ПечатьE-mail

Государство и церковь в Словакии

История религий

1. Социальные факторы

Государство и церковь в СловакииЛюбой, кто приедет в Словацкую Республику сегодня, может купить в книжном магазине и объемистую книгу под названием «Католическая Словакия», и иллюстрированные издания о греко-католиках в Словакии или о новых евангелических церквах. Четырнадцать лет тому назад это было сложно себе представить. Даже самая обычная религиозная литература провозилась в Словакию контрабандой из Италии, Югославии, Польши и других стран. До 1989 г. паломничества были практически запрещены, а за теми, кто все-таки отправлялся в паломничество, строго следили спецслужбы. В настоящее время даже представители государства периодически посещают святые места. 

Вплоть до 1989 г., когда политический переворот в бывшей Чехословацкой Социалистической Республике привел к замене тоталитарного режима1 демократией, религия, в духе марксистской философии, рассматривалась в качестве врага развивающейся социалистической республики. В переписи населения не было вопроса о религиозной принадлежности. Если было известно, что кто-то посещает церковь или входит в религиозную группу, или же просто имеет религиозные убеждения, то это было поводом для надзора со стороны спецслужб, а также дискриминации этого человека при продвижении по службе и если он занимал определенное положение в обществе. Были и другие формы преследования без права обжалования. Исследования религиозности могли проводиться только в институтах, занимавшихся научным коммунизмом.
Одна из последних переписей населения проводилась в мае 2001 г.2, в первый раз после основания независимой Словацкой Республики. Данные о принадлежности населения к

507


религиозным организациям во время переписи были собраны с помощью самоидентификации респондентов наряду с другими демографическими характеристиками3. Каждый гражданин мог (но не был обязан) свободно заявить о своей религиозной принадлежности. Религиозная принадлежность детей до 15 лет указывалась их родителями.

В сравнении с предыдущей переписью населения, которая проводилась 3 марта 1991 г., в основных характеристиках всего населения произошли значительные изменения. Число людей, которые указали свою принадлежность к какой-либо церкви или религиозной группе увеличилось с 72,8% до 84,1%, то есть на 11,3%. В абсолютных величинах число верующих выросло с 3 840 949 до 4 521 549, то есть на 680 600 граждан. Если 4,5 млн граждан из 5 379 445 (число всех жителей страны) заявляют о своем членстве в той или иной церкви или религиозной группе, то это говорит не столько о том, что религия не потеряла своего места в обществе или просто сохранила свои позиции, сколько об усилении ее влияния.

С другой стороны, увеличилось и число тех, кто объявил себя верующим, но не считает себя членом какой-либо церкви или религиозной общины, то есть эти люди не относят себя ни к какой конфессии. В 1991 г. их было 515 511 или 9,8% от числа всех жителей, а во время последней переписи уже 697 308 респондентов или 12,96% не стали указывать свою религиозную деноминацию. В абсолютных цифрах это значит, что число таких верующих респондентов без конфессии выросло на 181 797 человек или на 3,16%.

Формирование религиозных взглядов и отношения к религии происходит постепенно, через обращение к своим корням, традициям, которые подавлялись и уничтожались в период до 1989 г. Это происходит через личный выбор: люди вступают в религиозную общину вследствие своей жизненной ситуации и на основе собственных суждений, к изменению жизни подталкивает тяготение к духовности. В других случаях в переписи отражается окончательный разрыв с конкретной церковью или религиозной общиной.

508

 

Безусловно, важную роль сыграла общественная дискуссия по поводу новой системы финансирования церквей и последующие кампании накануне переписи, особенно кампании противников новой модели, для которых государственные выплаты зарегистрированным церквам были пустыми тратами.

Поскольку в 1991 г. 917 835 жителей вообще отказались указать свою религиозную принадлежность и веру, то стоит задаться вопросом, каково число таких респондентов на основании последней переписи. В 2001 г. число таких людей уменьшилось на 757 238 человек, то есть в настоящее время только 160 598 жителей Словакии отказываются указывать свою религиозную принадлежность.

Кроме этого, выросло число тех, кто указал, что состоит в «другой религиозной общине или церкви», не входящей в число зарегистрированных. Таких в настоящее время 6 294 по сравнению с 3 625 респондентами в 1991 г. За это увеличение ответственны недавно появившиеся в Словакии религиозные общины.

Увеличение числа людей, которые указывают на свое членство в определенной церкви или религиозной общине, естественно, поскольку большое число жителей страны в 1991 г. заявляло о принадлежности к незарегистрированным конфессиям. Это связано с пастырской работой определенных церквей и информационной кампанией, организованной церквами перед переписью, а также с процессом формирования внутренних убеждений и предпочтений жителей, которые вспоминали о религии своих предков или же меняли свои религиозные взгляды4.

 

  Разница Численность в 2001 г.

 Численность в 1991 г.

Римо-католическая церковь

+ 520.737

+ 8,6%

3.708.120

68,9%

3.187.383

60,3%

Греко-католическая церковь

+ 41.098

+ 0,69%

219.831

4,1%

178.733

3,41%

Протестантская церковь Аугсбургского исповедания

+ 46.461

+ 0,7%

372.858

6,9%

326.397

6,2%

Реформатская христианская церковь

+ 27.190

+ 0,4%

109.735

2,0%

82.545

1,6%

Православная церковь

+ 15.987

+ 0,3%

50.363

0,9%

34.376

0,6%

Протестантская методистская церковь

+ 2.988

7.347

4.359

Религиозная община Свидетелей Иеговы

 

20.63

 

Братский союз баптистов

+ 1.097

3.562

2.465

Церковь братьев

+ 1.356

3.217

1.861

Церковь адвентистов Седьмого Дня

+ 1.708

3.429

1.721

Апостольская церковь

+ 2.789

3.905

1.116

Иудейские религиозные общины

+ 1.398

2.31

912

Старокатолическая церковь

+ 851

1.733

882

Христианские общины

+ 5.819

6.519

700

Чехословацкая гуситская церковь

+ 1.071

1.696

625

Без деноминации

+ 181.797

+ 3,16%

697.308

12,9%

515.511

9,8%

Те, кто относят себя к церквам и религиозным общинам

+ 680.600

+ 11,3%

4,521.549

84,1%

3.840.949

72,8%

Те, кто относят себя к не упомянутым церквам и религиозным общинам

+ 2.669

6.294

3.625

Нет ответа

- 757.237

- 14,42%

160.598

2,98%

917.835

17,4%

 

II. Предыстория

С достаточной степенью вероятности можно говорить о том, что в древности на территории современной Словакии были распространены языческие культы. Никаких мифов о них не сохранилось, только легенды. Бывшая индоевропейская

510

 

монотеистическая религия славян, живших к северу от Дуная, предшествовала, по всей видимости, относительно ненасильственному принятию христианства в более позднее время.

Первая христианская церковь была построена на территории нынешней Словакии в 828 г. н.э. в Нитре. Византийская миссия (вместе с миссионерами с запада, из Франкской Империи, Ирландии и Шотландии, а также с юга из Аквилеи) играла наиболее значительную роль. Ростислав, правитель Великой Моравской империи, обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать иерархов и учителей. В 863 г. он послал братьев из Солуни, Константина (позже принявшего монашеское имя Кирилл) и Мефодия, в Великую Моравию. Перед своим прибытием Константин составил славянский шрифт - глаголицу - для первого славянского литературного языка - церковно-славянского, и перевел на него самые необходимые религиозные и литургические тексты5. Большая часть текстов легла в основу не только христианской веры, но и культуры в целом.

После распада Великой Моравской империи в начале X в. Словакия долгое время была частью многонациональных государственных образований: Венгерского государства с X по XVI в., Габсбургской монархии с XVI в. по 1867 год и, наконец, Австро-Венгерской империи с 1867 по 1918 гг.

На основании Закона №11/1918 Zb. и декретов об основании независимого Чехословацкого государства Австро-Венгерские законодательные установления были инкорпорированы в право недавно основанной Чехословацкой Республики. Это касалось и церковного права: существовавшая организационная и правовая структура церквей была также сохранена.

Тема отделения церкви от государства и связанные с ними конституционные нормы государственно-церковных отношений были наиболее сложным вопросом для новой политической и правовой программы молодого государства. Как следствие, ни

511

 

временная Конституция 1918 г., ни ее отредактированный вариант 1919 г. не затронули эту тему.

В 1928 г. было принято Modus Vivendi - соглашение между Чехословакией и Святым Престолом. Оно гарантировало взаимное уважение интересов обеих сторон, но в целом отношения церкви и государства по сравнению с предыдущей эпохой Австро-Венгерской империи принципиально не изменились.

Военизированное Словацкое государство, которое было основано 14 марта 1939 г., провозгласило себя христианским в преамбуле Конституции. Йозеф Тисо, католический священник, стал президентом, а одна пятая всех депутатов Парламента Словацкой Республики являлись представителями духовенства.

После Второй мировой войны был взят курс на уменьшение естественного церковного влияния в общественной жизни. В феврале 1948 г., когда власть была захвачена коммунистами, началась печальная глава в истории церкви на словацкой земле. Принципы государственно-церковных отношений предыдущего периода были забыты вплоть до 1989 г. Главной целью коммунистического режима было стремление использовать церкви для своих целей с помощью голосов их последователей. Когда оказалось, что усилия властей не принесли ожидаемого результата, коммунистические власти сконцентрировались на антиклерикальной деятельности по минимизации церковного влияния и установления над церквами строгого государственного надзора.

Закон № 217/1949 Zb. учредил государственный департамент по церковным делам - центральный орган государственного управления религией. Закон № 218/1949 Zb. о финансовом обеспечении церквей и религиозных общин установил дифференцированный подход к духовенству. Церкви и религиозные общины потеряли свой юридический статус общественных организаций и в экономических делах они стали полностью зависеть от государства. Государство стало контролировать литургическую, пастырскую, социальную, благотворительную, образовательную, финансовую и другие

512

 

сферы деятельности церквей. Была установлена обязательная регистрация церквей, духовенству разрешалось работать только на основании государственного разрешения, что зависело от его лояльности властям.

Коммунистическое государство никогда не соблюдало отделения церкви от государства. Оно полагало, что повышение церковного общественного влияния определяется историческими условиями. Государство даже усилило контроль над представителями церковной иерархии, которые могли быть враждебно настроены против власти, тщетно старающейся разрушить церкви изнутри. Жесткий тоталитарный контроль церквей привел к тому, что отдельные проповедники, священники и различные группы стали осуществлять нелегальную деятельность вне государственного контроля. Подпольная религиозная деятельность стала преследоваться органами безопасности.

После ноября 1989 г., когда произошла Бархатная революция, изменение положения церквей и религиозных общин стало частью происходивших общественно-политических сдвигов. Церкви вновь обрели независимость, и в то же самое время перед ними открылись большие возможности для укрепления их положения в словацком обществе. После мирного разделения Чешской и Словацкой Республик на два независимых государства 1 января 2003 г. была основана Словацкая Республика.

 

III. Основные положения

1.Правовые источники словацкого Закона о религии

Когда Чешская и Словацкая Федеративная Республика перестала существовать, независимая Словацкая Республика унаследовала все двусторонние и многосторонние международные договоры, к которым бывшее государство имело отношение. Здесь стоит упомянуть Международный Пакт о гражданских и политических правах, Дополнительный протокол к Международному пакту о гражданских и

513

 

политических правах и Конвенцию по защите прав человека и основных свобод.

Религиозная свобода, свобода совести и элементарные принципы государственно-церковных отношений гарантируются в Словацкой Республике следующими правовыми документами:

Конституцией Словацкой Республики № 460/1992 Zb., нормами, утвержденными в Конституционных законах № 9/1999 Z.z., 90/2001 Z.z, 140/2004 Z.z., 323/2004 Z.z.,

Конституционным законом № 23/1991 Zb., который утвердил Декларацию основных прав и свобод. Декларация содержит правовые установления, которых не содержит Конституция.

Законом № 308/1991 Zb., с поправками согласно Закону № 394/2000 Z.z. о свободе религиозных убеждений и статусе церквей и религиозных общин.

Законом № 163/1990 Zb. о богословских колледжах.

Законом № 192/1992 Zb. о регистрации церквей и религиозных объединений, который определяет правила регистрации.

Отношения греко-католиков6 и Православной церкви, касающиеся собственности, были разрешены на основании законодательного акта Президиума Словацкого Национального Совета № 211/1990 Zb. Окончательно отношения двух церквей были урегулированы Соглашением между словацким правительством, Греко-католической церковью в Словацкой Республике и Православной церковью в Словацкой Республике. Вопросы собственности были урегулированы в договоре между Греко-католической церковью и Православной церковью от 20 декабря 2000 г.

Словацкая Республика была одной из первых стран на постсоветском пространстве, которая последовательно разрешала проблемы церковной собственности. Это было сделано на основании положений Закона № 282/1993 Z.z. о смягчении несправедливых решений и конфликтов вокруг собственности, которые затрагивали церкви и религиозные общины. Пути и условия частичной реституции собственности были законодатель-

514

 

но установлены - для церквей, которые были лишены ее с 8 мая 1945 г. (а для иудейских общин - со 2 ноября 1938 г.) до января 1990 г.

Финансирование церквей регулировалось Законом № 218/1949 об экономическом обеспечении церквей и религиозных общин государством. Выплаты духовенству производятся государством в соответствии с правительственным постановлением № 578/1990 Zb. о регулировании личных доходов священнослужителей церквей и религиозных общин7. Закон № /1990 Zb. внес поправки в Закон № 218/1949 Zb. и, таким образом, государство отказалось от государственного контроля над церквами.

30 ноября 2000 г. Национальный Совет Словацкой Республики (CP) принял Основное соглашение между CP и Святым Престолом № 326/2001 Z.z. Он стало политическим международным документом высокого уровня, поскольку всесторонне затрагивает все вопросы и в целом регулирует отношения между CP и Святым Престолом. Соглашение было подписано 24 ноября 2000 г. и вступило в силу после обмена документами о ратификации в Ватикане 18 декабря 2000 года. В Соглашении утверждалось, что обе стороны обязаны заключить между собой еще четыре отдельных соглашения. Первое соглашение о военных священниках в вооруженных силах и военных частях № 648/2002 Z.z. было ратифицировано в Ватикане 28 октября 2002 г., второе - о католическом воспитании и образовании было ратифицировано там же 4 июня 2004 г.

11 апреля 2002 г. Президент подписал Соглашение между CP и зарегистрированными церквями и религиозными общинами CP № 250/2002 Z.z. Оно было согласовано с правительством CP и Национальным Советом СР. Это Соглашение, хотя и имело другую природу (внутригосударственного, немеждународного документа), было практически идентично по содержанию Основному соглашению между CP и Святым Престолом. Одиннадцать зарегистрированных церквей и религиозных общин в соответствие с этим Соглашением получили возможность заключать договоры с государством. Такое право было закреплено за всеми зарегистрированными церквами Законом № 394/2000 Z.z.

515

 

Конституционный суд на основании определения от 24 мая 1995 г., не поддержал решение районного военного суда о расхождении между Законом о гражданской службе и Конституцией. Заявители указывали на наличие противоречий в случае призывников, которые меняют свои религиозные убеждения на религию, которая освобождает их от прохождения военной службы после того, как истекает период, предусмотренный в Законе. Таким образом, призывники могут отказаться от военной службы на основании специального раздела 25(2) Конституции CP: «Никто не может быть принужден к прохождению военной службы, если это противоречит мировоззрению и религиозному убеждению. Конкретные правила должны быть урегулированы Законом».

Мировоззрение, религиозные убеждения, философия и религия, согласно Конституции CP, являются неотъемлемым правом личности. Суть этих прав состоит в том, что никто не может на них посягать с целью их изменения и никто не может по своему усмотрению менять чье-либо мировоззрение, религиозные убеждения или верования. Эти права не могут быть ограничены законами - они носят абсолютный характер. Согласно решению Конституционного суда, каждое внешнее проявление личности, которое мотивировано мировоззрением, религиозными убеждениями или верованиями, должно рассматриваться как право, общее для всех. Эти права могут быть ограничены законом только в том случае, если это затрагивает основы общественного порядка, здоровья, морали или же защиты свободы других граждан в демократическом обществе (Конституция CP, 24(4)). Стт. 9(1) и (2) Конвенции по защите прав человека и основных свобод содержит такое же положение: в то время как сами по себе свободы не могут быть ограничены, их проявления могут быть объектом запрета.

В данном случае Конституционный суд установил, что Словацкая Республика уважает право отказаться от прохождения военной службы по причине мировоззрения или религиозных убеждений. Однако это обусловлено определенными правилами, предусмотренными для каждой группы лиц, которая

516

 

пользуется такими правами. Получить такое право может каждый гражданин без какой-либо дискриминации. Заявление гражданина об отказе от прохождения военной службы признается и принимается во внимание только в том случае, если оно сделано в период времени, установленный в законе. Причинами такого ограничения являются необходимость поддерживать эффективную готовность вооруженных сил CP к войне и боевым действиям, а также стремление избежать использования мировоззрения или религиозных убеждений для оправдания отказа от военной службы. Напр., такие заявления об отказах не принимаются, когда они поступили сразу после начала призыва, во время прохождения службы и во время военной мобилизации.

31 мая 2001 г. Конституционный суд принял решение по заявлению гражданина о том, что его основные права и свободы были нарушены районными и областными судами. Когда происхождение, содержание и последствия правовых взаимоотношений между заявителем и церковным руководством были установлены, эти суды принимали постановления церковных властей на основании церковного права, и не оценивали их с точки зрения законодательства СР.

Отстранение заявителя от должности было произведено без учета законов СР. Конституционный суд постановил, что суды высшей инстанции должны рассматривать каждый аспект правовых отношений между заявителем и церковью, а также решения на предмет их соответствия законодательству СР. Решение не следует принимать так, как это происходило в судах первой инстанции, которые предпочитали внутреннее церковное право законам СР. Эти суды выносили решения, которые не учитывали прав заявителя в соответствии с правом CP, но рассматривали церковное право в качестве части применяемого законодательства, а не составной части фактов, собранных по делу. В итоге права заявителя были попраны, так как решения церковного руководства принимались в спорных делах о правах, трудовых отношениях и финансах. Так, районные и областные суды нарушили права заявителя о доступе к судебной защите и иным правовым гарантиям, данным Конституцией CP (46 (1).

517

 

Это положение требует, чтобы чье-либо дело против церкви было рассмотрено судом высшей инстанции на основании законодательства CP или на основании тех установлений, которые согласуются с законами СР. Конституционный суд установил, что заявитель как представитель духовенства подвергся дискриминации в отношении своих прав. В то же время он указал, что суды высшей инстанции не причинили вреда праву заявителя, потому что он требовал защиты своих основных прав и свобод. Конституционный суд не вынес своего решения по поводу постановления церковных властей. Это значит, что Конституционный суд не исследовал вопроса о том, был ли нанесен ущерб заявителю, требовавшему защиты своих основных прав и свобод вследствие действий церковного руководства.

2. Основные системные положения

Среди европейских моделей словацкий подход к церквам и религиозным общинам можно определить как «средний путь» между строгим отделением церкви от государства и государственной церковью. Это отношения сотрудничества и паритета. Никакая церковь не обладает статусом государственной церкви с какими-либо привилегиями. Законодательство рассматривает церкви в целом: как юридические лица церкви могут подвергаться ограничениям, исходя из общих правил.

Основной закон провозглашает Словацкую Республику государством, нейтральным по отношению к любой религии и идеологии.

В преамбуле Конституции CP признается значение кирилло-мефодиевского духовного наследия и исторического наследия Великой Моравии. В ст. 1 говорится, что CP не соотносит себя ни с одной идеологией или религией. Ст. 24 гарантирует свободу убеждений, мировоззрения, вероисповеданий и верований. Каждый также имеет право не иметь религиозных убеждений. Каждый гражданин имеет право проявлять свою религию и верования как в одиночку, так и совместно, в частном порядке или публично, в виде богослужений, религиозных действий и церемоний, а также получать религиозное образование.

518

 

Церкви и религиозные общины являются самоуправляемыми: они устанавливают собственные институты, назначают духовенство, обеспечивают религиозное образование, основывают монастыри и другие церковные учреждения, независимые от государства. Все это может быть ограничено, согласно Конституции, только Законом в случае необходимости защиты общественного порядка, здоровья, морали или же прав и свобод других граждан.

На основании ст. 11 Конституции CP международные соглашения о правах человека и основных свободах, которые были ратифицированы CP и провозглашены в том виде, в каком это указано в законе, имеют преимущество по сравнению с законодательством CP, если они предусматривают более широкий объем основных прав и свобод.

Закон № 308/1991 Zb. о свободе религиозных убеждений, статусе церквей и религиозных общин утверждает и дополняет положения ст. 24 Конституции СР. Он указывает, что исповедание религиозного верования не может быть причиной для ограничений прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией. Это в особенности касается прав на образование, выбор работы и труд, доступ к информации. Далее Закон устанавливает, что верующие имеют право отмечать праздники и устраивать церемонии, основываясь на требованиях своего религиозного направления, в соответствии с общепринятыми правовыми нормами.

В настоящее время в Словацкой Республике есть пять национальных праздников, один из которых имеет религиозные основания - это праздник свв. Кирилла и Мефодия (5 июля). Есть также 11 выходных дней, из которых девять являются религиозными праздниками: Вознесение Господне, Великая Пятница, Пасха, Светлый Понедельник, День Скорбящей Божией Матери - покровительницы Словакии, день Всех Святых, канун Рождества, а также первый и второй дни Рождества. Дни памяти отмечаются 9 сентября - это день жертв холокоста и расовой дискриминации, 31 октября - день Реформации и 30 декабря -

519

 

день провозглашения Словакии как независимой церковной провинции.

В рамках Основного соглашения между CP и Святым Престолом особо указывается, что CP обязуется уважать воскресные дни как дни отдыха от работы, 1 января (этот день является национальным праздником основания Словацкой Республики), праздники Девы Марии, Обрезания Господня, св. Василия Великого, а также церковные праздники, перечисленные выше.

Права и свободы, указанные в законодательстве CP, могут быть защищены на общих правовых основаниях, в административном порядке или же в Конституционном суде. Если же эти инстанции пройдены, то остается возможность обращения в Европейский суд по правам человека в Страсбург.

Министерство культуры CP осуществляет государственный надзор в сфере церквей и религиозных общин, в соответствии со своей компетенцией, установленной законом.

VI. Правовой статус религиозных общин

В своих взаимоотношениях с церквами Словацкая Республика исходит из признания их общественного и правового статуса как публичных самоуправляемых институтов sui generis. Государство взаимодействует с ними на основании принципа партнерства, что очевидно из документов, определяющих государственную политику. Оно также обеспечивает зарегистрированным церквам и религиозным общинам финансовую поддержку их благотворительной деятельности и гарантирует их правовое положение и статус в общественной жизни. Государство признает их организациями с уникальным моральным потенциалом и поэтому нуждается в их помощи по улучшению общественной нравственности. Оно рассматривает церкви в качестве важной части культурной и общественной жизни государства, а также ключевого фактора в формировании духовного и морального облика общества. Отношения церквей и власти в CP могут быть определены как отношения паритета и сотрудничества.

520

 

Церкви и религиозные общины являются особыми категориями юридических лиц, у которых есть особый статус (на основании ст. 24 Конституции CP) и другие права, которыми наделены юридические лица по Конституции. Эти права таковы: неприкосновенность, защита собственности, право на обращения с петициями, право на собрания и ассоциации, право на судебную и другую правовую защиту.

Закон о свободе религиозных убеждений и статусе церквей и религиозных общин № 308/1991 Zb. признает церковью или религиозной общиной добровольное объединение граждан одного и того же исповедания в организацию со своей структурой, подразделениями, внутренними правилами и церемониями. Они являются юридическими лицами и могут объединяться друг с другом. Они могут создавать общины, ордена, ассоциации и другие подобные институты.

Государство признает только те церкви и религиозные общины, которые зарегистрированы. На основании Закона № 192/1992 Zb. О регистрации церквей и религиозных общин, регистрирующим органом является Министерство культуры СР. Церковь или религиозная община может подать заявление о регистрации, если она в состоянии доказать, что число ее членов составляет по крайней мере 20 тысяч взрослых граждан, живущих на территории СР. Регистрация или отказ в регистрации церкви направляется Министерством культуры CP в течении 10 дней после принятия решения в Статистический департамент СР.

В дополнение к этим требованиям заявление о регистрации должно содержать декларацию о том, что церковь или же религиозная община будет всецело уважать закон и общепринятые правовые нормы, уважать другие церкви и религиозные общины, а также людей без какого-либо исповедания. В том случае, если просьба о регистрации отвергнута, заявитель может подать жалобу на это решение в Верховный суд CP в течение 60 дней после получения такого решения.

В соответствии с Законом, Министерство культуры обеспечивает регистрацию церквей, религиозных общин, а также

521

 

юридических лиц, правовой статус которых восходит к церквам и религиозным общинам, если только они не подпадают под другой вид регистрации. Если же церковь или религиозная община нарушает Закон об условиях регистрации, Министерство культуры предпринимает шаги для лишения их регистрации. В таком случае существует возможность обращения с жалобой на это решение в Верховный суд СР.

Большинство зарегистрированных церквей и религиозных общин не выполняют условие о членстве. Они были зарегистрированы на основе положения Закона, которое предусматривает, что церкви и религиозные общины, уже осуществляющие свою деятельность по Закону или с согласия государства, признаются зарегистрированными как только Закон вступает в силу. Большинство зарегистрированных церквей и религиозных общин действуют на основе фактического признания регистрации.

С момента вступления в силу Закона о свободе религиозных убеждений и статусе церквей и религиозных общин была зарегистрирована лишь одна религиозная община, которая удовлетворяла требованиям регистрации. Это была религиозная община Свидетелей Иеговы, прошедшая регистрацию в 1993 году. Новоапостольская церковь представила соответствующие документы для согласия государства с ее деятельностью на территории CP до вступления в силу Закона 308/1991 Zb. Она была зарегистрирована в сентябре 2001 г. и поэтому не была включена в анкету переписи населения в мае 2001 г.

На 12 декабря 2003 г. в Словацкой Республике были зарегистрированы следующие церкви:

— Апостольская церковь Словакии

— Братский союз баптистов Словацкой Республики

— Церковь адвентистов Седьмого Дня, Словацкое объединение

— Церковь братьев Словацкой Республики

— Чехословацкая гуситская церковь Словакии

— Протестантская церковь Аугсбургского исповедания Словакии

— Протестантская методистская церковь, Словацкий регион

522

 

— Греко-католическая церковь Словацкой Республики

— Христианские общины Словакии

— Религиозная община Свидетелей Иеговы

— Новоапостольская церковь Словацкой Республики

— Православная церковь в Словакии

— Реформатская христианская церковь Словакии

— Римо-католическая церковь Словакии

— Старокатолическая церковь

— Центральный союз иудейских общин Словацкой Республики.

Помимо других своих функций, церкви и религиозные общины могут оказывать духовную и материальную помощь, обучать религии, обучать и подготавливать духовенство и светских служащих в собственных школах, предоставлять другие возможности в богословских университетах и колледжах, проводить собрания без предварительного уведомления, владеть движимым и недвижимым имуществом, а также пользоваться другими неотъемлемыми правами собственности. Кроме того, у них есть право иметь свою прессу, издательства и типографии, основывать культурные учреждения и управлять ими, основывать социальные и оздоровительные учреждения и управлять ими, а также принимать участие в такого рода деятельности в национальных учреждениях в соответствии с общепринятыми правилами. Церкви также имеют право посылать своих представителей за рубеж и принимать представителей других церквей и религиозных общин из-за рубежа.

Словацкая Республика в рамках Основного соглашения со Святым Престолом и Соглашения с зарегистрированными церквами и религиозными общинами гарантирует неприкосновенность святых мест и храмов, которые предназначены для богослужений по каноническим правилам и внутренним установлениям церквей и религиозных общин. Исключения в правиле о неприкосновенности священных мест допускаются только в случае возникновения опасности для жизни, здоровья или собственности.

523

 

Кроме того, священнослужители могут выбирать между приходским или монастырским статусом, а также принимать решения о жизни в общинах, орденах и в других подобных учреждениях.

Словацкое общество сталкивается с феноменом новых и нетрадиционных религиозных движений. Это произошло, в частности, после 1989 г., когда крушение бывшего режима и открытость по отношению к внешнему миру привели, с одной стороны, к росту интереса к духовной тематике, а с другой стороны, интереса к Словакии как к новой цели миссионеров и проповедников новых духовных движений. На словацкой духовной сцене появилось по крайней мере более 200 разного рода новых и нетрадиционных религиозных общин, движений и направлений. Вот наиболее активные из них: Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Международный дзен в Словакии, Христианская наука, Словацкое общество Сознания Кришны и другие движения, основанные на христианстве, буддизме, индуизме и эзотерических принципах. В настоящее время достижение необходимого числа членов становится камнем преткновения для того, чтобы они получили статус религиозных общин, признанных государством.

V. Церковь и культура

Ст. 23 Конституции говорит о том, что церкви и религиозные общины «предоставляют религиозное образование», а Закон № 308/1991 Zb. утверждает, что верующие имеют права воспитываться в религиозном духе или изучать религию в соответствии с внутренними установлениями церквей и религиозных общин, а также общепринятыми правовыми нормами. Эта сфера более детально регулируется в Основном соглашении между CP и Святым Престолом и в Соглашении между CP и зарегистрированными церквами и религиозными общинами. В этих документах также есть ссылка на то, что вопросы религиозного образования могут быть также урегулированы в будущем отдельными соглашениями. Право на религиозное обучение в на-

524

 

чальной и средней школе установлено в Законе № 29/1984 Zb. Зарегистрированные церкви и религиозные общины могут предоставлять религиозное образование во всех школах и учебных заведениях, которые являются частью системы образования СР. Преподаватель религии обладает таким же правовым статусом, как и преподаватели других предметов, но необходимым условием его деятельности является утверждение учителя церковью или религиозной общиной, к которой он принадлежит. Родители или опекуны принимают решения о религиозном образовании детей до достижения ими 15-летнего возраста.

Церкви и религиозные общины имеют право основывать и содержать начальные и средние школы, университеты, а также другие учебные учреждения на условиях, указанных в законе. Церковные школы и учебные программы имеют тот же статус, что и государственные школы и их программы. Все они являются неотделимыми и равноправными частями образовательной системы СР. Словацкая Республика признает действительными дипломы и учебшые программы этих школ так же, как и дипломы подобного типа и уровня в государственных школах. Считается, что они являются эквивалентом государственных сертификатов об образовании. То же самое относится к дипломам о научных степенях и званиях.

Церковные школы в Словакии стали создаваться сразу же после 1989 г., однако в последние годы открывается все меньше новых школ. Они занимают первое место по качеству обучения. Именно поэтому начальные и средние церковные школы пользуются большой популярностью. В настоящее время в Словакии существует один Католический университет, 45 церковных гуманитарных школ, 11 средних технических школ, 5 средних профессиональных технических школ, 103 церковных начальных школы и 18 церковных детских садов. Финансовая выплата из госбюджета на одного ученика в церковных школах такая же, как и в государственных.

Теологическше колледжи являются частью нескольких государственных университетов. Существуют римо-католический, протестантский, православный и греко-католический теологиче-

525

 

ские колледжи. Помимо этого, имеются богословские институты и церковные семинарии. Необходимым условием для преподавания в них является разрешение церкви. Внутренние правила теологических колледжей и конфессиональных университетов утверждаются академическим советом после их предоставления соответствующими церквами и религиозными общинами. Закон № 131/2002 Z.z. указывает, какие статьи Закона должны «пропорционально» относится к конфессиональным университетам и теологическим колледжам. Напр., это 22 статьи Университетского закона. Они касаются академических прав и свобод, основания факультетов, академического самоуправления и его компетенции, ректоров, деканов, поступления в учебное заведение и дисциплинарных процедур, прав и обязанностей учащихся и преподавателей, научных и академических советов, а также компетенции административных советов общественных университетов.

В 2000 г. Католическая церковь основала Католический университет в Ружомбероке8. Государство оплачивает его текущие расходы. Он был учрежден Епископской конференцией Словакии. В Католическом университете имеются факультет искусств, теологический факультет (в Кошице) и педагогический факультет.

Кроме того, существуют пастырские центры, обслуживающие студентов в университетских городках. По своему правовому статусу они относятся к Католической церкви. Другие церкви, как правило, назначают отдельных капелланов для пастырского окормления учащихся.

Церкви и религиозные общины имеют право участвовать в работе средств массовой информации. Около 3% всего времени вещания на словацком телевидении и радио составляют религиозные программы. Религиозные передачи не могут прерываться рекламой. Религиозные программы создаются сотрудниками программного центра духовной жизни словацкого радио и телевидения. Католической церкви принадлежит радио Lumen и видеостудия LUX Communication. Церкви и религиозные общины также владеют издательствами; самые старейшие из них - Ка-

526

 

толический издательский дом Братства св. Войтеха и Протестантский издательский дом Tranoscius. В настоящее время в Словакии издается более чем 100 различных религиозных периодических изданий.

Церкви принадлежит около 23% недвижимости, а также предметов, которые являются важной частью словацкого культурного наследия.

20 января 2004 г. Национальный Совет CP одобрил заключение Соглашения между Словацкой Республикой и Святым Престолом о католическом воспитании и образовании (ратифицировано 4 июня 2004 г., вступило в силу 9 июля 2004 г.). Кроме того, было одобрено заключение Соглашения между Словацкой Республикой и зарегистрированными церквами и религиозными общинами о религиозном воспитании и образовании (подписано 13 мая 2004 г., в тот же день, что и Соглашение о католическом воспитании и образовании).

Упомянутые выше документы вводят религиозное обучение в словацкую систему образования в качестве обязательного предмета по личному выбору, причем этика является альтернативным предметом. Минимальное число учащихся, необходимое для создания класса религиозного обучения, - двенадцать, но зарегистрированные церкви и религиозные общины, по предварительному согласию могут создавать классы учеников разных возрастов и разных религиозных убеждений. Вместе с тем, если условия для создания класса какой-либо конфессии нет, то директор школы допускает обучение в то время, когда идут занятия учащихся другой конфессии, во время уроков этики или же после уроков.

Словацкая Республика обеспечивает религиозное обучение и в дошкольных учреждениях на основании соглашения. Учебная программа утверждается соответствующей церковью после того, как Министерство образования CP даст свое заключение по поводу нее. Разрешение церкви или религиозной общины необходимо для преподавания в дополнение к имеющейся профессиональной квалификации. Это также относится и к препо-

527

 

давателям теологических дисциплин в университетах и колледжах.

Церкви и религиозные общины имеют право учреждать и управлять собственными школами и учебными заведениями любого типа и специализации. Государство, в свою очередь, гарантирует, что оно не будет требовать от церковных школ введения у себя воспитательных и образовательных программ, которые не соответствуют воспитанию и образованию в соответствующих церквах. Церкви же признают, что преподавание общих и профессиональных предметов должно соответствовать тому, как они преподаются в государственных школах. Церковные школы получают такие же финансовые средства, как и любые другие. На основании соглашения, церкви могут создавать педагогические и катехизические центры для экспертного и методического обеспечения церковных школ, а также для подготовки преподавательских кадров для церковных школ. Государство обязуется поддерживать теологические факультеты и не препятствовать созданию и деятельности пастырских центров, окормляющих студентов. Ст. 6 Соглашения между CP и зарегистрированными церквами и религиозными общинами о религиозном воспитании и образовании гласит, что соглашение открыто для других зарегистрированных церквей и религиозных объединений, которые могут присоединиться к нему в случае общего согласия всех участников соглашения. В полном соответствии со словацким законодательством каждая зарегистрированная церковь или религиозная община, которая не является участником этого соглашения, может выразить свое намерение заключить такое же соглашение со Словацкой Республикой.

VI. Трудовое право в церквах и религиозных общинах

В зарегистрированных церквах и религиозных общинах трудится более чем 4700 духовных лиц и более 600 других служащих. Положение Закона о занятости населения9 освобождает церкви и религиозные общины от требования брать на работу людей с ограниченными возможностями и людей, которые яв-

528

ляются инвалидами по своему физическому или психическому состоянию.

Трудовой кодекс10 гласит, что трудовые отношения между церквами, религиозными общинами и их служащими, занимающимися церковной деятельностью, должны быть согласованы с Законом в том случае, если Закон, отдельное постановление, международное соглашение, договор между CP и церквями и религиозными общинами, или же внутренние установления церквей и религиозных объединений не предусматривают других правил. Ст. 52 Трудового кодекса утверждает, что положения о рабочем времени и коллективных трудовых отношениях не относятся к служащим церквей и религиозных общин, которые занимаются церковной деятельностью.

Основное соглашение между CP и Святым Престолом дает католикам исключительное право замещать церковные должности, основываясь на каноническом праве самостоятельно отбирать кандидатов на епископские должности и принимать решения о их назначании, перемещении, увольнении и отзыве. Кроме того, у Католической церкви есть исключительное право принимать решения о назначении, перемещении, увольнении и отзыве другого лица на любой должности, относящейся к апостольской миссии церкви. Соглашение между CP и зарегистрированными церквами и религиозными общинами дает им право замещать церковные должности в согласии с их внутренними постановлениями. На основании собственных правил церкви могут избирать и назначать своих членов на церковные должности, отзывать их и принимать решение о завершении срока их службы.

В полном объеме Трудовой кодекс применяется к тем служащим церквей и религиозных общин, которые не занимаются духовной деятельностью, к тем, чья работа не подпадает под внутренние установления, а также в тех случаях, которые не регулируются никакими особыми правилами. Конкретные детали указываются в трудовых соглашениях с самими служащими. Работодатели, чье юридическое лицо восходит к церкви или ре-

529

 

лигиозной общине, на основании Закона № 308/1991 Zb., строят свои отношения со служащими на общих основаниях.

VII. Церкви и брачное и семейное право

Заключение брака в Словацкой Республике основано на совместном заявлении мужчины и женщины перед лицом властей или же церкви и религиозной общины о том, что они вступают в брак публично, официально и в присутствии двух свидетелей. Если церемония происходит в церкви, то ей должен быть придан официальный статус одобрением человека, который наделен церковными полномочиями, или же священнослужителя этой религиозной общины, после чего следует особая церковная служба. На основании Закона о семье № 94/1963 Zb. с последующими дополнениями церковное руководство должно направить свидетельство о браке организации, уполномоченной регистрировать браки в том районе, где был заключен брак.

Заключение и расторжение браков на основании канонического права регулируются ст. 10 Основного соглашения между CP и Святым Престолом. В том случае, если брак удовлетворяет всем нормам законодательства CP, он имеет такой же правовой статус и силу, как и гражданские браки, заключенные на территории Словацкой Республики. Подобное положение содержится и в ст. 10 Соглашения между CP и зарегистрированными церквами и общинами.

VIII. Финансирование церквей

После 1989 г. новое законодательство предоставило церквам и религиозным общинам право самоуправления, но не устранило их прямой финансовой зависимости от государства.

Закон № 218/1949 Zb. о финансовом обеспечении церквей и религиозных общин после внесенных в него поправок перестал быть дискриминационным. Государство не контролирует церкви, но в законе сохраняется патерналистский подход к церквам в финансовом отношении. В соответствии с законом коммунисти-

530

 

ческое государство установило единую форму прямых субсидий для церквей и религиозных общин. Субсидия должна была заменить весь спектр различных традиционных источников дохода. В период между 25 февраля 1948 г. и 1 ноября 1949 г., когда Закон № 218/1949 Zb. вступил в силу, большая часть церковной собственности была национализирована без компенсации. Это объяснялось, в частности, принятыми законами о земле и аграрными реформами. Реституция церковной собственности стала тем процессом, который направил церкви по пути к экономической независимости.

На основе Федерального закона № 298/1990 Zb. о регулировании некоторых имущественных отношений монашеских орденов и конгрегаций, а также Оломоуцского архиепископства, как это утверждено Законом № 338/1991 Zb., часть собственности монашеских орденов и общин была возвращена. На территории Словацкой Республики было, таким образом, возрождено 95 монастырей. Закон № 282/1993 Z.z. об исправлении некоторых случаев несправедливого отношения к церквам и религиозным общинам, восстановил права собственности в определенных ситуациях. Этот закон относился к движимому и недвижимому имуществу, которое было конфисковано у церквей и религиозных общин решениями государственных органов, на основе гражданского законодательства и административных постановлений за период с 8 мая 1945 г. (в случае с иудейскими общинами - со 2 ноября 1938 г.) до 1 января 1990 г. В Законе указывалось, что административные и судебные издержки должны быть исключены из расходов, связанных с процедурой передачи недвижимого имущества. Кроме того, государство обеспечивало также компенсацию расходов, связанных с местонахождением передаваемой недвижимости. Закон № 97/2002 Z.z., дополненный Законом № 282/1993 Z.z., добавил к возвращаемой собственности земли, которые являются частью лесных массивов в национальных парках.

В настоящее время на основании Закона № 218/1949 Zb. и дополнений в силу Закона № 522/1992 Zb. государство обязано обеспечивать церкви и религиозные общины средствами для

531

выплат заработной платы духовенству (включая отчисления в фонды социального страхования, здравоохранения и пенсионный фонд), если церкви и религиозные общины обращаются с такой просьбой. Церкви и религиозные общины, духовенство которых получало персональные выплаты до 31 декабря 1989 г., не обязаны обращаться с запросом. Четыре11 из 16 зарегистрированных церквей и религиозных общин не обращались с просьбой о финансовой помощи. Классификация и уровни зарплат духовенства определяются постановлением правительства CP12.

Государство обеспечивает функционирование административного аппарата зарегистрированных церквей и религиозных общин. Министерство культуры CP является органом, ответственным за распределение финансовой помощи, выделяемой Национальным Советом CP из государственного бюджета для церквей и религиозных общин. Через церковный департамент оно ежемесячно отчисляет выделенные средства административным аппаратам церквей. Национальный бюджет также поддерживает словацкое Католическое благотворительное общество и евангелическую «Диаконию». Государство может компенсировать до 80% финансовых затрат по установке электронных систем безопасности, призванных защитить священные культурные ценности.

Все церковные сборы, доходы от церковной деятельности, а также регулярные пожертвования верующих зарегистрированных церквей и религиозных общин освобождены от налогов. Средства, выделяемые в качестве пожертвований на гуманитарные, благотворительные и религиозные нужды церквей и религиозных общин, зарегистрированных государством, могут изыматься из облагаемого налогом дохода физических лиц или юридических лиц до уровня, установленного в Законе. Земля, являющаяся одним целым со зданием или частью здания, которое используется для совершения религиозных обрядов, а также со зданием или частью здания, которые являются служебным помещением для церковной администрации, освобождается от земельного налога. Помимо этого, от налога освобождается зем-

532

 

ля, на которой расположены кладбища. Здания или их части, которые используются исключительно для совершения религиозных церемоний или размещения церковной администрации, освобождаются от налога на недвижимость. Оставленное по завещанию имущество и дарения на развитие зарегистрированных церквей и религиозных общин13 освобождаются от налога на наследство. Согласно условиям, предусмотренным в постановлении № 17/1994 Z.z., религиозные предметы и подарки, переданные церквам и религиозным общинам, освобождены от уплаты налога на импорт.

На основе ст. 48 Закона № 366/1999 Z.z. о налоге на прибыль, дополненного поправками, каждый налогоплательщик имеет право через налоговые органы отчислять сумму, эквивалентную 1% от своих налоговых платежей, одной из организаций14, среди которых есть те, что созданы церквами и религиозными общинами. В дополнение к этому церкви и религиозные общины, как и организации со статусом юридического лица, учрежденные ими, могут получать разного рода гранты и субсидии. Церкви могут обращаться за грантами на сохранение и восстановление памятников культуры, которые находятся в их собственности, так же как получать гранты на свои социальные, благотворительные, образовательные и культурные проекты.

С 2000 г. продолжается разработка новой модели финансового обеспечения церквей и религиозных объединений. В 2001 г. Министерство культуры представило соответствующее предложение о поправках в закон. В предложении министерства сохраняется принцип уже существующей системы. Отличие состоит в том, что размеры финансирования зависят от числа членов каждой церкви или религиозной общины, а также от того, насколько параметры их деятельности соотносятся с численностью их членов. Поправки прошли через законодательную систему и обсуждались на заседании Национального Совета СР. Тем не менее, поправка была снята с повестки дня Совета по инициативе одного из депутатов и до сих пор этот вопрос больше не поднимался. Широкий консенсус церквей, религиозных

533

 

общин, политических партий и других заинтересованных общественных институтов вновь был нарушен.

IX. Духовное попечительство в общественных учреждениях

В соответствии со ст. 9 Закона № 308/1991 Zb. о свободе религиозных верований и о статусе церквей и религиозных общин те, кто занимаются духовным попечительством, могут посещать учреждения социального попечения, больницы и детские дома. Кроме того, они имеют право посещать военные подразделения, а также тюрьмы, колонии, другие места, где оказывается духовное попечительство или осуществляется воспитательная работа. В такого рода учреждениях любой человек имеет право на духовное попечительство по своему выбору, особенно в ситуациях, когда есть опасность для жизни. Более того, каждый может иметь у себя религиозную и духовную литературу по своему выбору.

Закон № 370/1997 Z.z. о военной службе разрешает военнослужащим принимать участие в религиозных обрядах в военных подразделениях во внеслужебное время. Военные капелланы существуют в армии CP с 1994 г. В 1995 г. постановлением Министерства обороны был основан Отдел военных капелланов Министерства обороны СР. Отдел напрямую подчиняется министру обороны. Это высший специализированный орган, отвечающий в министерстве за духовные и религиозные вопросы, который вырабатывает стандарты в сфере военной и духовной службы. Ответственным за нужды и развитие духовной и религиозной поддержки военнослужащих армии CP является Военный деканат Генерального штаба армии СР. Конкретные условия духовной и религиозной деятельности, ее организации и воплощения в жизнь, доступа в армейские подразделения и военные школы, а также обязанности военных капелланов регулируются внутренними директивами Министерства обороны СР. Духовное попечительство осуществляют военные капелланы тех религиозных деноминаций, которые в наибольшей степени

534

 

представлены в вооруженных силах. По преимуществу это Католическая церковь и церкви Аугсбургского исповедания.

Отдел полицейских капелланов был создан в 2002 г. Возглавляет его директор, который напрямую подчиняется министру внутренних дел. Отдел предоставляет полицейским и их семьям духовное попечительство индивидуально и в коллективном порядке, обеспечивает проведение богослужений.

27 ноября 2002 г. вступило в силу Соглашение между Словацкой Республикой и Святым Престолом № 648/2002 Z.z. о духовном окормление католиков в вооруженных силах CP15. В соответствии с Соглашением на уровне епархии был учрежден Ординариат вооруженных сил и подразделений СР. Ординарий утверждается на уровне епископа16. Соглашение регулирует духовное окормление католиков в армии CP, в полицейских подразделениях, тюрьмах, службе судебных приставов и железнодорожной полиции, а также всех тех, кто находится в заключении или под арестом. Такое же соглашение было подготовлено зарегистрированными некатолическими церквами и религиозными общинами.

Церкви и религиозные общины также имеют право основывать свои учреждения здравоохранения и социальные службы и принимать участие в подобной работе в рамках общественных учреждений. Закон о свободе религиозных верований и статусе церквей и религиозных общин закрепляет за теми, кто занимается духовным попечительством, право посещать социальные учреждения, больницы и детские дома. Эта сфера регулируется Основным соглашением между CP и Святым Престолом и Соглашением между CP и зарегистрированными церквами и религиозными общинами. Упомянутые выше соглашения значительно расширяют возможности доступа духовенства в учреждения для людей, проходящих принудительную реабилитацию, в государственные организации по лечению и реабилитации нарко- и алкозависимых и т.п. Деятельность духовных лиц в этих учреждениях определяются общепринятыми правовыми нормами и зависит от специфики каждого такого учреждения, что закрепляются в отдельных соглашениях.

535

 

X. Уголовное право и религия

Преступления и уголовные дела, прямо или косвенно связанные с религией и ее исповеданием, подпадают под Уголовный закон № 140/1961 Zb. Этот Закон предусматривает, что человек, который принуждает или угрожает применением силы или причинения ущерба другому человеку с тем, чтобы он принял участие в религиозном действии, препятствует другому человеку против его воли участвовать в религиозном действии или препятствует другому человеку осуществлять свободу вероисповедания какими-либо другими способами, - может быть приговорен к тюремному заключению до двух лет или к штрафу. Религиозным действием считается любое действие или церемония, которая относится к исповеданию веры церковью или религиозной общиной. Это богослужения, молитвы, евхаристия и т.д. Другой пример нарушения свободы религии это порча или уничтожение предметов, необходимых для совершения религиозных обрядов. Уголовный закон отмечает в качестве мотива насилие, совершенное в отношении группы граждан или личности по признаку принадлежности к какой-либо деноминации или же отсутствия таковой принадлежности. Деноминация подразумевает активное или пассивное отношение к определенной религии, идеологии или мировоззрению, представленному конкретной церковью или религиозной общиной. Насилие и принуждение имеют место, когда кому-либо угрожают, чтобы он изменил свои взгляды или когда группа людей собирается вместе для совершения уголовно наказуемого действия. Преступление, касающееся клеветы и оскорбления религиозных чувств, опирается на понятие общественной клеветы - это поношение или уничижение групп граждан по признаку принадлежности к деноминации или же потому что они не принадлежат ни к какой деноминации.

Закон о тюремном заключении запрещает лицам, приговоренным к лишению свободы, получать и иметь печатные издания или другие материалы, содержащие призывы к религиозной нетерпимости. Этот же закон позволяет церквам получать ком-

536

 

пенсации в ходе уголовного процесса. Закон о тюремном заключении утверждает право обвиняемого на духовное попечительство. Вместе с тем, учитывается также цель заключения, и духовное попечение может быть допущено соответствующей инстанцией, участвующей в уголовном судопроизводстве за исключением случаев опасности для жизни и здоровья.

XI. Правовой статус духовенства

Ни административное, ни гражданское право не предоставляют никакого особого статуса духовным лицам. Их статус в административном и гражданском судопроизводстве такой же, как у мирян. Если священнослужитель действует от имени церковной организации, он имеет статус представителя организации частного права. То же самое происходит в рамках уголовного права за исключением ситуаций, когда необходимо соблюдение тайны исповеди.

На основании ст. 8 Закона № 308/1991 Zb. государство признает обязанность тех, кому поручено духовное попечительство, соблюдать тайну исповеди. Положение Уголовного закона о том, что каждый гражданин обязан сообщать об уголовном действии, не применяется к тем, кто может таким образом нарушить тайну исповеди либо раскрыть сведения, доверенные ему устно или в письменном виде на условиях конфиденциальности. Уголовное постановление № 141/1961 Zb. позволяет представителям духовенства, вызванным в качестве свидетелей, отказываться от дачи показаний по тем же причинам.

Нерушимость тайны исповеди и права отказываться от показаний перед государственными органами гарантирована, в дополнение к Уголовному постановлению, в Основном соглашении между CP и Святым Престолом, а также в Соглашении между CP и зарегистрированными церквами и религиозными общинами.

В Законе № 308/1991 Zb. о свободе религиозных убеждений и статусе церквей и религиозных общин указано, что те, кто осуществляют духовное попечительство, должны быть утвер-

537

 

ждены церквами и религиозными общинами на основании их внутренних установлений и общепринятых правовых норм. Церкви и религиозные общины должны принимать на работу духовных лиц и других служащих в соответствии с их квалификацией. В соответствии со своими внутренними правилами церкви назначают лиц, осуществляющих духовное попечительство, и преподавателей религии на определенные должности и на определенной территории.

Соглашение между Словацкой Республикой и Святым Престолом о духовном окормлении католиков в вооруженных силах Словакии гарантирует духовенству право служить в армии в качестве священнослужителей. Духовенство в армии получает жалование на уровне офицеров (в армии или в полиции) в соответствии с их рангом и длительностью службы. Социальные привилегии для военнослужащих также распространяются и на духовенство.

XII. Особые случаи развития гражданского и церковного права

Проблемы взаимоотношений Словацкой Республики и церквей, а также участия церквей в общественной жизни, довольно часто возникают на словацкой политической сцене. После заключения соглашений со Святым Престолом зарегистрированные церкви участвовали в обсуждении государственного бюджета и Закона о вынужденном прерывании беременности и абортах. Либеральные и левые партии часто призывают к полному отделению церкви от государства.

В ближайшем будущем должны быть заключены еще два соглашения между CP и Святым Престолом, которые касаются свободы совести и финансовых вопросов. Соглашение о свободе совести в настоящее время обсуждается в обществе. Соглашение о финансовых вопросах также является предметом дискуссий, в частности, о том, должно ли оно предшествовать или следовать за поправками в законодательство, которые касаются финансового обеспечения церквей и религиозных общин. Дру-

538

 

гие зарегистрированные церкви и религиозные общины также собираются заключить подобные соглашения со Словацкой Республикой.

Тема юридических критериев для получения статуса зарегистрированной церкви или религиозной общины поднимается в прессе в связи с отношением государства к новым и нетрадиционным религиозным движениям. Большинство из них проявляют интерес к регистрации, но они не соответствуют, напр., таким правовым критериям, как численность членов. Очевидно, что тема критериев, которые позволяют церкви получить регистрацию, скоро привлечет к себе внимание заинтересованных в этом организаций.

XIII. Библиография

Cipár, Marián; Moravčíková, Michaela. Cirkvi a náboženské spoločnosti v zjednocujúcej sa Európe. In: Vznik a perspektívy politickej vedy na Slovensku. Trnava: Fakulta humanistiky Trnavskej univerzity v Trnave, 2002, p. 52-57, ISBN 80-89074-33-2.

Jozefčiaková, Silvia. Cirkvi a náboženské spoločnosti v Slovenskej republike. Bratislava: Ústav pre vzťahy štátu a cirkví, 2002, 93 p., ISBN 80-968559-7-2.

Moravčíková, Michaela, Cipár, Marián. Religiozita na Slovensku. In: Ročenka ústavu pre vzťahy štátu a cirkví 1997, Bratislava: Ústav pre vzťahy štátu a cirkví, 1998, p. 124-139, ISBN 80-968072-5-0.

Moravčíková, Michaela, Cipár, Marián. Religiozita na Slovensku II. Bratislava: Ústav pre vzťahy štátu a cirkví, 2003, 110 p., ISBN 80-89096-05-0.

Moravčíková, Michaela, Procedure of Declaration of Consent by the National Council of the Slovak Republic with the Principal Treaty between the Slovak Republic and the Holy See. In: Šmid, Marek, Vasiľ, Cyril (a cura) Relazioni internationali giuridiche bilateral i tra la Santa Sede e gli stati: esperienze e prospettive. Gitta del Vaticano: Libreria Editrice Vaticana, 2003, p. 271-278, ISBN 88-209-7431-2.

539

Moravčíková, Michaela; Cipár, Marián. Cisárovi cisárovo. Ekonomické zabezpečenie cirkví a náboženských spoločností. Bratislava: Ústav pre vzťahy štátu a cirkví, 2001, 277 p.? ISBN 80-968559-0-5.

Papastathis, Charalambos, K. L'CEuvre legislative de la Mission cyrillo-méthodienne en Grande Moravie. Thessalonique: Association hellénique d'Études slaves, 1978. 142 p.

Potz, Richard; Schwarz, Karl; Synek, Eva Maria; Wieshaider, Wolfgang. Recht und Religion in Mittel- und Osteuropa. Band 1 Slowakei. Koordinatoren Mulik, Peter, Wieshaider, Wolfgang. Wien: WUV/Universitätverlag, 2001. 150 p. ISBN 3-85114-461-9.

Sčítanie obyvateľstva domov a bytov 2001. Základné údaje. Náboženské vyznanie obyvateľstva. C. 600-0615/2001. Bratislava: Štatistický úrad Slovenskej republiky, 2001. 240 p.

Smid, Marek. Svätá stolica ako osobitný subjekt medzinárodného práva: zmluvné vzťahy so štátmi. Štúdie a materiály. Zošit IX. Bratislava: Slovenská spoločnosť pre medzinárodné právo pri Slovenskej akadémii vied, 2003. 53 p.

 

1 В действовавшей тогда Конституции Чехословацкой Социалистической Республики (Act по. 100/1960 Zb.) ст. 4 утверждала ведущую роль коммунистической партии в обществе.

2 На основании Закона № 165/1998 Z.z. о переписи населения, численности домов и квартир в 2001 г.

3 Sčítanie obyvateľstva, domov a bytov 2001. Základné údaje. Náboženské vyznanie obyvateľstva, no. 600-0615/2001. Bratislava: Štatistický úrad Slovenskej republiky, 2001.240 р.

4 Ср. Moravčíková, M; Cipár, M., Religiozita na Slovensku II. Bratislava: Ústav pre vzťahy štátu a cirkví, 2002. p. 8-11 nn.

540

 

5 Ср. Papastathis, Ch., K., ĽCEuvre législative de la Mission cyrillo-méthodienne en Grande Moravie. Thessalonique: Association hellénique d'Études slaves, 1978, 142 p.

6 Униатская церковь претерпела жестокие гонения при коммунистическом режиме. В апреле 1950 г. был проведен Прешовский «собор», который де факто привел к уничтожению Греко-католической церкви на последующие 18 лет. «Собор» принял так называемый акт о возвращении Греко-католиков в лоно Римо-католической церкви, санкционированный Центральным Комитетом Коммунистической партии Словакии на основе резолюции от 7 января 1950 г. Под влиянием Пражской весны 1968 т., которая должна была продемонстрировать социализм с человеческим лицом и привнесла некоторую либерализацию в общество, Греко-католический епископ Василь Хопко попросил Александра Дубчека, впоследствии генерального секретаря Компартии, реабилитировать и возобновить деятельность Греко-католической церкви. Однако правительственное постановление № 70/1968 Zb. от 13 июня, подписанное заместителем председателя правительства Чехословацкой Социалистической Республики Густавом Гусаком, еще раз запретило деятельность Греко-католической церкви.

7Дополнено постановлением правительства № 691/2004 Z.z. от 1 декабря 2004 г. Уровень оклада духовенства был повышен на 42%, а базовые выплаты должны были увеличиваться на 30% в зависимости от качественной характеристики (составной части оклада, которая учитывается).

541

 

8 Создан на основании Закона № 167/2000 Z.z. об учреждении Католического университета в Ружомбероке.

9 Закон № 387/1996 Z.z. о занятости населения, дополненный поправками.

10 Закон № . 311/2001 Z.z. Трудовой кодекс, дополненный поправками.

11 Это община Свидетелей Иеговы, Христианские общины, адвентисты Седьмого Дня и Новоапостольская церковь.

12 Постановление правительства CP №. 578/1990 Zb., дополненное постановлением № 187/1997 Z.z.

13 Закон № 366/1999 Z.z. о налогах на прибыль, Закон № 317/1992 Zb. о налоге на недвижимость, Закон № 318/1992 Zb. о налоге на наследство, налоге на дарения, передачу имущества и недвижимости.

14 Помимо тех, что относятся к зарегистрированным церквам и религиозным общинам, это гражданские ассоциации, учреждения, неивестиционные фонды, некоммерческие организации, которые осуществляют благотворительную деятельность, международные организации, а также словацкий Красный Крест.

15 Президент Словацкой Республики ратифицировал Соглашение 1 октября 2002 г., а 28 октября 2002 г. стороны обменялись ратификационными документами.

16 Ординариат имеет канонический и государственный правовой статус. Ординарий утверждается Святым Престолом, является членом Епископской конференции Словакии и включен в состав вооруженных сил СР.

542

Государства и религии в Европейском Союзе (опыт государственно - конфессиональных отношений).

М: 2009. С. 507-542