ПечатьE-mail

Ин 19:13-30. Страстная пятница (1534)

Проповеди на Евангелие от Иоанна

Страстная пятница(Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.)

Евангелие от Иоанна 19:13-30

В этот день мы обращаемся к повествованию о смерти Господа нашего Иисуса Христа, о котором мы исповедуем в нашем Символе Веры: «Верую в Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, Господа нашего, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного». Конечно же, христианам нужно постоянно и ежедневно проповедовать, думать и размышлять о страдании и смерти Христа. Но, поскольку повествование об этом подробно не может быть рассмотрено за один раз, то мы также обычно разделяем его на несколько дней и часов — так что этот день особо отведен для рассмотрения страдания Христа и для проповеди о нем, именно потому, что всё, что претерпел Христос в саду, во дворце первосвященника Каиафы, перед наместником Пилатом, перед судом и на кресте, проходило в этот день. Вот почему сейчас мы хотим поговорить об этом, насколько позволит время и насколько Бог подаст нам Свою благодать для сего.

Иудеи занимались Господом Иисусом всю ночь и на следующий день, чтобы можно было надлежащим образом отпраздновать Пасху. Бог через Моисея повелел, чтобы они начинали праздновать Пасху вечером четырнадцатого дня первого месяца, и они тщательно соблюдали это. Таким образом, Христос был распят в первый день праздника Пасхи, по нашему счету в Страстную Пятницу, однако, следует начинать считать с вечера Великого Четверга и включать последующую ночь.

Ночью в четверг около одиннадцати часов иудеи начали мучить Иисуса и продолжали это делать до трех часов дня пятницы. Около семи часов вечера в четверг Христос вышел из Иерусалима в сад, где Он боролся со смертью, так что Его пот стал, как капли крови, падающие на землю. Вскоре после этого, около девяти часов, Он был схвачен в саду, связан и приведен к первосвященникам, старейшинам народа и всему Синедриону, собравшемуся в доме Каиафы. Около одиннадцати часов вечера Он был допрошен и обвинен лжесвидетелями. Около полуночи Он был впервые избит, оплеван, осмеян и унижен, что затем продолжалось всю ночь до утра. Утром Он предстал перед судом, причем судья Пилат трижды свидетельствовал о том, что Он невиновен, и что он не находит Его виновным ни в чем, заслуживающем смерти.

Лишь тогда иудеи обвинили Иисуса в том, что Он подстрекал народ, запрещал им платить подать кесарю и не хотел позволить кесарю быть кесарем, но Сам желал быть царем и императором, и когда Пилат после обвинения допросил Иисуса и из Его ответа и исповедания узнал, что Его царство не от мира сего и, следовательно, Он не желает покушаться на его власть, Пилат сказал первосвященникам и народу: «Я не нахожу в Нем никакой вины», после чего послал Его к Ироду. Это было его первым извинением.

Когда Иисус затем был послан назад от Ирода к Пилату, тот созвал первосвященников и старейшин народа и сказал им: «Вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти» (Лк. 23:14-15). Тогда он поставил перед народом бунтовщика и убийцу Варавву, а также Иисуса и сказал: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» (Мф. 27:17). Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Это второе свидетельство.

Когда эта попытка не удалась, Пилат в третий раз приказывает бить Иисуса, а затем хочет отпустить Его. Святой Иоанн пишет, что он приказал бичевать Его, то есть бить кнутом, жестоко ранить и разрывать Его плоть. Он думал тем самым смягчить иудеев и утолить их кровожадность. Поэтому он вывел Его, одетого в багряницу, увенчанного терновым венцом, избитого и изможденного и сказал иудеям: «Се человек!» Как будто он хотел сказать: «Смотрите, какой человек! Неужели я велел недостаточно наказать Его?» Это его третья попытка оправдаться.

Но это не помогло. Иудеи кричали, что Иисус должен умереть. Они еще яростнее наступали на Пилата и кричали: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю». Переговоры перед судом затянулись и продолжались примерно с семи до десяти часов утра. Затем между одиннадцатью часами и полуднем Иисус был распят. При этом солнце утратило свой блеск, и примерно до трех часов дня наступила тьма. И прежде чем затмение закончилось, Христос почил и висел на кресте в течение трех часов. Затем Он был снят с креста и погребен около шести часов вечера. Всё это происходило в течение предыдущей ночи и этого дня.

Так описывают события святые евангелисты, в особенности евангелист Иоанн, который указывает время и часы, так что можно высчитать, что Иисус страдал всю ночь и весь день. Он также определенно говорит, что Христос страдал в день иудейской Пасхи, ибо его слова звучат так: «Был иудейский день приготовления». Страдание длилось более восемнадцати часов. Три часа Он висел на кресте, три часа Он стоял перед судом, семь часов или всю ночь Его допрашивали, избивали и оплевывали в доме Каиафы. Два часа Он боролся в саду со смертью, два часа Он, схваченный и связанный, выходил из сада, сначала к Анне, а затем к первосвященнику Каиафе, а кроме того Он страдал во время трапезы, когда Он был опечален духом, как пишет Иоанн в главе 13.

Так наш дорогой Господь Иисус Христос совершенно и подлинно отпраздновал иудейскую Пасху. В тот день Он слушал Слово Божие, был спокоен и терпелив, и сносил страдание в послушании небесному Отцу. В Священном Писании было сказано, что Ему надлежит пострадать и умереть, как сказано в 1 Послании Петра 1:11: «Дух Христа, заранее свидетельствовавший о предстоящих Христу страданиях». Такие слова и такую проповедь Христос слышал в день Пасхи. На протяжении восемнадцати часов, а может быть и суток, Он не только перед советом первосвященников и судом Пилата должен был слушать убийственные и горестные крики: «Распни Его! Долой Его! Распни Его!». Он, конечно же, также слышал в Своем сердце речения Писания о том, что Ему надлежит пострадать и умереть. Всю ночь и весь день Он думал о том, что Ему надлежит совершить, что предсказали о Нем пророки, и я подчеркну, что ночное страдание было намного тяжелее дневного.

Отсюда следует, что евангелисты в повествованиях о страдании Христа повсюду используют эти слова: «Сие совершилось, дабы сбылось реченное через пророков». Ибо всё, что перенес Христос, совершилось для того, чтобы исполнилось Писание. Поэтому евангелисты не только рассказали о том, как всё происходило при страданиях Христа, но также повторяют слова: «Сие произошло, дабы исполнилось Писание». Как будто они хотели сказать нам: «Спросите об этом пророков. Они могут сказать вам, почему должен пострадать Христос». Таким образом, Его страдание, муки и крест были велики и тяжки. Но велика также Его любовь, нежность и искренность сердца. Воистину, эта милость к нам бесконечно велика, ибо милосердный Господь и Спаситель ради нас исполнил Писание Своим страданием и Своей смертью.

Так написано в Книге Бытие 3:15: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Это изречение Христос несомненно слышал в минуты Своего страдания. Оно звучало в Его сердце и было для Него проповедью. Ибо теперь настал миг, когда Он должен был поразить змея в голову. Не того змея, который ползает в траве, но древнего змея дьявола. И Ему надлежало сделать это не мотыгой, не мечом или оружием, но Своим телом и Своей жизнью, чтобы Он позволил дьяволу напасть на Себя и излить весь свой гнев и всю свою ярость, дабы мы обрели покой и мир благодаря Ему.

Если поразить и сокрушить голову змея, с ним будет покончено. Тогда мы скажем ему «доброй ночи» и покончим с ним. И вот теперь Христос поразил в голову змея, то есть дьявола, так что дьявол потеряет свою силу и свое владычество. Разумеется, он остается дьяволом среди нас, так же как мир остается миром, но его голова сокрушена. Христос разрушил его царство, которое является царством смерти, греха и ада, и отнял у него силу.

Я считаю, что Христос имел это изречение перед глазами, когда Он страдал и говорил: «Вот миг, когда Я поражу змея в голову, а он ужалит Меня в пяту. Поэтому Я должен и хочу вынести сие. Сегодня — Моя Пасха, Мой подлинный праздник». И тогда Его боль, страдание, мучение и скорбь были столь велики, что невозможно высказать. Эту суровую проповедь о Своем страдании, как о нем свидетельствует Священное Писание, Христос должен был слушать всю ночь и весь день. Он претерпел сие в иудейскую Пасху и тем самым отпраздновал Пасху должным образом и Своим страданием уничтожил царство дьявола, так что Он имеет власть над дьяволом. Одно Его слово — и дьявол должен отойти вместе со своим царством, царством греха, смерти и ада. И верующий в Него может быть уверен в том, что грех, смерть, дьявол и ад не смогут повредить ему.

Также у пророков есть и другие речения, как, например, Псалом 15:2-3: «Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны. К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое». Здесь Давид говорит как пророк вместо Христа и возвещает: Христос должен пострадать ради Господа, но в то же время Он претерпит это страдание ради святых на земле и ради дивных, то есть ради избранных и благочестивых людей, которых Он избрал, и к которым Он благоволит. Это речение проповедовалось и пелось Христу в день Пасхи и напоминало Ему о том, что Он должен пострадать.

В Псалме 21:2 сказано: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего», и сразу после этого в стихе 7: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе». Далее в стихе 9: «Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». А также в стихе 17: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои». И, наконец, в стихе 19: «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий». Здесь мы находим пророчества о страдании Христа с ясными указаниями на Его муки на кресте, о том, как Его руки и ноги пронзили, а члены Его тела растянули так, что можно было перечесть их. Также о том, как они делили Его одежды между собой. Вот почему евангелисты Матфей и Иоанн ссылаются на этот псалом, когда они описывают, как воины делили одежды Христа между собой. Воистину, Сам Господь использовал слова этого псалма, когда возопил на кресте и изрек: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?».

В Псалме 68:22 сказано: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Здесь Давид также говорит от имени Христа и жалуется на своих палачей и хулителей, которые дали ему пить желчь и уксус. Поэтому Иоанн также указывает на этот псалом, говоря: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду». Тем самым он хотел научить нас тому, что Христос на кресте в Своих страданиях размышлял о предсказаниях пророков.

В Книге Исаии вся глава 53 является прекрасным пророчеством о Христе, о Его страдании и о Его воскресении. В этой главе Святой Дух столь же четко и ясно повествует о страдании Христа, как его затем описывает апостол. Это пророчество великолепно исполнилось через Христа. Вот почему евангелист Марк в одном месте ссылается на пророка, говоря: «С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен». Воистину, Сам Господь исполнил пророчество о Себе и говорит Своим ученикам в Евангелии от Луки 22:37: «Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу».

Итак, наш дорогой Господь Христос отпраздновал Пасху таким образом, что Он слушал Слово Божие о Своем страдании и делом и деянием исполнил его. Ибо Он был проповедником, который не только нес Слово Божие устами, но и подтверждал его действием, как говорит о Нем Лука: «Иисус делал и учил». Об этом пророки заявляли задолго до событий, дабы мы знали, что Христос умер не ради Себя Самого, но в послушании Своему небесному Отцу и для того, чтобы послужить нам и явить нам Свою любовь.

Когда речь идет о страдании Христа, самый первым и важнейшим является то, чтобы рассмотреть и понять, что Христос пострадал в послушании Своему небесному Отцу ради служения нам и нашей пользы, дабы исполнилось Писание. Нужно задуматься о том, каким искуплением нас искупил Христос, а именно, не из Египта, не временным, но вечным искуплением от греха, смерти а ада. Следует также рассмотреть и обдумать, какая плата была внесена за наш грех, ибо Христос заплатил не золотом и имуществом, но Своей жизнью и кровью, как Павел часто говорит, что Христос отдал Себя Самого за наши грехи. Также нам следует обдумать, какие огромные мучения Христос претерпел за нас, как Ему было больно, когда Он истекал кровавым потом, был увенчан терновым венцом, избит, оплеван, бичеван, пронзен и пригвожден ко кресту — и всё это ради нас.

Но величайшее и важнейшее состоит в том, что Христос претерпел всё, дабы через Него исполнилось Писание. Следует пристально рассмотреть и обдумать это, чтобы осознать не только величие искупления, ценность уплаты и тяжесть мучения, но также милосердие и благоволение Господа Христа по отношению к нам, то, как искренен Он был с нами, воистину, какую великую любовь и нежность Он питал к нам, ибо Он отдал за нас Себя Самого. Поэтому нам также нужно в ответ проявлять любовь, как к Нему, претерпевшему эти мучения ради нас, так и к небесному Отцу, поручившему и повелевшему Ему сделать это. Сия любовь, в которой Он берет на Себя и претерпевает такое мучение ради нас, должна побуждать нас признать Его великое милосердие. Человеческое сердце, которое не тронуто этим, должно быть тверже камня, воистину, тверже железа и стали.

И всё же, благочестивый и мягкосердечный мир проходит мимо сего и вовсе не принимает сего к сердцу, но ленив, холоден и неблагодарен и не принимает эту великую привилегию. И отсюда следует, что Господь Бог в Своем порядке устраивает так, что чем дальше, тем больше он отходит от Него. И в этом наш Господь Бог поступает правильно, ибо Он говорит неблагодарному миру: «Если ты не ценишь великой любви, ибо Я столь отечески и сердечно посетил тебя и ради тебя предал Своего дорогого Сына на столь тяжкое страдание, Мне также больше нет дела до тебя. Если тебе нет дела до того, что Я совершил, Мне также нет дела до Тебя. Если тебе не нужен Мой Сын, Иисус Христос, что ж, возьми вместо Него Варавву, воистину, самого дьявола». Итак Он оставляет его раскольническим духам и ложным учителям, алчности, высокомерию, и т.д.

И сему не следует удивляться. Кто может поставить это в вину нашему Господу Богу? Когда Он дает тебе Своего Сына, а Сын ради тебя жертвует Своим телом и Своей кровью, чтобы спасти тебя от смерти и ада, а ты не просто безразличен к сему, но открыто презираешь такую милость и любовь, Он лишь поступает правильно, когда говорит тебе: «Если ты хочешь этого, дорогое чадо, иди своей дорогой к погибели». Когда видишь, насколько неблагодарны люди и как мало радости они имеют во Христе, неудивительно, что Бог гневается и оставляет мир. Тот, кто не хочет принять любовь и дружбу Христа, может отправляться к дьяволу и уподобиться ему. Кто может помешать миру в этом?

Но мы проповедуем о страдании Христа не для того, чтобы люди стали неблагодарными, но чтобы они признали великую любовь небесного Отца и Его Сына, нашего Господа Иисуса Христа к нам, и в ответ возлюбили Отца и Сына. Ибо тот, кто сердцем верует в то, что Христос пострадал за него, не может быть неблагодарным. Он должен стать преданным Христу от всего сердца. Если кто-то придет ко мне на помощь, когда я в смертельной опасности во время пожара или наводнения, и отдаст за меня свою жизнь и свое тело, я был бы негодяем, если бы не возлюбил его в ответ. Если я это делаю за десять талеров и люблю того, кто дает или одалживает мне эту сумму, разве я не должен это делать, когда нам дается Сын Божий, который ради нас отдает Себя греху, смерти и аду? Разве не следует тогда сказать так и поступать соответственно: «Сие мой Господь Иисус Христос претерпел за меня. Поэтому я хочу любить Его в ответ и охотно проповедовать Его Слово, слушать его, верить в него, повиноваться ему и придерживаться его».

Если мы так не поступаем, мы в тысячу раз хуже язычников. Ибо они ничего не знают об этой благодати, мы же знаем о ней и всё же неблагодарны и забывчивы, и не думаем о том, что через Христа мы избавлены от греха и смерти. Он говорит нам: «Ни грех, ни смерть не повредит вам, ибо Моей смертью Я приобрел вечное избавление». Презирать это ужасно.

Посему мы должны усвоить историю страданий Христа, дабы мы знали, что это страдание происходит нам во благо, дабы мы считали его вечной помощью и ничуть не менее. Нам нужно смотреть на Его кровавый пот, Его ночную тревогу, Его крестную муку, и говорить: «Это — моя помощь, моя сила, моя жизнь, моя радость». Ибо всё это свершилось для того, чтобы мы приобрели от сего плод и пользу и верили, что сие совершилось нам во благо, дабы мы благодарили Его от всего сердца. Тот, кто так поступает и так пользуется страданием Христа, является христианином. Воистину, Христос явил нам такое благодеяние, что нам никогда нельзя забывать его, но нужно всегда благодарить Его и самим извлекать из этого утешение, так что мы говорим: «Его боль — мое утешение, Его раны — мое здоровье, Его наказание — мое избавление, Его смерть — моя жизнь». Никто не может достаточно проповедовать об этом. Никто не может надивиться тому, что столь высокое Лицо сошло с небес, заняло наше место и претерпело смерть за нас. Бог посетил нас обильной милостью, и мы куплены дорогой ценой. Если сейчас с нами происходит какое-то зло, когда нас совращают или мучают иным образом, нужно винить в этом нашу собственную неблагодарность. Все богохульники заслуживают того, чтобы Бог оставил их. Ибо, когда они не ценят этого обильного и вечного утешения, этой любви и помощи, но долго упорствуют, с ними происходит то, чего они заслуживают: они погибают. Нам же нужно крепко держаться за верного Спасителя, нашего милостивого Вождя, Иисуса Христа, распятого и умершего из-за нашего греха. Да поможет нам в этом милосердный Бог! Аминь.

Мартин Лютер. Домашняя постилла. Пер. В. Володина.
 СПб.: Светоч, 2011. С. 242-249