ПечатьE-mail

Ин 15:26-27; 16:1-4. Шестое воскресенье после Пасхи (1531-1533)

Проповеди на Евангелие от Иоанна

Мартин Лютер. Ин 15:26-27; 16:1-4. Шестое воскресенье после Пасхи (1531-1533)(Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.)

Евангелие от Иоанна 15:26-27; 16:1-4


[1533]

Это Евангелие состоит из двух частей. Первая повествует о Святом Духе, вторая — о гонении, которое выпадет на долю людей, исповедующих и проповедующих Евангелие пред миром. О Святом Духе мы веруем и исповедуем, что Он, как всем известно,- вечный и всемогущий. Бог Христос дает Ему особое имя и называет Его утешителем. Тем самым Он хочет дать нам знать, что, если мы хотим быть христианами, мы должны страдать и осмелиться делать что-то ради этого. Ибо, зачем нам был бы нужен Утешитель, если бы нас не обременяли скорби и страдания? Итак, Христос учит нас, что страдание состоит не только в том, что христиан убивают — всё же это было бы сравнительно незначительным делом — но их будут убивать и при этом утверждать, что поступают правильно, и что христиане, которым придется пострадать, поступают неправильно. Это значит убивать постыдно и бесчестно, когда каждый говорит: «Этот еретик получает по заслугам, с ним поступают правильно и нельзя желать, чтобы с ним поступили иначе, и т.д.». Когда христиан убивают, нельзя ожидать никакого милосердия, ибо мир казнит их как еретиков. Совесть христиан также часто бывает слаба, так что они думают: «Кто знает, поступил ли ты правильно; может быть, ты зашел дальше, чем следовало?» Так что пред миром их называют неправыми, и часто то же самое происходит с их собственной совестью.

Когда Господь назвал Святого Духа Утешителем, тем самым Он хотел сказать: «Я знаю, что произойдет с вами, что в самих себе вы найдете мало утешения, а в мире вовсе не найдете его. Но Я не хочу оставлять вас в такой беде. Я не хочу позволить вам так погрузиться в тину, что вы утонете в ней, но, когда у вас не будет никакого утешения в мире и вы будете по-настоящему напуганы и обескуражены, тогда Я хочу послать вам Святого Духа, и Он — Утешитель, который Своим утешением поддержит ваши сердца, дабы вы не сомневались, но уповали на то, что Он обещает вам».

Нужно проводить различие между двумя разными видами утешения. Одно — мирское утешение. Оно ложно и обманчиво, ибо состоит в том, что человек надеется на имущество, честь и силу, на дружбу и поддержку великих князей и владык. И всё это, как одно, так и другое, ненадежно и обманчиво, и на него нельзя полагаться с уверенностью. Обо всём этом Христос говорит, что Его ученики вовсе не получат от этого никакого утешения и никакой помощи, но, наоборот, всё это будет против них, а не с ними, поскольку мир воспользуется своей силой, своей славой, своим богатством и своим имением, чтобы преследовать и подавлять их. Но, говорит Христос, нас не должно тревожить то, что мы не может уповать на это утешение. Ибо плохо то утешение, которое длится не дольше, чем до тех пор, пока не приходит лихорадка, чума, головная боль или несварение желудка; тогда это утешение исчезает. Но, говорит Христос, Я хочу дать вам иного Утешителя, Духа истины, который утешит вас, когда вы напуганы, унылы, бедствуете и беспомощны, как перед людьми, так и перед самими собой в своих сердцах. Ибо именно поэтому Святой Дух зовется Утешителем, а не Огорчителем. Ибо там, где царит тревога и скорбь, Утешитель, Святой Дух, не находит покоя. Этот Утешитель также называется Духом истины, ибо Он утешает не так, как утешает мир, утешение которого не имеет никакой прочности, но Он дает утешение, длящееся в вечности и никогда не ошибающееся.

Но здесь вновь появляется возражение. Ибо совесть говорит: «Ты хорошо говоришь мне об утешении, а я не замечаю ничего подобного. Я нахожу прямую противоположность, а именно, что мир имеет радость и утешение, а христианам, наоборот, приходится страдать. Иоанну Крестителю пришлось сложить голову, а Ирод и его блудница тем временем пируют друг с другом и радуются. У нас дела обстоят так, что мир не дает нам даже куска черствого хлеба, воистину, люди думают, что причинить зло христианину — это доброе дело. А враги Евангелия, наоборот, живут хорошо и без печали сидят в своем розовом саду. Можно ли назвать это утешением? Да, говорит Христос, это воистину утешение, но ты должен научиться проводить различие между разными видами утешения. У мира также есть свое утешение. В самом деле, ибо иначе он не мог бы быть столь самоуверенным, радостным и легкомысленным. Но это не то утешение, которое исходит от Духа истины. Нет, это обманчивое утешение, и довольно скоро будет так, что всё то, чем мир утешал себя, больше не сможет утешить и помочь. Но тот Утешитель, который есть у христиан — это Дух истины, дающий их сердцам прочное утешение. Разумеется, дорогой Иоанн Креститель не может насладиться тем утешением, которым наслаждается Ирод и его блудница, но вместо этого из-за них он должен сидеть в башне замка и терпеть зло, быть без утешения, а в конце сложить голову. Но всё же, Святой Дух вопиет к нему и возвещает утешение в его сердце, говоря: «Дорогой Иоанн, пусть тебя не тревожит то, что сейчас ты в такой беде и что враждебный мир применяет свое зло против тебя. Ведь ты прекрасно знаешь, что его счастье не будет долгим. Его счастье кратко, а мучение долго, воистину, оно не имеет конца. Твое страдание, наоборот, будет лишь кратковременным, а за ним последует вечная радость, радость, которая столь велика, что один ее миг лучше и ценнее тысячи лет на земле, даже если бы там была вся радость мира и не было бы никакого страдания». Это утешение так наполняет сердце Иоанна, что он не чувствует никакого страха перед смертью, но даже благодарит Бога за то, что будет избавлен от грешного тела и скорбной земной жизни и войдет в вечную жизнь.

Откуда Святой Дух берет это утешение? От Отца, говорит Христос, ибо Святой Дух исходит от Отца. Это важное речение, и с его помощью мы можем доказать наш догмат веры о Святой Троице. Поскольку сей Дух исходит от Отца, отсюда следует, что Святой Дух вечен, ибо от Отца не может исходить ничего, что не имеет той же сущности и природы, что и Отец. Поэтому, так же, как Сын Божий вечен, ибо Он рожден от вечного Отца — ибо Бог не может родить ничего, что не подобно Ему — и Святой Дух, исходящий от Бога, должен быть вечным. А поскольку Сын Божий, Христос, как Он говорит, посылает Святого Духа, Святой Дух так же исходит от Сына, как от Отца. Но мы оставим этот пункт вероучения в покое и поговорим о нем больше в другой раз.

Каким же образом утешает Святой Дух? «Он будет свидетельствовать о Мне», — говорит Господь. Этим Он хочет сказать: «Дорогое дитя, дьявол будет запугивать и тревожить тебя, мир будет брать тебя в плен и убивать тебя. Ты должен быть готов к этому. Иначе не может быть. Но при этом Святой Дух будет свидетельствовать тебе обо Мне. Он пробудит и вдохновит тебя думать обо Мне. Он не даст тебе несколько или много тысяч талеров, как любит утешать мир, но Он будет свидетельствовать обо Мне, так, что ты сможешь сказать: "Если даже я потеряю всё: жену и детей, дом и двор, имение и честь, и если даже дойдет до того, что мне придется пожертвовать телом и жизнью, на небесах всё же живет тот, которого зовут Иисус Христос, и который ради меня вочеловечился, ради меня умер и воскрес, и вознесся на небеса, как я каждый день исповедую во втором артикуле моей христианской веры. Если это истинно, чего же мне бояться? Сын Божий, претерпевший за меня смерть, воистину, не враг мне, но Он желает мне добра и искренне пребывает со мною. Если Он любит меня, у меня нет причины бояться Его или думать о Нем плохо"».

Именно это Христос хочет сказать словами: «Он будет свидетельствовать о Мне». Без этого свидетельства Святого Духа о Христе нет никакого прочного утешения. Вот почему нужно написать эти слова: «О Мне», большими буквами и обратить на них пристальное внимание. Ибо, благодаря им, мы можем быть уверены в том, что Святой Дух не приходит с каким-то иным учением и не проповедует Моисея или кого-либо другого, чтобы тем самым успокоить нашу совесть. Чтобы совесть успокоилась, Он должен проповедовать лишь о Христе, о Его смерти и воскресении. Это единственная проповедь, которая может даровать утешение. Если же, напротив, проповедуют о другом: о законе, о добрых делах, о святой жизни, будь то заповеданной Богом или людьми, это не может утешить человека, но лишь служит его устрашению и делает его беспокойным. Ибо, если пытаться приблизиться к Богу без Христа, Он будет ужасным Богом, у которого найдешь не утешение, но лишь гнев и немилость. Тот же, кто проповедует о Христе, возвещает и приносит подлинное утешение, и тогда наши сердца не могут не возрадоваться и не воодушевиться.

Итак, всё зависит от того, что человек принимает это утешение и считает его верным и надежным, так что может сказать: «Я знаю, что Святой Дух, который по праву называется свидетелем и Утешителем, в христианском мире не может проповедовать ни о чем ином, кроме как о Христе, дабы тем самым ободрить и утешить всех скорбящих. Я хочу держаться за это утешение и не искать никакого иного. Ибо если бы было какое-то утешение лучше и надежнее этого, Святой Дух непременно дал бы мне его. Но Он не станет делать ничего иного, кроме как свидетельствовать о Христе».

Но почему Господь использует именно слово «свидетельствовать»? Неужели Он не мог выразиться иначе? Он использует это выражение для того, чтобы мы обращали намного больше внимания на Христа. Разумеется, дело обстоит таким образом, что Святой Дух действует внутренне в сердце, но Он определил такой порядок и такое правило, что это должно происходить через Слово. Как говорит Св. Павел в Послании к Римлянам 10:14: «Как веровать в Того, о Ком не слыхали?». Вот почему Христос говорит, что Дух будет свидетельствовать. Он свидетельствует через уста и слово апостолов, а также через всех проповедников, чисто и ясно возвещающих Евангелие о Христе. Вот почему тому, кто жаждет утешения, не следует ожидать того, что Святой Дух лично представит ему Христа, или что Он будет говорить с ним с небес. Святой Дух приносит Свое свидетельство публично в проповеди. Поэтому тебе нужно искать Его там и ждать до тех пор, пока Он через Слово, которое ты слышишь своими ушами, не коснется твоего сердца и этим Своим действием не будет внутренне свидетельствовать о Христе в твоем сердце. Но это внутреннее свидетельство придет не раньше публичного и устного свидетельства в Слове, в котором люди слышат, что Христос вочеловечился, был распят, умер и воскрес ради нас.

Итак, вот основная сумма сегодняшнего Евангелия: если мы хотим быть христианами, мы должны охотно заниматься не приобретением денег и имущества, радости и почестей на земле, но вместо этого мир должен стать нашим врагом, и нас будут мучить грех, смерть и неспокойная совесть. Когда же христианин переносит такое, его сердце часто унывает и тревожится. И тогда он, возможно, думает: «Посмотри, что происходит с тобой; что ты приобрел своим христианством? Ведь ты мог бы быть христианином, не подвергая себя такому. Ты сам виноват, что твои дела плохи». И, возможно, будет еще хуже, когда человеку напомнят о примерах благочестивых людей, погрязших в искушении и отпавших. Но, когда христианин так себя чувствует, Христос говорит: «Настало время для того, чтобы пришел Утешитель. Разумеется, Он также не уклонится, но придет и научит вас понимать, что такие мысли приходят не от Него, но от злого духа. Ибо такие мысли пугают и ведут к отчаянию, но Святой Дух хочет не запугать, но внушить мужество, и Он делает это, свидетельствуя обо Мне. Поэтому другие мысли, влекущие за собой страх и скорбь внутри и вне тебя, приходят от дьявола. Но Святой Дух приходит с утешительными и радостными мыслями и вкладывает их в сердце, ибо Он свидетельствует обо Мне, о том, что Я отдал Свою жизнь за вас, умер из-за ваших грехов и воскрес для вашего оправдания. Из этого свидетельства вы можете понять, что Я не питаю к вам враждебности и не хочу погубить или осудить вас, но хочу спасти вас». Итак, всё зависит от этого слова: «Он будет свидетельствовать о Мне».

И на это следует обратить особенно пристальное внимание, когда речь идет о еретиках и проповедниках лжеучения. Ибо здесь ясно и чисто сказано, что, когда Святой Дух утешает, Он делает это не иначе, чем свидетельствуя о Христе и запечатлевая Его образ в сердце. Злой дух, наоборот, запугивает совесть, представляя ей грех и смерть. Тогда Святой Дух должен выступить против него и через Слово говорить к нашему сердцу и сказать: «О, человек, куда ты направляешься? Неужели ты не можешь думать ни о чем, кроме греха, смерти и осуждения? Отврати свой взор от этого ужасного и устрашающего видения и вместо него посмотри сюда. Разве ты не знаешь человека, которого зовут Иисус Христос? О Нем написано, что Он зачат от Святого Духа, рожден от Девы Марии, пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер и был погребен, сошел в преисподнюю, в третий день воскрес из мертвых и вознесся на небеса. Как ты думаешь, для чего это произошло? Разве это совершилось не для того, чтобы тем самым ты утешал себя перед лицом греха и смерти? Поэтому перестань бояться и тревожиться; ведь у тебя нет для этого никакой причины. Если бы Христос не был с тобой и не стоял бы на твоей стороне, у тебя действительно была бы причина бояться. Но теперь Он с тобой и стоит на твоей стороне, как Он Сам сказал: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Также Он претерпел смерть ради тебя и теперь восседает одесную Отца для того, чтобы дать тебе утешение и защиту». Там, где это проповедуется и возвещается, люди слышат голос, свидетельство и учение Святого Духа. Но то, что не согласуется с этим — в лучшем случае является голосом Моисея, или даже исполненного злобы дьявола, ибо он также проповедует и свидетельствует через своих слуг, святых, оправдывающих себя делами, хвастунов и лжеучителей. От этой проповеди не происходит ничего, кроме тревоги, страха и отчаяния. Бог да сохранит нас от этого и да поможет нам до последнего мгновения крепко держаться за спасительное свидетельство Святого Духа. Аминь.

Это была первая часть сегодняшнего Евангелия об Утешителе, Святом Духе, и о том, как Он поддерживает и утешает христиан.

[1531]

Теперь перейдем ко второй части и поговорим о кресте и гонении. При этом следует, прежде всего, обратить внимание на то, что Христос говорит Своим ученикам: «Вас будут изгонять или, буквально, выталкивать, из синагог, то есть из общины». Эти слова доказывают, что люди, отлучающие христиан и выталкивающие их из церкви, сами считают себя синагогой или истинной церковью. Они хотят прославиться тем, что именно они проявляют особую серьезность в своем страхе Божием. Иначе Христос не сказал бы: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Поэтому необходимо провести различие и усвоить, что есть две церкви. Одна — ложная церковь, которая имеет имя и название церкви и народа Божия, но не является ими. Другая — истинная церковь, которая не имеет имени, но всё же является ею. Различить эти две церкви часто весьма трудно.

И этому препятствует то, что ложная церковь также имеет подлинное служение, что может обнаружить каждый, и мы также признаём это. Мы открыто исповедуем и веруем, что папа и его приспешники не составляют истинную церковь, но всё же служение и божественное Слово являются истинными и действенными, когда они крестят, рукополагают священников или венчают законных супругов, и т.д. Мы признаём, что их Крещение истинно, и поэтому мы не крестим вновь крещенных ими младенцев, как того хотел бы Киприан. Он не считал Крещение истинным, когда кто-то был крещен еретиком, и поэтому крестил заново. При этом он опирался на то основание, что еретики не принадлежат к сообществу христианской церкви и поэтому не могут совершать никакого христианского служения. Однако, это основание ложно, ибо нужно различать между служением и личностью. Тот, кто пребывает в осознанном грехе и грешит против своей совести, также не находится в сообществе истинной церкви. Но из-за этого нельзя презирать то служение, которое он исполняет в церкви, ибо служение — не его, но Господа Иисуса Христа. И наоборот, если кто-то поступает вопреки Христову повелению и крестит, проповедует или преподает Святое Причастие иначе, чем повелел Христос, есть основания считать его крещение, проповеди и что бы то ни было ложным и недействительным. Но, если он ничего не изменяет в Христовом установлении, но в своей личности нечестив и грешен, это не преуменьшает его служения.

Поэтому нельзя смотреть лишь на служение, если хочешь правильно судить об обеих этих церквях и показать различие между ними. Ибо ложная церковь также может иметь истинное служение и использовать его правильно, и всё же она — не истинная церковь. Ведь можно видеть, что ложная церковь славит имя Божие и усердно взывает к нему. Но не следует обманываться этим. Ибо у нас есть вторая заповедь закона, и она учит нас тому, что нельзя поминать имя Божие напрасно. Также в первом прошении молитвы «Отче наш» мы молимся о том, чтобы имя Божие святилось; а это доказывает, что сие имя хулится многими. Поэтому, когда ложная церковь превозносится и от имени Бога и церкви отлучает и осуждает, не нужно пугаться, но следует обратить внимание на это различие и сказать: «Я прекрасно слышу, что ты используешь имя Божие и указываешь на церковь, но нехристиане также могут это делать. Иначе Богу не нужно было бы запрещать людям использовать Его имя напрасно. Поэтому нужно основывать свое суждение на чем-то ином и, прежде всего, смотреть на то, действительно ли имя Божие используется правильно и не употребляется ли напрасно прекрасное имя церкви».

Руководством для этого суждения должно послужить то описание, которое приводит здесь Господь, ибо Он весьма ясно и хорошо изображает ложную церковь. А именно, истинная церковь никогда не хватается за меч и не пользуется светской властью; ложная же церковь пользуется насилием и преследует истинную церковь. Христос говорит здесь о том, что вас изгонят из синагог и убивающий вас будет думать, что тем самым он служит Богу. Так ты можешь ясно узнать ложную церковь и понять, какова она. Еще вернее ее можно узнать по тому, что Христос говорит далее: «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня». Тем самым ложная церковь описана такой, какова она есть на самом деле. Она может иметь служение, она может призывать имя Божие, тем самым приобретая себе доброе имя. Но, наряду со служением и именем Божиим, которым она хвалится, она также отличается тем, что не знает ни Христа, ни Отца, и поэтому не может быть истинной.

Что значит знать Христа и Отца? Это не то же самое, что читать мессу, носить монашеский капюшон, поститься, быть щедрым по отношению к бедным или делать другие подобные дела. Но знать Христа — значит веровать в то, что Он — Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира и Который ради нас вочеловечился на кресте, претерпел за нас смерть, а также воскрес из мертвых и вознесся на небеса. Знать Христа — значит утешаться этим и питать доверие к Богу, ибо ради Своего Сына Он милостив и милосерд к нам. Ибо знать Отца — значит сознавать, что Он хочет быть милостивым к нам и ради Своего Сына Иисуса Христа позволить нам избежать того наказания, которое мы заслужили за наши грехи. Где есть это знание, есть истинная церковь. Там же, где нет этого знания, также нет истинной церкви, даже если там есть служение и имя Божие. Поэтому, прежде всего, нужно смотреть на то, есть ли это знание. Тогда ты не сможешь ошибиться.

Раскол, царящий в церкви в наши дни, сбивает с толку многих, так что они не знают, на какой стороне стоять. Но ошибка состоит в том, что они не руководствуются этим правилом. Мы проповедуем, что ничто иное, кроме Христа, не может помочь нам пред Богом против греха и смерти. Тот, кто истинной верой принимает их, спасается. Тот, кто не уповает на них, не может спастись. В другой раз я покажу, как прочно это учение основано как на Ветхом, так и на Новом Завете. Но что же происходит? Именно из-за этого учения папа и его приспешники преследуют нас, отлучают нас, называют нас еретиками и убивают нас. А именно, папа учит, что тот, кто хочет войти на небеса, должен сам принести полное удовлетворение за свои грехи. Он говорит, что Христос искупил лишь первородный грех; все грехи, которые мы совершаем после Крещения, мы, согласно его учению, должны искупить сами, изгладив их добрыми делами и таким образом умиротворив гнев Божий. Но как такая проповедь соответствует истинному знанию о Христе? Она вовсе не соответствует ему, ибо истинное знание о Христе учит нас так: поскольку Христос принес удовлетворение за наш грех, мы сами не можем принести удовлетворение за него. Нам нужно творить добрые дела, но не с тем намерением, чтобы заплатить ими за грех и попасть на небеса.

Итак, согласно этому правилу можно испытать и удостовериться в том, что такое истинная церковь. Нас отлучают за то, что мы основываем всю нашу надежду на праведность и милость на Христе Иисусе, на Его смерти и воскресении, а не на чем-то ином. Папа же и его церковь основывает спасение на своих собственных делах, на своей заслуге и на своем удовлетворении за грех. И это является ясным доказательством того, что они не знают ни Христа, ни Отца. Поскольку теперь мы счастливы, ибо истинно знаем Христа, тогда как папа и его приспешники не знают Его, будем же неустрашимыми и не станем обращать внимание на то, что люди, не знающие ни Христа, ни Отца, отлучают нас и называют нас еретиками и церковью дьявола. Ведь для нашего спасения нужно, прежде всего, знать Отца и Сына. Тогда мы не позволим ввести себя в заблуждение из-за того, что папа так возвышенно указывает на имя церкви и оставляет нас во власти дьявола, ибо это — лишь пустая болтовня, которая ничего не значит. Мы надеемся и ожидаем иного исхода там, где не будут действительны ложные человеческие суды, но Сам Господь Христос Своим праведным и действительным судом освободит нас от проклятия и в последний день пред Богом и всеми Его ангелами признает нас Своей истинной церковью. Здесь на земле должно быть так, как дает нам понять Христос. Здесь должно быть две церкви, одна из которых отлучает другую. Однако, ложная церковь никогда официально не подвергается отлучению. Ибо у нее есть меч, и она может силой защитить себя от него. Мы видим сие на примере папы, и это является верным доказательством того, что он не может быть истинной церковью. Ибо об истинной христианской церкви здесь сказано, что она будет отлучена. «Изгонят вас», — говорит Христос. Кто подразумевается под словом «вас»? Разве не дорогие ученики и апостолы Самого Господа Христа? Их будут отлучать и убивать. Кто будет это делать? Люди, носящие имя синагоги и церкви. Так происходит и сегодня. Посему мы не должны бояться этого отлучения и убийства, но с радостью покоряться ему и знать, что сие является определенным знаком и вернейшим признаком христиан и истинной церкви, притом, что этому должно сопутствовать истинное знание о Христе и Его Отце. Ибо перекрещенцы и другие секты также гонимы и должны много страдать, но они не имеют истинного знания о Христе и Его Отце. А именно, они отрицают ценность того обетования, которое Бог дал им в их первом Крещении, и учреждают новое монашество, думая, что таким образом они войдут на небеса и обретут милостивого Бога. Истинная церковь, напротив, знает Христа и Его Отца, то есть уповает лишь на Божию благость и милосердие через Христа, а не на что-либо иное, и она гонима из-за этого своего упования и из-за этой надежды. Она охотно покоряется этому, ибо знает, что так предсказал Христос. Вот почему она с готовностью мирится с этим и позволяет папе и его приспешникам объявлять ее еретиками и церковью дьявола. Для нее достаточно того, что она знает Христа и Его Отца и сознаёт, что, какое бы высокое имя не имели враги, они не знают, но, наоборот, преследуют Христа и Отца. Поэтому она охотно страдает со Христом, чтобы также прославиться с Ним и обрести вечную жизнь.

Да дарует сие всем нам наш дорогой небесный Отец через Своего Сына и Святого Духа. Аминь.

Мартин Лютер. Домашняя постилла. Пер. В. Володина.
СПб.: Светоч, 2011. С. 315-325