ПечатьE-mail

Лк 21:25-36. Второе воскресенье Адвента (1533)

Проповеди на Евангелие от Луки

Мартин Лютер. Лк 21:25-36. Второе воскресенье Адвента (1533)(И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.)

Евангелие от Луки 21:25-36

От самого начала мира, когда Бог желал сделать нечто новое, Он всегда поступал так, что Он посылал особенно великие знамения, дабы возвестить то, что должно было совершиться. Когда Он, например, хотел наказать Египет, вывести оттуда Свой народ и сделать его избранным народом, Он сначала послал различные знамения, как злые, так и добрые. Жабы, саранча, град, нарывы и тому подобное причиняли египтянам большой ущерб до тех пор, пока, наконец, все первенцы лишились жизни за одну ночь, а войско фараона было потоплено в Красном море. Среди иудеев, напротив, совершались добрые знамения, когда Бог, например, провел их через Красное море, так что они не замочили ног, тогда как их враги сгинули в нем, дал им хлеб с небес и многое, подобное сему. Всё это было предзнаменованием того, что Бог намеревается предпринять с этим народом нечто новое и создать новый порядок и новое управление.

Подобное также произошло, когда Он хотел наказать иудеев и учредить новое царство христианского мира. Ведь, когда Господь Иисус висел на кресте, отверзлись могилы, и мертвые встали и вошли в город Иерусалим. Также распространилась великая тьма, и разодралась завеса в храме. Всё это было началом нового века и концом старого. Ведь случилось так, что иудейство пало, и Христос учредил новое царство.

Иудеи прекрасно знали об этом из своего собственного опыта. Поэтому апостолы также пришли к Господу Христу и спросили Его, какие знамения будут предшествовать разрушению Иерусалима и концу света, прежде чем будет учреждено единственное и вечное царство Христово.

Итак, Господь дает им такой ответ о разрушении Иерусалима: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его». Поэтому Он также дает им совет бежать в горы. Ибо тогда нельзя будет ожидать никакой пощады.

Таким же образом Он также учит их о последнем дне и говорит: «Когда увидите знамения в солнце, луне и звездах, среди людей и на небесах, — да, говорит Он, — когда такое начнет происходить — ибо не следует ждать так долго до тех пор, пока будет казаться, что всё кончено, или что прежде уже видели нечто подобное — тогда нужно будет отнестись к таким знамениям серьезно, ибо они являются верным предзнаменованием того, что последний день уже при дверях».

Тогда возникает вопрос о том, какие знамения совершатся и все ли они совершатся до последнего дня. Но, собственно говоря, так не следует спрашивать, ибо Господь говорит: «Когда же начнет это сбываться, обратите на это внимание». Поэтому я думаю, что некоторые знамения, возможно, большинство из них, сбудутся именно тогда, когда наступит последний день. Вот почему нам нужно довольствоваться тем, что Господь научил нас тому, куда нужно смотреть и откуда нужно ожидать таких знамений, а именно, на небесах, на солнце, луне и звездах, среди людей и на море. Когда же люди увидят некоторые из этих знамений, нужно будет готовиться к пришествию Господа и не ждать, пока все они сбудутся. Тогда они могут застать врасплох.

На солнце и на луне должны совершиться два знамения. Первое знамение состоит в том, что они утратят свое сияние. Разумеется, в этом нет ничего необычного, но это совершенно естественно и подобное можно рассчитать с помощью науки, прежде чем оно произойдет. И всё же, это знамение, на которое следует обратить внимание. Наш Спаситель учит нас этому в двадцать четвертой главе Евангелия от Матфея. Но кроме того, на солнце и на луне также могут происходить такие знамения, о которых ничего нельзя знать заранее, которые происходят внезапно и вопреки всем расчетам, подобно затмению в связи со смертью Христа на кресте. Ибо наука считает, что солнечное затмение может произойти лишь во время новолуния. Если оно происходит в полнолуние, как в тот раз, или в какое-либо иное время, это не естественное солнечное затмение. Вот почему солнечное затмение в момент смерти Христа также было особенно великим чудом. То, что мы не видели ничего подобного в наше время, не означает, что такое не может произойти. За последние двадцать лет мы видели множество других удивительных вещей, все из которых необычны и редки, например, когда радуга окружила солнце, так, что солнце как бы разделилось, и люди видели множество солнц, и т.д. Поэтому нет ничего невероятного в том, что в будущем мы увидим то, чего никогда не видели прежде. Так мы уже видели знамения на солнце, которые должны напомнить нам о том, что нельзя быть самоуверенными, но нужно ожидать славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

Другое знамение, о котором говорил Христос — это огромный шум моря, такой шум, как будто всё погибает. Ибо так же, как человек, когда он умирает естественной смертью, сначала заболевает лихорадкой, чумой или иной болезнью, и всё это является признаком того, что он уходит, так и мир как бы заболевает, так что небо, солнце, луна, звезды, люди и всё прочее беспокойно движется и кружится, прежде чем всё погибает.

Что касается знамений среди людей, я считаю, что мы уже пережили их. Ведь мерзкий папа со своим учением во многом способствовал запугиванию благочестивых сердец, когда он утверждал, какой великий и смертный грех — не исповедоваться, не молиться, не поститься правильно, не слушать мессу и тому подобное. Из этого страха люди не знали никакого выхода, ибо истинное утешение — прощение грехов через Христа, исчезло. Тогда вместо него люди стали мучить самих себя то тем, то другим, так что на земле никогда не видели большей скорби. Я сам видел многих людей, которые не могли выдержать такого страха и скорби души, но были ввергнуты в отчаяние, ибо они не считали, что смогут устоять перед судом Божиим. Вот чего добилось папское учение: мы до смерти боялись судьи — Христа. Я сам также был одним из тех людей, которые не осмеливались ожидать ничего хорошего от Христа, сурового судьи, и которые поэтому взывали к Деве Марии, чтобы она помогла мне и была моей заступницей перед этим судьей. В то время не знали ничего лучшего. Мы потеряли Христа, и когда мы должны были признавать себя грешниками, не оставалось ничего, кроме как бояться и страшиться судьи. Я также считаю, что это знамение большей частью уже свершилось, так же как и большая часть знамений на небесах, хотя еще остаются некоторые, и они могут сбыться, когда угодно. Посему давайте будем не забывать готовиться к последнему дню, о котором Господь здесь хочет научить нас.

И, наконец, Господь упоминает здесь еще об одном ужасе и говорит: «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную». Здесь Он говорит о таком страхе, который весьма велик и связан с тем, что люди боятся самих знамений последнего дня. Здесь речь идет не о нечестивых, неверных людях, но о благочестивых и богобоязненных. Поэтому они усваивают предостережение, данное в этом тексте, которое нечестивые открыто презирают, ибо они считают, что такие знамения происходили много раз прежде, но при этом последний день так и не наступил. Вот почему в один день они упускают из виду одно знамение, а в другой — другое и постоянно остаются такими же. Они не раскаиваются и не беспокоятся о том, что произойдет с ними в последний день.

Таким нечестивым, самоуверенным людям Бог позволяет идти своими путями. Поскольку они могут видеть знамения, но всё же презирают их, они также не спрашивают о проповеди и о Слове Божием. Благочестивым же, которые с беспокойством внимают знамениям, Господь посвящает Себя, Он утешает их самым дружелюбным образом и говорит им, что, поскольку они исповедуют Христа и любят Его Слово, и не хотят отпасть от Него или отречься от Него, им также не нужно трепетать перед этими знамениями, сколь бы ужасающими они ни казались.

«Ибо, — говорит Христос, —- тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». Это будет иная слава, нежели та, с которой выступают императоры и короли, ибо весь воздух наполнится ангелами и святыми, которые будут сиять ярче солнца, а Господь Иисус Христос будет парить среди них и вместе со Своими святыми судить проклятых, которые будут стоять внизу на земле рядом с дьяволом, дрожа и трепеща.

«Когда же, — говорит Христос, — начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши». Что означает: радуйтесь и ликуйте. Это должно совершиться. Если мир погибнет, это произойдет с шумом и грохотом. Такое огромное здание не может обрушиться без великих потрясений. Когда умирает человек, он крутится и ворочается, вращает глазами, кривит рот, бледнеет и изменяется. Так будет и при кончине мира. Но Иисус говорит: «Не бойтесь, поднимите головы, так, будто это видение вам очень дорого. Ныне приближается избавление ваше, вы, верующие. Другие, неверующие, будут осуждены. Поэтому они могут страшиться, вы же так не поступайте». Господь Христос придет с двумя исходами: с небесами для верующих и благочестивых, но с осуждением для всех прочих.

Так говорит Господь благочестивым людям. Они также устрашатся, когда солнце и луна изменят свой вид, а мир наполнится огнем. Ибо святые не сильны сами по себе. Даже Петр и Павел трепетали бы, если бы они жили тогда. Но Господь говорит: «Мужайтесь. Всё будет выглядеть устрашающе и ужасно, но это касается не вас, а дьявола и неверных. К вам, которые столь долго вздыхали и молились о том, чтобы Мое царство пришло, чтобы вам были прощены грехи и чтобы вы были избавлены от лукавого, ныне приближается счастливое избавление и блаженство. Теперь наступит то, о чем вы так давно молились от всего сердца. Ибо сей есть день избавления вашего».

Поэтому последний день можно вполне назвать как днем осуждения, так и днем избавления, как днем скорби, так и днем радости, как днем погибели, так и днем спасения. По словам Спасителя, многие возрыдают (Мф. 24). С нами же не приключится никакого зла, но это произойдет с нечестивыми, которые в этой жизни противились Господу, преследовали Евангелие и устраивали бедствия на земле. Тогда их постигнет наказание, а мы, которые здесь должны были прятаться от них, мы, которые здесь вздыхали и тревожились, возрадуемся и возвеселимся.

«Итак, хотя сотворенный мир изменится, хотя солнце и луна померкнут и будут мрачно взирать на вас, всё же не бойтесь, не бегите в укрытия и углы, но поднимите головы, и пусть ничто вас не тревожит. Подумайте о том, что вы избрали Меня своим Спасителем. Но для того, чтобы спасти вас, Я должен побороть тех, кто держал вас в плену. Если бы кто-то был заточен в замковую башню и услышал, как солдаты штурмуют ее и стреляют, он бы вовсе не испугался штурма и выстрелов, когда он узнал бы, что это происходит ради него и для того, чтобы освободить его. Так нужно поступать и вам. Не пугайтесь из-за того, что мир так тревожится и ворочается. Наказание постигнет не вас, но тех, из-за которых вы жаловались и вздыхали. Поэтому постарайтесь понять, что с этими событиями приближается ваше избавление. Я приду не для того, чтобы погубить вас, но чтобы спасти вас из этого жалкого, больного, суетного мира, чтобы отделить вас от дьявола и его слуг и дать вам место среди ангелов, где вы будете не мучиться, но жить в вечной славе».

Мы также можем почерпнуть обильное утешение из этой прекрасной притчи о дереве. Весной, когда зима исчезает, а вся земля обновляется, когда отступает стужа и приходит тепло, а сухие деревья распускаются и зеленеют, что же происходит? Разве не то, что деревья сначала выпускают почки, а затем распускаются, и тогда говорят, что зима прошла и наступило прекрасное лето. Извлеките же урок из этой притчи. Пусть дерево на земле станет учебником, чтобы вы могли понять, что последний день близок. Когда в дереве поднимается сок и распускаются листья, вы знаете, что близко лето. Когда земля и небо содрогаются, когда солнце и луна меркнут и затемняются, пугайтесь не больше, чем когда весной на деревьях появляются листья. Такие знамения, подобно соку и листьям деревьев, помогут вам с радостью ожидать лета вечности.

Ибо эта жалкая жизнь на земле подобна суровой, бесплодной зиме, когда всё, казалось бы, засохло и погибло. Когда она однажды закончится, настанет прекрасное лето вечности. Тогда царство Божие придет в силе и сокрушит царство дьявола, причинившее вам так много страдания здесь на земле, ибо вы должны были жить среди злых, нечестивых, лживых и алчных людей, которые хулят и высмеивают Евангелие и производят так много зла. Такое вам приходится видеть и слышать и ежедневно ожидать еще худшего. От такого Я избавлю вас Своим пришествием, так что вам больше не будет нужна такая мерзость. А поскольку всё то ужасное, что принесет с собой последний день, касается не вас, а ваших врагов, пусть они скорбят и тревожатся, вы же радуйтесь тому, что приближается искупление ваше.

В свое время так поступал праведный Лот. Он жил среди развратных содомлян, которые день за днем мучили праведника грубой порочностью и прочим нечестием, которое невозможно описать. Лоту приходилось видеть и слышать это до тех пор, пока мера их грехов не наполнилась, и Бог больше не мог удерживать свои суды. Тогда пришли два ангела и вывели праведного Лота к городу Сигор. Естественно, это было ужасное зрелище, когда небо почернело, гремел гром и сверкали молнии, когда облака излили дождь из огня и серы, а земля разверзлась, чтобы поглотить всё. Конечно же, какое-то мгновение Лот стоял, пораженный ужасом, перед этим ужасающим зрелищем. Но вскоре он обрел мужество именно потому, что он был уверен в том, что наказание и суд относится не к нему, но к отвратительным содомлянам, не желавшим покаяться. Должно быть, при серном дожде они чувствовали страх. Но для праведного Лота это было подобно тому, как прекрасное дерево распускается и начинает зеленеть. Ведь именно тогда он обрел помощь Божию и милостивое спасение от нечестивых.

То же самое произойдет с теми праведниками, которые доживут до последнего дня. Ужасен будет вид неба и земли, охваченных огнем, и людей, которые погибнут в одно мгновение. Но христианину следует не руководствоваться тем, что у него перед глазами, но слушать разъяснение Христа о том, что это — прекрасный цветок, красивая цветущая ветвь. Хотя ему придется содрогнуться от ужасающего вида, пусть он придерживается Слова, обретет мужество и подумает: «Не страшись, здесь нечего бояться». Ведь, согласно сказанному Христом, это означает не зло, но лишь то, что Избавитель и избавление близко. Добро пожаловать, Бог мой и мой дорогой Господь Иисус Христос. Ведь за свою жизнь я так часто желал и молился: «Да приидет царствие Твое!». Тот, кто с таким настроением может принять Господа Христа, в одно мгновение достигнет славы, где он будет сиять, подобно яркому солнцу.

Так наш дорогой Господь Иисус Христос учит нас правильно понимать последний день, дабы мы знали, чего нам ожидать и на что нам надеяться при Его пришествии. Папа учит, что Христос — суровый судья, против которого нужно вооружиться добрыми делами и взывать к святым, и пользоваться их заступническими молитвами, чтобы не быть осужденным. При папстве нам рисовали, как Христос придет для суда с хлыстом и мечом, знаками гнева и отмщения. Люди взывали к Марии и Иоанну, которые стояли рядом с Ним, а также к другим святым и уповали на их молитвы. А ко Христу не имели никакого доверия. В Нем видели лишь сурового судью.

Тем временем, в этом Евангелии Он учит нас чему-то иному, а именно, тому, что Он придет не для того, чтобы судить и осуждать нас, но для того, чтобы избавить и спасти нас, дать нам ответ на наши молитвы и явить нам Свое царство славы. Лишь для тех, которые не веровали в Него, но высмеивали и мучили Его святых на земле, Он предстанет как судья и мститель. Веруйте в это, говорит Он, не сомневайтесь. Радуйтесь Моему пришествию. Оно совершится вам на благо. Через Меня вы будете спасены от греха, смерти, дьявола и мира и будете вечно блаженными, что принесет с собой истинное и прекрасное утешение.

Но у нас еще есть нечто, перед чем охвачена страхом кровоточащая совесть. Ведь Господь говорит, что последний день придет совершенно неожиданно, так что с людьми будет то же, что с лесной птицей, которая утром летает туда-сюда, голодна и ищет себе пропитания и находит его, садится в свое гнездо и радуется, но внезапно, не успев и звука произнести, оказывается в силках, поймана и умирает. Это лежит на сердце у праведников, а поскольку из повседневного опыта они знают, как быстро происходит падение человека, они тревожатся, смущаются и думают: «Кто знает, что будет в тот день? Может быть, он придет в тот миг, когда ты меньше всего готов, когда ты меньше всего ожидаешь его, воистину, когда ты впал в тот или иной грех. Ведь тогда с тобой покончено, а этот радостный день будет днем вечной скорби».

И в этом отношении Господь не хочет оставить нас без утешения. Он учит нас о том, как мы сможем избежать такого беспокойства, и говорит: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно... Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого».

Это очень хорошее и полезное наставление, от которого нам никогда не следует уклоняться. Господь не запрещает нам есть и пить. Так же Он не говорит, как папа, что нужно оставить все занятия и уйти в монастырь. Нет, ешьте и пейте! Бог охотно позволяет вам это. Заботьтесь о вашей работе в призвании, как повелел Бог. Но остерегайтесь, чтобы ваши сердца не отягощались, чтобы вы не забывали о Моем пришествии. Нет, бодрствуйте и ожидайте каждое мгновение, храните себя в страхе Божием и в доброй совести. Это первое, на что следует обратить внимание.

Но также молитесь о другом, дабы вы могли избежать всякого зла и опасности, которая может прийти, и смогли устоять перед Сыном Человеческим, что прекрасно обобщено в двух последних прошениях в молитве «Отче наш»: «Не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого». Тот, кто так поступает, ничем не рискует. Последний день может внезапно застать его за столом, в постели, в церкви или на рынке, бодрствующим или спящим, это ничего не значит. Он пребывает под защитой Бога.

Но здесь мы также должны обратить внимание на то, что мы не можем правильно молиться или взывать к Богу, если мы не хотим оставить осознанные грехи и покаяться. Поэтому истинное покаяние и исправление жизни также относится к истинной молитве. Сюда также относится то, что мы остерегаемся преднамеренного греха и храним добрую совесть, и что в уповании на милосердие Божие в имени Христовом мы желаем, чтобы Он сохранил нас в Своем страхе, сохранил нас от греха, и сохранил нас в истинной вере до самого конца, дабы мы с радостью могли ожидать этого благословенного дня и с упованием в сердце принять Господа Иисуса Христа как нашего Спасителя. Такая молитва будет услышана ради Христа, в этом нам не нужно сомневаться. Лишь бы только мы повиновались Христовым заповедям и правильно готовились встретить день избавления! Наш Господь и Спаситель Иисус Христос да дарует это всем нам. Аминь.

Мартин Лютер. Домашняя постилла. Пер. В. Володина.
 СПб.: Светоч, 2011. С. 26-34