ПечатьE-mail

Лк 1:57-80. День Святого Иоанна Крестителя (1532)

Проповеди на Евангелие от Луки

Иоанн Креститель(Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.)

Евангелие от Луки 1:57-80

Каждый христианин должен усвоить истинную причину, по которой мы празднуем этот день. Тогда бы у нас не было такого безумного веселья, которому мир предается в Иванов день. Ибо он ведет себя так, будто Бог повелел Св. Иоанну родиться лишь для того, чтобы люди ели, пили и плясали. В самом деле, ангел проповедовал старцу Захарии, что многие возрадуются о рождении этого младенца (Лк. 1:14). Но он имеет радость, не похожую на то пьянство и обжорство, которому предаемся мы, немцы, злоупотребляя этим днем. Он говорит о духовной радости. Ибо Иоанн должен был стать первым проповедником, который своим перстом указывает нам на благословенное семя и проповедует нам спасение и прощение грехов, ибо Бог ради Христа хочет быть милостивым к нам и даровать нам всяческое милосердие. Это радость, которая не длится один день, а затем приносит с собой головную боль, но которая длится вечно и приносит с собой спасение. Именно ради этой радости среди христиан празднуют этот день, дабы они испытали нечто из этой радости и возблагодарили Бога за Его благодеяние. Поэтому теперь мы хотим рассмотреть повествование.

Первое: Бог этим рождением совершает особенно великое чудо. Ибо здесь мы слышим, что отец и мать были давно соединены узами брака, и у них не рождались дети. Также теперь они были настолько стары, что не имели надежды зачать детей. Елизавета была не просто стара, но, как ангел говорит Деве Марии, по слухам была бесплодной. Тогда Бог совершает это великое чудо и дает ей сына. И этот сын столь велик, что Сам Христос говорит о нем: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Вот что нужно знать христианину и усвоить сегодня об этом младенце. Ибо здесь мы слышим, как чудесно он зачат и рожден, и какое множество других чудес происходило при его рождении. Ангел с небес явился с первой вестью об этом сыне. Отец Захария оставался немым с того самого дня до тех пор, пока его ребенку не исполнилось восемь дней. Мать дает ему имя и говорит, что его нужно назвать Иоанном, именем, которого она не слышала ни от одного человека. Затем к отцу возвращается дар речи, и он через Святого Духа изрекает прекрасную проповедь об этом младенце. Также весь круг друзей и соседей удивляется этому чудесному событию и делает вывод о том, что Бог совершит нечто необычайное через этого младенца. В частности, мы призваны глубоко задуматься, ибо мы слышим, как ангел Божий проповедовал об этом младенце, прежде чем он был зачат во чреве матери. Ибо Бог не капризен, и Он не посылает Своих ангелов ради незначительных дел. Когда Он говорит и посылает Своих ангелов, всегда речь идет о чем-то особенно важном. Как только ангел обратился к Захарии и сказал, что у него будет сын, он также проповедовал о том, каким он будет и что он совершит в мире. Он говорит об этом: «Будет радость тебе и ликование, и многие о рождении его возрадуются». Это значит, что сие рождение принесет с собой особую пользу людям, ибо он говорит о двойной радости.

Сначала радость родителей. Для них было естественной радостью то, что в своей старости они обретут сына. Должно быть, особенно радовалась бесплодная Елизавета, которое долгое время несла на себе проклятие и поношение из-за бесплодия и поэтому избегала других женщин, как сова скрывается от других птиц. Это та радость о младенце, которую испытывают отец и мать.

Но другая сторона этой радости еще больше, а именно: об этом младенце возрадуются не только отец и мать, но и другие люди. И они возрадуются не только из-за того, что он родился, но и из-за того, что у него будет такое служение, радостное и утешительное служение. Ибо ангел пророчествует так: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их». Тем самым он хочет сказать: «До сих пор у нас был Моисей и пророки. Но они оставили нас с грехом и нечистой совестью. Мы не могли избежать смерти. У нас не было ни помощи, ни совета». Так же было при папстве. Один отправлялся к Св. Иакову, другой — в Рим. Один бичевал себя, а другой постился до изнеможения. Хотя люди совершали и предпринимали всё, это не помогало совести. Бедные, несчастные и отчаявшиеся люди не знали, куда им податься. Они не могли обрести ни утешения, ни мира, чтобы противостоять греху и смерти. «Но теперь, — говорит Захария, — будет по-другому. Ибо теперь Бог дал нам младенца, который покажет нам путь, ведущий к прощению грехов».

«Этому, — говорит ангел, — возрадуешься не только ты один, Захария. Но люди, которые не присутствовали при этом чудесном рождении и не видели его, также от всего сердца возрадуются ему. И они возблагодарят и прославят Бога за то, что Он послал проповедника утешения, который своим перстом указывает на Сына Божия и ради Него обещает прощение грехов всем людям, которые примут Его и уверуют в Него». Он хочет сказать: «Блаженны уши, которые услышат этот голос: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!" Блаженны очи, которые узрят благословенный перст, коим он укажет на жертву, принесенную за грехи мира». Так его отец Захария, говоря о прощении грехов, напитает сердца всех людей радостью о том, что настало время, когда мы узнаем, как нам освободиться от греха и обрести вечное блаженство. Это поистине величественно и важно, ибо Иоанн первым входит в мир с этой проповедью: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Ибо каждое сердце должно признать о себе: «Я принадлежу к миру. Если сей Агнец берет на Себя грех мира, он берет на Себя и мой грех. Здесь нет исключений». Вот истинная радость, радостная весть о том, что грех больше не будет лежать на мире. Он больше не будет устрашать, осуждать и убивать нас, но будет снят с нас и возложен на этого Агнца Божия. Иоанн был первым, пришедшим с этой вестью в мир, ибо он своим перстом указывает на Христа, призывая и приглашая каждого держаться за Христа и ожидать от Него этой милости.

Ведь другие пророки также пророчествовали о Христе и возвещали, что Он придет и освободит мир от греха. Но ни Исайя, ни Иеремия не мог сказать: «Вот тот, которого вам нужно принять. Вот тот, кто совершит и исполнит это». Иоанн впервые сказал сие и своим перстом указал на Личность, у которой действительно можно найти прощение грехов. Такова истинная причина того, почему люди празднуют день Иоанна Крестителя. Это происходит не из-за его чудесного рождения и не из-за его строгого образа жизни. Но это происходит из-за его перста, его слов и его служения. Ибо о таком служении и о такой проповеди никогда прежде не слышали в мире. Ни один человек никогда не имел и не видел такого перста, как перст Иоанна, которым он указывает на Агнца Божия. Тому, кто отягощен грехом, тому, кто страшится дьявола и смерти, нужно лишь посмотреть на этого проповедника, на его уста и на его перст. Ибо они учат его и показывают ему истинный путь, на котором он может обрести прощение грехов и мир с Богом.

Толкование песни хвалы Захарии

Это радость, которую обретут от Иоанна не только Захария и Елизавета, но и весь мир. Но для того, чтобы иметь возможность поговорить об этом подробнее, мы хотим рассмотреть хвалебную песнь его отца, Захарии. Ибо евангелист свидетельствует, что он исполнился Святого Духа и пророчествовал о своем сыне и об особом служении, которое ему предстояло совершить в мире. Евангелист говорит: «Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: "Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас"».

Здесь мы слышим, как радуется благочестивый старец Симеон о своем сыне. И он делает это не только ради самого себя, но он радуется из-за того, что теперь сбывается и начинается то, что Бог уже давно обещал через Своих пророков. А Бог обещал, что Он даст Давиду сына, который избавит нас от всех врагов, а именно, от дьявола, греха, смерти и ада, которые хотят поглотить и погубить нас. Он говорит: «То, о чем говорили и писали все пророки как о том, что должно совершиться, начинается сейчас. Оно наступило, слава Богу отныне и вовеки. Это было обещано, и все пророки уповали на это, но они не могли представить это открыто или проповедовать так, как предстоит моему сыну, ибо он своим перстом укажет на сие спасение и направит людей к нему».

Здесь мы должны привыкнуть к образу выражения Писания. Ведь Захария говорит не просто: «Бог даровал нам помощь и спасение от наших врагов», но он говорит: «Бог воздвиг нам рог спасения». То есть: Он учредил царство благодати, и в нем должны искать прибежища все люди, которые пребывают во грехе, в скорби и в нужде. В этом царстве они найдут помощь, так что грех не сможет повредить им, а смерть не сможет умертвить их, ибо истинный сын Давидов, который учредит вечное царство благодати, родился уже сейчас. Он выйдет на битву с нашими врагами: грехом, дьяволом и смертью. И Он одолеет их и спасет нас от них, так что в вечности они не смогут приблизиться к нам. Это царство благодати ныне стоит у дверей. И сей младенец, дорогой маленький, принесет первую весть об этом своему народу. Из-за чистой радости праведный Захария не может остановиться, но говорит о благодати и милосердии. Он продолжает: «Он сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей».

Это прекрасный текст, который учит нас о царстве Христовом, притом обстоятельно и хорошо. Мы часто слышали, что среди иудеев существовало опасное заблуждение относительно царства Христова. Они верили, что Он учредит мирское царство в роскоши, как другие цари, и поможет Своему народу добиться славы и великой силы. Но Захария говорит нечто совсем иное. Он говорит, что царство Христово будет царством, в котором будет владычествовать милосердие. Тем самым он отвергает Моисея и весь его закон. Ибо в нем проповедуют, что Бог хочет быть милостивым к тем людям, которые соблюдают Его заповеди и благочестивы. Но там, где царствует милосердие, есть на что надеяться и не нужно отчаиваться и тем людям, которые не исполнили закон, но являются грешниками.

Захария описывает это милосердие так, что оно будет во благо усопшим отцам. Значит, это милосердие не может относиться к временной жизни, ибо усопшие больше не участвуют в ней. Если бы Христос учредил мирское царство и дал Своему народу много денег, чем это помогло бы Аврааму, Иакову и другим отцам? Но из того милосердия они могут извлечь пользу, ибо Бог через Христа хочет простить грех и дать вечную жизнь. Они также нуждаются в этом милосердии, если хотят спастись от вечной смерти. Какая польза иначе была бы Аврааму и прочим отцам от обетований о Христе, которых они не видели, но лишь веровали в них?

Поэтому Захария говорит: «Бог заключил святой завет, а именно, обетование о прощении грехов через Христа, и Он поклялся Аврааму, что исполнит и совершит сие». Что же содержит этот завет и эта клятва? Не что иное, как то, что через Христа, благословенное семя, мы будем спасены от руки наших врагов. Здесь подразумеваются не мирские враги, хотя Бог, разумеется поможет Своим христианам и также защитит от них. Но цель завета — не такая временная помощь. Нет, он направлен против греха, вечной смерти и всего царства дьявола. Такой завет, говорит Захария, исполнит Бог, и мой сын принесет в мир первую весть о его исполнении.

Но здесь следует обратить особое внимание на то, что он называет его святым заветом или завещанием. Тем самым он оглядывается назад, на Моисея, и напоминает о том завете, который Бог заключил через него на горе Синай, когда дал Свой закон. Но это был завет, который они не могли исполнить. Ибо из-за греха плоть и кровь настолько испорчена, что она не может повиноваться воле Божией, но всегда желает, хочет и поступает совсем иначе, нежели Бог повелевает в Своем Слове. Хотя этот завет, как и сам закон, был свят и благ, он стал нечестивым по вине людей. Ибо они не могли исполнить его и поэтому сохраняли нечистую совесть и оставались в своих грехах, пребывая во власти смерти. Поэтому Бог, движимый отеческим милосердием, решил заключить с нами другой завет посредством крови Сына Своего Иисуса Христа. Этот завет свят, ибо через него мы становимся свободными от греха и воистину святыми. Ибо в этом святом завете нам обещано прощение грехов не посредством крови волов или тельцов, но посредством крови Сына Божия. Так дается, учреждается и заключается этот завет. Вот почему мы можем с уверенностью утешать себя им. И Захария говорит, что за ним последует совершенно новая и святая жизнь.

А именно, люди, желающие войти в этот завет, не должны служить дьяволу, как обычно поступает сей мир, но должны служить Богу без страха, с чистой и радостной совестью. Ибо, когда человеку не нужно бояться греха, смерти или дьявола, о чем еще он будет беспокоиться? Истинное служение Богу, прежде всего, состоит в том, чтобы не бояться, но через Христа возлагать упование на Бога.

Тогда люди уповают на то, что Он — наш Отец, благоволит к нам и не хочет осуждать нас, но через Христа, ради Его смерти и воскресения, хочет даровать нам спасение и навеки защитить нас от греха, смерти и дьявола. За этим служением Богу следует другое. Но оно состоит не в том, что люди одеваются, едят, пьют, спят или бодрствуют каким-то особым образом. Паписты называют это служением Богу. Но в этом отношении Бог позволяет людям поступать по потребности и ситуации, как им угодно, лишь бы это происходило с умеренностью и благодарением. Однако, истинное служение Богу состоит в святости и праведности. Слово «святой» означает не что иное, как то, что человек благочестив и свят в своем внешнем поведении и сохраняет добрую совесть. Тогда он не следует за грехом и плотью, но обуздывает их и всем сердцем стремится к истинному послушанию. А истинное послушание заключается в том, чего Бог требует в Своем Слове, и что Святой Дух созидает в верующих. Ибо христиан не минует ни то, ни другое; их собственная плоть и дьявол... Злой дух выступает, раздражает и подстрекает их, так что они впадают в грех. Но тогда нужно поступать так, как говорит здесь Захария. Христианам нужно мужаться, думать о своем призвании и служении, а также служить Богу в святости, то есть остерегаться греха и быть благочестивыми. Тогда они почувствуют, что Святой Дух стоит рядом с ними и помогает им одолеть плоть и кровь, воистину, самого дьявола. Так христиане должны служить Богу, своему небесному Отцу, в святости во все дни своей жизни.

Но здесь мы находим нашу слабость и должны признать ее и скорбеть о ней, ибо мы часто оступаемся в этом служении. Ибо человек необычайно легко впадает в тот или иной грех. Плоть слишком сильна, злой дух слишком активен, а новый дух в нас очень слаб. Поэтому мы не можем явить совершенной святости. Ибо здесь на земле, как говорит Павел (Рим. 8:23), мы приняли лишь «начаток», даже не десятую часть, и тем более не полноту Святого Духа. Что же делать христианину, когда он либо впал в грех, либо чувствует, что он несовершенен и не свободен от греха? Святой Захария учит об этом далее. Он говорит, что у Бога есть еще одно служение, которое называется праведностью. И оно состоит в том, что, когда мы замечаем, что в нас есть грех, мы должны исповедовать этот грех, отказаться от него, а также считать праведным Бога, который ради Христа хочет простить нам всю нашу неправедность. Это значит служить Богу в праведности. Тогда человек не отчаивается в своих грехах, но отказывается от них, веруя и надеясь на несомненное прощение грехов ради Христа. Это служение в праведности поддерживает служение в святости, так что оно становится совершенным, поскольку то, чего недостает в святости, восполняется через веру и прощение грехов.

Таково царство Христово и то преимущество, которое Его люди, христиане, извлекут из того, что через прощение грехов они станут праведными, а через Святого Духа сделаются святыми, и им не нужно будет бояться смерти или дьявола. «Это совершит Христос, — говорит Захария, — а мой сын будет первым вестником, который открыто возвестит об этом в мире», как сказано далее: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего».

Благочестивый отец Захария не говорит здесь ничего о святой и строгой жизни, которую будет вести сын. Разумеется, он сам слышал, как ангел говорил: «Он не будет пить вина и сикера» (Лк. 1:15). Но сейчас он говорит лишь о проповедническом служении своего сына, возвещая: «Ты наречешься пророком, не просто пророком, подобным другим, но таким, который пройдет перед Господом. Господь Сам придет и Сам будет проповедовать. Но, прежде, чем это произойдет, ты должен выступить и сказать: "Вот тот человек, через которого будет спасен весь мир. Кто имеет Его, имеет милостивого Бога. Он будет отважен и бесстрашен"». Ни один пророк не делал ничего подобного.

«Ты предъидешь пред лицом Господа приготовить пути Ему». Когда князь отправляется в путь, он обычно не едет первым, но посылает перед собой своих слуг. Ближе всех к нему едут его самый доверенный слуга и, когда он приходит, все расступаются и уступают ему место. Так и у Сына Божия будет тот, кто пройдет пред Ним и возгласит, чтобы люди расступились. Сразу за ним придет Сам Князь жизни. Так Иоанн пророчествует о Христе, что Он близок и совсем скоро приступит к Своему служению проповеди. И Иоанн поступает так для того, чтобы люди думали о Христе и приняли Его. Это и есть повод для радости, который мы рассматриваем сегодня. Итак: тот, кто трепещет из-за своих грехов и боится смерти, должен посмотреть на этот перст и услышать этот голос, говорящий: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Сегодня мы восхваляем сей перст и при этом благодарим Бога за служение дорогого Иоанна и за его утешительные слова. Ибо Иоанн — избранный и лучший среди всех пророков и проповедников.

А теперь скажите мне, не великие ли глупцы паписты. Ибо всё их восхваление Иоанна и вся радость о нем сосредоточены на том, что Иоанн вел столь строгую жизнь, что он не пил вина и крепких напитков, что он питался акридами и диким медом и одевался во власяницу. Но какая польза тебе и мне от того? Какую помощь или выгоду это может принести нам? Ведь тот, кто рассматривает лишь личность Иоанна Крестителя, не получает от того никакого утешения. Разумеется, Сам Бог повелел Иоанну вести столь строгую жизнь. И Бог сделал это для того, чтобы люди обратили больше внимания на проповедь Иоанна и скорее поверили ему, ибо он был не вполне обычным человеком, но жил иначе, чем другие люди, чтобы тем самым почитать и распространять Евангелие. Но это поведение Иоанна не помогает нам сейчас и не приносит нам никакой особенной радости. Но то, что Иоанн приходит с таким перстом и с такой проповедью и указывает на того, кто является радостью и утешением для всех, а именно, на Агнца Божия, который берет на Себя грех мира, утешает и радует все верующие сердца... На этого Агнца он указывает не гусям и коровам, не камням и деревьям, но нам, людям, бедным грешникам. И он делает это для того, чтобы мы приняли Его и утешали себя им. Вот почему далее сказано: «Дать народу Его познать спасение в отпущении грехов их, по глубине милосердия Бога нашего, которым с высоты посетит нас Восходящее Светило».24

Это речение великолепно, прекрасно, глубоко и исполнено утешения. Оно совершенно ясно выражает, с какой проповедью должен прийти Иоанн. У иудеев уже прежде был закон и такое учение и проповедь, что они знали, что нужно делать, если они хотят исполнить волю Божию. Учение закона воистину прекрасно, и оно передает важное и необходимое знание. Но оно плохо подходит нам, поскольку мы не можем повиноваться ему. Из него мы знаем, что Бог возложил на нас Свои десять заповедей и требует, чтобы мы жили в соответствии с ними. Но мы также должны признать, что не можем исполнить их. И, когда дело обстоит таким образом, это знание о законе не может добиться от человека ничего, кроме того, что он будет страшиться Бога и ожидать Его гнева и заслуженного наказания. Вот почему Павел говорит, что закон навлекает на нас гнев. Он обвиняет и умерщвляет, и можно сказать, что из-за нашего непослушания ему мы подписываем самим себе смертный приговор.

В отличие от него, Иоанн выступает и дает своему народу иное знание. И это — не знание о грехе, смерти и гневе Божием. Но, наоборот, это знание о спасении, то есть проповедь, которая учит нас тому, как мы можем обрести блаженство и спастись от смерти и греха. Это искусство, о котором мир не знает ни единого слова. Разумеется, при папстве дошли до того, что люди знали, что они нуждаются в избавлении от греха и смерти. Но они не знали, откуда можно получить помощь. Поэтому один взывал к Деве Марии, другой — к Св. Анне. Один делал одно, другой — другое. Но всё это было не просто бесполезным, но достойным наказания ужасным идолопоклонством. Иоанн же должен был стать мастером в этом искусстве и дать людям знание о спасении. То есть он должен был прийти с такой проповедью, которая могла научить людей тому, как можно освободиться от греха и смерти.

Но как же это должно было произойти? Что это должно было быть за учение? Захария говорит, что это должно быть такое учение, которое учит людей тому, что их грехи прощаются. Тот, кто хочет знать, как можно спастись, должен услышать, что всё происходит по благодати и никак иначе. Как можно видеть у пророков, иудеи учили следующим образом: «Тот, кто хочет обрести прощение грехов и милостивого Бога, должен много пожертвовать или (в лучшем случае) исполнить десять заповедей». Так же проповедует и папа. Он учит, что нужно творить добрые дела, быть щедрым, поститься, молиться и слушать мессу. «Таков путь к спасению», — говорит он. «Нет, — говорит Иоанн Креститель, —- это не так. Я также постился и вел строгую жизнь. Если бы дела помогали, мои дела также помогли бы». Ибо во внешнем отношении Иоанн вел даже более праведную жизнь, чем Сам Христос. Ибо Тот спал в застеленной кровати, общался с людьми, пил вино и ел мясо. Иоанн же в пустыне крайне скудно питался водой, медом и акридами. «И всё же, — говорит Иоанн, — такой строгой жизнью нельзя ничего добиться. Из-за нее я не войду на небеса. Это возможно лишь через прощение грехов». Он говорит об этом в Евангелии от Иоанна 1:16: «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать». Такова проповедь Иоанна. Он направляет к Христу, дабы мы надеялись на прощение грехов через Него и обрели его.

Разумеется, нам нужно быть благочестивыми и вести святую жизнь. Но спасены мы лишь через прощение грехов. А его обретают, когда познают Бога и то, что Он хочет быть милостивым и простить грех. Скажи же Богу: «Не вменяй мне мои грехи, ибо я никогда не смог бы устоять пред Тобою со своими делами. Разумеется, я очень хочу остерегаться греха и быть благочестивым. Но это мне не поможет. Единственное, что мне поможет—это то, что Ты повелел проповедовать через Св. Иоанна, а именно, что мы спасены через прощение грехов».

Но обрати внимание на следующее: если мир будет спасен через прощение грехов, это доказывает, что мир погряз во грехе. Ибо, если нет никакого греха, нет нужды и в прощении грехов. Но прощение грехов необходимо. Захария подтверждает это, говоря, что Бог хочет дать Своему народу знание о спасении, которое состоит именно в том, что людям будут прощены грехи. Но, если нужно прощение грехов, должен быть и грех. Отсюда можно явно сделать вывод о том, что все люди являются грешниками и, насколько это зависит от них самих, осуждены. Если они хотят спастись, есть лишь один способ — прощение их грехов. И это происходит, как учит нас Иоанн, лишь через Сына Божия, того Агнца, на которого возложены все грехи, и который должен помочь нам. Ибо, если бы грехи лежали на нас, и нам приходилось бы нести их, мы навеки погибли бы.

Такова проповедь Иоанна. Из нее мы узнаём, как можно спастись, а именно, лишь через прощение грехов. Папа и его приспешники не могут терпеть этого. Разумеется, каждый день во время утрени они поют эту хвалебную песнь Захарии. Но они не понимают ее. Но они отвергают и преследуют ее как наихудшее заблуждение, тогда как мы учим, что можно обрести спасение лишь через прощение грехов, а не через добрые дела.

Но откуда же, собственно говоря, приходит прощение грехов? Кто дает его? На этот вопрос Захария дает прекрасный ответ, а именно: «Божие милосердие». По моему мнению, тем самым исключаются все наши заслуги и все наши добрые дела. Теперь никто не может сказать, что Дева Мария, Петр или Павел получили прощение грехов потому, что они были столь благочестивы и святы. «Нет, — говорит Захария, — прощение грехов происходит лишь от того, что Бог милосерд и на основании этого Своего милосердия Он послал и даровал нам Своего Сына, дабы тот заплатил за нас, и мы обрели бы спасение через Него. Ведь то, что Бог любит нас, которые из-за своих грехов не заслужили ничего, кроме осуждения — это не заслуга и доброе дело, но искреннее милосердие нашего Бога. Именно Его бездонная милость совершила сие. Благодаря ей взошло светило и осияло нас свыше.

Такова проповедь о нашем дорогом Господе Христе. Здесь Захария дает Ему особое имя, на которое следует обратить внимание. Он называет Его «Светило свыше». Это значит, что Христос превыше всех существ на небесах и исходит от Отца, как сияние от солнца. Так и Христос говорит о Самом Себе в Евангелии от Иоанна 3:13: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес». А именно, Его существование начинается не здесь на земле, когда Он был зачат и рожден. Нет, Он приходит на землю с высоты небес. Он посетил нас. Он пришел к нам на землю и дал нам, бедным, погибшим грешникам, прощение грехов, ибо иначе мы погибли бы вовеки. Это чистая благодать и милость. Следовательно, мы не можем похвалиться тем, что совершили что-то словом или делом. Ибо никто ничего не знал об этом. Иоанн впервые указал на Него своим перстом, направив нас к Нему. Иначе мы, как иудеи, видели бы Его и считали бы Его человеком, подобным всем прочим. Ибо Он не вел никакой необычной жизни, подобно монахам. К тому же Он был беден и смирен. Кто посчитал бы Его «Светилом свыше» или «Агнцем Божиим», если бы Иоанн не указал бы нам на Него и не научил бы нас о Нем? Поэтому никто не может похвалиться ничем. Всё — чистая благодать и милость.

«Просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира». Здесь Захария завершает свою песнь благодарения и радости. И он охватывает этими словами не только свой народ, иудеев, но и язычников, и дает нам понять, что весь мир сидит в смерти и во тьме. Ибо, сколь бы долго мы ни прожили, последний миг не минует нас. Однажды смерть закроет нам глаза. Таким образом, ни один человек не освобожден от смерти и не исключен из нее. Все пребывают под властью смерти. Захария говорит здесь, что для людей, которые должны сойти под землю и сидеть во тьме, Бог теперь зажег Светило, которое воссияет им даже под землей и в смерти. Если они уверуют в этого Агнца Божия и крестятся, у них будет свет, воистину, свет жизни, который будет светить им через смерть и поддерживать их так, что дьявол не сможет повредить им.

Такова наша радость. Это не безумная радость мира сего с пищей и питьем, танцами и играми. Также это не радость из-за денег. Нет, речь идет о чем-то более великом и высоком, а именно, о том, как мы оживем, когда мы будем лежать замертво и гнить в земле, как мы сможем стать праведными, когда мы — грешники, и как мы сможем прийти из ада на небеса, из осуждения к спасению. Однако, мы должны увидеть и осознать, что значит сидеть во тьме и тени смертной. По крайней мере, это происходит в последний миг. Тогда каждый христианин должен будет воистину ощутить грех и смерть. И тогда нет никакой помощи и никакого совета, кроме как следить за перстом Иоанна Крестителя и смотреть на Агнца, который берет на Себя грех мира, утешать себя этим и говорить: «Верующий в Него не умрет вовек; воистину, он, если и умрет, оживет».

От этих величественных вещей: греха и вечной смерти, праведности и вечной жизни, происходит та радость, с которой нам следует праздновать день Святого Иоанна Крестителя. Ибо в этот день нам нужно благодарить Бога за то, что Он дал нам такого пророка и позволил нам увидеть его перст и услышать его проповедь. Если бы дела могли помочь, они помогли бы Иоанну. Тогда он утешал бы себя ими. Но он молчит обо всех своих добрых делах и о своем строгом образе жизни и говорит Христу: «Мне надобно креститься от Тебя». Он не ищет и не желает ничего иного, кроме того, чтобы Бог был милостив к нему через Христа. Так же и Дева Мария, и все святые спаслись по благодати, а не на основании заслуги.

Такова проповедь Иоанна Крестителя, в которой он дает нам знание о спасении через прощение грехов. Каждый христианин должен обладать этим знанием и этой мудростью: прощение грехов — вот единственный путь спасения. Иоанн впервые ввел эту проповедь в мир и своим перстом указал на Христа. Поэтому его по праву любят и радуются о нем. Этому нас учит само имя «Иоанн». Ибо «Иоанн» означает: помилованный и милостивый к другим людям, любящий и дружелюбный человек, пользующийся всеобщим расположением. Это имя Иоанн получил не из-за своей личности или своего образа жизни. Ибо тогда он звался бы Суровый или Строгий. Его образ жизни мало помогает нам, и им он не приносит нам никакой радости. Но его учение приносит утешение и радость, ибо, благодаря ему, мы видим и узнаём Христа, нашего Спасителя, и тем самым обретаем спасение.

Поэтому молодым людям нужно обратить внимание на то, что мы празднуем этот день не для того, чтобы танцевать, есть и пить. Но, мы празднуем его, потому что Иоанн научил нас, как обрести спасение. Поэтому всем нам нужно благодарить и славить Бога за то, что Он дал нам дорогого Иоанна Крестителя, и через него — радостное слово и благословенный перст, благодаря которому мы можем знать, где можно найти спасение и вечную жизнь. Итак, цель этого праздника не в том, чтобы прославлять личность Иоанна, но в том, чтобы восхвалять Божие милосердие и благодарить Бога за то, что Он дал нам Своего Сына, и к тому же утешительную проповедь о Нем, дабы в вечности у нас было утешение и избавление от греха и смерти, и мы уповали бы на благодать и милость Божию.

Бог да дарует сие всем нам! Аминь.
 


24 Перевод епископа Кассиана (прим. перев.).

Мартин Лютер. Домашняя постилла. Пер. В. Володина.
СПб.: Светоч, 2011. С. 659-672