ПечатьE-mail

Ответ... масонской ложе

История религий

Л. Джеймс Ронгстад. Ответ... масонской ложеHow to respond to... THE LODGE, by L. James Rongstad
Перевод с английского выполнен фондом "Лютеранское Наследие".
Переводчик: Константин Комаров. Редактор русского текста: Алексей Комаров
Copyright © 1977 Concordia Publishing House. 3558 S. Jefferson Avenue, St. Louis, MO 63118-3968
Copyright © 1994 Lutheran Heritage Foundation. Все права сохранены © Фонд "Лютеранское Наследие", 1998

http://www.lhf.ru

Содержание:

ПРЕДИСЛОВИЕ К СЕРИИ БРОШЮР "ОТВЕТ..." ......................... 4
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 5
1. ИСТОРИЯ МАСОНСКОЙ ЛОЖИ.................................................. 6
2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛОЖИ.............................................. 7
3. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОЖИ...................................... 9
4. СПАСЕНИЕ В ЛОЖЕ....................................................................... 10
5. МОЛИТВА И СИНКРЕТИЗМ В ЛОЖЕ....................................... 13
6. НЕКОТОРЫЕ ДОКТРИНАЛЬНЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ....... 15
7. ЧЕМУ МЫ МОЖЕМ НАУЧИТЬСЯ У ЛОЖИ........................... 17
8. КАК СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ ЧЛЕНАМ ЛОЖИ..................... 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 20

Предисловие к серии брошюр "Ответ..."

Данная серия брошюр является реакцией на потребность в специализированной литературе для "евангелизации людей, принадлежащих к нехристианским сектам и культам", о существовании которой члены Лютеранской Церкви Синода Миссури высказались во время национальной конференции в городе Анахайме (штат Калифорния), в июле 1975 г.

Те, кто отвечал за удовлетворение этой потребности, кстати, изложенной конференцией в форме официальной резолюции, предложили другим людям также высказаться о своих проблемах в этой области. В результате в свет вышла данная серия брошюр. Вероятно, необходимость подобной литературы наилучшим образом обосновал Св.Петр, наставлявший христиан: "...Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1Пет.3:15).

В современном обществе, где чрезвычайно размножились всевозможные культы, секты и движения, христианину часто бывает трудно сохранять внутреннюю уверенность в том, что он "всегда готов дать ответ". Данная серия брошюр задумана для того, чтобы помочь христианину в решении этой проблемы — путем предоставления ему информации о культах, а также путем проведения сравнительного анализа культовых учений с христианской верой.

Некоторые из культов очень активны в работе по завоеванию человеческих сердец и стремятся обратить в свою веру каждого слушающего. Поэтому данная серия также ставит перед собой цель — научить христианина делиться своей верой с теми, кто пытается его "обратить", причем, как учит Петр, делать это "с кротостью и благоговением". Поэтому каждая брошюра данной серии не только стремится к сравнению основных учений какого-то конкретного культа с христианскими доктринами, но содержит также предложения и советы о том, как свидетельствовать о Христе перед представителями этого культа.

Брошюры могут быть использованы двумя способами. Их могут читать и изучать люди, столкнувшиеся с какой-то конкретной проблемой и стремящиеся ознакомиться с каким-то из культов. Или же вся серия брошюр может изучаться на библейских занятиях. Серия начинается с брошюры обзорного характера, содержащей описание "культового склада ума" и анализ более широких проблем, поставленных культами перед нашей культурой. Продолжается серия описанием ряда наиболее крупных и влиятельных культов, каждому из которых посвящена отдельная брошюра.

Публикация данной серии начата с одной обзорной и пяти тематических брошюр. Мы надеемся, что после того, как этот первый выпуск будет принят и одобрен церковью, его можно будет дополнить другими тематическими брошюрами, посвященными культам, вызывающим наибольшую озабоченность христиан в наше время.

Эрвин Д. Колб,
Исполнительный секретарь
Евангелизационного Совета Лютеранской Церкви Синода Миссури

Введение

Серен Кьеркегор сказал: "Христианский мир уничтожил Христианство, сам того не осознавая". Многие из христиан 20-го столетия предпочитали и по сей день предпочитают свое наследие философиям либерализма, терпимости и компромисса. Моральные ценности — те основания, на которых базируется весь жизненный уклад — основаны скорее на общественном мнении, чем на Слове Божьем. Кажется, что наша все ухудшающаяся самодисциплина и наше все возрастающее самопрощение могут быть сравнимы с трясиной и зыбучими песками. Само основание, на котором возникли наши принципы, близко к исчезновению. Кто-то "выбил у нас почву из-под ног". Эта "почва" — не что иное, как право Библии определять наши моральные ценности, наши жизненные принципы, цели и приоритеты, да и само наше спасение.

Пришло время "трубить в трубы" для того, чтобы остановить наше стремительное погружение в забвение, наше падение в "никуда". Нам необходимо задуматься, используя в качестве критерия своих оценок Святое Писание. Использование Слова Божьего в качестве стандарта даст нам возможность выявить те философии и системы, которые "лишают нас точек опоры". Все точки над "i" должны быть расставлены. Изменения должны произойти, сейчас еще можно вернуться к Библии.

Данная брошюра представляет собой маленькую попытку что-то изменить. Это лишь одна из нескольких брошюр, содержащих информацию, на которой вы могли бы основывать свое мнение. Она написана для того, чтобы сохранить наше бесценное наследие: наследие людей, спасенных по милости Божьей — верой в Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, Спасителя мира. Мы молимся о том, чтобы вы всегда были готовы рассказать любому человеку о надежде, живущей в вас. Мы молимся о том, чтобы вы всегда были готовы к тому, чтобы по достоинству ответить представителям масонской ложи.

1. История масонской ложи

Организационно тайные общества масонов (ложи) зародились с Вольного масонства, в 1717 г. Два священника — пресвитерианин д.-р Джеймс Андерсон и обращенный в англиканство французский гугенот д.-р Феофил Дезагулиерс — выступили с инициативой создания отдельной группы верующих. В результате этого четыре Лондонских тайных общества слились воедино и образовали первую Великую ложу.

Этот исторический факт, однако, не мешает Древним Вольным и Общепринятым Масонам рассказывать своим потенциальным членам о том, что их история начинается еще со времен царя Соломона. Они говорят, что Хирам, царь Тирский, прислал для строительства Иерусалимского храма кедровые деревья, плотников и каменщиков (масонов), и что он имел тесные и обоюдовыгодные отношения с великим царем Соломоном. Эти отношения, как утверждается в "Новом Веке" (New Age), официальном органе Верховного Совета Южной Юрисдикции (апрель 1961, с. 30): "... подтверждают уверенность в том, что между ними существовала тесная масонская взаимосвязь".

Масонское издание Святой Библии, опубликованное Джоном А.Гертелем, излагает версию древнего происхождения ложи: "Предполагается, что Масонство происходит от древних таинств. Сии были впервые организованы, когда созвездие Льва находилось в положении летнего солнцестояния. Таким образом, древнее происхождение Масонства было зафиксировано на звездном небе" (Пересмотренное издание, 1957 г., с. 21).

Альберт Пик, в работе "Этика и догма" (с. 277), говорит: "Первым масонским законодателем, чье имя дошло до нас из истории, был Будда, примерно за тысячу лет до начала христианской эры преобразовавший религию Маноус. Он призвал к священничеству всех, кто чувствовал в себе вдохновение Божье для наставления людей, невзирая на кастовые различия".

17-го мая 1963 г. газета "Бирмингемские Новости" в специальном выпуске, посвященном масонскому ордену, перепечатала заявление Т.Г.Брабстона, последнего видного лидера Юго-восточной Ассоциации Святынь: "Происхождение Вольного масонства утеряно в тумане неописанной истории. Появление масонства связывалось со строительством храма царя Соломона. Заслуживающая доверия история масонства охватывает последние 250 лет".

Некоторые люди пытаются убедить нас, что в 1278 г. слово "ложа" означало "место укрытия" или "убежище", потому что палатка или навес на месте строящегося здания действительно был "ложей", схожей с той организацией, которую мы видим сегодня. Такие временные постройки использовались для хранения инструментов, а также в качестве мастерских, контор, помещений для отдыха и сна рабочих (некоторые из которых были каменщиками) в течение того времени, когда они были далеко от дома. Такие древние "ложи" можно сравнить с нефтяными вышками в Мексиканском заливе в наши дни, потому что эти обители становились временными домами работавших там людей.

Иногда можно услышать утверждения о том, что Иоанн Креститель, евангелист Иоанн, Ной и люди, строившие Вавилонскую башню — все были масонами. Однако эти утверждения бездоказательны. В лучшем случае они являются плодами бурной фантазии и гордыни. Учитывая отсутствие документальных доказательств, связывающих Вольное Масонство с каким бы то ни было периодом времени, предшествующим 1717 году, можно сказать, что все, кто утверждают о древнем происхождении этой организации, просто игнорируют факты. Наиболее честные и ответственные масонские лидеры наших дней не особенно обеспокоены поддержкой легенд о древности своего происхождения. Многие из них просто признают истину.

Независимо от того, как будет развиваться диспут о древности происхождения Вольного Масонства, следует отметить, что за время своего существования оно оказало огромное влияние на мир. Вольное Масонство — это, если можно так выразиться, "прадедушка" всех лож. Их учения, ритуалы, обряды и методы действия, а также их таинственность оказали вдохновляющий эффект на такие подобные им группировки, как "Лоси" (Moose, Elks), "Орлы" (Eagles) и "Национальная Ассоциация Фермеров" (National Grange). Все они, в той или иной мере, построены по образцу масонской ложи.

Многие великие американцы были масонами. Библия Гертеля (масонское издание) утверждает, что масонами были 15 президентов США: Вашингтон, Джефферсон, Мэдисон, Монро, Джексон, Полк, Бучанан, Джонсон, Гарфилд, Мак-Кинли, Т.Рузвельт, Тафт, Хардинг, Ф.Д.Рузвельт и Трумен. Некоторые полагают, что Пирс и Тейлор также принадлежали к их числу. Более того, кое-кто утверждает, что Линкольну и Гранту также было предложено вступить в масонскую ложу, но оба они умерли, не успев принести клятву. Имя Джорджа Вашингтона, в честь которого был воздвигнут огромный монумент на самом большом холме у реки Потомак, в городе Арлингтоне (штат Виргиния) — упоминается масонами с особой любовью. Оно просто зачаровывает их!

Масоны оказали влияние не только на американскую политику и историю, но также и на религиозную жизнь Америки. В 1769 г. ложа присвоила первые титулы кавалеров Ордена Тамплиеров. Эта группа христиан была допущена в Вольное Масонство, став частью Йоркского Ритуала (York Rite), чтобы сделать ложу более доступной для тех, кто исповедует Христианство. Кавалеры Ордена Тамплиеров — порождение Крестовых походов средневековых времен, они должны быть воинствующими сторонниками Христианства. Добропорядочные христиане часто думают, что степень кавалера Ордена Тамплиеров не предосудительна, и даже ссылаются с гордостью на свой Орден. Однако они забывают, что, имея связь с ложей, они поддерживают также и все ее учения в целом. Общепризнанно, что ложа имеет христианскую ориентацию и до сих пор использует многие из библейских учений, но, по мере своего развития, она все больше склоняется к концепции деизма — учению, имеющему расплывчатое, обобщенное и туманное представление о сущности Бога. Это сбило с пути истинного многих христиан. Если Триединый Бог христиан может восприниматься как один из богов, которым поклоняются люди, то в таком случае никто не чувствует себя оскорбленным и все могут становиться членами ложи. Масонский гроссмейстер (великий магистр) Англии, герцог Суссекский, в 1913 г. воскресил "универсализм", побудив английскую ложу исключить имя Христа из молитв. В наши дни влияние ложи наиболее отчетливо проявляется в Унитарианской и Универсалистской церквях, а также в церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). Многие церковные здания различных деноминаций имеют краеугольные камни с высеченными на них символами масонской ложи. Многие деноминации одобряли участие масонских лож в проведении похоронных церемоний.

2. Основные концепции ложи

Хотя обсуждение религиозных и политических вопросов в ложе строго запрещено, необходимо все же установить — является масонство религией, или нет. Официальные масонские источники не дают нам ответа на этот вопрос, потому что в масонской литературе можно найти как утверждения о том, что масонство является религией, так и опровержения данной позиции. Уклонение от религиозных дискуссий вовсе не означает, что ложа не является религиозной организацией. Это означает лишь то, что члены ложи не могут говорить о тех деноминациях, к которым они лично принадлежат — так же, как они избегают политических разговоров. Подобные дискуссии могут привести к напряженности и разногласиям.

А что же такое, собственно, религия? Определение, взятое из словаря, гласит: (1) Служение и поклонение Богу, или Бог, выраженный в каких-то формах поклонения. (2) Одна из систем веры и поклонения. (3) Исповедание, или практика религиозных верований; религиозные ритуалы, совершаемые коллективно; обряды. (4) Глубокое посвящение; самосознание. (5) Осведомленность или убежденность в существовании Высшего Существа, окружение его почтением, любовью, признательностью, желание повиноваться и служить ему, и т.п.; человек — единственное существо, способное иметь религию. Применимо ли это к Вольному Масонству?

Вольное Масонство является системой моральных ценностей, развиваемых и внедряемых посредством науки о символах. Учения ложи, покрытые таинственностью и мраком аллегоричности, изучаются с использованием символов. Масонский знак "Всевидящий глаз" напоминает глаз Божий. Первый вопрос, задаваемый кандидату при получении им титула ученика (подмастерья) — первый шаг в трехступенчатой "Голубой ложе" — верит ли он в Бога. Ложу не интересует, что думает кандидат о том, кто такой Бог — скорее, они просто запрещают атеистам вступление в ложу. Масоны называют Бога "Великим Архитектором Вселенной", или "Великим Гроссмейстером", или же "Стоименным Безымянным".

После весьма впечатляющей церемонии новичку (подмастерью) преподносится в дар фартук из кожи агнца, потому что агнец во все века считался символом невинности. "Таким образом считается, что человек, носящий фартук из кожи агнца, или Фартук из Белой Кожи, как масонский символ — постоянно хранит чистоту образа жизни, так необходимую для его допущения в Небесную Ложу, руководимую Великим Архитектором Вселенной". Эта целиком сфокусированная на человеке теология подчеркивает "награду небес", которую в конечном итоге должен получить верный масон, не оставляя места искупительной работе Иисуса. Библия учит, что мы спасены только по милости Божьей. Наши добрые дела следуют за оправданием, демонстирируя наше повиновение Господу Иисусу Христу, проявляемое нами в знак признания полученного нами от Него дара спасения.

В каждой масонской ложе обязательно имеются три предмета: угольник, циркуль и священная книга. Масонская священная книга не одинакова для всех. В ложах, состоящих главным образом из христиан, используется Святая Библия. В вольном масонстве священными книгами также считаются Пятикнижие Моисеево (священная книга иудеев) и Коран (священная книга мусульман). Кроме того, существует множество "священных книг" из других религий. Ложа не желает никого обидеть. Скорее она считает себя выше всех мировых религий. Пик в "Этике и догме" говорит: "Совершенная истина недостижима ни в одной области... [но] наша обязанность — всегда упорно стремиться к ее поискам. Ибо, хотя абсолютная истина недостижима, все же количество ошибок в наших воззрениях может постоянно уменьшаться. Таким образом, Масонство — это постоянное продвижение через тернии к свету". Такое отношение к отдельным религиям действительно возводит ложу в ранг некоей "сверхрелигии".

Угольник и циркуль являются основными инструментами строителей. Будучи используемы для придания предметам правильной прямоугольной и округлой формы, они служат символическим напоминанием масону о том, что он должен постоянно заниматься самоанализом, чтобы быть уверенным в правильности и достойности своей жизни.

Тесанный камень взят из каменоломни. Грубый и необработанный, он должен напоминать масону о его несовершенной природе. Молоток каменотеса, предназначенный для обработки грубых и неровных краев камней, сглаживания шероховатостей, напоминает масону о том, что он также должен стремиться к устранению несовершенства своей личности и образа жизни.

Все это имеет религиозное или философское значение для масона. Это можно выразить кратко, сказав, что масонство учит человека, будто он изначально является не грешным, но лишь несовершенным, что если он преданно и верно соблюдает принципы вольного масонства, то он будет взят в Высшую Небесную Ложу, руководимую Самим Великим Магистром. Это универсализм, деизм и гуманизм. Такая позиция отрицает потребность человека в Спасителе.

"Масонская Энциклопедия" Койла (1961 г.) в пространной статье под названием "Религия" говорит:

"Некоторые пытаются избежать обсуждения данного вопроса, утверждая, что Вольное Масонство не является религией, но религиозно — они полагают, будто замена существительного на прилагательное что-то существенно меняет. С тем же успехом можно было бы сказать, что человек не имел интеллекта, но был интеллектуален, или что он не имел хорошей репутации, но был уважаем... Вольное Масонство, конечно же, требует веры в существование Высшего Существа, от Которого зависит и Которому подотчетен человек. Что церковь может добавить к этому, кроме, разве что, приведения к содружеству всех тех, кто имеет такое же мнение? Именно это и делает ложа... Утверждалось, что Вольное Масонство не является сектантским движением — под этим подразумевалось, что оно не идентифицировало себя ни с одной из известных сект. Но если оно имеет свой собственный символ веры (кредо), разве оно не может само учредить секту, которую следует добавить к остальным? ...Вероятно, самое большое, что мы можем сказать, так это — что Вольное Масонство обычно не считалось сектой или деноминацией, хотя и может стать тем и другим, если его религиозная практика, символы веры, доктрины и догмат будут развиваться в будущем так же, как это было в прошлом. Утверждать, будто Вольное Масонство не является религией, может только тот, кто судит поверхностно и необоснованно... Здесь нет ни одного аргумента в пользу того, что Вольному Масонству следует быть религией. Мы стремимся лишь просто определить — чем оно стало и является".

В январе 1970 г. власти Греции запретили деятельность масонской ложи в своей стране, заявив, что считают масонство незаконной, тайной религией.

Секретность настолько пропитывает всю ложу, что кандидат в масоны должен принести клятву, грозящую суровыми наказаниями — еще до того, как узнает, куда он, собственно, вступает. Например, он должен "хранить и никогда не раскрывать" тайны масонства, и, в случае невыполнения этой клятвы, он дает согласие на то, чтобы его "язык был вырван с корнем, грудь была расторгнута и сердце вырвано, тело было разорвано надвое, внутренности изъяты и сожжены, а пепел — развеян по ветру".

Существует парадокс. Масонство ищет истину — и в то же время масон всегда должен хранить в тайне масонское учение. Ложа не согласна с утверждением из Евангелия от Иоанна (14:6) о том, что Иисус есть истина. Пик, в "Этике и догме" (с.161) утверждает:

"Но Масонство учит, и сохраняет в чистоте жизненно важные догматы древней веры, которые лежат в основе всех религий. Все когда-либо существовавшие религии имеют истинное основание, и все они поместили на это истинное основание свои заблуждения и ошибки. Фундаментальные истины, которым учил Искупитель, вскоре были искажены и перемешаны с вымыслом. Масонство является всеобщей моралью (этикой), приемлемой для жителей любой страны, для человека, исповедующего любое вероучение".

Проанализируйте две приводимые ниже цитаты из немасонских руководств и подумайте — являются ли они просто признанием существования Бога, или же они идут дальше, к учреждению религии: "Смерти не существует. Жизнь наполнена тайнами до тех пор, пока Бог Любви не откроет врата Своего Царства и великодушно не пригласит каждую проходящую чрез них душу в Свою вечную обитель... Давайте склоним головы в молчаливой молитве..." (Из церемонии принятия устава организации "Орлов"). "Конечно, существует жизнь после смерти для тех, кто был верен и искренен, жизнь, к которой придет свет и мир, где ноша будет снята и головная боль пройдет, где любовь, надежда и свершение, которых мы не имеем здесь, будут даны нам навеки" (Похоронная церемония, Американский Легион).

Приведенные выше цитаты достаточно наглядно показывают, как учения Христианства без разбора сваливаются в одну кучу с другими религиями. Уникальность христианского благовестия, в основе которого лежит надежда на вечную жизнь, добытую для нас воскресением Иисуса из мертвых, ставится под угрозу теми организациями, которые сводят спасение к достойной моральной жизни, без всякого указания на грех и милость, покаяние и прощение во Христе.

Столкнувшись с противоречиями между учениями ложи и Христианства, масон обычно ищет убежища под покровом секретности и таинственности. Он избегает углубленных дискуссий. Возможно, он думает, что стоит выше всех "сектантских различий" — и потому вежливо отказывается от открытого разговора. Верные христиане, однако, "...всегда готовы всякому, требующему (у них) отчета в (их) уповании, дать ответ с кротостью и благоговением". Мы хотим, чтобы вы, дорогой читатель, также были готовы дать ответ представителям масонской ложи.

3. Структура и организация Ложи

Вольное Масонство, существующее с 1717 г. представлено в Соединенных Штатах так называемой Голубой (Синей) Ложей, имеющей три основные степени: Ученик (Подмастерье), Член Общества и Мастер Масон1.

Пройдя все степени Голубой Ложи, Мастер Масон может выбрать по своему усмотрению один из двух видов иерархии, через который он должен будет пройти — или же он может не выбирать ничего. Два эти вида представляют собой: Шотландский Ритуал и Американский Ритуал (иногда называемый Йоркским Ритуалом). Шотландский Ритуал, помимо степеней Голубой Ложи, имеет еще 30 степеней, последняя из которых, 33-я, является почетной и присуждается только за особые заслуги. В Йоркском Обряде, помимо Голубой Ложи, имеется 10 степеней, высшая из которых называется "Рыцарь Тамплиеров" и эквивалентна 32-й степени Шотландского Ритуала. Первые три степени Голубой Ложи являются единственными уровнями, через которые должны пройти все масоны. Все остальные степени — необязательны.

К родственным (побочным) Орденам в масонстве относятся так называемые "Высокие Ливанские Кедры Соединенных Штатов Америки", "Мистический Орден Тайных Пророков Заколдованного Царства" (Гротто), "Рыцари Красного Креста Константина" и "Братство Акации".

Родственными женскими организациями являются: "Орден Восточной Звезды", "Белая Усыпальница Иерусалима", "Пурпурный Орден", "Дочери Нила" и "Дочери Моканны". Молодежные организации — "Орден Строителей", "Орден ДеМолея", "Орден дочерей Иова" и "Орден Радуги".

Первая Великая Ложа образовалась в Лондоне (Англия), в 1717 г., когда четыре местные ложи слились в одну. Все остальные Великие Ложи, которых сейчас в мире насчитывается 104, были организованы по распоряжению и при содействии этой Ложи. В Соединенных Штатах существуют 49 Великих Лож.

Система управления ложи, независимо от того, местная она или региональная, не является демократической. Скорее это можно назвать автократическим ("самодержавным") правлением. Почетный мастер местной ложи, например, имеет верховную и полную власть над всеми, стоящими ниже его по рангу. Уставные нормы (постановления) местной ложи предусматривают минимум стандартов поведения, но обычно сформулированы таким образом, что отдают всю власть в руки избранных лидеров.

Существует две версии возникновения названия "Голубая ложа". Одна из них повествует о том, что, когда "настоящие (действующие) масоны" (т. е. средневековые ремесленники) считали голубое небо символом Божественной чистоты, им это должно было напоминать о необходимости работать лучше и больше для соблюдения чистоты собственной жизни. Другая версия заключается в том, что, вскоре после появления "теоретического Масонства" (символическое Масонство началось в 1717 г.), голубой цвет заменил белый в качестве официального цвета первой Великой Ложи в Англии, по-видимому потому, что голубой был цветом Ордена Подвязки, кавалерами которого были многие масонские лидеры.

Похоже, что большинство лож, особенно масонская ложа, имеют расовые разделения (хотя все они признают, что "единодушное согласие" необходимо для любого кандидата для вступления в масонское братство). Негритянское Вольное Масонство образовалось в Соединенных Штатах 6 марта 1775 г., в Бостоне, когда масонские степени были присвоены принцу Холлу и 14-ти другим темнокожим членам военной ложи (№ 441 в Ирландском регистре) в Английской армии, присоединенной к 38-му полку. Утверждалось, что принц Холл родился в Барбадосе, в Британской колонии на западе Индии, что он приехал в Бостон, где стал лидером "свободных" негров этого города и был рукоположен в священ-

1 Или "масон третьей степени". — Перев.

 

нический сан. Затем, 29-го сентября 1784 г., Великая Ложа Англии издала устав для Африканской ложи № 459 города Бостона. Это привело к созданию первой Негритянской Великой Ложи в Соединенных Штатах.

Термин "вольный масон", согласно масонским источникам, появляется раньше организационного оформления ложи. Существует множество объяснений этого термина, например: (1) Масоны работали со строительным камнем2 — камнем, легко поддающимся обработке — и потому назывались "вольно-каменными" масонами, что впоследствии было сокращено и преобразовано в термин "вольные масоны"; (2) Они не были рабами или крепостными, а были свободными, вольными людьми; (3) Они были вольны переезжать с места на место по собственному усмотрению; (4) Им была дана определенная свобода в выборе городов и районов, в которых они работали; (5) Они были свободны от правил и предписаний, которые обычно были обязательными для членов союзов. Эти "вольные масоны" назывались "действующими", потому что они занимались своим специфическим ремеслом — были строителями, каменщиками, архитекторами, конструкторами, вовлеченными в созидательную работу. Так как обычно они работали вместе и часто — вдалеке от дома, они образовывали тесно связанные группы, в которых обсуждали между собой философские, политические, религиозные и другие проблемы общества.

Постепенно к этим "действующим" ("работникам") присоединялись другие, не принадлежавшие к их ложам, но, так как они были заинтересованы в истоках, окружении и учениях "действующего братства", их рассматривали как "допущенных" или "теоретических" ("акцептованных", "предположительных", "перспективных") масонов. Вот откуда появились такие термины, как "древние", "вольные" и "признанные" ("акцептованные") масоны.

Йоркский или Американский Ритуал масонства, помимо градаций Голубой Ложи, имеет 10 степеней, разделенных на 3 категории. Степени с 4-ой по 7-ю составляют "Хартию". Они являются "капитулярными степенями". Если перечислять их по порядку, то это степени: "марк-мастер", "паст-мастер", "мастер высшей степени" и "старший королевский масон"3. Вторая группа называется "Советом" и включает в себя 8-ю, 9-ю и 10-ю степени. Они называются "великий ('королевский') мастер", "избранный мастер", "сверхвеликий мастер". Третья группа называется "Командованием" ("Предводительствующей группой") и включает в себя Орден Красного Креста, Орден Мальтийских Рыцарей и, наконец, Рыцарский Орден Тамплиеров, как высшую ступень.

Структура Шотландского Ритуала масонства делится на четыре группы. Ложа Высшей Ступени имеет 11 степеней (с 4-ой по 14-ю), обычно называемые "невыразимыми степенями". Совет Правителей Иерусалима имеет две степени (15—16), называемые "историческими степенями"; "Собрание Розы" имеет две степени (17—18), называемые "философскими степенями"; и "Консистория" включает последние 14 степеней (19—32), называемые "традиционными и рыцарскими степенями". Тридцать третья, так называемая "официальная степень", является исключительно почетной. Сумма, которую необходимо уплатить при присвоении 32-ой степени — мастер-масон, — составляет около 100—150 долларов США.

4. Спасение в ложе

Существует три основных учения о тайном обществе, которые должны быть приняты в целом для того, чтобы понять масонскую концепцию спасения. Все ложи, будь они масонскими, присоединенными к вольным масонам и т.д., учат "Отечеству Божьему, братству Человеческому и бессмертию Души". Мы изучаем в основном масонский орден, и поэтому приведенные ниже цитаты взяты из их источников. Однако подобные учения можно найти также и в других тайных обществах и братствах.

В Айовском ежеквартальном бюллетене (Апрель 1917 г., с.54) говорится: "Масонство является организацией, основанной Богом и предназначенной для приведения людей к Богу, для формирования у них более ясного представления о надлежащих отношениях с Богом, как их Небесным Отцом, с людьми, как их братьями, а также представления о конечном предназначении человеческой души". Давайте рассмотрим каждое из этих трех положений отдельно и более подробно. Первое положение касается Бога, второе — человека и третье — бессмертия души.

2 Так называемый "free-stone" — строительный камень, легко поддающийся обработке, название которого дословно может быть переведено, как "легкий камень", "вольный камень", "свободный камень" и т. п. — Перев.

3 Royal Arch Mason: формально этот титул можно перевести как: "масон королевской арки", "королевский архимасон" и т. п. Терминология, встречающаяся в справочной литературе на русском языке, в этой области чрезвычайно скудна и противоречива, поэтому переводчик не ручается за точность перевода некоторых специфических масонских терминов. — Перев.

 

Мы полагаем, наши читатели понимают и признают, что христианский и библейский Бог является триединым: три Ипостаси одного Бога — Отец, Сын и Дух Святой. А также то, что Иисус Христос является истинным Богом и истинным Человеком, что Он обладает одновременно божественными и человеческими качествами, что, будучи Словом, Он стал Плотью, что Он умер для того, чтобы оплатить наши грехи, воскрес из мертвых и вознесся на небеса, где Он сейчас живет и свидетельствует о нас.

Альберт Пик, которого собратья-масоны называли "одним из наиболее видных масонов, когда-либо существовавших в западном мире", пишет в своей работе "Этика и догма" (с. 23) следующее:

"Масонство почитает всех великих реформаторов. Оно видит в Моисее иудейского законодателя, в Конфуции и Заратуштре4, в Иисусе из Назарета и в Арабском Иконоборце5 — великих учителей морали, и не более того. И оно позволяет любому брату Ордена приписывать любой из подобных личностей высокий, даже божественный характер — в зависимости от требований его вероисповедания и представлений об истине... Мы не склонны недооценивать важность любой Истины. Мы не произносим ни одного слова, которое могло бы быть расценено как непочтительное хоть кем-то из представителей существующих вероучений. Мы не говорим мусульманину, что для него чрезвычайно важно уверовать в существование одного Бога, и совершенно неважно — был ли Магомет Его пророком. Мы не говорим иудею, что Мессия, прихода Которого он ожидает, был рожден в Вифлееме около двух тысяч лет назад, и не называем его еретиком за то, что он не верит в это. И так же мы предпочитаем не говорить искренне верующему христианину, что Иисус из Назарета был всего лишь человеком, подобным нам, и что Его история — это всего лишь реанимация древней нереальной легенды. Все это выходит за рамки наших полномочий. Масонство не является движением какого-то одного века — оно принадлежит всем временам. Оно не опирается на какую-то одну религию, но извлекает свои великие истины из всех их. Для каждого масона существует (какой-то) Бог — один Высший, бесконечный в Своей благости, мудрости, предвидении, справедливости и щедрости Создатель, Даятель и Хранитель всего сущего. Как Он творит и действует, и каким образом Он раскрывает и являет Себя — масонство оставляет ответ на этот вопрос вероисповеданиям и религиям".

Что же это за Бог, которого исповедует масон? "Великий Архитектор Вселенной". Такое "вероисповедание", однако, — это не что иное, как старательное уклонение от исповедания какого-либо имени из встречающихся в "Символах Веры" и "религиях".

Самое тайное слово, которым должен обозначаться Бог, сообщается кандидату, достигшему степени мастера-масона, когда он постигает "пять принципов содружества" (нога к ноге, колено к колену, плечо к плечу, щека к щеке, уста к уху). Это произносится шепотом: МА-ХА-БОН. Это "священное" слово, сообщаемое кандидату, никогда не должно произноситься вслух — его следует сохранять в тайне.

Член ложи, достигший уровня "старшего королевского масона" (в Йоркском ритуале) — ступени, через которую Рыцарь Тамплиеров должен пройти для того, чтобы перейти в якобы "Христианскую степень", узнает другое тайное имя, сообщаемое ему на церемонии посвящения. "Вновь открытое" имя Истинного Бога — "Я-вал-он". Это, с позволения сказать, "троица" старших королевских масонов. "Я" — это сокращение от иудейского имени Бога: Яхве или Иегова. "Вал" — имя ассирийского божества, упоминаемое в Ветхом Завете как "Ваал" (идол, которого Бог велел израильтянам избегать любой ценой). "Он" — это имя египетского бога солнца.

В Ордене Рыцарей Тамплиеров, где Иисус Христос, казалось бы, должен занимать центральное место, наблюдается странное отсутствие какого бы то ни было признания того факта, что Он — истинный Бог и истинный Человек. Во время служения используется прекрасный язык. Ритуал поклонения оставляет глубокое впечатление. Но о Ком не упоминается вовсе — так это о Христе, Спасителе от греха. Так же, как полностью отсутствует покаяние со стороны человека. Что же представляет тогда собой масонское учение о человеке?

Учение ложи о сущности и природе человека полностью отличается от христианского. Будучи христианами, мы исповедуем познанную из Писаний истину, что человек рожден "в образе Адама", то есть — грешным, развращенным и отделенным от Бога. Масонство никогда не говорит ничего подобного, равно как и умалчивает о том, что человек безнадежен, если не спасен Искупителем. Уард, в сво-

4 Конфуций — (551—479 до н.э.), др.-китайский философ и педагог. Заратуштра (варианты имени: Заратустра, греч.— Зороастр) — реформатор др.-иранской религии, время жизни — примерно первая половина 6-го века до н.э. — Перев.

5 Арабский Иконоборец (в оригинале: Arabian Iconoclast): вероятно, здесь имеется в виду византийский император Лев III (ок. 645—741 н.э.), известный своей борьбой с арабами и поддержавший в 726 г. иконоборчество — других ассоциаций у переводчика не возникает, поскольку использованное в оригинале имя не типично и отсутствует в имеющейся справочной литературе. — Перев.

 

ей работе "Вольное Масонство: цели и идеалы" (с. 187), пишет: "Вольное Масонство учит, что каждый человек может самостоятельно разработать собственную концепцию Бога и, таким образом, достичь спасения". Фактически, все сводится к тому, что масон может сам определить себе бога, а затем условия своего собственного спасения. Удобно, ничего не скажешь. В Бюллетене "Short Talk Bulletin", издаваемом Ассоциацией Масонского Служения в Соединенных Штатах (том. 43, № 5, май 1964 г., с. 3), сказано: "Братство представляется мне попыткой человека организовать свою жизнь надлежащим образом, сориентированной на то, что он полагает замыслом Создателя по отношению к себе в этой вселенной. Это рука, протянутая человеком Богу". Пик в своей "Этике и догме" (с. 854) говорит: "Для его достижения (т.е. достижения спасения) масон должен прежде всего обрести твердую уверенность, основанную на доводах его разума, о том, что он имеет духовную сущность внутри себя — душу, которая не умрет, когда тело исчезнет, но должна будет продолжить свое существование и продвигаться к совершенству через все века вечности и обретать, по мере того как она приближается к Богу, все более и более ясное видение света Божественного Присутствия".

Третье основное учение Ложи — о бессмертии души. Пересмотренное "Масонское Издание Библии" Гертеля побуждает всех масонов проявлять внимание к символике различных орудий, посредством которых человек должен мерить свою жизнь с тем, чтобы определить свою целостность для допущения в Высшую Небесную Ложу. В ней говорится: "Руководимый переносными сокровищами масонства (угольник, циркуль, уровень и отвес), он созидает в себе непогрешимый характер, характер кандидата, который может быть допущен в Высшую Небесную Ложу" (с. 33).

В журнале "Louisiana Masonic Monitor" (с. 132) можно прочесть следующие слова, адресованные Почтенным Мастером — кандидату в Мастеры-Масоны:

"И теперь, братья мои, давайте взирать на это и выверять свою жизнь по отвесу праведности, выравнивать свои поступки по угольнику добродетели, чтобы, когда Великий Страж Небес призовет нас, мы были готовы".

К кандидату в Подмастерья здесь можно найти следующее обращение:

"Вам дарован фартук из кожи агнца, или Фартук из Белой Кожи. Агнец во все времена был символом невинности. Таким образом, Фартук из Белой Кожи напоминает масону о чистоте образа жизни и поведения, которые необходимы для достижения Небесной Ложи, управляемой Великим Архитектором Вселенной" ("Monitor", с. 44).

Масонская доктрина о бессмертии иллюстрируется далее следующей молитвой, прочитанной во время похоронной церемонии:

"О, прославленный Боже, Творец всех благ и Даятель всей милости, излей на нас Твои благословения, и укрепи наши торжественные обещания узами искренней привязанности. Да будет эта смерть напоминать нам о приближении нашего удела, и да будем мы — через обращение к Тебе — иметь побуждение выверять наше поведение здесь, чтобы, когда придет момент нашего физического исчезновения, и мы должны будем покинуть этот краткий период своего существования, мы были приняты в Твое вечное царство, чтобы присоединиться там к непреходящему блаженству, которым наделяются души праведников, ставших совершенными. Аминь". ("Monitor", с. 156).

Помимо учения о бессмертии души, Ложа имеет учение о воскресении тела. Обе эти концепции можно видеть в приведенном далее фрагменте речи, произнесенной в ходе похоронной церемонии (вслед за только что рассмотренной молитвой):

"Пусть твое тело безмятежно покоится в этой земной могиле, мой брат. Ярким и славным будет твое воскресение из нее. Благоухающим будет этот побег (вечнозеленой) акации, который расцветет здесь. Пусть первые весенние почки распустятся здесь, на месте, где покоится твое тело. И свежесть летних роз да пребудет здесь как можно дольше. Хотя холодное дуновение осени может превратить их в прах и временно разрушить прелесть их существования, все же их увядание не окончательно, и их новый весенний рассвет уже грядет. Так ярким утром Воскресения и ты снова расцветешь в обновление жизни. До встречи в тот день, дорогой брат, до встречи..." ("Monitor", с. 157).

Нужно ли нам специально указывать на отсутствие Иисуса Христа во всем этом? Едва ли! Это очевидно! Мы знаем из Святой Библии, что без победы Иисуса Христа над смертью и без нашей веры в Него, веры, даруемой нам по милости, — не может быть никакой вечной жизни на небесах и никакого воскресения в славе.

Оцените следующий фрагмент из ритуала Ордена Амаранта (Пурпурного Ордена):

"Вера, как о ней говорит апостол Павел, это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом...6 Она поддерживает нас в наши черные дни и направляет разум на созерцание благости нашего Божественного Отца, Который верен во всем, воздавая каждому по делам его... Давайте верить в себя,

6 См. Евр.11:1. — Перев.

 

в наши объединения и бороться против порочных влияний и упадка духа. Ибо, поддерживая веру друг в друга, мы увеличиваем собственную благость. Вера — это Спаситель и Искупитель народов".

Еще один пример эклектичности и запутанности учения о Боге, о человеке и о бессметрии души можно найти в заявлении из "Последней дани умершим членам Братского Ордена Орлов": "Это не конец. Братский Орден Орлов учит, что мы должны собраться снова, и что хрупкие ассоциации этой жизни разбиваются только для того, чтобы когда-то снова возродиться и объединиться. Смотрим ли в живые глаза тех, кого любим, или всматриваемся в безмятежные лица наших умерших — Божественная любовь утешает нас, давая нам благословенную уверенность в том, что эти отношения вечны". Или взгляните на эти слова, произнесенные на похоронной церемонии "Ордена Лосей": "Это всего лишь (временное) расставание, поездка на незнакомый берег, поездка, которую нам тоже когда-то предстоит предпринять..."

Мемориальное служение "Лосей" включает следующий параграф, зачитываемый Благородным Правителем:

"Как Лоси, мы знаем, что однажды смертный человек вступит в бессмертие. Эти служения напоминают нам, твердым в своей вере, что мы рождены не для того, чтобы умереть — но чтобы жить. Действительно, мы лишаемся света возлюбленных глаз, но он засияет еще ярче на другом берегу. Голоса, в которые мы любили вслушиваться, сидя у камина, на аукционах или на собрании общества, умолкают. Но они оживут снова в музыке Невидимого Хора и смешаются навеки в гармонии ангелов. День Памяти для нас — это день возносимых чувств. Надежда осушает наши слезы, и глазами веры мы можем видеть тех, кого любили и временно потеряли, когда они отправились на землю лучшую, ожидая дня, когда цепь братской любви будет вновь воссоединена на веки вечные".

5. Молитва и синкретизм в ложе

Как упоминалось ранее, масонская ложа считает себя выше всех религий. Она пытается никого не обижать, впитывая при этом части отдельных религий и вероучений. Это называется синкретизмом.

"Христианство знает доктрину о Братстве, но устранило из нее политическое равенство, предписывая повиновение Кесарю и властям. Масонство было первым апостолом Равенства. В монастыре существует братство и равенство, но нет свободы. Масонство добавило также и ее, возвестив людям о трехстороннем наследии: Свобода, Равенство, Братство" (Пик, "Этика и догма", с. 23).

Это наглядный пример синкретизма. Фактически, это даже нечто большее. Это претензия на то, чтобы называться религией.

Молитве придается в ложе весьма большое значение. Ритуалы, церемонии и собрания всегда включают в себя молитву. Особенно тщательно это соблюдается при проведении обрядов посвящения новых членов общества. "Библия" Гертеля на с. 34 говорит: "Во время открытия ложи необходимо прославить Великого Архитектора Вселенной и обратиться к нему с мольбой о благословении предстоящей работы. В то же время, следует вознести молитвы о мире и гармонии при завершении собрания ложи". Этот таинственный "Архитектор Вселенной" должен быть "прославлен". Кто же он? Любой "бог", по вашему усмотрению. Молитва (какому-то) божеству лежит в основе учения масонства.

Молитвы, однако, возносятся не во имя Иисуса, вопреки библейскому учению о том, что действенной является молитва только во имя Иисуса. Причина такого пренебрежения ко Христу заключается в том, что ложа стремится быть "вселенской". Макки в своей "Энциклопедии по вольному Масонству" (том 1, с. 149) говорит: "Но универсальность (вселенская принадлежность) является предметом его гордости. На его языке могут говорить представители всех народов. У его алтарей могут преклонять колени верующие различных религий. Под его символами веры могут подписаться последователи любого вероучения". Пик утверждает, что у масонских "алтарей могут собираться как братья и объединяться в молитве единому Богу христиане, иудеи, мусульмане, брамины, последователи Конфуция и Заратуштры..." Иисус говорил, что все люди должны славить и почитать Сына также, как они славят и почитают Отца.

Отношение ложи к Богу и бытующие в ней представления о молитве весьма похожи на представления многих американцев, даже не имеющих понятия об учениях ложи. Кажется, что многие американцы готовы согласиться со значительностью и ценностью любой религии и любого бога, какого бы ни предложил человек. Подобное отношение можно найти в масонстве, как констатируется в бюллетене "Short Talk Bulletin" (т. 36, №8, с. 7): "Капеллан (священник) масонской ложи, который читает молитвы от имени всего тайного общества, молится не во имя Плотника из Назарета, не во имя Иеговы и не во имя Аллаха. Он молится Великому Ремесленнику или Великому Архитектору Вселенной. За этим именем приверженцы всех вероучений могут найти каждый свое божество. Неупоминание каждого божества по имени является не отрицанием их, но лишь проявлением великой учтивости, так чтобы каждый человек, за которого возносится молитва, мог слышать имя своего собственного божества во всеобъемлющем титуле Великого Архитектора".

Оцените следующие образцы молитвы: "О, Господь, мы умоляем Тебя благословить деяния нашего Ордена. Да помогут уроки, которые мы изучаем здесь, возвысить нас в Твоих глазах. Да будет наша вера в повседневной жизни такой, какой была вера Иова, чтобы мы получили награду нашу. Аминь" (Из ритуала Ордена Дочерей Иова). "Пройди с этой сестрой каждый шаг ее посвящения, показывай ей, что мы учим Твоим истинам, и не только сейчас, но на протяжении всей жизни вечной. Аминь" (молитва перед Белым Алтарем Святого Обетования Ордена Радуги).

Иисус сказал, что отречение от Него перед людьми приведет к отречению Его от нас перед Отцом Небесным.

Интересно отметить, что только в 18-ой и 30-ой степенях Шотландского ритуала Масонства и в степени Рыцарей Тамплиеров Йоркского ритуала Масонства разрешается использование имени Иисуса Христа в молитве. Эта привилегия существует как дань уважения к сторонникам христианского вероучения. Эта уступка допустима по отношению к тем, кому кажется обидным не упоминание Христа в молитвах Голубой Ложи.

Люди, в том числе и некоторые христиане, имеют странное представление о молитве. Они считают молитву неким ключом, открывающим дверь Обители Божьей. По их мнению, то, как они складывают руки и склоняют головы, определяет их шансы на вхождение в дверь Дома Божьего. Некоторые даже полагают, что слова "Дорогой Господь" или "Отче, сущий на небесах" являются словами, привлекающими внимание Бога к нашей молитве. Иисус же, в Своей Нагорной проповеди, говорит нам, что Отец Небесный знает обо всех наших нуждах еще до того, как мы просим Его о чем-то.

Какова "движущая сила" наших молитв? Разве это не Святой Дух, живущий в нас, то есть в наших телах, которые являются Его храмами? Ежели это так, если мы молимся Триединому Богу и именно таким образом, то тогда что же такое молитва? Молитва — это то, что Бог говорит Себе через нас. Молитва — это не столько действие человека, сколько действите Бога, живущего в этом человеке. Молитва, если хотите, это когда Бог "настраивает" человека на Свой "частотный диапазон". Молитва может иметь место только в том случае, когда Бог создает веру в сердце молящегося человека — молящегося только во имя Иисуса. Способность общаться с Богом — это следствие милости, исходящей от Него, доказательство восстановления утерянного Адамова образа. Молитва предполагает наличие отношений личности с Отцом Небесным, возникших благодаря примирительному, искупительному деянию Иисуса Христа, нашего Господа. Ничему подобному ложа не учит.

Каждому христианину необходима такая убежденность, какой обладала одна маленькая девочка, дочь баптистского пастора. Ее попросили молиться в общественном месте, в котором должно было присутствовать множество нехристиан. Она написала свою молитву и завершила ее фразой "во имя Иисуса". Когда она показывала свою молитву помощнику директора школы, тот возразил: "Нам нужна общая для всех деноминаций молитва, которая удовлетворила бы каждого присутствующего. В конце концов, мы думаем, что на нашем собрании будет несколько иудеев, поэтому я предлагаю закончить молитву словами 'во имя Бога', или как-то в этом духе. Все мы молимся одному и тому же Богу". Девочка ответила ему: "Если я не могу сказать то, во что верую, то я вообще ничего не буду говорить".

Еще один факт, вызывающий беспокойство, — это постоянно подчеркиваемое обещание ложи помогать братьям-масонам и защищать их, даже в том случае, когда они повинны в совершении каких-то преступлений, за исключением убийства или государственной измены. Некоторые разновидности клятвы, даваемой кандидатами в "Королевскую Арку", звучат следующим образом: "Я буду помогать своему масону-собрату по Королевской Арке, если увижу, что он имеет какие-то трудности и буду поддерживать его дело таким образом, чтобы помочь ему избавиться от неприятностей, независимо от того — прав он или виноват". Убийство и измена не являются здесь исключениями, как в Голубой Ложе. Это значит, что масон Королевской Арки клянется помогать своему собрату даже в том случае, когда тот повинен в убийстве или государственной измене. Представьте себе адвоката, юриста, судью и члена суда присяжных, которые все являются масонами ложи Королевской Арки, отправляющими правосудие...

Так как братские отношения подчеркиваются в ложе особым образом — при приеме на работу, составлении контрактов, при решении деловых вопросов и в других сферах жизни общества часто процветает фаворитизм. По этой же причине, когда кто-то покидает ложу, это нередко отражается на его работе, общественном положении, занимаемой должности и т. п. Известны даже случаи воздействия такими методами на работников, которые были членами Лютеранской Церкви Синода Миссури — только за их свидетельство о том, что ложа представляет собой нехристианский культ, несмотря на тот факт, что эти люди никогда не были членами масонской ложи.

6. Некоторые доктринальные сопоставления

Христианам следует уделять особое внимание сохранению библейского наследия. Иисус сказал, что если мы любим Его, то должны исполнять Его заповеди. Св. Павел предупреждал Тимофея о людях, которые будут пытаться лишить Христианство проповедуемых истин — он писал об этом во время своего последнего заключения в римской тюрьме. Об этом он также предупреждал пастырей из Малой Азии, во время своего трогательного слезного прощания с ними7. Св. Иоанн неоднократно предупреждал своих "детей" о тех, кто будет пытаться исказить учение Искупителя8. Иисус увещевал следующих за Ним помнить Его слова. Через Моисея Бог велел израильтянам каждый дом превратить в "школу", в которой родители должны постоянно рассказывать детям о принадлежащем им наследии народа, избранного Богом, и о деяниях, совершенных ради них милостивым Богом. Иисус Навин, во время обретения Земли Обетованной, также предупреждал людей о том, чтобы они никогда не оставляли путей Господних. Библия полна увещеваний и предупреждений о недопустимости потери учений, содержащихся в Писаниях.

В этом же духе написаны и данные строки. Они предупреждают: наше пренебрежение, невежество или отказ от оценки содержания культа ложи, того, о чем ложа говорит и что она делает — означает распространение ее влияния на нашу жизнь. Мы, американцы, должны любой ценой — даже если придется заплатить за это пребыванием в "вечной бдительности" — хранить нашу свободу и наше духовное наследие. Поэтому мы предлагаем критически пересмотреть некоторые основные различия между учениями масонской ложи и Христианства, чтобы выявить расхождения учений ложи с учениями Христианства и их несовместимость. Хочется надеяться, что после этого читателю захочется рассказать о данных противоречиях другим людям.

Различия, которым мы уделим здесь особое внимание, будут связаны с учениями о Боге, человеке, бессмертии души, Библии, молитве и секретности.

Первое, наиболее яркое противоречие между ложей и Христианством касается учения о Боге. Хотя ложа требует от своих членов веры в некое "Высшее Существо", хотя она использует такие термины, как: "бог", "Господь", "Всевидящий Глаз" и т. д., и хотя они развивают теологию о своем "боге" на основе того, что он совершает — тем не менее, ложа старательно отказывается от исповедания того Бога, о котором нам рассказывается в Писаниях. Определение Личности Бога избегается. В ложе не существует отождествления Отца, Сына и Святого Духа, и совершенно ничего не говорится о том, что Бог триедин. Умолчанием всего этого ложа фактически отрицает то, что открывает о Боге Библия. Это оскорбительно для христиан — или, по крайней мере, должно быть оскорбительно! Христиане знают из Библии, что не существует иного Бога, кроме Святого и Триединого Господа господствующих, и что для обретения спасения необходимо веровать в этого Бога и исповедовать Его.

Иисус — это "Слово, ставшее плотью". Он — тот самый великий "Свет", который масонский орден пытается найти в своих поисках Истины, но никогда не находит. "Видевший Меня видел Отца" — сказал Иисус9.

Масоны уделяют такое огромное внимание вере в "Высшее Существо", что на этой почве однажды вытеснили даже целую нехристианскую общину из своего помещения. В начале 1965 г. раввин из Бирмингема (штат Мичиган) и его община, состоящая из 140 членов, отказались от дальнейшего использования масонского храма. Сент-Луисская газета "Post Dispatch" от 21 марта 1965 г. писала, что этому решению были даны "теологические обоснования". Масоны настаивали на том, что для использования их храма необходимо признание (со стороны общины) существования некоего Высшего Существа.

"ВОЛЬНОЕ МАСОНСТВО — ПРОСТАЯ РЕЛИГИЯ" — это название статьи на обложке ежемесячного журнала "Royal Arch Mason" (том.5, № 9, март 1957 г.). В данной статье говорится: "Мы имеем лишь одну догму — веру в Бога, — но она столь прочно учреждена в качестве краеугольного камня братства, что никто не может быть допущен в члены англоговорящей ложи без полного и добровольного принятия этой догмы. Во всех ссылках на Божество, о Боге почтительно говорится как о Великом Архитекторе Вселенной... На этом краеугольном камне мы воздвигаем простую религию — Отечество Божье, Братство человеческое и Бессмертие души — просто, но рационально. При помощи этого простого символа веры Вольное Масонство смогло привлечь и принять в число своего братства приверженцев различных вероучений со всего мира — христиан, иудеев, индусов, мусульман, фарисеев, буддистов и других — только атеисты составляют исключение из этого перечня".

Насколько можно понять автора процитированной статьи, большинство христиан, являющихся членами масонской ложи, не разделяют нашей озабоченности по поводу компромиссной позиции масо-

7 Имеется ввиду эпизод из Книги Деяний 20:18-38. — Перев.

8 См., например, 1Иоан.2:18 и др. — Перев.

9 См. Иоан.14:9. — Перев.

 

нов в учении о Боге, и не согласны с тем, что в ложе они поклоняются идолам. В этом и заключается трудность. Они говорят, что, хотя ими и используется термин "Великий Архитектор Вселенной", они понимают под ним своего Триединого Бога — особенно в ложах, состоящих преимущественно из христиан. Для них это всего лишь другое описание имени Божьего, и они не видят в этом ничего плохого, несмотря на тот факт, что Библия никогда не определяет Бога такими терминами.

Мы решительно заявляем, что уклонение от имен Божьих, открытых нам в Писаниях — есть не что иное, как преднамеренная попытка низвести значение Христианства до "всего лишь одной из мировых религий". Хуже того — данное явление прогрессирует. Поступая так, ложа эффектно умаляет личность и искупительную миссию Иисуса Христа.

И это приводит нас ко второму конфликту, имеющему место между ложей и Христианством — к противоречию в учении о человеке. Масонство учит, что человек имеет "грубую и несовершенную природу", и дальше этого они не могут приблизиться к доктрине о первородном грехе. Причина этого, по всей вероятности, заключается в том, что если масонство станет учить о грешной природе человека, то оно также должно будет учить о спасении и о том, как его достичь. В таком случае ложе пришлось бы иметь дело с Иисусом, то есть с Искупителем. Намного более подходящим для ложи является принятие идеи о спасении для всех, живущих этически праведной жизнью. Она не пытается определить — что такое отрицание Божественной истины. Она говорит, что добрые дела необходимы для принятия человека в "Высшую Небесную Ложу, где председательствует Верховный Магистр". Каждый "истинный" масон — утверждается далее — будет в числе избранных постольку, поскольку он был верен принципам своего Братства здесь, на земле. Ложа не исключает ни одного человека из числа "отправляющихся за своей справедливой наградой" и обещает каждому масону место в "Великой Небесной Ложе". И это происходит без каких-либо упоминаний об Иисусе, Его смерти и воскресении, человеческом покаянии, милости Божьей и т.п. Таким образом, мы приходим к выводу, что ложа — это религия; религия, в которой отсутствует Христос, а следовательно — это культ, совершенно несовместимый с Христианством, культ, которого должен избегать каждый христианин.

Учение о бессмертии души — это третий основной пункт разногласий между масонством и Христианством. Здесь применимо кое-что из уже сказанного выше, и потому мы не будем повторяться. Добавим лишь несколько строк к уже сказанному. Идея о бессмертии души была перенята масонством у Христианства. Но только учением о бессмертии все и ограничилось. Ложа полностью отбросила такие истины, что вечная жизнь на небесах целиком и полностью является даром Божьим, что Иисус — Своей смертью на кресте и воскресением — примирил грешного человека с Богом, что Святой Дух приводит человека к вере во Христа, как личного Спасителя от греха. Или, говоря другими словами, ложа учит просто о бессмертии, без всякой связи этого явления со Христом.

Еще один конфликт связан с ролью Библии в ложе. Библия рассматривается как "Священная Книга", но всего лишь одна из многих священных книг, существующих в мире. "Священная Книга" является одним из неотъемлемых "аксессуаров" (одной из принадлежностей) масонского храма. И такой книгой не всегда бывает Библия. Следует отметить, что в большинстве местных масонских лож Америки на алтарях лежит открытая Библия, но это имеет место лишь потому, что религиозные убеждения большинства членов данных конкретных лож предполагают выбор именно этой "Священной Книги".

К тому же формальное "выставление напоказ Священной Книги" отнюдь не предполагает ее надлежащего использования. Как выставление семейной Библии на самую "почетную" книжную полку в доме не означает того, что ее открывают и используют, так и открытая Библия на алтаре масонских лож не означает, что данное место имеет какое-то отношение к Христианству. Мы знаем, что масонство имеет хорошо развитую систему образования. Масонство не признает Святую Библию единственным богодухновенным непогрешимым Словом Божьим. Оно не может этого делать. Это было бы неприемлемо для членов ложи, не являющихся христианами.

И еще одно принципиальное разногласие между Масонством и Христианством — молитва. С момента присвоения степени Подмастерья молитва становится обязательной для всех членов ложи. Сам по себе факт молитвы нисколько не оскорбителен и не обиден для нас. Но прежде всего мы хотели бы знать, Кому адресуется молитва? Затем — совместно с кем произносится эта молитва? И наконец — произносится ли эта молитва "во имя Иисуса"? Кроме того, нас интересует — является ли исповедание грехов и принятие прощения Христова частью молитвенной жизни?

Эти вопросы можно назвать риторическими, потому что ответы на них в данном случае очевидны. Мы, христиане, молимся во имя Иисуса, обращаясь всегда к Отцу, Сыну и Святому Духу. Наша молитвенная жизнь является очень личной, потому что она касается самых глубин нашей души. Мы очень избирательно и щепетильно подходим к вопросу о том, совместно с кем молиться. Если кто-то молится вместе с нами и за нас, то мы даем им разрешение на такое обращение к Богу с ходатайством о решении наших проблем. Небезопасно и неправильно позволять другим людям вести нас в молитве, если мы не знаем об их вере и не доверяем им полностью. Отсюда следует, что мы не представляем себе — как может "масон-христианин" позволить, скажем, магистру прославления, придерживающемуся иудейского вероисповедания или масонскому капеллану-унитарию, вести его в молитве. Поэтому мы искренне поражаемся утверждению о том, что какой-то христианин может смириться с подобной ситуацией.

Наконец, нам хотелось бы обратить внимание на секретность, которой окружает себя ложа — не потому, что это оскорбляет наши чувства, и уж конечно не потому, что мы ревностно стремимся узнать масонские тайны. Большинство тайных обществ, включая масонские, были явно безуспешны в сохранении своей секретности. Скорее наша озабоченность вызвана последствиями этой секретности — тем, например, к чему приводит таинственность и загадочность, имеющая место в разговоре масона со своим пастором или своей женой. Много раз автор данной книги беседовал с масонами о Масонстве. По большей части такие беседы представляют собой монолог. В определенный момент разговора масон просто замолкает. Он отказывается говорить далее. Он пытается скрыть очень многое, потому что поклялся хранить тайну. Обычно его отношения с пастором начинают ухудшаться именно по этой причине. Даже если пастору удается убедить его в том, что ложу следует оставить, что учения ложи противоречат христианским, масон подвергается воздействию со стороны других масонов, напоминающих ему о братских чувствах, или же на него воздействуют при помощи семьи — поэтому обычно он не может покинуть ложу, даже если и был вынужден признать правоту пастора.

Если ложа предлагает что-то духовно благотворное, как утверждает Масонство, то зачем же тогда держать все это в секрете? Если они знают нечто праведное, восхитительное и важное, даже способное привести вас на небеса, то зачем же покрывать это завесой тайны и тумана? Тогда следует наоборот открыть двери лож для всего мира. Вместо этого, однако, двери открываются только для приносящих клятву хранить все в тайне, причем еще до того, как они узнают, что же, собственно, им предстоит скрывать. Говоря другими словами, от кандидата в масоны требуется принесение клятвы до того, как ему откроют то, что ему предстоит всегда хранить в тайне и никогда не открывать. Клясться "формально", только для того, чтобы пройти через какую-то церемонию — нечестно даже по отношению к самой ложе. Члены ложи имеют полное право ожидать от христианина больше, чем поиска поддержки своего Господа только лишь из корыстных побуждений. Роберт Болт, во вступлении к своей пьесе "Всесезонный человек", говорит о клятве, приносимой со стороны христианина как о:

"... приглашении Бога, приглашении выступить в роли свидетеля и судьи, от которого Бог не мог бы отказаться... Человек клянется только в том случае, когда он желает посвятить себя полностью и исключительно сделанному заявлению, когда он ставит знак равенства между истинностью своего заявления и собственным достоинством. Он приносит в качестве гарантии самого себя".

Нам, как христианам, следует напоминать о серьезности клятвоприношения и о том, кем мы клянемся. Прочтите также фрагменты (3:16-17 и 6:19-20) из 1-го Послания к Коринфянам.

7. Чему полезному мы можем научиться у масонской ложи

У Масонства существует много полезного, на что мне хотелось бы сейчас обратить ваше внимание.

Прежде всего — это масонское братство. Американцы — большие любители всяких клубов и обществ. Неважно, какие интересы и увлечения есть у человека — кто-то где-то обязательно уже создал подходящую для него организацию. Дело в том, что мы, американцы, хотим быть среди людей и состоять в различных движениях. Ложа представляет собой тесно сплоченную группу людей, объединенных общими интересами и имеющих один круг общения. Масонство уделяет очень много внимания созданию братских чувств среди своих членов. Искренний интерес друг к другу выражается самыми разными способами — защитой друг друга, оказанием друг другу всяческой помощи, заботой о семьях своих собратьев по ложе и о ее престарелых членах. Масоны знают, что все члены ложи всегда готовы оказать им поддержку.

Верность — это еще одна положительная черта ложи. Едва ли вы услышите, как какой-то член ложи сплетничает о своей организации, о ее членах и руководителях или злословит их — такое случается чрезвычайно редко, практически никогда. Они в самом деле действуют очень сплоченно, и все трудности, с которыми они сталкиваются, преодолеваются ими организованно и слаженно. Нам, христианам, здесь есть чему поучиться. Мы не только находим причину критиковать своего пастора и всю церковную общину, но делаем это нередко совершенно открыто, через общественную прессу. Мы могли бы также более слаженно и организованно преодолевать свои трудности и проблемы.

Патриотизм также является чертой масонской ложи, достойной всяческой похвалы. Мы живем в такую эпоху американской истории, когда многие склонны рассматривать патриотизм, как опору "истэблишмента" — консервативно-бюрократического аппарата, созданного для сохранения власти. Ложи всегда стремятся к воспитанию патриотизма в своих членах, рассматривая его как часть своей общей цели. Мы с уважением и восторгом смотрим на такую их позицию и призываем их действовать еще более активно в этом направлении.

Достойны похвалы также этические учения в ложе. На общем фоне упадка общественной морали и нравственности, мы должны уважать всякого, кто учит людей вести моральную и праведную жизнь. Если ложа желает использовать символические инструменты для того, чтобы учить своим этическим нормам, то у нас нет против этого ни малейших возражений. Фактически, единственное возражение по поводу их учения о морали, возникающее у нас, заключается в том, что они утверждают, будто своей жизнью, отвечающей определенным этическим нормам, они могут заслужить себе вечную жизнь, то есть стать праведными. Само же по себе учение о морали отнюдь не порочно.

Мы хотели бы также отдать ложе должное за ее благотворительность. Больницы, приюты для престарелых, благотворительные цирковые представления и футбольные матчи и тому подобное — все это прекрасные проявления человеческого сострадания. Мы благодарим Бога за все эти деяния милосердия, признавая, что мы, христиане, могли бы делать в этом отношении намного больше, чем делаем.

8. Как свидетельствовать членам масонской ложи

В Лютеранской Церкви Синода Миссури, так же как и в других деноминациях, имеется немало бывших членов тайных масонских обществ. Люди покидают ложу, это несомненный факт. В большинстве случаев, однако, весьма нелегко убедить масона порвать свои отношения с ложей.

Лучший способ свидетельствовать о ложе — учить наших детей и взрослых тому, что беспокоит нас в этой области — до того, как их вовлекают в тайные общества. Всесинодное наставление по Братским сообществам регулярно появляется в нашей официальной периодике, начиная еще с 1849 г. Данная серия брошюр, изданная нашим Советом по Евангелизации во исполнение решения конференции в Анахайме, в 1975 г., является продолжением такого свидетельствования.

Свидетельствование непосредственно члену ложи является наиболее трудным делом. Любой, даже самый незначительный прогресс в этой области ограничивается не только "барьером секретности", рассмотренным в предыдущих разделах данной брошюры. Некоторые из христиан вступили в ложу, не зная о противоречиях между масонством и Христианством. Некоторые были неспособны увидеть эти противоречия при обучении и инструктировании в ложе, поскольку они мало знали о самом Христианстве. Существует по меньшей мере три причины, затрудняющие свидетельствование членам ложи и завоевание их сердец.

Во-первых — методы введения человека в заблуждение развиты в ложе очень сильно. Например, философское утверждение, проиллюстрированное фартуком из кожи агнца, является очень наглядным и усваивается людьми легко и прочно. Во-вторых — после принесения клятвы, уплаты взносов и вступления в братскую атмосферу ложи, человек уже едва ли признает свою ошибку. Ее признание означало бы покаяние и смирение, а человеческая натура не склонна ни к тому, ни к другому. В-третьих — давление, оказываемое на человека собратьями по ложе часто оказывается весьма существенным. Последствия оставления ложи могут иметь длительные (порой на всю жизнь) и весьма печальные последствия.

Многие члены ложи утверждают, что ложа никаким образом не вмешивается в жизнь их церкви — по их словам, она даже помогает им. Когда член ложи думает так, это обычно означает, что он отказывается признать существование противоречий между учениями масонства и Христианства. Как правило это означает, что дальнейшее обсуждение вопроса невозможно.

Самый худший способ свидетельствования члену ложи — это говорить неправду о том, что ложа представляет собой или что она делает. Другое неэффективное свидетельствование — это просто сказать что-то вроде: "Ну-у, в моей церкви говорят, что вступать в ложу — плохо". И конечно, гнев и раздражение также никогда не помогут вам доказать что-то члену масонской ложи.

Знание о том, чему учит ложа и каким образом она действует, является наиболее важным элементом при свидетельствовании члену ложи или человеку, размышляющему о вступлении в тайное общество. Знание о действительных противоречиях между масонством и Христианством придаст человеку уверенность, которая, конечно же, просто необходима в жаркой дискуссии. Еще важнее, чтобы человек знал — действительно знал, — что во время дискуссии он может задавать проникновенные и заставляющие задуматься вопросы, выражая, тем самым, свои идеи и убеждения. Задав несколько правильных вопросов, не так уж трудно поймать члена ложи на противоречиях в его собственных утверждениях.

Ваши вопросы могут быть, например, такими:

Вопрос: Насколько я знаю, ложа гордится своей образовательной программой.

Ответ: Да, мы требуем, чтобы члены нашего общества имели знания о многом.

Вопрос: Не могли бы вы поделиться со мной чем-нибудь из этой области?

(В этот момент член ложи переходит как бы к обороне, думая только о том, что он имеет право рассказать.)

Ответ: Пожалуй, я не могу рассказать вам многого, но если вы присоединитесь к нам, то вы узнаете обо всем.

Вопрос: Важно ли для вас то, что вы познали в ложе?

Ответ: Да.

Вопрос: Тогда, должно быть, это было бы важным также и для меня? Но почему, для того чтобы узнать это, мне нужно сначала вступить в Орден? Почему об этом нельзя рассказывать всем?

(Не так уж важно продолжать эту дискуссию дальше, поскольку свою позицию вы фактически уже выразили. Переходите к другой теме, продолжая задавать вопросы.)

Вопрос: Является ли масонство для вас религией?

Ответ: Ни в коем случае!

Вопрос: Молитесь ли вы в ложе?

Ответ: Да, но только во время открытия собраний.

Вопрос: Молитесь ли вы Богу?

Ответ: Конечно.

Вопрос: Кто такой Бог, по мнению ложи?

Ответ: Мы не говорим никому из наших членов о том, кто такой Бог. Каждый человек волен думать о Боге так, как он хочет.

Вопрос: Соответствует ли это тому, о чем учит Библия?

Ответ: Не все члены ложи веруют так, как христиане.

Вопрос: Если бы вам пришлось руководить молитвой ложи, обратили бы вы эту молитву к Триединому Богу, и закончили бы вы ее словами: "Об этом мы молим во имя Иисуса"?

Ответ: Мы используем молитвы из нашей книги.

(Теперь человек начинает понимать, что кто-то предопределил заранее — какими должны быть их молитвы, и что некоторые "братья по ложе" отвергают Библию, что может привести к образованию трещины в братских отношениях. Возможно, человек задумается также о том, что уклонение от имени Триединого Бога означает фактическое Его отрицание.)

Этого достаточно, чтобы дать читателю общие представления о стиле и содержании вопросов, которые могут быть заданы во время подобной дискуссии. Необходимо подчеркнуть, что вопросы следует задавать без какого-либо сарказма, смиренно и спокойно, но при этом они должны твердо и неуклонно вести к демонстрации противоречий, существующих между масонством и Христианством. Важно помнить также, что до тех пор, пока член тайной ложи внутренне, в своем сердце, не убедится, что он неправ — он будет склонен к возвращению к своему исходному мнению.

Конечная цель, заключающаяся в том, чтобы человек покинул ложу, может быть достигнута только Духом Святым, действующим через наши слова. Мы полностью полагаемся на Святой Дух в изменении сердец людей. Он делает это, когда мы используем слова, указывающие на наши грехи и наше прощение в Иисусе. Только из христианских источников люди могут услышать Благую Весть о спасении или об искупительной работе Христа. Даже если член ложи называет себя христианином, ему все равно необходимо услышать весть о спасении от нас. Простая весть о кресте Иисуса — это самые важные слова, которые только могут услышать люди — в том числе и те, кто исповедуют Христианство своей религией!

Тот факт, что не существует братских организаций, исповедующих Христа — не станет ясен члену ложи, если мы просто будем подчеркивать любовь, которую Иисус имеет к нам всем. Все, что нам нужно — это принятие этой любви. Иисус любит нас, даже когда мы плохи и несовершенны. Мы также должны любить друг друга, несмотря на наши пороки и несовершенство. Если мы поступаем так, то дружеские отношения будут продолжительными и искренними. Это как раз то, что глубоко поражает и впечатляет членов лож и других людей в христианах.

Если есть такая возможность, наше свидетельство перед членом масонской ложи должно быть тщательно продумано и спланировано. Разумеется, все это следует возносить к Господу в молитвах. Мы должны быть конкретны в таких молитвах, упоминая человека по имени и прося Господа предпринять что-то в отношении членства этого человека в ложе.

Завершая разговор с членом ложи, следует оставить ему кое-какие материалы для чтения, но не слишком много. Нам хотелось бы верить, что данная брошюрка соответствует этой цели. Если в процессе беседы вы были доброжелательны, терпимы и скромны, то человек прочтет материалы, оставляемые ему вами. В противном случае все, что вы говорили ему, будет отброшено и забыто как можно скорее.

Заключение

Лютеранская Церковь Синода Миссури всегда рассматривала лжеучения как явления, разрушающие свободу, даруемую нам Евангелием. Ложь — это кандалы, в которые человек закован во тьме неверия. Для того, чтобы никто из членов наших церквей никогда не лишился свободы, добытой для нас Иисусом, мы просим их не вступать в организации, разрушающие церковь, которая ставит Христа и Библию во главу угла — церковь, являющуюся нашим драгоценным наследием. Основные претензии, имеющиеся у христиан в отношении подобных организаций, можно обобщить следующим образом:

1. Они претендуют на то, что предлагают моральное и духовное просвещение, недоступное через Святые Писания.

2. Они учат, что все религии, фактически, представляют собой поклонение одному и тому же Богу, но под различными именами.

3. Они заявляют, что все люди имеют равный доступ к Богу — независимо от их отношения к Иисусу Христу.

4. Они учат, что вечная жизнь является наградой, получаемой от Бога, за ведение праведной и добродетельной жизни.

Готовность дать ответ представителям масонской ложи да пребудет всегда со всеми членами нашей церкви и с вами, дорогой читатель.

http://www.lhf.ru