ПечатьE-mail

XV богословские собеседования представителей РПЦ и ЕЛЦФ

Новости

XV богословские собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви ФинляндииС 6 по 11 сентября в учебном центре Сииканиеми (Холлола, Финляндия) состоялись XV богословские собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.

Переговоры возглавили Предстоятель ЕЛЦФ, Архиепископ Турку и Финляндии Высокопреосвященный Кари Мякинен и Митрополит Астанайский и Казахстанский Высокопреосвященный Александр. Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии, являющаяся наблюдателем на данных собеседованиях, была представлена в лице своего Предстоятеля, Епископа доктора Арри Кугаппи.

Предлагаем вашему вниманию тексты приветственных слов Архиепископа Кари Мякинена и председателя ОВЦС РПЦ МП Митрополита Илариона, адресованные участникам встречи:


"Ваше высокопреосвященство, митрополит Астанайский и Казахстанский владыка Александр, уважаемые епископы, отцы, братья и сестры во Иисусе Христе! Апостол пишет: «Один Господь, одна вера, одно крещение! Один Бог и Отец всех, который над всеми и через всех и во всех нас.» (Еф. 4:5-6) Этими словами апостола я приветствую вас и хочу сказать: Добро пожаловать в учебный центр Сииканиеми, в Холлола. Сегодня мы начинаем богословские собеседования между нашими церквями. Наши богословские беседы начались в марте 1970-го года в городе Турку в центре Синаппи. Путь оттуда до этого места с географической точки зрения относительно короткий, чуть больше 200 километров, но во времени этот путь гораздо дольше, более 41 года. С тех пор мир изменился с разных точек зрения. Общества изменились, изменилась культура, в церквях произошли изменения. Богословские беседы сформировали на протяжении этого пути в 41 год четырнадцать остановок, и это пятнадцатая. Четырнадцать раз мы останавливались, чтобы изучить как актуальные ситуации в церквях так и глубокое основание учений церквей. Из этих богословских бесед сформировывалась историческая цепь, о которой можно сказать, что она представляет экуменическую преемственность. Эта преемственность указывает на желание наших церквей понять и научиться познавать традиции друг друга, богатство веры, контексты, в которых живут церкви, и научиться познавать идентитет каждой церкви. Поскольку сейчас тема пятнадцатого круга богословских бесед является «Церковь как община и христианский идентитет», то речь идет о теме, которая являлась поддерживающим фактором на протяжении всей истории богословских собеседований. Это были беседы именно церквей, взаимное влияние сообществ друг на друга, а не только взаимный диалог отдельных ученых богословов. В таком процессе проясняется всегда также исторический и богословский идентитет собственной церкви. На первых богословских беседах председателями были архиепископ Турку и Финляндии Мартти Симоёки и епископ Дмитровский, нынешный митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Белоруси Филарет. На протяжении этого пути люди менялись. Многие были представителями своих церквей на нескольких богословских собеседованиях и таким образом несли долговременную ответственность за эту традицию. Сегодня для того, чтобы следить за началом этих бесед были приглашены также и те представители наших церквей, которые присутствовали на многих беседах и таким образом являются ветеранами богословских бесед. Мы, которые первый раз принимаем участие в этих богословских беседах, не начинаем с пустого места, но присоединяемся к длинной и значимой цепи и таким образом несем далее содержащуюся в этом экуменическую преемственность. Работа, которая предстоит в будущие дни, еще больше познакомит нас с идентитетом другой церкви и с собствененым идентитетом и с общим желанием строить церкви на апостольской вере и общей церковной традиции. Надеюсь, что настоящие беседы углубят наше взаимопонимание и будут поддерживать нас в нашем следовании по пути истины и любви, указанного нашим Господом Иисусом Христом. В конце концов плоды этих бесед и жизни наших церквей не рождаются нами. Их рождает - по словам апостола - Тот, «Который над всеми и через всех и во всех нас.»

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу как с начала было всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Архиепископ Кари Мякинен.


XV богословские собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии"Дорогой брат во Христе, досточтимый Архиепископ Турку и Финляндии Карри Мякинен! Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященный Александр, митрополит Астанайский и Казахстанский! Уважаемые участники диалога! Сердечно приветствую вас по случаю знаменательного события - открытия очередного богословского собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии!

Нашему диалогу более 40 лет. У его истоков стояли два выдающихся церковных деятеля: митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) и архиепископ Марти Симойокки. Начиная с первой встречи в 1970 году, диалог всегда был наполнен глубоким богословским содержанием и строился на началах евангельского братства и любви во Христе.

В прошлом наши дискуссии были посвящены как основополагающим богословским вопросам, так и важнейшим проблемам общественной жизни. В настоящее время формально сохранилась та же тематика, но она наполнилась новым содержанием, поскольку произошли кардинальные изменения в России, Европе и во всем мире. Эти перемены касаются богословия, общественной мысли, межцерковной деятельности, церковно-государственных и церковно-общественных отношений.

Тема нынешнего, XV собеседования - «Церковь как община. Христианская идентичность и членство в Церкви» - имеет как серьезное богословское содержание, так и важные пастырский и социальный аспекты. Некоторые вопросы, связанные с этой темой, рассматривались на VI собеседовании между нашими Церквами в 1983 году. В официальном коммюнике встречи, которая была тогда посвящена теме «Природа Церкви», было справедливо отмечено: «Членами Христовой Церкви мы становимся через веру и крещение во Христа - Главу Тела (Гал. 3, 26-28)» (§ 2). Знаменательно, что святые отцы эпохи Вселенских соборов не разрабатывали специального учения о Церкви - такая необходимость возникла именно в позднейшую эпоху, когда Церковь сталкивается с непониманием, а иногда и с враждебным отношением к ней современного мира. В этих обстоятельствах обретает особую злободневность вопрос: остаемся ли мы, спустя 2000 лет после жертвенной смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, христианами? Как мы понимаем природу христианства? В какой степени мы сохраняем внутреннюю связь с христианской общиной, с Церковью, со всем мировым христианским сообществом?

Вам предстоит серьезный разговор, в котором будет рассмотрено богословское понимание Церкви, ее raison d'être, и ее сложная природа: видимая реальность, воплощенная в церквах-общинах этого мира, и невидимая, эсхатологическая реальность, - реальность будущего века. Только опираясь на богословское учение о Церкви, можно по-настоящему понять жизнь христианина. Как отмечает в своей книге «Христианства нет без Церкви» священномученик Иларион (Троицкий), «истина Церкви по преимуществу перед всеми другими касается самой жизни каждого христианина, определяет не только его верование, но и саму его жизнь... Вера в Церковь требует подвига и от ума, и от воли человека. А потому-то и противна истина Церкви тем началам жизни, которые долгим путем и незаметно вкрались в сознание и самосозерцание даже и русского православного общества».

Ни для кого не секрет, что сегодня в мире живет множество номинальных христиан. Они декларируют свою принадлежность к Церкви, но никак не проявляют себя как верующие во Христа. Они не видят цель своей духовной жизни в Богообщении и спасении, а воспринимают принадлежность к христианству как дань традиции, часть культурной и этнической идентичности. Эти вопросы приобретают особую актуальность сегодня, в эпоху нарастающего противостояния религиозных традиций и идентичности, которое мы можем наблюдать в разных уголках планеты и, в частности, в Европе.

XV богословские собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви ФинляндииНередко христианская идентичность подменяется политическими, социальными, национальными идеями. В этом, как представляется, кроется причина того, что люди, называющие и считающие себя христианами, борются за внедрение либеральных идей в Церкви и обществе, выступают под националистическими лозунгами или действуют от лица политических партий.

Сегодня мы сталкиваемся в Европе и во всем мире с актами христианофобии, проявлениями нетерпимости и дискриминацией в отношении христиан. Эти преследования обретают массовый характер, например, когда речь идет о «некорректном» мнении христианин относительно легализации абортов или «однополых браков». Это происходит, несмотря на многочисленные официальные заявления о терпимости и защите свободы совести. При этом дискриминация по отношению к представителям других религиозных (национальных) общностей является преступлением и имеет соответствующие определения (антисемитизм и исламофобия).

В условиях, когда воздвигаются новые гонения на христиан, особенно важно переосмыслить себя как христианина. Задать вопросы: в чем моя христианская сущность, к чему я призван Господом в нынешних условиях, есть ли у меня обязанности перед обществом, которое далеко от Христа? Каким должен быть этос христианина в общине и обществе? Какой должна быть его этическая позиция по отношению к тем вопросам, которые волнуют общество? Что значит жить как христианин?

Как представляется, путь к решению данной проблемы лежит через формирование у членов наших церквей подлинно христианской идентичности и согласование иных их религиозных идентичностей (культурной, национальной и т. п.) именно с идентичностью христианской и ее нравственной составляющей как важнейшей. По словам апостола, верующие должны «быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода», они должны «сиять как светила в мире» (Флп. 2,15).

Желаю Вам успехов в предстоящей работе и выражаю уверенность, что она внесет достойный вклад и в развитие богословской науки, и в продолжение сотрудничества между нашими Церквами".

Митрополит Волоколамский Иларион.


Материал предоставила секретарь Епископа Церкви Ингрии по международным связям Мерья Крамсу

http://elci.ru