ПечатьE-mail

Ин 3:1-15. День Святой Троицы (1535)

Проповеди на Евангелие от Иоанна

Мартин Лютер. Ин 3:1-15. День Святой Троицы (1535)(Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.)

Евангелие от Иоанна 3:1-15

Это великолепное и прекрасное Евангелие. Здесь мы видим, каков правильный, единственный и надежный путь к вечной жизни. Представляется, что это Евангелие отнесли к празднику Святой Троицы именно потому, что оно так ясно и четко показывает различие между Ипостасями Божества в связи с описанием величайшего и высшего деяния, которое Бог совершает с нами, бедными людьми, а именно: Он спасает нас от греха и делает нас праведными и блаженными. Ибо здесь ясно написано об Отце, что Он любит мир и дал ему Своего единородного Сына. Здесь перед нами две самостоятельные Личности, Отец и Сын, каждый со Своим особым благодеянием. Отец любит мир и дарует ему Сына. Сын позволяет дать Себя миру; Он, как говорит Христос, даже позволяет вознести Себя на крест, подобно змию в пустыне, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Сюда также добавляется третья Ипостась, Святой Дух, который через спасительное омовение Крещения зажигает веру в сердце и тем самым рождает нас вновь для царства Божия, ибо Господь также ясно и четко говорит о Святом Духе: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

Это весьма утешительная проповедь, которая должна вселять в наши сердца радость и смелость пред Богом. Ибо здесь мы видим, как все три Ипостаси и всё Божество действует и трудится ради того, чтобы бедные и несчастные люди были спасены от греха, смерти и дьявола и вместо них обрели праведность, жизнь и царство Божие. Как же мы можем страшиться Бога из-за того, что мы — грешники? Как мы можем питать в сердце враждебность к Нему? Ибо, если бы Он желал осудить нас из-за наших грехов — чего мы всегда боимся, особенно когда приходит наш последний миг — тогда Отец не даровал бы нам Своего Сына. Тогда Отец и Сын также не призывали бы нас к омовению возрождения и не желали бы собрать нас под крылами Святого Духа. Итак, учение о триединстве Бога представлено здесь наилучшим образом и свидетельствует нам о любви Божией.

Но об этом мы достаточно говорили в предыдущей проповеди. Вот почему теперь мы хотим рассмотреть это Евангелие фрагмент за фрагментом, и оно повествует о долгой беседе Христа с книжником Никодимом, в которой добрый старец не мог ничего понять. Итак, сначала мы рассмотрим, что столь непреодолимо мешало ему понять то, о чем говорил Господь, желая, чтобы он усвоил сие. Это добрый знак, ибо он приходит к Господу и является ночью, ибо не осмеливается предстать пред Ним открыто. Его слова также позволяют нам понять, что он в душе не замышлял никакого зла против Господа Иисуса, но высоко ценил Его как проповедника, посланного в мир Самим Богом и великими чудесами подтвердившего истинность Своего учения. Никодим сказал это без фальши, как делали фарисеи, когда они сказали в Евангелии от Матфея 22:16: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь». Нет, Никодим искренне думает так же, как говорит, а именно, что Христос, должно быть — замечательный учитель, ибо Бог великими чудесами подтверждает Его учение.

Эти его мысли угодны Господу Христу. И поскольку Никодим считает Его лучшим учителем, Христос также изрекает лучшую проповедь о величайшем и лучшем деле, о котором только можно проповедовать, а именно, о том, как можно увидеть царство Божие, то есть как можно освободиться от греха, стать сопричастным Божией благодати и обрести жизнь вечную. Такова проповедь, принесенная с небес к нам на землю не кем иным, как Сыном Божиим, как говорит Иоанн: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Воистину, весь мир размышлял о том, как ему обрести спасение, пробовал и выдумывал для этого всевозможные способы и пути. Да и сам Никодим приходит с мыслью о том, что он, слава Богу, хорошо знает, как обрести спасение, и ему не нужно спрашивать Христа об этом. Он думал, что, поскольку он — иудей и имеет закон, у него также есть то преимущество, что он понимает, что нужно делать, если он хочет жить, угождая Богу и проявляя подлинное послушание Ему. В этом он успокоился и не помышлял о том, что дело может обстоять совершенно иначе, чем он думал, о чем он впоследствии и услышал от Христа. Мы всё еще видим это на примере людей, следующих папскому учению. Когда монах заходит так далеко, что может исполнять правила ордена, он считает, что уже сидит на лоне Божием, подобно фарисею из Евангелия от Луки 18, который хвалился своим постом, своей уплатой десятины и другими добрыми делами.

В общем так устроены сердца всех людей. Как они беспокоятся и пугаются, когда замечают, что согрешили, так они, наоборот, верят и надеются, что Бог благоволит к ним, если они внешне благочестивы и не совершают никаких злодеяний, которые смогли бы потревожить или смутить их совесть. Поэтому один предпринимает одно, другой — другое, каждый делает то, что он считает благом, и думает, что тем самым он сможет устоять пред Богом. У иудея есть закон Моисеев, у монаха — правило своего ордена. И почти все мы живем, воображая, что с нами не приключилось бы никакой опасности, если бы только мы могли соблюдать десять заповедей. Так же думал и Никодим. Но, поскольку он считал Христа великим и необычайным проповедником, Христос также хотел доказать ему это и дал ему Свое первое наставление: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Ну что ж, это ясные и понятные слова. Христос говорит здесь как учитель, равного которому Никодим никогда раньше не слышал. Вот почему он также не понимает ничего из сказанного. Он прекрасно понимает лишь то, что еще не рожден вновь. Но как он может родиться вновь — этого он не знает. Также задумайся о том, что Господь желает сказать этими словами. Ибо, если нельзя увидеть царство Божие, не родившись свыше, это доказывает, что мы все вместе осуждены такими, какими мы от отца и матери родились в этот мир, вместе с нашим разумом, с нашей свободной волей и со всеми добрыми делами, которые может совершить разум и свободная воля. Это нельзя исправить. Насколько же прискорбно то, что людей не учат об этом новом рождении, но направляют их, как поступает папа, к своим собственным делам, чтобы через них они обрели спасение. Как такое учение согласуется со Христом и с тем, что Он говорит в Евангелии? Люди говорят: человек спасается добрыми делами. Христос же говорит, что, если ты не родишься вновь, ты не спасешься.

В самом деле, истинно и неоспоримо, что человек сам по себе и своими силами может приучить себя к благонравию, честности и добродетели, как можно видеть на примере язычников. Также можно видеть, что не все люди — убийцы, прелюбодеи, блудники, воры, пьяницы или лентяи, но многие богобоязненны и честны пред миром. Всё это — великолепные и прекрасные добродетели, к которым следует призывать каждого, ибо Бог требует сего в десяти заповедях. Но верно, что если также не будет нового рождения, они принадлежат дьяволу в аду, сколько бы у них не было добрых дел и благодеяний. Они не могут войти на небеса и в царство Божие. Так говорит Сам Христос; а потому никто не может сомневаться в этом.

Разум вовсе не соглашается с этим. Он сопоставляет одно с другим и делает такой вывод: воровство, убийство и прелюбодеяние не угодно Богу, и Он наказывает его; отсюда следует, что, если человек избегает таких грехов, это угодно Богу, и Он вознаграждает сие. Иначе Бог был бы несправедлив, говорит разум. В самом деле, Богу угодно, когда люди остерегаются этих и других грехов и творят добро. Он также не оставит их без награды. Но для того, чтобы увидеть царство Божие, требуется нечто иное и большее, а именно, как написано здесь, нужно родиться вновь. Бог не гневался на фарисея (Лк. 18) из-за того, что тот не был разбойником, прелюбодеем или неправедным, как другие люди, или из-за того, что тот постился и платил десятину. Напротив, всё это было бы угодно Богу, если бы к этому не пристало постыдное нечестие, ибо он считал, что на этом основании он сможет войти на небеса и быть намного лучше явных грешников. Поэтому непреложно: разум есть нечто благородное и драгоценное, как и воля творить добро. Закон и десять заповедей, а также достойная, почтенная и непорочная жизнь — это великолепные дары, за которые следует благодарить Бога. Но если речь идет о царстве Божием и о том, как войти в него, не помогут ни разум, ни воля, ни закон, ни добрые дела. Но тогда всё целиком и полностью зависит от нового рождения. Без него нельзя увидеть царства Божия, но придется вместе с разумом и свободной волей, законом и десятью заповедями быть и оставаться осужденным. Это нельзя изменить.

«Да, — скажешь ты, — тогда я вполне могу перестать делать добро». Нет, это не годится. Тем самым ты навлекаешь на себя еще более суровый суд Божий. Но тебе нужно делать и го, и другое: усердствовать в соблюдении десяти заповедей, а также искренне исповедовать себя бедным грешником, который должен был бы быть навеки осужден, если бы это зависело от твоих собственных дел. Вот почему тебе также нужно слушать Господа Христа, как Он утешает, после того как Он в том, что касается нашего первого рождения, полностью лишил нас спасения.

Никодим весьма глубоко чувствует суровый приговор. Поэтому он задумывается о том, что такое новое рождение, и замечает, что он не может родиться вновь плотским образом от отца и матери, и поэтому также спрашивает о том, как сие должно произойти. «Разве я могу, — говорит он, — вновь заползти в утробу матери и родиться?». Этим вопросом он побуждает Господа учить о том, как происходит новое рождение. Ибо Господь отвечает: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».

Здесь Господь во второй раз выносит приговор первому рождению, ибо оно является плотским и полным греха, а также не принадлежит царству Божию. Он как бы хочет сказать: «Ты спрашиваешь о том, должен ли ты родиться вновь от своей матери. Но даже если бы ты тысячу раз вновь родился от нее, ты всё же был и оставался тем же Никодимом, что и прежде. Поэтому отец и мать не имеют отношения к сему новому рождению, ибо оба они — плоть и полны греха. Но для нового рождения нужны вода и Дух. Тот, кто таким образом рождается вновь, является новым человеком и входит в царство Божие». Это, несомненно, казалось Никодиму странным, и он, наверняка, думал: «Неужели мой разум и моя воля, а кроме того — закон и Моисей, не могут совершить ничего, а вода может это сделать? Каков смысл сего?» Сей добрый человек настолько запутался, что не знал, что сказать, но был вынужден признать, что не понимает ни единого слова, хотя он прекрасно понимал Моисея и десять заповедей и поэтому считал себя ученым доктором.

Давайте же теперь обратим внимание на слова и выясним их контекст. Несомненно, мы должны творить добрые дела и упражняться в послушании закону; но это не поможет нам увидеть царство Божие. Если мы хотим увидеть его, недостаточно других дел, но нужен совершенно иной и новый человек. А это происходит не посредством естественного рождения, но водою и Духом. Ибо они являются подлинными родителями сего новорожденного младенца. Вода есть не что иное, как Святое Крещение. Ибо Христос так говорит в Евангелии от Марка 16:16: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Однако, от природы вода не обладает такой силой. Ибо вода и есть вода, то есть вещество и сотворенная вещь, которая сама по себе не может затронуть или изменить сердце, а также не может смыть гpex. Водой можно смыть грязь на одежде или коже, так что она станет чистой, но душа не может быть затронута или очищена водою. Но та вода, о которой говорит здесь Господь и которую мы называем водою Крещения — это не обычная природная вода, но вода, соединенная со Словом, повелением и обетованием Божиим. Здесь соединяются две вещи, вода и Слово, и они так соединены друг с другом, что нельзя отделить одно от другого. Если ты отнимешь Слово от воды, у тебя не будет никакого Крещения; если ты отнимешь воду от Слова, у тебя также не будет никакого Крещения. Но, если Слово и вода остаются вместе, у тебя есть такая вода, в которой присутствует Святой Дух и посредством которой Он рождает тебя вновь для царства Божия, то есть прощает тебе твой грех и дарует тебе спасение.

Вот почему нам нужно обратить на эти речения пристальное внимание и особенно помнить о них вопреки перекрещенцам, которые в своей слепоте считают Крещение детей недействительным и бесполезным. Как ты можешь считать Крещение недействительным, когда слышишь, что Сам Христос повелевает воде при содействии Святого Духа служить новому рождению? Поскольку детям нужно родиться вновь, а иначе они не увидят царства Божия, почему же им нужно отказывать в этом Крещении или утверждать, что эта вода, которая учреждена через Слово Божие и единение со Словом Божиим, не приносит никакой пользы для их нового рождения? Не правда ли? Слово Христово исходит из того, что тот, кто желает родиться вновь, должен родиться вновь через воду. Разумеется, вода без Святого Духа не совершает ничего, однако, Святой Дух без воды не желает совершать Свое деяние в нас. Именно поэтому тот факт, что в некоторых местах стали крестить детей без воды, является нечестивым и ужасным заблуждением. Ибо для того, чтобы Крещение было правильным и человек родился вновь, должны присутствовать не одно лишь Слово и не один лишь Дух, но и вода. Так предписывает здесь Христос, и никто не смеет нарушать этот порядок.

Крещение в воде видно глазами, но деяние нового рождения, которое Святой Дух через Крещение совершает в нашем сердце, видеть нельзя. Но для того, чтобы люди не презирали это внешне непритязательное водное Крещение из-за того, что деяние Святого Духа тайно и невидимо, Господь далее говорит Никодиму: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: нужно, чтобы вы родились свыше. Ветер, где хочет, веет, и голос его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так — каждый рожденный от Духа»15.

Эти слова довольно просты, как и всё деяние просто и непритязательно. Разуму не представляется значительным, когда берут младенца или старика и объявляют, что из-за греха он пребывает во власти дьявола и сам не может освободиться, и что всё же в этой великой и глубокой нужде не остается ничего другого, кроме как во имя Отца и Сына и Святого Духа погрузить его в воду или окропить водою. Но Христос говорит, что никто не должен презирать деяние Крещения из-за того, что оно выглядит столь незначительным. Ибо Святой Дух исполняет Свое деяние втайне. Здесь речь идет о вере, принимающей Слово и не сомневающейся в том, что гласят слова. Ибо ты никогда не сможешь увидеть сие глазами или понять и постичь сие. Так и с ветром: ты слышишь, как он шумит, но тебе невозможно понять его так, чтобы ты смог сказать: «Здесь он начинается, там он прекращается». Таким же образом дело обстоит с Крещением. Можно видеть внешнее употребление воды; можно слышать, как звучит Слово или как оно проносится мимо ушей, Слово, которое гласит, что сие совершается во имя Иисуса и для омовения грехов. Тот, кто не желает придерживаться Слова, но ищет действия Духа на других путях, впадает в заблуждение. Ибо, если он желает быть рожденным от Духа, для этого не требуется ничего кроме того, чтобы он позволил крестить себя водою, внимал голосу, то есть Слову, и принимал его верою. Тогда он рождается вновь для царства Божия. Но это не происходит никаким иным образом. Где же теперь хулители и фанатики, которые не могут ничего иного, кроме как ссылаться на Святого Духа и хвалиться Им? Именно злой дух, сам дьявол овладел ими телесно, когда они отвергли как бесполезные для спасения Крещение, Святое Причастие и Слово, которые Христос приобрел для нас дорогой ценой. Бог да покарает хулящего духа! Христос не учит так, но направляет нас к Святому Крещению и к веянию ветра, то есть к Слову, и дает нам знать, что, если мы не будем довольствоваться водою и Словом, мы не будем хранимы Святым Духом и никогда не обретем никакого нового рождения. Поэтому давайте хранить Крещение и Слово как наше величайшее сокровище, ибо мы с уверенностью знаем, что, если мы пребудем в них, мы родимся вновь для царства Божия.

Таково учение о том, как обрести новое рождение, то есть как войти в царство Божие. Это новая и доселе неслыханная проповедь, но она одна надежна и правильна, и не обманет нас. Все прочие учения, напротив, ложны и обманывают нас, какими бы прекрасными они ни казались перед миром. Жизнь фарисеев в иудействе, а монахов и священников при папстве выглядела великолепно; также приятно видеть, когда человек ведет себя достойно и честно, и руководствуется десятью заповедями. Но таким образом он не родится вновь. Вода и Дух, и ничто иное должны сделать это. Но они незаметны и не видны, и подобны ветру с его веянием. Тот, кто слушает это веяние, то есть Слово, и крестится, рождается вновь и обретает спасение. Но Никодим так захвачен своими собственными мыслями о законе и добрых делах, что не может понять этой проповеди. То же самое мы видим на примере тех папистов, которые исполнены благих намерений и не выступают против истины умышленно. У них всегда есть камень преткновения, ибо они думают: «Что же теперь? Неужели наши дела ничтожны и не имеют никакой ценности? Неужели Богу неугодно то, что мы так много постимся, служим Ему день и ночь и ведем столь строгую жизнь?» Поэтому Христос также сказал Никодиму весьма резкие слова, когда тот не захотел поверить и усвоить это, говоря ему: «Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?». Он как бы хотел сказать: «Ты — учитель народа Божия, который ты должен наставлять и учить находить путь спасения. Но каким же может быть такое учение и наставление? Ведь ты сам истинно не знаешь своей натуры и своих способностей. Ведь ты захвачен мыслью о том, что попадешь на небеса без нового рождения». Здесь Христос отвергает Никодима и всех прочих проповедников, не способных проповедовать ни о чем, кроме закона и добрых дел. Он считает их всех заблуждающимися. Дело не в том, что неправильно учить о добрых делах и призывать к ним людей. Ведь так поступает Сам Бог; поэтому поступать так хорошо и правильно. Но неправильно останавливаться на этом наставлении, как будто бы для вечной жизни больше ничего не нужно. Ибо здесь ясно и понятно написано, что закон и добрые дела, сколь бы хорошо они ни были сделаны, не смогут помочь никому попасть в царство Божие, если только человек не родится вновь от воды и Духа. Именно Дух через воду и Слово создает других людей и новые сердца. Тот, кто хочет научить людей истинному пути в царство Божие, должен поэтому обратиться сюда и не начинать с дел и закона, ибо они позволяют ветхому сердцу остаться таким, как прежде. Но он должен направить людей к Крещению и к Духу, то есть к Слову, ибо именно через него Святой Дух веет на сердца людей и рождает их вновь. Ибо так же, как мы не чувствуем и не знаем о ветре больше его дуновения, так и от Святого Духа мы не имеем ничего, кроме Слова. Нам нужно придерживаться его и ожидать, что Святой Дух будет действовать через него.

Теперь Господь Иисус учит далее о том, каково это Слово и как говорит Святой Дух. Он говорит об этом: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Здесь начинается проповедь, о которой Господь говорит: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?». Ибо эта проповедь никогда не возникала в сердце какого-то человека, но единородный Сын, сущий в недре Отчем, явил ее. И она имеет две части. Первая часть очень строга, ибо она говорит кратко и определенно: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес». Тем самым сказано то же, что прежде: если человек не родится вновь, он не сможет увидеть царства Божия. То есть ни один человек не сможет прийти к прощению грехов, праведности, спасению и вечной жизни через закон и добрые дела, а также через свой разум и свою свободную волю. Воистину, не поможет даже, если закон, добрые дела, разум и свободная воля достигают вершины; мы являемся и остаемся бедными и осужденными грешниками и не сможем войти на небеса. Такова ясная и понятная весть, которая лишила бы иудеев и папистов всякого упования на собственное дело и благочестие, если бы они поверили ей.

Ибо, скажи мне, кто из людей сошел с небес? Никто, даже Адам и Ева этого не сделали. Сын Бога и Марии — единственный, сделавший это, как говорит здесь Иоанн. Если же никто не может подняться на небеса, кроме сошедшего с небес, вопрос решен, и ни один человек не может внести в него никакого изменения. Все люди, какими они рождены от отца и матери в этот мир, должны остаться здесь внизу и не войдут на небеса. Если они не войдут на небеса, куда они отправятся? На земле также нет никакого надежного и прочного жилища, ибо они должны умереть. Если они не войдут на небеса, они должны будут остаться в смерти. Вот какой приговор Христос выносит всему миру без каких-либо исключений, будь то Адам, Ева, Моисей или Давид. Все должны остаться здесь внизу и не могут сами по себе войти на небеса, ибо никто не взойдет на небеса, кроме сошедшего с небес. Что же тогда будет с добрыми делами, заслугами, законом, свободной волей? Всё это принадлежит аду и не может помочь нам попасть на небеса — это несомненно. «Что же, — скажешь ты, — неужели все люди будут осуждены и погибнут?». Да, ибо, насколько это зависит от них самих, иначе не может быть. Они могут делать и переносить всё, что угодно, однако они никогда не смогут найти себе какой-то путь или отверстие, ведущее на небеса. Туда ведет единственный путь, и он открывается не нами, а Сыном Божиим. Христос проповедует об этом далее, говоря: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14).

Такова вторая часть этой небесной проповеди. Это истинное дуновение Святого Духа, и она столь же утешительна, сколь первая часть внушает страх. Ведь то, что никто не войдет на небеса и не спасется — это устрашающий приговор. Однако, этим ужасным приговором Господь хочет показать нам, что наше первое рождение греховно и что в нас нет ничего, заслуживающего вечной жизни. И Он проповедует нам это, дабы мы не стали самоуверенными и высокомерными, но обратились к себе, смирились пред Богом и возжелали благодати. Тогда придет истинное утешение, так что, как ты прежде слышал, что ни один человек не войдет на небеса, теперь ты услышишь, что все, верующие во Христа, не погибнут, но обретут жизнь вечную. Это приятное веяние ветра, по которому можно заметить и узнать, что Святой Дух действует.

Оба эти вида проповеди должны оставаться в силе в христианском мире. Сначала о грехе и о нашей испорченной природе, дабы мы оставили надежду войти на небеса, насколько это может зависеть от наших дел, от нашей жизни, от нашего поведения. Когда же сердца людей воистину смирятся и устрашатся от этой проповеди, за ней должен последовать голос, говорящий о том, что Иисус Христос, Сын Божий, сошел с небес на землю, взял на Себя нашу плоть и кровь, то есть нашу природу, и претерпел смерть за наши грехи, дабы тем самым мы могли освободиться от греха и вновь обрести наследие вечной жизни. Тот, кто принимает эту проповедь, считая ее истинной, и утешает себя ею, исцеляется и восстанавливается; поэтому Христос не оставит его здесь на земле, но возьмет его с Собою на небеса.

Эту проповедь о небесном людям и сегодня трудно усвоить и понять правильно. И особенно это касается тех, которые похожи на Никодима, ибо они приходят с мыслями о том, что, если есть закон, для спасения не нужно больше ничего. Прежде всего, они не понимают, что, хотя закон истинен и благ, он всё же не может помочь нам, ибо от природы мы злы, и из-за своего врожденного и передаваемого зла мы не можем исполнить закон, хотя можем совершать внешне добрые дела.

Во-вторых, они еще меньше понимают, что мы можем войти на небеса лишь через этого Сына Марии, единственного сошедшего с небес. И это наносит непостижимо огромный вред, поскольку они не только уповают на свои дела и на свою внешнюю праведность, но также презирают и преследуют праведность, происходящую от веры во Христа. Мы видим это на примере папистов. Нет ничего такого, к чему они могут быть более нетерпимыми или против чего они могут бороться яростнее, чем это наше учение о том, что мы можем спастись лишь через веру во Христа и что мы не можем добиться ничего добрыми делами. Но это учение мы не придумали сами. Мы лишь повторяем то, что сказал Христос, наш Господь, который есть сама Истина. Тот, кто не хочет веровать в это, пусть не верует.

В Книге Чисел, в главе 21, рассказывается о том, что народ Израиля в пустыне был недоволен, роптал против Бога и Моисея и особенно презирал то благодеяние, которое Бог явил им в том, что в пустыне дал им хлеб с небес. За этот грех Бог наказал их таким образом, что позволил ядовитым змеям появиться среди них и кусать их. От этого в их телах тотчас загорался внутренний жар и горел, как адский огонь, так что они падали и умирали огромными толпами. Тогда другие исповедовали свой грех, признав, что поступали неправильно. И они пришли к Моисею и попросили его воззвать к Господу, чтобы это мучение было отнято у них. Тогда Господь повелел Моисею сделать медного змея и воздвигнуть его в пустыне; тот, кто смотрел на медного змея, выздоравливал и не умирал. Это повествование Господь приводит здесь и применяет его к Самому Себе, ибо Он должен быть вознесен, подобно змею. Тот, кто сейчас смотрит на Него, то есть (как Он Сам это объясняет), верует в Него, не погибнет, но обретет жизнь вечную.

Давайте же, в первую очередь, рассмотрим причину того ужасающего приговора, который Христос дважды выносит всем людям, когда Он говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий». А также: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Откуда же на человека обрушивается несчастье, ибо он должен остаться вне небес и, насколько это зависит от него, навеки погибнуть? Не откуда, кроме как от древнего змея, то есть дьявола, который так жестоко искусал и посредством греха развратил первого человека, что он теперь носит в себе смерть и не имеет никакой возможности исцелить самого себя или помочь самому себе. Это можно видеть на примере израильтян в пустыне. Укушенные были добычей смерти; для них не было никакой помощи. Так обстоит дело со всеми нами. Та награда, которую дает грех — смерть. Там, где есть грех, должна последовать смерть. А поскольку все люди в естественном рождении рождены от отца и матери, они пребывают под этим судом и должны умереть. Также и Бог угрожает этим Адаму и Еве, поскольку Он ясно говорит: «Когда ты вкусишь от сего дерева, смертью умрешь».

Но здесь Бог показывает Свое милосердие, ибо Он не хочет, чтобы эти несчастные, отравленные грехом и осужденные на смерть люди погибли. В пустыне Бог повелел воздвигнуть медного змея, который внешне походил на других змей, хотя он не имел в себе никакого яда, но наоборот, помогал против яда. Таким же образом Он позволяет вознести Своего Сына на древо креста, чтобы смотрящие на Него не погибли, но были спасены от смерти и, напротив, обрели вечную жизнь. Христос несет на кресте тот же образ, что и ядовитые змеи. Но это лишь внешне, и в Нем нет никакого яда. Ибо Он воистину воспринял нашу плоть и кровь, но это плоть и кровь, не имеющие яда, то есть греха, и, наоборот, служащие тому, чтобы мы спаслись от яда греха.

Здесь есть истинное веяние Святого Духа, посредством которого Он производит новое рождение в сердце, так что человек верует и с твердым упованием взирает на этого медного змея, и так исцеляется. Но нет ничего удивительного в том, что некоторые иудеи презирали это средство и говорили: «Дорогой, неужели ты думаешь, что тебе поможет то, что ты смотришь на змея? Если бы здесь было то или иное лекарство, я поверил бы, что это может помочь, но какая сила может быть у медного змея? Или, если бы он действительно обладал какой-то силой, то эта сила скорее подействовала бы и принесла помощь, если бы змея взяли и прижали к ране вместо того, чтобы просто смотреть на него...»

То же происходит и сегодня с истинным медным змеем, то есть с Господом Христом. Все люди верят, что, для того, чтобы получить помощь, недостаточно просто смотреть или веровать, но тот, кто творит добрые дела и не согрешает, должен иметь преимущество в глазах Бога. Можно проповедовать сколько угодно, но ничего не помогает. Но один предпринимает одно, другой — другое, ибо не во всех вера16. Поэтому люди хотят искать иной путь к спасению кроме созерцания Христа, то есть веры в Него.

Поэтому выслушай и положи на сердце сие наставление: дьявол, несомненно, настолько отравил тебя грехом, что ты носишь в себе вечную смерть. Ты не можешь избежать ее, но должен будешь последовать за ней. Если ты хочешь получить помощь от этого яда и от этой смерти, не думай ни о каком лекарстве кроме этого созерцания, когда ты просто обращаешь взор к вознесенному на кресте Христу и видишь, как Он ради тебя умер, пожертвовал Своей жизнью, заплатил Своей смертью за твои грехи и таким образом примирил тебя с Богом. Если ты веруешь в это и крещен, то через Святого Духа ты истинно рожден вновь для царства Божия; в этом нет никакого сомнения. Ибо ты только что слышал, что новое рождение происходит лишь через веяние Духа в Слове. Нужно держаться за это и веровать в то, что, как Он сказал в Слове, так будет и в действительности. Это непреложная истина.

Итак, поучение, которое нам нужно почерпнуть из сегодняшнего Евангелия, вкратце таково: мы, люди, по природе — грешники и заслужили вечную смерть; но мы спасаемся, если смотрим на этого человека, Иисуса Христа, который висел на кресте, претерпел наказание за грех, заслуженное нами, умертвил смерть, примирил нас с Богом и привел нас к вечной жизни. Вот то учение, которое делает нас новыми людьми и дает нам новые сердца, так что, когда на нас нападают грехи, смерть или прочие искушения, мы можем сказать: «Что ж, древний змей, дьявол, жестоко изжалил и отравил меня, я не могу это отрицать. Но я утешаю себя тем, что я знаю, что мой Господь Иисус Христос, хотя внешне по Своей человеческой природе Он выглядит так, как будто Он полон яда, как и другой змей, все же не просто не имеет в Себе никакого яда, но висит на древе креста именно для того, чтобы очистить меня от этого яда и помочь мне против греха, смерти и дьявола. Поэтому пусть дьявол приходит и жалит меня, причиняя всевозможные несчастья; я хочу держаться за своего Господа Христа и утешать себя тем, что Он был вознесен на крест, дабы верующие в Него не погибли, но имели жизнь вечную». Когда же в сердце есть истинное утешение от яда греха, за ним также следует праведное и дружелюбное отношение к другим людям, а поскольку человек ожидает от Господа Христа избавления от вечной погибели, он также по мере сил оказывает помощь другим людям. Ибо такой человек становится свободным, и, хотя он может несправедливо страдать от других, он не позволяет себе раздражаться и гневаться, но милует их. А именно, он понимает, что всё это происходит от яда, который мы все получили от жала дьявола, и поэтому он ищет выхода, чтобы также помочь другим прийти к подлинному лекарству и спастись от этого вредоносного яда. Следовательно, это учение является истинным колодцем и источником, из которого проистекает всякая добродетель, всякое утешение, всякая радость и уверенность.

Всемогущий и милосердный Бог Отец ради Своего дорогого Сына Иисуса Христа да сохранит нас в этом учении и позволит нам день за днем укрепляться в нем, дабы мы не пренебрегали этим созерцанием Иисуса и через истинную веру в Него были избавлены от вечной смерти. Аминь.

 


15 Перевод епископа Кассиана (прим. перев.).

16 Сравните: 2 Фес. 3:2 (прим. перев).

Мартин Лютер. Домашняя постилла. Пер. В. Володина.
СПб.: Светоч, 2011. С. 346-359