимания вопросам церковной политики.(top)


6. Различия между Западным и Восточным христианством
    В  этот ранний период уже проявились разногласия между Западным  и
Восточным  христианством.  К III веку н.э.  они  пользовались  разными
языками  -  греческим на Востоке и латинским на Западе.  Они  отмечали
рождение   и  воскресение  Христово  в  разное  время.  Их  беспокоили
различные богословские проблемы - Восток обращал внимание на громадные
проблемы  Христологии, Запад - на доктрину церкви  -  ее  подлинность,
чистоту  и  связь  с миром. Богословие на Востоке было  философским  и
умозрительным,  более подверженным ереси. Богословие  на  Западе  было
более   практичным,   приемлемым   и  заботившимся   о   догматической
правильности.  На Западе римские епископы утверждали свою  власть  над
всеми  другими  епископами  и с разрушением  Западной  части  империи,
начали  брать  на  себя руководство и мирскими делами.  На  Востоке  в
церковной иерархии доминирующую роль играл император.(top)


Б. Средневековая Церковь (500-1500)
                                   

1. На Западе
   В течение этого тысячелетия на развалинах Древней Римской империи в
Западной Европе, сначала под владычеством франков, а позднее германцев
возникла  новая  империя.  Западная церковь под  руководством  римских
епископов укреплялась при одновременном ослаблении мирских правителей.
    Мирские  сокровища  и  власть разлагали церковь,  а  внутренние  и
внешние  силы побуждали к реформам. Богословие процветало как  главная
научная дисциплина, хотя и потерпело несколько неудач под воздействием
философии  Аристотеля.  Пасторское  служение  пострадало  от   влияния
разложенной  церковной иерархической верхушки. Церковь  и  государство
часто  сталкивались в  разрушительных и  деморализующих конфликтах.  В
течение  этого  периода  папство  достигло  высшего  пика  мирской   и
религиозной   власти  и  предельно  пало  в  нравственной   сфере.   В
заключительной  части  этого  периода новое  поколение  ученых  начало
высказывать предложения о том, в какой области необходимы изменения  и
как  они  могут быть воплощены.  Германские, скандинавские и некоторые
славянские  народы  были  обращены в христианство  благодаря  западным
инициативам.(top)


2. На Востоке
    Римская  империя  выжила  и  порой даже  процветала,  несмотря  на
повторявшиеся  вторжения  варваров.  Церковь  оставалась  сильной,  но
подчинялась императору. Оба института были в замешательстве в  течение
2-х   столетий  о  вопросе  иконоборчества.  Ситуация  усугубилась   в
результате  появления новой еретической группы -  павликиан.  Не  было
заметного   развития   богословия.  Южная   часть   средиземноморского
бассейна была завоевана исламом, но многочисленные славянские  народы,
наиболее  заметные среди них - русские, обратились в  христианство  по
инициативе  Восточной  церкви. Различия  между  Восточным  и  Западным
христианством   продолжал  расти,  пока  в  1054   г.   не   произошел
окончательный разрыв по вопросу папской власти.(top)


3. Крестовые походы
    Эти  войны,  в  которых  армии  западных  христианских  государств
пытались  отвоевать  Святую  Землю, занятую  мусульманами,  еще  более
ожесточили  восточных  христиан  и усилили  враждебность  мусульман  к
христианству. Папа Римский призвал к организации I Крестового  похода,
обещая огромные духовные блага всем, кто примет участие. Заметной была
политическая и моральная мотивация. Обе стороны конфликта были виновны
в  совершении страшных жестокостей. Западная Европа получила некоторую
культурную   и   торговую  пользу  в  результате  этих   контактов   с
мусульманским миром.(top)


4. Богословие
    Стала заметно выделяться концепция праведности через добрые  дела.
Веру   в   жертву   Иисуса  требовалось  дополнить   добрыми   делами,
предписанными церковью. Для спасения было необходимо признание Папы  в
качестве  главы  всей  церкви.  Таинство  покаяния  стало  главным   в
благочестии  и пасторской практике. Вера в дело Христа снимает  вечное
наказание   греха,  но  грешник  должен  понести  мирское   наказание,
налагаемое  церковью. В случае невыполнения это приводит к  долгому  и
болезненному нахождению в чистилище, прежде чем грешник будет  допущен
в  Царство Божие. Индульгенция была освобождением от наказания за грех
и,  следовательно,  от чистилища и получить ее  можно  было  за  особо
набожные поступки или служение, а также денежным пожертвованиям.(top)


5. Финансовые нарушения
   Римские папы и епископы с жадностью добивались денег у верующих для
поддержания  жизни в роскоши и увеличения политической  власти.  Такие
страны,  как  Англия,  Франция и Испания, имевшие сильную  королевскую
власть,  успешно  этому сопротивлялись. Германия была  расчлененной  и
политически слабой и не могла оказать достойное сопротивление. Папство
воспользовалось  этим,  что  вызвало  глубокое  возмущение  германцев.
Именно   в  Германии  разложенная  эксплуататорская  церковь   явилась
причиной серьезный недовольств.(top)


6. Ренессанс
    За  несколько  веков до Реформации в области  обучения  сначала  в
Италии,  а  позднее  в странах Северной Европы появилось  и  приобрело
популярность новое течение. До этого обучение в основном  состояло  из
суммирования  и объяснения идей и взглядов авторитетных  специалистов.
Однако  ученые  периода Ренессанса полагали, что  эти  специалисты  не
являются   лучшим   источником  праведных  и  истинных   знаний.   Они
ознакомились    с   художественными   и   литературными   достижениями
дохристианской  Греции  и пришли к выводу,  что  то  был  Золотой  Век
человеческих знаний и творчества. Они смотрели на современную культуру
и  общество и находили последние примитивными и полными разложения  по
сравнению с классической античностью. Поэтому они стремились вернуться
к  истокам,  ассимилировать их и пробовали подходить к своему  времени
аналогичным образом. В Италии акцент делался на языческой классике.  В
Германии  и странах Восточной Европы ученые (называвшиеся гуманистами)
в  основном старались использовать материал Золотого века христианства
-  новозаветной  и  после-апостольской эры. Сравнивая  современную  им
церковь  с раннехристианской церковью они делали вывод, что  в  первой
имели  место серьезные искажения и она нуждалась в реформировании.  Их
стратегические планы носили образовательный характер. Сторонники  этой
точки  зрения  полагали, что если большее число людей  узнает  о  том,
какой  была  церковь в самом начале, то следствием будет стремление  к
реформе.  Лютер  и другие реформаторы получили пользу от  деятельности
ученых эпохи Возрождения, в особенности от знания библейских языков.
(top)


7. Реформаторские движения
    До  появления Лютера и Реформации делались многочисленные  попытки
улучшить  ситуацию  в  римско-католической  церкви.  И  монашество,  и
мистицизм были отчасти такими движениями. Вдобавок существовали  такие
подобные  пророкам  личности, как Джон Уиклиф  и Ян  Гус,  выступавшие
против  коррупции  в церкви. Некоторые еретические группы,  такие  как
катары,  по-своему  протестовали против  мирской  власти  и  богатства
высшего  духовенства.  На  нескольких общих соборах  делались  попытки
изменения  ситуации  в римско-католической церкви  в  лучшую  сторону.
Вместе   с   попытками  сторонников  эпохи  Возрождения  эти   попытки
демонстрируют  убежденность  серьезных христиан  в  том,  что  церковь
нуждалась  в  серьезной реформе. Однако, в отличие от  Реформации  XVI
века,  здесь  обращалось внимание на нравственные  и  административные
нарушения церкви, однако вопрос корректировки доктрины церкви не
рассматривался.(top)


I. Происхождение и развитие лютеранской Реформации

     А. Критика средневекового римского богословия

     Б. Восстановление Лютером Евангелия

     В. Общественная поддержка Лютера
          1. В Виттенбергском университете
          2. В приходе и через проповеди
          3. Через бывших римских священников
          4. Через печатные издания
          5. Через дерзновенность стиля
          6. Через окружающие условия, созревшие для реформ

     Г. Политическая поддержка
          1. Со стороны могущественных князей Северной Германии
          2. Со стороны лидеров и населения многих свободных городов

     Д. Жизнь и труды Лютера
          1. Ранний период (1483-1505): родители, образование
          2. Монашеское и академическое образование (1505-17): ушел в
монастырь в  1505 г., был рукоположен в 1507, бакалавр богословия и
профессор Библии 1509, доктор богословия с правом толкования Библии -
1512, викарий, руководивший 11 монастырями 1515.
          3. Восстановление и разъяснение Евангелия 1510-18;
исследование трудов Августина, послания Римлянам, Псалмов, 95 тезисов
и их защита.
          4. Изменения богословской позиции. 1518 г. отверг
безошибочность и верховный авторитет Папы Римского в споре с Каетаном.
– апеллировал к общему собору. 1519 отверг безошибочность и верховный
авторитет общих соборов. Высший авторитет принадлежит Писанию.
            1520 три трактата:
          К христианскому дворянству -
               духовный мир не выше материального. Верующие имеют
право интерпретировать Писание. Папа Римский - не единственное лицо,
имеющее возможность созвать общий собор.
          Вавилонское пленение церкви -
               осудил нарушения в совершении таинств римско-
католической церковью.
          Свобода христианина -
               христианин совершенно свободный господин всего, не
подчиняется никому. Христианин совершенно покорный слуга всех,
подчиняется всем. Добрые дела - следствие, а не причина оправдания.
          5. Отверг приказ императора отказаться от своих взглядов:
Вормсский рейхстаг 1521
          6. В затворничестве (ради собственной защиты) 1521-22,
перевел Новый Завет
          7. Крестьянское восстание и брак 1525
          8. Богослов-радикал, придерживавшийся консервативных
взглядов на природу необходимых перемен и быстроту их воплощения.
          9. Аугсбургский рейхстаг. 1530
          10. Скончался в 1546 г.

     Е. Распространение в скандинавских странах
   В основном по инициативе правителей по экономическим и политическим
причинам, не делая серьезной попытки завоевать сердца людей.(top)



II. Формирование лютеранской концепции
    Лютер  и  его  последователи  были не  единственными  европейцами,
которые  в  XVI веке бросили вызов богословской доктрине и руководящей
роли   римской  церкви.  Вскоре  появились  и  другие  несогласные   и
протестующие.  Эти группы "протестантов" соглашались в  том,  что  для
римской церкви характерны ошибки и разложение, но в ряде других важных
вопросов  их  мнения  расходились. Лютер и его  последователи  ощущали
необходимость дистанцироваться от других протестантов. Признавая  свое
духовное единство со всеми истинными христианами, даже с теми,  с  кем
они  не соглашались, лютеране отмечали и оспаривали ошибки, замеченные
ими  у  других  групп.  Кроме того, когда римско-католическая  церковь
отвечала на критику лютеран, лютеране очень подробно и точно объясняли
причины  своего  несогласия со многим из того,  что  практиковалось  в
римско-католической  церкви  в то время.  Лютеранство  демонстрировало
преданность  Евангелию  и Писанию, но отвергало определенные  моменты,
характерные для других христианских групп.
     А. Лютеранство в сопоставлении с реформированным протестантизмом
           1. Реформированный протестантизм возник вскоре после начала
лютеранской реформации и пользовался ее ресурсами.
           2.  Две  ветви: одна, основанная Ульрихом Цвингли (Цюрих  -
немецкоязычные   кантоны   Швейцарии)  и  вторая,   основанная   Жаном
Кальвином (Женева - франкоязычные  кантоны  Швейцарии). В конце концов
они слились.
           3.  У  них  было  много  общего  с  лютеранством:  Писание,
оправдание  одной  верой,  корректировка  всего  учения  и  обрядов  в
соответствии с нормами Писания.
           4.  Однако  их главные объединяющие темы были  различны:  у
Цвингли  -  авторитет  Библии, у Кальвина - всемогущество  Господа;  у
Лютера - оправдание одной верой.
          5. Вдобавок, реформированные протестанты:
                а)  считали,  что во время принятия причастия  тело  и
кровь  Христовы            представлены  в  символическом  и  духовном
плане, а не присутствуют           реально.
                б)  отвергали все в традициях католической церкви, что
конкретно не        предписывалось Писанием.
                в)  пытались добиться нравственного усовершенствования
за счет        давления извне.

     Б. Лютеранство в сопоставлении с анабаптистами
           1.  В  середине  1520-х  гг. они отошли  от  Цвингли  из-за
несогласия   в  вопросе  крещения  младенцев.  Они  считали   крещение
свидетельством   веры,   а   потому  полагали   его   неподобающим   и
недейственным, если оно совершалось по отношению к младенцу.
           2.  Другие  главные спорные доктрины: религиозная  свобода;
отделение церкви от государства; непосредственное (прямое) откровение;
церковь  как  добровольное  объединение осознанно  принявших  крещение
верующих,   дисциплиной  поддерживающих  чистоту  ее.  Они   отвергали
государственные церкви как отступничество, а мирское правительство как
орудие дьявола.
           3.  Они были крайне евангелистичны в своем подходе.  Каждый
член   общины   рассматривался  как  миссионер.   Они   считали   себя
единственными  истинными  христианами, а  всех  других  потенциальными
новообращенными.
            4.   Их  боялись  и  ненавидели  в  равной  степени,   как
реформированные протестанты, так и лютеране, и римские  католики.  Они
подвергались серьезным гонениям. Их считали анархистами.  В  конечном
итоге  некоторые из них попытались достичь своих целей  силой  и  были
подавлены.  В  результате они перешли от миссионерской деятельности  в
режим выживания.
           5.  По  иронии судьбы, некоторые из их основных доктрин  (о
религиозной свободе и об отделении церкви от государства) были активно
приняты  потомками  тех,  кто подвергал их гонениям.  Другие  доктрины
(крещение, прямое откровение, церковь) продолжают отвергаться и  также
опровергались в Книге Согласия. Таким образом, лютеране также отделяли
себя от анабаптистов.

     В. Лютеранство в сопоставлении с римским католичеством
          1. После 1530 г. лютеране провели четкое разграничение между
собой  и  римскими  католиками. До этого времени  они  рассчитывали на
терпимость Рима.
          2. Основные разногласия, приведшие к разрыву:
                а)  спасение милостью Божьей, плюс добрые дела,  а  не
одной милостью Господней (sola gratia);
                б)  Писание  плюс  традиция, а не одно  Писание  (sola
scripture);  упование  на ритуал, нежели на  одну  личную  веру  (sola
fidei).
          3. Лютеране утверждали, что не они, а римская церковь отошла
от Писания и путей ранней церкви.
           4.  Значительная часть материала в Книге Согласия описывает
полемику по поводу ошибок римской церкви того времени.
           5.  Сохраняя все, содержавшееся в традициях католиков и  не
запрещенное Писанием, но сообщавшее Благую Весть, лютеране  выказывали
себя отличными от римских католиков.(top)



III. Противоречия среди лютеран и 30-летняя война (1618-1648)
       А.  После  смерти  Лютера  среди  его  последователей  возникли
богословские разногласия, угрожавшие лютеранству расколом.

      Б.  Большинство  из них началось с Филиппа Меланхтона,  близкого
друга   и   соратника   Лютера,  который  написал   как   Аугсбургское
Вероисповедание, так и Апологию. Уже в 1530-е годы его позиция  начала
смещаться  в сторону кальвинизма. Но в связи с тем, что он  делал  это
тонко,  а  также из-за дружбы с Лютером, этот вопрос не стал  причиной
разногласий между ним и Лютером.

     В.Богословские коррективы Меланхтона
          1. Вера и свободная воля - спасительная вера есть совместное
воздействие  Слова,  Духа и человеческой воли, а  не  результат  одной
деятельности Божьей.
          2. Благие дела - необходимы для вечной жизни, не как основа,
но как неотъемлемое доказательство.
           3.  Причастие - Христос принимается с хлебом, а не в хлебе,
что подразумевает духовное, а не реальное присутствие.
В  1540  г. он включил эти изменения в откорректированное Аугсбургское
Вероисповедание, которое некоторые лютеране стали предпочитать  вместо
прежнего.

     Г. Другие спорные позиции Меланхтона и его последователей
           1.  По  вопросу Адиафоры - (то, что не опровергается  и  не
подтверждается Св.Писанием)  Меланхтон  полагал,  что  лютеране  могут
уступать  давлению  правителей-католиков и  восстанавливать  некоторые
ритуалы, если те сами по себе не противоречат Евангелию.
           2.  Ересь Осиандера - Андреас Осиандер считал, что  грешник
становится праведником не только через объявление праведности в  связи
с жертвой Христа, но и через Его преображающее присутствие в человеке.
           3.  Майоризм – Георг Майор  полагал,  что  невозможно
спастись  без  благих  дел,  так  как они  необходимы  для  сохранения
оправдания  одной  верой. Николаус Амсдорф зашел  настолько  далеко  в
опровержении  взглядов  Майор, что утверждал (неправильно), что благие
дела мешают спасению.

     Д. Разрешение противоречий и достижение согласия
           1.  В  течение  почти  40  лет среди  лютеран  существовали
богословские  противоречия по поводу этих  взглядов.  В  конце  концов
значительное большинство лютеранских пасторов и другие лидеры пришли к
согласию.   Мартин   Хемниц   и  Николаус Зельнекер   были   основными
инициаторами согласия, нашедшего отражение в Формуле Согласия 1577 г.
          2. Книга Согласия была опубликована в 1580 г. в празднование
50-летней   годовщины  Аугсбургского  Вероисповедания  и   соглашения,
положившего  конец противоречиям среди лютеран. Она (книга)  содержит:
Древние  общие  Символы  веры   -  Апостольский,  Никейский   и
Афанасиев,   Аугсбургское  Вероисповедание,   Апологию   Аугсбургского
Вероисповедания,  Шмалькальденские Артикулы,  Трактат  о  власти  Папы
Римского, Краткий Катехизис Лютера, Большой Катехизис Лютера и Формулу
Согласия.
          3. Они стали авторитетным богословским символом веры лютеран
-   их   объяснением   библейской  Благой  Вести,  противопоставляющим
лютеранство   некоторым  ложным  альтернативам,  возвещаемых   другими
христианами  и  даже  некоторыми лютеранами. Все  лютеранские  пасторы
придерживаются некоторых или всех этих символов веры.

     Е. 30-летняя война (1618-1648) - определение границ лютеранства
          1. Исторический фон: Вслед за Аугсбургским рейхстагом 1530 г.
северогерманские князья-лютеране образовали военный союз для отражения
ожидавшейся  римской  агрессии, планировавшейся  императором-католиком
Карлом V и другими правителями-католиками.
После  десятилетий  конфликтов  и политических  интриг  лютеранские  и
католические  правители  заключили в 1555 г. Аугсбургский  религиозный
мир.  Он явился компромиссом по-настоящему не удовлетворившим ни  одну
из  сторон. По условиям мира лютеранам были даны те же права, которыми
исторически обладали католики. Подобные условия не были оговорены  для
сторонников Кальвина. Каждый князь решал, какая религия будет допущена
на  территории  его  государства (всего  лишь  одна). Все  не желавшие
придерживаться  данной  религии должны были  покинуть  территорию,  не
подвергаясь  однако  репрессиям. Территории уже принявшие  лютеранство
могли  оставаться лютеранскими, но ни один новый регион не мог сделать
это. Правитель-католик, ставший протестантом, утрачивал свое положение
и все, чем он владел. Важность происшедшего: Лютеранство было признано
на  территории  империи.  Однако  надежда  лютеран  реформировать  всю
западную  церковь  не  реализовалась, так  же  как  надежда  католиков
повернуть  вспять  Реформацию  и  вернуть  всех  протестантов  в  лоно
католической  церкви. Впервые были установлены географические  границы
лютеранства.  Кроме  того, был далее усилен контроль  над  лютеранской
церковью  со  стороны мирского правительства (система  государственной
церкви).
    К  концу  1500-х  гг.  римская церковь внесла  большое  количество
внутренних  изменений ( богословских), восстановила свою  цельность  и
уверенность в собственных силах и при поддержке ревностных правителей-
католиков   начала   силой  восстанавливать  католицизм   на   ставших
протестантскими  территориях Центральной и Восточной  Европы,  вопреки
условиям   Аугсбургского  религиозного  мира.  В  1608   г.   лютеране
потребовали   выполнения   всех  условий  этого   договора.   Лютеране
организовали  оборонительный  Евангелический  Союз,  а  их   оппоненты
Католическую Лигу.
          2. Наступление католиков (1620-29)
Объединенные  войска  католиков  подавили  восстания  протестантов   в
Богемии и Пфальц-графстве (юг)и покорили некоторые северные территории
(Голштиния  и  территории на побережье Балтийского моря)  в  ответ  на
оказанное  там  сопротивление.  Тилли  и  Валленштейн  были  основными
руководителями  вооруженных сил католиков. Эдикт о Возвращении  (1629)
восстанавливал католиков во владении тем, что раньше принадлежало им и
приказывал изгнать протестантов.
           3. Возвращение лютеранства (1630-1633). Шведские войска под
руководством короля Густава Адольфа заставили силы католиков отступить
из  северных  регионов, при минимальной помощи  германцев.  Они  также
продвинулись в Западные и Южные регионы, но в конечном итоге потерпели
там  поражение  (Нордлинген 1634). Лютеране не могли удержать  занятые
территории  на  юге,  а католики на Севере. Вмешательство  иностранных
государств способствовало тому, что войны продолжались до 1648 г.
           4.  Вестфальский мир (1648) Кальвинизм был  признан  частью
лютеранства и потому приобрел легальный статус. Эдикт о Восстановлении
был отменен. Церковное имущество должно было остаться в руках тех, кто
владел  им  в  1624 г., а не тех, кто владел им в 1555 г. Христианские
правители, не имевшие церковного сана, должны были определить  религию
своих   государств,   но   остальные  могли   сохранять   соотношение,
существовавшее  в 1624 г. Лютеране и кальвинисты договорились,  что  в
протестантском  государстве,  какой бы религии  глава  государства  ни
придерживался  в  1648  г.  эта  религия  оставалась  бы   официальной
государственной даже, если менялся глава государства.
            5.  Последствия  30-летний  Войны.  Сокращение  населения,
уничтожение имущества, деморализация, обеднение населения,  разрушение
жизни    церкви,   некоторые   глубинные   и   прекрасные   проявления
религиозности, например, гимны Пауля Герхардта.(top)



IV. Ортодоксальность и пиетизм
     А. В эру ортодоксальности (1580-1675) делался акцент на
правильность доктрины
           1.  В  результате  споров,  приведших  к  созданию  Формулы
Согласия,   лютеранство   серьезно  занялось  вопросом   доктринальной
правильности.   Вера  стала  рассматриваться,  скорее   как   принятие
правильной доктрины, нежели личное упование на любящего Спасителя - на
интеллектуальном  уровне,  нежели  на  личном  уровне  и   на   уровне
взаимоотношений.
           2. Богословы сообщали лютеранскую весть с большой четкостью
и достаточно длинно (по латыни), добросовестно отмечая и отвергая все,
что ей противоречило. Были написаны многочисленные важные богословские
книги,  в которых применялся аналитический метод Аристотеля. Он  хорош
для выявления различий, но наряду с этим является статичным и тяжелым.
Такова   была   протестантская  схоластика,  во   многом   аналогичная
схоластике католической, которую критиковал Лютер.
          3. В сфере богословия и проповедования было много полемики -
критики  ошибок  и это придавало полемике тяжелый негативный  оттенок.
Богословы  различных  направлений радовались,  обнаруживая  и  обличая
ошибки друг друга.
           4.  Зачастую  акцент  на правильность доктрины  приводил  к
пренебрежению    правилами   христианской   жизни.   Ересь    казалась
единственным  заслуживающим внимания грехом. На половую распущенность,
пьянство и отсутствие любви часто не обращали внимание.
            5.   Прихожанам   в  церкви  отводилась   пассивная   роль
(потребителей чистой доктрины и таинств), вместо активного  участия  в
духовной жизни церкви.
           6.  Пасторское образование в первую очередь предназначалось
для подготовки хранителей богословской истины, а не духовных пастырей,
которые  бы способствовали развитию личной веры и стремления к  святой
жизни.
           7.  Критики  ортодоксальности рассматривали  все  это,  как
симптомы духовной смерти.
           8.  Это суждение слишком сурово. Как уже отмечалось, в этот
период  бы  написаны крайне важные книги и прекрасные гимны,  а  также
появилось большое число набожных и высоконравственных верующих.

      Б.  В  эру  пиетизма (1675-1725) обращалось особое  внимание  на
религию сердца и жизнь
            1.   Филипп  Якоб  Шпенер   призвал  к  исправлению   явно
проявившегося   в  ортодоксальности  неравновесия.  Не   к   изменению
доктрины, но к большему вниманию на проявлении христианства в сердце и
жизни  верующих. Он позаимствовал теплоту набожности  Иоганна Арндта и
английских пуритан и имел много контактов с реформистской церковью.
           2.  В  своем приходе организовал малые группы для  изучения
Библии, общения, взаимоподдержки и молитвы - collegia pietatis. Отсюда
произошло  слово  "пиетизм". Он надеялся, что благодаря  этим  группам
произойдет обновление всего прихода.
          3. В 1675 г. (Pia Desideria)  он основал движение, названное
Пиетизмом.  Он  обозначил  следующие недостатки  церкви:  нравственную
распущенность, механическое и формальное отправление таинств, излишняя
склонность к полемике, пустое умствование, недостатки любви  и  добрых
дел.  Пути  исправления: молитвенное использование Писания, священство
верующих,  практическое применение христианства и  изменения  в  сфере
пасторского образования.
            4.   Пиетизм   превратился  в  популярное  и   влиятельное
религиозное  движение, которое принесло много  пользы.  Он  готовил  и
воспитывал   прихожан  для  духовного  служения  в  церкви,   увязывал
христианскую  веру  с  сердцем  и жизнью  человека,  изменял  характер
пасторского служения, стимулируя личное свидетельство и готовил путь к
серьезной миссионерской деятельности в других странах.
           5.  У  движения  была  слабость,  которую  ортодоксы  сразу
отметили:  элитарность. Сторонники пиетизма считали  себя  единственно
истинными  христианами,  были склонны переоценивать  важность  и  роль
опыта,  ожидали  прямых откровений, впадали в доктринальные  ошибки  и
равнодушие.
           6.  Август  Герман  Франке разработал  стратегию  и  создал
институты, превратившие пиетизм в мощную силу в Германской церкви и за
ее  пределами  - пасторское образование, начальные школы,  влияние  на
правителей и правительствен структуры.
           7.  Пиетизм,  как движение, начал участвовать в  зарубежной
миссионерской деятельности, после того, как датский король обратился к
университету  в Халле с просьбой о направлении людей для миссионерской
деятельности  в   Индии.  Бартоломеус  Цигенбальг  и   Генрих  Плютшау 
ответили на призыв и достигли впечатляющих результатов. 60 человек  из
Халле присоединились к ним в миссионерской деятельности.
           8.  Николас  Людвиг, граф Цинцендорфский  имел  пиетистские
корни.  Основал церковь Моравии, использовавшую пиетистские взгляды  и
методы.
      Вывод:  В  период своего максимального влияния пиетизм  заместил
ортодоксальность как преобладающую силу в лютеранстве. Оба движения  в
различной степени остались важными силами в лютеранстве.(top)

V. Рационализм и его оппоненты XVII - XIX вв.
     А. Британский и французский Рационализм рассматривал разум, как
высшую власть и отвергал откровения и чудеса.
            1.   Философия,  наука,  новые  изобретения  и  глобальная
экспансия привели к возникновению новых взглядов и новых возможностей.
          2. Рене Декарт: истина выявляется через сомнение.
           3.  Исаак Ньютон - разработал модель научного исследования,
рационального исследования и эмпирических доказательств,  приведших  к
механическому взгляду на вселенную.
           4.  Лорд  Герберт Черберийский: все религии в основе  своей
одинаковы и истину, в них содержащуюся можно выявить при помощи разума
-  Бог  существует. Ему необходимо поклоняться. Добродетель -  это  то
поклонение, которое Он больше всего ценит. Мы должны каяться  в  своих
грехах. Существует система последующих наказаний и наград.
           5.  Джон  Локк  выступал  в защиту  религиозной  терпимости
(ограниченной),   гражданских   прав,  которые   должно   поддерживать
правительство.  Настаивал  на  том,  что  христианство   не   является
неразумным,   хотя   это  доказать  невозможно.   Поэтому   необходимо
откровение.
           6.  Джон  Толанд: разум есть высшая категория, в  состоянии
понять  все,  даже Бога. Все противоречащее разуму (тайна)  необходимо
отбросить.
           7.  Мэтью  Тиндал:  "естественная религия",  обнаруживаемая
разумом   и   есть   то,  что  составляет  религиозную   истину.   Все
противоречащее  разуму - это суеверие или обман. Никакого  откровения,
помимо  "естественной религии". Бог создал упорядоченную  вселенную  и
дал нам разум для понимания и жизни в ней.
           8.  Вольтер:  критик-рационалист  авторитарной  монархии  и
церкви.  Разработал  теоретические  обоснования  природы  и  общества,
которые,  как он полагал, помогут избавиться от суеверий  и  ошибок  и
реформировать общество.
      Б.  Противники  оспаривали положения рационализма  и  подвергали
критике его недостатки.
           1.  Блез  Паскаль:  Одно из измерений  религии  превосходит
разум.   Предположения   рационализма  не   более   убедительны,   чем
религиозные.
           2.  Джозеф  Батлер: Догматы христианства не являются  более
вероятными, чем принципы "естественной религии".
           3. Эммануил Кант: Мы не в состоянии познать что-нибудь само
по  себе,  а  лишь  то,  что  мы  ощущаем  через  органы  чувств.  Нет
возможности  доказать,  что Бог существует, но  на  Его  существование
указывает наш опыт нравственных обязательств.
     В. Немецкий лютеранский рационализм. Просвещение.
             1.    Происхождение.    Пиетизм    ослабил    воздействие
Конфессиональной   Ортодоксальности,  но   не   воспитал   ни   одного
богословского    лидера    взамен.   Это   привело    к    опустошению
интеллектуальной сферы и окрепший Рационализм в итоге  оказал  сильное
воздействие.   На  немецких  рационалистов  оказали  сильное   влияние
британские и французские рационалисты.
          2. Христиан Вольф (1679-1754) был первым крупным сторонником
и  популяризатором  Просвещения. Было и много других  придерживавшихся
разнообразных  взглядов. Вольф утверждал, что  лишь  то  истинно,  что
можно  доказать с логической определенностью, сравнимой с математикой.
Истину   можно  выявить  при  помощи  "чистого  разума".   Опыт   лишь
подтверждает  истину.  Мир  представляет  из  себя  огромную   машину,
управляемую  законами  механики. Все движется к  завершенности.  Вольф
обращал особое внимание на "естественную религию", врожденную мораль,
стремление  к индивидуальному и общественному совершенству,  а  не  на
сверхъестественное  откровение  и  спасение  от  греха.   Человек   не
безнадежно потерян. Он оставил мало места для откровения и чудес.
          3. Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер (1768-1834)  выдвинулся
как основатель нового подхода, давшего новую основу религии. Не разум,
не  мораль,  но  чувство,  опыт - есть основа истинной  религии.  Цель
религии  -   привести  человечество к гармоничным  взаимоотношениям  с
Богом, примирение предельного с Беспредельным. Суть истинной религии -
в  ощущении зависимости от Абсолюта. Иисус - проводник этого ощущения.
Бессмертие  -  это свойство жизни, а не просто ее продолжение.  Учения
являются  сообщениями  о  религиозном опыте  и  имеют  лишь  вторичную
ценность. Библия является отражением религиозного опыта народа. Хотя и
являясь  критическим в отношении рационализма, подход  Шлейермахера  к
христианству   оперировал   рационалистическими   предположениями    и
методологией и сделал лютеранское богословие еще более либеральным.
           4. Критическая интерпретация Писания. Под влиянием научного
подхода   к  истории,  ученые  начали  "научно"  изучать  Писание,   в
соответствии  с принципами рационализма. Библию необходимо  подвергать
такой  же исторической критике, как и любую другую древнюю литературу.
Божественная  природа  Христа,  Его  искупительная  деятельность,  все
чудеса в Библии, включая те, что связаны с Его личностью были оспорены
и   отвергнуты.   Фердинанд  Христиан  Бауер  (1792-1860)   занял   до
определенной степени умеренную позицию.
     Гораздо   более  радикальный  подход  был  характерен   для   его
современника  Давида Христиана Штрауса (1808-1874), объяснявшего,  что
значительная часть Писания - это миф.
    Альбрехт  Ричль (1822-1889)  утверждал, что источником  откровения
является  религиозный  опыт,  нашедший отражение  в  Библии,  опыт  не
отдельных людей, но коллективный опыт, особенно опыт учеников  Иисуса,
так как опыт их общения с Ним является нормативным. Ричль  пользовался
такими терминами, как грех, оправдание, примирение, Царство Божие,  но
изменял их рационалистическими предположениями.
           5.  К  концу  XVIII  века Рационализм  преобладал  в  сфере
лютеранского богословского образования и среди духовных лидеров.  Мало
кто  из  тех,  кто был  не согласен с  этим  подходом  были  назначены
пасторами  или  профессорами  в учебные  заведения.  Он  также  оказал
влияние  на прихожан, однако большинство все еще придерживалось  более
консервативных  взглядов.  Тем не менее далее,  в  течение  XIX  века,
Рационализм  стали  критиковать все  чаще,  и  он  начал  терять  свое
необычное влияние на немецкое лютеранство.
           6.  Возвращение Пиетизма. Потерпев серьезные  поражения  от
Рационализма  во  второй половине XVIII века,  пиетизм  не  исчез.  Он
оказывал  упорное противодействие рационализму и начал  отвоевывать  у
него   последователей.  Богословы-пиетисты  подтверждали  традиционные
учения   о   Библии  и  Христа  и  оспаривали  доктрину   и   практику
рационализма.
      Пиетисты    организовывали   литературные,    евангелистические,
образовательные  и  миссионерские институты, в которых  воплощались  и
пропагандировались их взгляды.
           7.  Возрожденная  Конфессиональная  Ортодоксальность  также
выдержала  атаки  Рационализма и в XIX веке  составила  ему  серьезную
конкуренцию. Клаус Хармс (1755-1855) написал заново 95 Тезисов к  300-
летию  Лютера,  в  которых  критиковал Рационализм,  а  также  союз  с
Реформатской Церковью, который поддерживали лидеры рационалистов.
          8. В некоторых вопросах, Конфессиональная Ортодоксальность и
Пиетизм  слились, используя лучшие элементы обоих движений. Это  стало
небольшим,  но  важным явлением в европейских церквях  и  значительным
явлением  в  некоторых церквях эмиграции. Иоганн Конрад Вильгельм  Лёэ
(1808-1872) дает нам впечатляющий пример Конфессионального Пиетизма  с
акцентом на литургию и миссионерскую деятельность.
Карл  Фердинанд Вильгельм Вальтер (1811-1877) был влиятельным деятелем
церкви и богословом Конфессиональной Пиетистской ориентации.
           9. Сила рационализма и его выживание. Несмотря на критику в
свой адрес, рационализм в той или иной форме продолжал доминировать  в
немецком  лютеранском  богословии и, благодаря  своей  убедительности,
распространился в лютеранском богословии по всему миру.(top)

VI. Лютеранские церкви эмиграции
       А.   Введение.   До  XIX  века  лютеранство  в  основном   было
распространено  в  северо-западной  Европе.  Небольшое  число  лютеран
эмигрировало  в Северную Америку еще XVII веке, в XVIII веке  за  ними
последовали  другие, поселившиеся в Пенсильвании. Однако  лишь  в  XIX
веке  лютеране начали приезжать в Америку в очень больших количествах.
Примерно  в то же самое время сотни тысяч человек, преимущественно  из
Германии,   переместились  на  восток,  в  Россию,  как   правило   по
приглашению  царского правительства, в результате решения приграничных
споров или для занятий торговлей и бизнесом. В 1905 г. примерное число
лютеран в России составляло 1,25 млн. человек. Значительно большее  их
число перебралось в Северную Америку - порядка 12 млн. человек. Тем не
менее  в  большинстве  своем они не были связаны со  своими  церквями.
Число прихожан во всех лютеранских церквях США в 1918 г. равнялось 3.6
млн. человек. В течение XIX века небольшие группы лютеран поселились в
разных странах мира, большинство в Южной Америке и Австралии.
      Б.  Почему они покинули родину? Значительный рост населения плюс
неурожай,  политическая  нестабильность  и  репрессии  против  религии
побудили  к эмиграции многих. Возможность повышения жизненного  уровня
или  простого выживания в Европе резко ухудшались, тогда как в странах
малонаселенных  или ощущавших нехватку тех или иных  специалистов  эти
возможности  росли.  В  ряде случаев забота о духовном  благосостоянии
побуждала людей эмигрировать, но эта причина редко была главной.
      В.  Трудности,  с  которыми  перемещенные  европейские  лютеране
столкнулись   в   Северной  Америке.  Самое  большое   число   лютеран
переселилось  в  США и в этих условиях церкви столкнулись  со  многими
новыми проблемами:
           1.  Плюрализм. В большинстве европейских стран доминировала
одна  религия,  или контролируемая государством или, по крайней  мере,
государством поддерживаемая. При этом порой существовали  и  несколько
небольших  свободных  и  отколовшихся церквей. По  закону,  увеличение
числа  религиозных  групп было или запрещено  или  затруднено.  В  США
свобода  религии  и  отделение церкви от государства  были  закреплены
конституцией.   На   практике  это  означало,  что  лютеране-эмигранты
сталкивались с удивительным разнообразием христианских церквей, каждая
из  которых  заявляла  о  себе,  как о носительнице  истинной  веры  и
конкурировала  со  всеми остальными. Проистекавшая из  этого  путаница
привела к уходу некоторых лютеран в другие церкви, а некоторых  вообще
оттолкнула от религии.
           2. Нехватка пасторов. У себя на родине лютеранам никогда не
приходилось  искать пасторов. Их готовили правительственные  институты
или  другие  организации.  В США подобного не существовало.  Лютеране,
хотевшие  попасть на службу в церковь или нуждавшиеся в  других  видах
пасторского  служения были вынуждены искать кандидатов для  заполнения
вакансии.  Многие  лютеране  вообще не  могли  найти  пастора,  другие
вынуждены были принимать тех, кто претендовал на место пастора, но  не
имел  не  только  достаточного образования,  но  также  преданности  и
цельности, которых христиане были вправе ожидать от своих пасторов.
          3. Самоуправление. Европейские лютеране привыкли к тому, что
церковные  лидеры и церковные соборы руководили церковью на местном  и
региональном  уровнях. На своей новой родине лютеранам еще  предстояло
ими  обзавестись.  Американское общество казалось  больше  тяготело  к
демократической,   нежели   иерархической   форме   управления.    Это
значительно   влияло  на  отношение  и  поведение  и  часто   вызывало
напряженность и конфликты.
            4.  Независимость.  Кто  оплачивает  работу  церкви  и  ее
работников?  На  родине  этим всегда занималось  правительство  и  эта
категория  затрат  явилась  для лютеран малознакомой  и  значительной.
Необходимо было выработать (а порой и отвергать) новые пути  получения
финансовых  пожертвований. Жертвуя деньги,  из  которых  выплачивалось
жалованье  пастору,  некоторые  прихожане  были  склонны  считать  его
наемным  работником, а не служителем Господним по отношению к себе,  а
себя рассматривали к работодателей.
           5. Влияние и конкуренция со стороны других церквей. Почти с
самого  начала лютеране ощутили давление, как изнутри,  так  и  извне,
побуждавшее  их  приспосабливаться к  учению  и  практическим  методам
американского  протестантства.  Нужно ли  было  придерживаться  своего
уникального богословия и способов поклонения? Разве не лучше  было  бы
быть  как  все?  Евангелизационные кампании были очень популярны.  Для
большинства из них были характерны нелютеранские подходы, но некоторые
лютеране были склонны копировать их. Равнодушие к доктрине было  одним
из  результатов воздействия этих нелютеранских подходов. Лютеран также
раздражали    методисты   и   баптисты,   порой   успешно   отбивавших
последователей у лютеран.
      Г.  Реакция  лютеран-эмигрантов на  проблемы  нового  окружения.
Творчески  и  с  удивительной настойчивостью, они вносили  необходимые
коррективы.
          1. Сталкиваясь с претензиями других протестантов и испытывая
конкуренцию, некоторые лютеране вновь продемонстрировали и подтвердили
свои  лютеранские  убеждения  в отличие от  тех,  кто  свои  убеждения
маскировал  или шел на компромисс. Во всех направлениях  американского
лютеранства  были  люди,  часто находившиеся  в  меньшинстве,  которые
боролись  за подлинную и исторически правильную лютеранскую веру.  Эта
верность   лютеранскому   наследию   привлекала   большое   количество
эмигрантов и приводила к созданию некоторых сильных церквей.
           2.  Наряду  с разработкой собственных программ  пасторского
обучения   они   получали  помощь  христиан  с  родины.   Значительная
финансовая  и людская помощь поступала в церкви эмигрантов их  Европы,
давая  возможность  эффективного служения  прихожанам-переселенцам,  а
также  подготовил  к  приему будущих эмигрантов. Был  организован  ряд
прекрасных  богословских семинарий и к концу  XIX  века  уже  не  было
необходимости присылать пасторов из Европы.
            3.   Эмигрировавшие   из   Европы   лютеране   естественно
организовали   приходы   и   синоды   по   этническому   принципу    и
ориентировались в своей деятельности конкретно на иммигрантов из своих
этнических  групп. Некоторые пасторы встречали корабли с иммигрантами,
помогали  им устроиться в своей общине и найти дорогу к своей  церкви.
По  мере  того,  как  с  освоением Запада граница отодвигалась  вглубь
территории, иммигранты перемещались вслед за ней, а за ними  следовали
миссионеры,  организуя  приходы.  Однако  не  все  иммигранты   горели
желанием  сделать  это. Многие и у себя на родине  не  были  активными
христианами. Другие хотели прежде всего преуспеть на новой родине и не
хотели связывать себя с церковью. Их необходимо было вернуть Господу и
церкви. Это было трудной миссионерской задачей, но именно здесь  новые
церкви добились значительного успеха.
     Д. Характеристики Североамериканского лютеранства.
           1.  Сначала большинство лютеран пользовалось родным языком,
но  два поколения спустя они уже пользовались и английским, а в  конце
концов  стали  проводить  служение только  на  английском  и  свели  к
минимуму влияние своих этнических корней.
           2. Члены церкви ощутили себя хозяевами церкви и приняли  на
себя  некоторые  функции руководства, научились  поддерживать  церковь
щедрыми пожертвованиями.
           3. До середины XX века лютеранству в США удавалось избегать
воздействия рационализма и богословского либерализма. Сейчас  примерно
2/3  лютеран  все больше следуют либеральным тенденциям, компрометируя
лютеранскую  традицию  (Евангелическая  лютеранская  церковь  -  LCA).
Лютеранская  церковь - Миссурийский  синод (ЛЦМС) является  крупнейшей
лютеранской  организацией  все  еще придерживающейся  исторического  и
конфессионального  лютеранства.  У  обеих  организаций  имеются   свои
богословские   семинарии  и  другие  аналогичные  учебные   заведения.
Вдобавок у ЛЦМС есть тысячи начальных и средних школ.
           4.  В  Северной Америке 8,52 млн. лютеран, из которых  5,29
млн. являются членами ЕЛЦА и 2,79 млн. - являются членами ЛЦМС.
     Е. Лютеранство в Южной Америке.
    Начиная  с  1823 г. значительное число немецких лютеран-эмигрантов
стало селиться  в Южной Бразилии по приглашению бразильского монарха с
целью распространения европейских методов ведения сельского хозяйства.
Эксперимент оказался успешным и был повторен в ряде соседних регионов.
Более  поздние эмигранты селились в городах, пользуясь существовавшими
возможностями  для ведения бизнеса. По мере роста числа  эмигрантов  и
формирования  новых приходов, возникла серьезная нехватка  пасторов  и
неоднократно  появлялись  псевдо-пасторы,  пользовавшиеся  сложившейся
ситуацией. До 1922 г. в таких приходах служили пасторы из Германии или
собственные  прихожане,  обучившиеся в Германии.  Несколько  небольших
организаций    образовали    Евангелическую    Церковь    лютеранского
вероисповедания  в Бразилии (ECLCB), в которой наряду  с  лютеранскими
используются и реформатские традиции. В начале этого века  в  Бразилии
начал работать Миссурийский синод с целью поддержания формы лютеранства,
сохранившей  свои  исторические  вероисповедания  и  традиции,  -  так
образовалась Евангелическая Лютеранская церковь Бразилии  (ELCB).  Обе
церкви имеют собственные богословские семинарии. Обе церкви перешли  к
служению на португальском языке и занимаются евангелизацией не  только
среди   этнических   немцев.  ELCB  очень  активна   в   миссионерской
деятельности  внутри  страны, в регионах (где под сельскохозяйственные
угодья  отводятся огромные новые территории), а также основала большой
университет.  Членство ECLCB - 850 000 человек, а в  ELCB  -  210  000
человек.
     Ж. Лютеранство в Австралии
   Две группы лютеран из Пруссии приехали в Австралию, одна в 1830 г.,
а  другая в 1814 г. отчасти чтобы избежать насильственного объединения
Реформатской и лютеранской церквей, происходившего на родине.  Вначале
обе  группы  работали вместе, на затем разошлись в вопросах церковного
порядка и служения умирающим.
    Обе  группы состояли из консервативных и конфессиональных лютеран.
Делались многочисленные попытки сблизить позиции обеих групп. У  одной
группы сложились тесные рабочие отношения с Миссурийским синодом, и эта
группа  продолжала в значительной степени сопротивляться унионизму,  к
которому,  как  полагалось,  тяготела вторая  группа,  ставшая  членом
Всемирной  Лютеранской Федерации и Всемирного Совета  церквей.  Вторую
группу возмущали близкие связи первой группы с Миссурийским синодом. 
Поэтому они  пошли на компромисс и прервали все внешние связи и таким
образом смогли основать Лютеранскую Церковь Австралии (LCA),включающую
практически  всех  лютеран Австралии  и имеющую  членство  в  111  415
человек. Эта церковь имеет свою богословскую семинарию и обширную сеть
начальных и средних школ.(top)


VII. Участие лютеран в миссионерской деятельности
       А.   Запоздалый  старт.  В  течение  первых  200   лет   своего
существования,  лютеранство   не   предпринимало   серьезных   попыток
миссионерской  деятельности.  Почему так произошло?  Римские  католики
принимали активное участие в миссионерской деятельности по всему миру.
Начали  миссионерскую  деятельность и некоторые другие  протестантские
группы,  но  лютеране  отстали.  Одна  из  причин  была  в  том,   что
миссионерская   деятельность  этих  церквей  была  тесно   связана   с
колониальной экспансией их государств. Лютеранские государства  еще не
начали   подобную   экспансию.  Кроме  того,   у   лютеран   не   было
подготовленных   монахов-миссионеров,   сыгравших   важную   роль    в
мероприятиях  римско-католической церкви. Вдобавок некоторые  лютеране
придумали  объяснение  для  того, чтобы  НЕ  заниматься  миссионерской
деятельностью: (1) Великое Поручение применимо только к апостолам; (2)
миссионерская деятельность - это задача государства, а не церкви;  (3)
Благая  Весть  уже  распространилась  по  всему  миру;  (4)  тем,  кто
погибает,  некого  винить, кроме себя, так как они не  воспользовались
естественным пониманием воли Божьей.
      Б.  Начало.  Не деятель церкви, но датский король  Христиан  IV,
бывший   лютеранином,   начал   в  1706   г.   серьезную   лютеранскую
миссионерскую  деятельность. Возможно копируя  монархов-католиков,  он
решил  сделать  что-нибудь  для духовного блага  своих  подчиненных  -
жителей   Транквебара   в   Индии.  Когда  его   собственные   пасторы
отказывались участвовать в миссионерской деятельности, то,  в  поисках
миссионеров,  он  обращался  за помощью в  пиетистский  университет  в
Халле.  До того времени университет в Халле не занимался миссионерской
деятельностью, но желание обращать в веру и укреплять  в  вере  других
европейцев,  быстро  воплотилось в заботу о  нехристианах  из  дальних
стран,  и  в  конце концов 60 человек отправились из Халле  за  рубеж.
Отчеты  от  Цигенбальга  и Плютшау, двух первых  миссионеров,  вызвали
интерес  к  миссионерской  деятельности и  лютеране,  наконец,  начали
возвещать по всему миру Благую Весть людям, никогда ее не слышавшим.
      В.  Экспансия  в  XIX веке. В начале XIX века лютеран  затронули
новые  движения  духовного  возрождения, которые  расцвели  в  Европе,
несмотря на успехи рационализма и они (лютеране) начали организовывать
миссионерские  общества в Западной Европе. Миссионерская  деятельность
не  рассматривалась, как функция церкви или лютеранских государств, но
как  деятельность  групп  с  особыми интересами,  которые  молились  и
трудились  для  того, чтобы привести к Христу жителей  дальних  стран.
Первой такой группой было Базельское Общество, основанное в 1815 г., в
которое входили представители реформатской и лютеранской церквей.
    От  Базельского Общества в 1828 г. откололось  Рейнское Общество.
Его представители работали в Африке, на Борнео, Суматре, Новой Гвинее,
Маданге  и  Китае.  В  1836  г.  из  Базельского  Общества  выделилось
Лейпцигское  Общество, которое начало важную деятельность в  Восточной
Африке, особенно в Танганьике. Германсбургское Общество было еще одним
ответвлением  Базельского и его деятельность была  связана  с  Индией,
Персией  и  Австралией.  И  Лейпцигское,  и  Германсбургское  Общества
отделились  от  Базельского  по  конфессиональным  причинам,  так  как
придерживались  исторической лютеранской  традиции.  Датское  Общество
основанное  в  1821 г. работало в Индии, Судане, Японии и  на  Ближнем
Востоке. Основанное в 1842 г. Норвежское Общество, организовало миссии
среди  зулусов в Южной Африке и проводило большую работу  Мадагаскаре.
Шведское  Общество  (1835) сосредоточило свои усилия  на  деятельности
среди  лаппов,  а также народов Индии. Финское Общество (1859)  начало
очень успешную миссионерскую деятельность в Намибии.
      Г.  Деятельность в ХХ веке. Возникло еще много обществ  и  много
новых   территорий  было  охвачено  миссионерской  деятельностью.   Из
наиболее заметных - Китай. Эта работа была в основном прекращена после
захвата власти коммунистами в 1940 г. Церкви Северной Америки приняли
участие,   первоначально  поддержав  работу  европейских  организаций.
Начавшаяся в самом конце XIX века, миссионерская деятельность в Папуа-
Новой Гвинее резко возросла после II мировой войны.
    В течение двух мировых войн многое из того, что удалось достигнуть
было  разрушено,  особенно в сфере деятельности немецких  обществ,  но
организации  других стран старались восполнить эти  потери.  Наряду  с
деятельностью   миссионерских   обществ,   стала   заметно    активней
миссионерская  деятельность ряда церковных организаций,  что  отражало
точку  зрения,  что миссионерская деятельность является  задачей  всей
церкви, а не отдельных специальных групп.
    Хотя оказание гуманитарной помощи всегда было частью миссионерской
деятельностью  лютеран, некоторые из них стали  уделять  первой  самое
серьезное  внимание и рассматривать ее как миссионерскую  деятельность
вне  зависимости связано ли это с возвещением Благой  Вести  или  нет.
Некоторые даже не считали необходимой возвещение лютеранской  вести  в
сфере  миссионерской деятельности и даже рассматривали ее (весть)  как
препятствие  и  продолжали  работать  в  тесном  контакте  с   другими
христианскими группами.
   Уходивший корнями в либеральную богословскую традицию, универсализм
изменил  представление о миссионерской деятельности у многих. Согласно
этой точке зрения все люди будут в конечном счете спасены, веруют  они
в  Иисуса  или  нет.  И потому, вместо обращения в  христианскую  веру
последователей    нехристианских   религий,    задача    миссионерской
деятельности   просто  рассматривалась  как  обеспечение   диалога   и
понимания. Конфессиональные лютеране отвергали эти взгляды  и  считали
жизненно  необходимой  веру  в Иисуса, а потому  и  возвещение  Благой
Вести,   чему  сопутствовало  заботливое  служение,  направленное   на
удовлетворение материальных нужд человека.
      Д.  Методология миссионерской деятельности. С самого  начала  до
второй  половины нашего столетия не только лютеране, но и  практически
все  миссионеры считали необходимым организацию миссионерских центров.
Через  евангелизацию,  обучение  и гуманитарную  помощь  и,  зачастую,
оказание медицинской помощи люди обращались в веру и принимали участие
в жизни миссионерской общины, получая духовное воспитание и поддержку,
а  также  поддержку материальную. Оставляя свою традиционную  религию,
новообращенные, как правило, подвергались остракизму со стороны  своих
родных и соседей, что резко снижало возможность вовлекать других людей
из  общины.  Последнее  время рекомендуется другой  подход:  стараться
обратить  в  веру  целые семьи, племена или субкультуру.  В  идеальном
варианте  группу новообращенных христиан возглавляет не  миссионер,  а
кто-либо  из  членов  группы. Тот, кого остальные признают  лидером  и
уважают. Вдобавок миссионеры должны внимательно относиться к различиям
в   культуре,  разбираться  и  уважать  традиции  и  взгляды  местного
населения, обучая людей Слову Божьему и предоставляя им решать, что из
их  культуры необходимо отвергнуть, а что изменить, если тот или  иной
вопрос находится в противоречии со Словом Божьим и волей Его.
       Е.   Новые  церкви,  образованные  в  результате  миссионерской
деятельности.
    Во  многих  частях  мира  в результате миссионерской  деятельности
лютеран  появились  новые церкви. По разным причинам  многие  остались
маленькими церквями, другие же выросли и их прихожане стали  активными
миссионерами.  Приверженность лютеранству некоторых  церквей  остается
сомнительной и они сталкиваются с трудностями в подготовке работников,
а  также в вопросе финансирования своей деятельности. Однако, они,  по
крайней мере, являются духовными наследниками лютеранства, чьи веру  и
преданность  мы ценим. Ниже упомянуты лишь несколько из  крупнейших  и
наиболее быстро растущих церквей.
           1.  Церкви  провинции Батак в Индонезии (2.78  млн.  чел.),
основанные  Рейнским  Обществом.  Большинство  членов  -  в  Северной
Суматре.  Полное  самоуправление. Обслуживают  несколько  народностей,
говорящих на различных языках. В церкви все еще используется батакский
язык.  Подготовили новое вероисповедание, основанное  на  Аугсбургском
Вероисповедании  и  местных традициях. Испытали  значительное  влияние
реформатской церкви.
           2.  Евангелическая лютеранская церковь Танзании  (1,3  млн.
чел.)  Крупнейшая  в  Африке  лютеранская  организация.  Миссионерскую
деятельность  в  Танзании начали несколько немецких обществ,  за  ними
последовали   скандинавские  и  североамериканские   миссионеры.   Ряд
небольших церквей, организованных этими миссиями, слились и образовали
Евангелическую  лютеранскую церковь Танзании. Со времен  II-й  Мировой
войны она выросла в 10 раз от 130 000 человек до 1,3 млн. человек. Она
организует   разнообразные  учебные,  евангелизационные  программы   и
программы по оказанию гуманитарной помощи.
           3.  Лютеранские церкви Индии (1,1 млн. чел.). Лютеране были
первыми  миссионерами-протестантами в Индии, а Индия - первой страной,
в  которую  лютеране направили свои миссии. В течение  почти  200  лет
лютеранские миссии Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Латвии, а  также
североамериканские миссии организовывали там новые церкви. С  течением
времени  некоторые из них объединились, в других произошел  раскол.  В
настоящее время в Индии - 10 лютеранских церковных организаций.
           4.  Малагасийская лютеранская церковь - Мадагаскар (840 000
чел).  Основана в 1866 г. миссионерами Норвежского Общества,  в  более
позднее время им помогали североамериканские миссионеры. 50% населения
-   христиане.   Церковь   активна   в  проведении   евангелизационной
деятельности, обучении и общественном служении.
           5.  Лютеранская церковь Эфиопии (793 000). Основана главным
образом  шведскими миссионерами, которые хотели следовать  лютеранской
конфессиональной  доктрине  и  богословию.  Несмотря  на  ряд  военных
конфликтов  и хаос в общественной жизни страны, церковь сохранилась  и
выросла.  Лютеранство распространяется здесь быстрее, чем в каком-либо
другом регионе мира.
           6.  Лютеранские церкви ЮАР (711 000). Одна  большая  и  ряд
малых   церквей.   Основаны   в  основном   немецкими   миссионерскими
обществами. Их деятельность прерывалась войнами, расовыми конфликтами,
а также племенными распрями.
           7. Лютеранские церкви Папуа-Новой Гвинеи (640 000). Сначала
здесь  начали  работать немецкие общества, но их  деятельность  дважды
прерывалась мировыми войнами. После II-й Мировой войны эта работа была
продолжена,   а   затем   в  этой  деятельности   начали   участвовать
австралийские   и  североамериканские  лютеране.  В   конечном   счете
образовалась  автономная  церковь. В  районах  центрального  и  южного
высокогорья ЛЦМС начала активную деятельность в 1949 г., что привело к
созданию еще одной значительной лютеранской организации.
           8. Лютеранские церкви Намибии (577 154 чел). В определенном
смысле   они   явились  результатом  наиболее  успешной  миссионерской
кампании.  Ее  начало  Финское Общество в 1870 г.  В  этой  маленькой,
бедной стране 95% населения являются христианами, 58% - лютеранами.  С
некоторой помощью со стороны финнов эти лютеране обеспечивают  хорошее
служение.(top)


VIII. Лютеранство и экуменическое движение
      А. Фрагментарность. В христианской церкви и лютеранстве, как  ее
составной  части были периоды расколов и разъединений. Многие  деления
были    результатом   доктринальных   противоречий.   Другие   явились
результатом  борьбы  за лидерство. Третьи были  вызваны  этическими  и
культурными  различиями. Географическое деление  также  было  причиной
ряда   расколов.  В  конечном  итоге  были  созданы  тысячи  различных
христианских церковных организаций.
      Б. Стремление к воссоединению. Много в христианстве способствует
усилиям по воссоединению разделенных церквей. Слова Иисуса (Иоанн  17)
подчеркивают   единство  всех  верующих.  В  Никейском  Символе   веры
христиане признают свою веру в единую Церковь. Внешняя разъединенность
вызывает  путаницу  и  скептицизм  среди  неверующих  и  потенциальных
новообращенных. Потому периодически в христианском мире звучали голоса
в  пользу  объединения.  Хотя христианам разных деноминаций  удавалось
сотрудничать  в  ряде  совместных проектов,  тем  не  менее  серьезный
прогресс в деле воссоединения был достигнут только в начале ХХ века.
      В.  Стремление к единству лютеран. Одним из аспектов  экуменизма
являются   налаженные   отношения  и  даже   слияние   церквей   одной
деноминационной ориентации. У лютеран эта тенденция стала  наблюдаться
перед  самой I-й Мировой войной и заметно усиливалась после  окончания
обоих  мировых  конфликтов.  В  Северной  Америке  многие  лютеранские
организации слились в несколько укрупненных объединений, а  многие  из
последних   слились  в  1918  г.  в  еще  более  крупную  организацию,
называемую   Национальным  Лютеранским  Советом  (NLC).   В   основном
благодаря   инициативе  NLC  в  1923  г.  была  образована   Всемирная
Лютеранская  Конвенция (LWC). После войны эти организации сотрудничали
в  оказании  помощи лютеранам, пострадавшим в ходе войны не  только  в
Европе, но и в других регионах миссионерской деятельности.
    В  1947  г.  LWC стала называться Всемирной Лютеранской Федерацией
(ВЛФ).  Ее  три  основные  сферы деятельности:  богословие,  всемирное
служение  и всемирная миссионерская деятельность. Вначале деятельность
ее  была  направлена  на  оказание помощи  многочисленным  лютеранским
беженцам,  ставшим таковыми в результате военных действий.  Когда  эта
проблема  была решена, усилия были обращены на сферу богословия,  а  в
последние десятилетия деятельность ее была в первую очередь направлена
на решение социальных проблем.
      Г.   Вопрос  о  членстве  в LWC. Много можно  сказать  о  пользе
членства  в  ВЛФ.  "Среди  членов ВЛФ вероятно  больше  доктринального
согласия,  чем  в любой другой всемирной деноминационной  организации.
ВЛФ  делает много хорошего. 90% лютеран в мире принадлежит к  церквям,
входящим  в ВЛФ. Доктринальная основа организации заслуживает похвалы:
"ВЛФ  признает  Священное  Писание  Ветхого  и  Нового  Заветов,   как
единственный источник и безошибочную норму всей церковной  доктрины  и
деятельности церкви, и  видит  в  Вероисповеданиях  лютеранской церкви,
особенно в нередактированном Аугсбургском Вероисповедании без изменений
и Катехизисе  Лютера  чистое  объяснение  Слова  Божьего.  "И,  однако, 
некоторые консервативные  лютеранские  церкви, крупнейшей  из  которых
является   ЛЦМС,  отказываются   вступать  в  члены  ВЛФ.  Почему?  В 
Конституции  ВЛФ  также  говорится,  что  "церкви,  являющиеся членами, 
рассматривают себя в состоянии кафедрального и алтарного взаимодействия".
       Д.   Участие   лютеран   в   межконфессиональном  экуменическом
движении. Первым крупным событием современного экуменического движения
был  Международный  Экуменический  Собор,  проведенный  в  1910  г.  в
Эдинбурге,  Шотландия.  На  этом соборе  встретились  делегаты  многих
протестантских   миссионерских  обществ   для   рассмотрения   вопроса
всемирной  миссионерской  деятельности  Церкви  и  более  эффективного
взаимодействия,  несмотря  на существовавшие  разногласия.  Обсуждения
доктринальных    разногласий   участники    избегали.    Вдохновленные
дружелюбием и  духом  сотрудничества этого совещания,  ряд  церковных
деятелей   собрал  в  1925  г.  в  Стокгольме  Всеобщую   Христианскую
Конференцию  о  Жизни  и Труде для обсуждения этических  и  социальных
проблем,  стоявших  перед  церковью.  Помимо  протестантов,   на   эту
конференцию   были  приглашены  представители  Римско-католической   и
Восточной  Православной  Церквей,  и,  к  удивлению  многих  последние
приняли   приглашение.   Эта  встреча  ясно   показала,   что   нельзя
игнорировать  проблемы  богословия. Спустя два  года  в  Лозанне  была
проведена  Всемирная  Конференция о Вере и  Порядке,  на  которой  эти
вопросы  были тщательно и откровенно рассмотрены и к всеобщей  радости
собравшиеся достигли согласия в 85% рассматривавшихся вопросов. Однако
разногласия по доктринам служения и таинств были глубокими.  Лютеране,
в  особенности  шведские лютеране, лидировали на обеих конференциях  и
многие лютеранские церкви направили туда своих представителей.
    В  1948  г.  оба  движения соединились, образовав Всемирный  Совет
Церквей  (ВСЦ),  а позднее в эту организацию влилась  и  Международная
Миссионерская  Конференция. ВСЦ принимает  в  свои  члены  всех,  "кто
признает Иисуса Христа Господом и Спасителем". Все ведущие лютеранские
церкви, за исключением ЛЦМС, являются членами ВСЦ. Ее аргументы против
вступления  те  же, что и приводимые выше. Вдобавок она полагает,  что
неотъемлемым является духовное единство, данное Господом через  Благую
Весть  и  что  это  не  требует  внешнего  организационного  единства.
Заявления  и  программы  ВСЦ  все  больше  ориентированы  на   решение
социальных   проблем,  причем  способы,  которыми   это   достигается,
консервативные  лютеране  считают  радикальными.  Одобрение  Всемирным
Советом   Церквей,  к  примеру,  марксистской  идеологии  и  поддержка
революционных движений, основанных на этой идеологии, нашли  отражение
в  официальных  документах. Многое из того,  что  говорят  лидеры  ВСЦ
компрометирует  уникальность  Иисуса Христа,  как  единственного  пути
спасения.
       Е.   Неформальный  экуменизм.  Помимо  описанных   выше   видов
экуменической деятельности, существуют совершенно иные пути  выражения
христианского  единства.  Например,  во  всем  мире  христиане  разных
деноминаций собираются для изучения Библии и молитвы. Они сотрудничают
в  программах по оказанию помощи и по евангелизации. Подобным  образом
христиане разных деноминаций взаимодействуют друг с другом как  братья
и  сестры во Христе. Некоторые полагают, что экуменизм подобного  вида
гораздо   важнее  того,  что  происходит  на  собраниях  экуменических
организаций.
      Ж.  Существующие потенциальные возможности и проблемы.  Огромную
ценность экуменических дискуссий и разнообразной деятельности  в  том,
что   это   дает   ощущение  единства  церкви   и   церковь   способна
демонстрировать единство по отношению к скептически настроенному миру.
Проблема заключается в том, что это также может вести к доктринальному
равнодушию  или компромиссу. Задача экуменической церкви - реализовать
существующий потенциал.(top)