ПечатьE-mail

Религиозная ситуация в Государстве Израиль

Новости

Госдепартамент США пришел к выводу, что в Израиле отмечается ухудшение ситуации со свободой совести и вероисповедания: согласно свежеопубликованному отчету Госдепа "Религиозная свобода в мире", в Израиле наблюдается усиление религиозного диктата и сужение сферы религиозных свобод.

В отчете перечисляется ряд нововведений, свидетельствующих об усилении государственного вмешательства в сферу свободы совести. Упоминается проведенный закон НДИ о гражданских браках, согласно которому государство будет регистрировать супружеские союзы только в тех случаях, когда оба супруга не относятся ни к одной из религиозных групп.

Сообщается и о нововведении Еврейского агентства ("Сохнут"), который ввел в свои анкеты для претендентов на репатриацию вопрос, касающийся религиозных убеждений: от евреев требуют ответить на вопрос, верят ли они в то, что Иисус Христос был мессией. Положительный ответ лишает претендента права на репатриацию, даже если он является евреем по галахе и официально не переходил в христианство. Иные верования евреев - например, полный атеизм, приверженность индуистским культам или учению Будды - чиновников "Сохнута" не интересуют, отмечается в отчете.

В отчете отмечается также, что в 2009 г. министерство по религиозным делам не использовало денег, выделенных бюджетом на обустройство нееврейских кладбищ. 

Госдеп обратил внимание и на ретроактивные отмены гиюров, и на сегрегированные автобусы кооператива "Эгед", и на многие другие скандалы последнего времени. 

Свобода совести и вероисповедания является одной из главных ценностей, заложенных в основание конституции США, и служит важным критерием внешней политики этой страны. Каждый год Госдепартамент публикует отчеты об уровне религиозной свободы в мире, собирая данные почти о двух сотнях государств.

В отчете за 2010 год Израилю отведено 29 страниц. Отмечается, что, хотя власти страны "в общем и целом соблюдают" принципы свободы совести и вероисповедания, заложенные в Декларации независимости и других основополагающих документах, в стране по-прежнему имеет место дискриминация неевреев и представителей неортодоксальных течений иудаизма.

За отчетный период уровень этой дискриминации не изменился, отмечает Госдепартамент, сообщая, что посольство США регулярно ставит перед правительством Израиля вопросы о расширении списка официально признанных религиозных общин и более тщательном расследовании случаев насилия на религиозной почве против меньшинств, таких как мессианские евреи и "Свидетели Иеговы". Кроме того, внешнеполитическое ведомство добивается от властей Израиля «прояснения критериев, на основании которых в страну не впускают подозреваемых в миссионерстве».

В отчете цитируются данные ЦСБ за 2008 г., согласно которым 7% еврейского населения страны составляют ультраортодоксы, 10% - ортодоксы, 39% - "соблюдающие традиции (верующие и неверующие)", а 44% относятся к светскому сектору, причем большинство из них соблюдают некоторые еврейские традиции. Небольшая часть соблюдающих традиции и светских евреев ассоциируют себя с неортодоксальными течениями иудаизма - реформистским, консервативным и реконструкционистским. В стране насчитывается также порядка 10 000 мессианских евреев, число которых медленно, но неуклонно растет, отмечает Госдеп.

Список официально признаваемых государством религиозных общин остался в Израиле почти неизменным со времен британского мандата. Британские власти предоставили статус религиозных общин евреям, восточной православной церкви, латинской и греко-католической церквам, двум армянским церквам -грегорианской и католической, халдейской, мелькитской, сирийской католической, сирийской православной и маронитской церквам. Мусульмане статуса религиозной общины не имели, так как являлись религиозным большинством, - и Израиль не предоставил им этого статуса до сих пор.

С момента образования Государства Израиль статус религиозных общин получили лишь три: друзы в 1957 г., евангелическая епископальная церковь (протестанты) - в 1970-м и бахаи - в 1971 г. Не признаваемые государством религиозные группы не получают государственной поддержки, хотя их членам не возбраняется практиковать свои религиозные обряды. Государство на протяжении многих лет отказывает в признании ряду протестантских общин, эфиопской и коптской православным церквам, а также Объединенному христианскому совету, представляющему в Израиле интересы многих христианских деноминаций.

Вне зависимости от наличия или отсутствия официального статуса, заграничные священнослужители постоянно сталкиваются с трудностями при получении и продлении израильских виз, но для представителей непризнанных религиозных групп бюрократических препятствий больше. Кроме того, «непризнанные» сталкиваются с трудностями при регистрации браков и получении похоронных услуг.

Прозелитизм в стране разрешен законом, но правительство часто действует так, как будто он является противоправной деятельностью. Например, иммиграционные власти отказываются впустить в страну заподозренных в миссионерстве и требуют от них письменного обязательства не заниматься прозелитизмом. За "миссионерство" иностранцев лишают виз и разрешений на работу.

Напротив, миссионеры-ультраортодоксы, ведущие проповедь среди светских евреев, получают государственное финансирование: например, министерство образования финансирует сеть школ, воспитывающих светских детей в духе ортодоксального иудаизма. 

В сфере финансирования неравное отношение государства к разным религиям проявляется особенно ярко. Существенную финансовую поддержку получают только ортодоксальные синагоги и кладбища. Государство заявляет, что, хотя бюджет не предусматривает финансирования строительства нееврейских культовых зданий, некоторая поддержка им оказывается, - однако, с учетом численности верующих, денег выделяется гораздо меньше, чем на синагоги. Аналогичное неравенство наблюдается и в финансировании образования разных религиозных групп. В 2009 г. правительство выделило на финансирование религиозных услуг и религиозного образования еврейскому сектору около 1,5 млрд шекелей; 1,1 млрд из этих денег пошли на религиозное образование. При этом весь нееврейский сектор, составляющий около 20% населения Израиля, получил лишь 55 млн шекелей, т.е. менее 4% от ассигнований еврейскому сектору.

NEWS.IsraelInfo.ru