ПечатьE-mail

Мф 11:2-10. Третье воскресенье Адвента (1532)

Проповеди на Евангелие от Матфея

Мартин Лютер. Мф 11:2-10. Третье воскресенье Адвента (1532)(Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.)

Евангелие от Матфея 11:2-10

В этом Евангелии есть два фрагмента. Первый повествует о том, как Иоанн из темницы посылает своих учеников ко Христу, чтобы они послушали Его, увидели Его чудеса и приняли Его как подлинного Мессию или Христа. Это должно научить нас тому, что нам также нужно охотно слушать Слово нашего дорогого Господа и Спасителя и хранить его как величайшее сокровище души и как то, от чего зависит наше спасение.

Второй фрагмент состоит из проповеди, в которой наш дорогой Господь Христос сначала великолепно хвалит и прославляет святого Иоанна как пример для всех проповедников, ибо тот так верно исполняет свое служение, что он, сидя в темнице и сам не имея возможности проповедовать, посылает своих учеников ко Христу. В этой проповеди он также обличает иудеев, ибо они так мало ценят такого проповедника и так слабо интересуются его проповедью. Это должно научить нас тому, что нам нужно остерегаться презрения к Слову и, напротив, охотно слушать его, а затем исправлять свою жизнь.

Первый урок, который состоит в том, что нам нужно усердно слушать Слово Христово, мы извлекаем из того, что Иоанн, уже сидя в темнице и слыша разговоры о чудесах Христа, посылает к Нему своих учеников с наказом спросить Его, тот ли Он, которому надлежит прийти, тот, о котором так много пророчествовал Моисей и прочие пророки, и о котором затем проповедовали так много в Новом Завете, то есть является ли Он обетованным Христом, о котором написано, что царство иудеев и учение Моисея сохранится до Его пришествия, однако при Его пришествии учение и богослужение Моисея прекратится и новое учение и новое богослужение будет введено не только среди иудеев, но и среди язычников по всему миру. Это было заранее ясно и четко предсказано. Поскольку сие началось сразу после того, как Иоанн был брошен в темницу, ибо Христос теперь проповедовал о вечной жизни и о царстве Божием и творил знамения и чудеса, Иоанн хотел направить к Нему своих учеников. Он посылает их ко Христу для того, чтобы они своими собственными глазами увидели чудеса и своими собственными ушами услышали Евангелие, о котором пророки издревле говорили, что Христос принесет его сюда и так явит Себя миру.

Когда Иоанн посылает их, он как бы хочет сказать: «Я прекрасно знаю, что Он — истинный Христос, но люди в это не верят. Поэтому идите к Нему и послушайте Его сами, дабы вы оставили меня и все иудейство и держались за сего человека, от которого зависит всё, что относится к вашему спасению и к спасению всего мира. Таков подлинный смысл направления ко Христу, дабы ученики сами увидели и услышали Его, познакомились с Ним и так уверовали в Него и обрели спасение».

Что же говорит Христос в ответ на это посольство? Он не отвечает ни «да», ни «нет», когда они спрашивают, Мессия ли Он. Он лишь указывает на Свои деяния и говорит: «Вы можете видеть, слышать и осязать, что Я — тот, которому надлежит прийти. Ибо точно так же, как Исайя и другие пророки предсказали, что Христос сделает хромых ходящими, а слепых — видящими, вы своими собственными глазами видите, что это происходит. Поэтому вам не нужно никаких дополнительных сведений или ответов, если в этом отношении вы хотите поступать правильно».

Здесь перед нами прекрасная, чудесная и утешительная проповедь, которая великолепно обобщает всё, что можно сказать о Христе: какой Он царь, и каково Его царство, а именно, царство со слепыми, хромыми, прокаженными, глухими, и прежде всего с бедными грешниками и со всем жалким, нищим и ничтожным; в нем такие люди могут обрести утешение и помощь. На эту проповедь о Христе и Его царстве нам нужно обратить пристальное внимание. Пусть во все дни среди нас звучит речь о том, что у Христа есть такое великолепное царство, и что Он — такой царь, который хочет помочь бедным и несчастным людям в отношении тела и души, тогда как весь сей мир наоборот не может помочь им всеми своими силами. Ибо никогда не было ни одного столь замечательного врача, чтобы он мог сделать слепых зрячими, а прокаженных — чистыми. Также никогда не было проповедника, который мог бы так возвещать Евангелие нищим, то есть: указывать на Самого Себя и так утешать отчаявшуюся, несчастную, страдающую совесть и радовать и ободрять охваченные ужасом и истязаемые невзгодами и тревогой сердца.

Разумеется, Моисей — великолепный проповедник, но ему неведомо искусство утешения бедных грешников. Он делает нечто прямо противоположное. Ведь его слова всегда звучат так: «Ты должен, ты обязан соблюдать закон, иначе ты будешь осужден». От такой проповеди возникают стенания. Люди, которые знают свои грехи и очень хотят избавиться от них, принимают это близко к сердцу, живут по закону по мере своих сил, но никогда не могут прийти к миру или таким образом обрести спокойное сердце и добрую совесть. Так же жалуются и праведники Ветхого Завета, пребывающие под рабским игом Моисея и искренне желающие обещанного во Христе царства благодати, как говорит Давид в Псалме 13:7: «Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Господь возвратит пленение народа Своего». И в Псалме 101:14: «Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его». Лицемеры думают иначе, будто бы когда они внешним образом соблюдают закон, им не нужно думать ни о Христе, ни о Евангелии. Им ничего не угрожает! Ведь Бог примет их к себе на небеса за их посты, молитвы и милостыни. Таковы самоуверенные и самодовольные духи, которые считают, что не нуждаются в Боге и Его благодати.

Истина же состоит в том, что нужно сохранять проповедь Моисея и призывать народ к внешнему благочестию и пристойному поведению, так же как в мирском управлении нужна полиция и тюремщики, чтобы наказывать необузданную и дикую толпу, которая не соблюдает внешней благопристойности, но прелюбодействует, ворует, алчна, занимается ростовщичеством и т.д. Но когда придет день твоей кончины, скажи мне: что тебе проку от этого Моисеева учения, даже если ты повиновался ему изо всех сил? Не правда ли? Тебе нужно исповедоваться и сказать: «Дорогой Господь Бог, хотя я никогда не был прелюбодеем, вором или убийцей, всё же я молю, чтобы Ты был милостив и милосерд ко мне, иначе я впаду в отчаяние со всеми своими добрыми делами».

Об этом можно прочитать рассказ в житиях отцов церкви. Некий человек три дня стоял на одном месте, поднимал взор к небу, вздыхал и жаловался. Когда ученики спросили его, что с ним происходит, он ответил: «Я боюсь смерти». Тогда ученики стали говорить ему, какой строгой жизнью он жил и как усердно он повиновался заповедям Божиим, полагая, что таким образом они смогут утешить его. Но он сказал: «Я говорю вам, что очень боюсь. Ведь, как вы говорите, я усердно придерживался Слова Божия, но все же не могу освободиться от этого страха. Ведь я знаю, что суды Божии — это не суды человеческие». Он пришел к осознанию того, что, когда придет смертный час, когда мы предстанем пред Богом и Его судом, этот суд будет таким серьезным, суровым и строгим, что наша святость и наши добрые дела не выдержат испытания и мы не сможем устоять благодаря им.

Хотя, разумеется, нужно проповедовать закон и непрестанно упражняться в добрых делах и всегда руководствоваться Словом Божиим, все же, когда дело дойдет до смертного часа, придется сказать, как этот отец церкви: «Ах, Боже, кто же сможет мне помочь!» Он также один из тех несчастных людей, о которых написано здесь. Но он не знает, за кого ему нужно держаться. Ему не хватает именно того, о чем говорит здесь Господь: «Нищим проповедуется Благая Весть». Он не видит и не имеет ничего, кроме закона, который позволяет ему оставаться в угрызениях совести, в скорби и в нужде, но не может утешить его. Евангелие же — это такая проповедь о Христе, которая говорит грешнику: «Сын мой, радуйся и веселись, не бойся, ибо ты должен знать, что Христос повелел, чтобы нищим, то есть несчастным и сокрушенным сердцам, возвещали благодать и прощение, и что Он сделает так, что Его праведность, божественная и вечная, будет тебе во благо, примирит тебя с Богом, омоет и изгладит твой грех».

Эту благодать Он предлагает тебе в Своем Слове. А посему не сомневайся! Ты обретешь то, что слышишь, только веруй. Поэтому Евангелие называется милостивым и спасительным учением, вестью утешения. Если бы богач обещал бедняку тысячу золотых, это было бы для него Евангелием, сладостной вестью, которую он охотно слушал бы и которой он радовался бы от всего сердца. Но что такое имущество и деньги по сравнению с этой утешительной и благодатной проповедью о том, что Христос забирает к Себе всех несчастных и является таким царем, который хочет помочь бедным грешникам, заключенным под властью закона, обрести вечную жизнь и вечную праведность? Христос говорит: «Вот Мое царство». Совершенно иное царство, нежели царство мира сего. Здесь дело обстоит таким образом, что люди охотно держатся за самого сильного, попирающего ногами того, кто не может защитить себя. Здесь управляют сурово, посредством меча. Здесь бьют и режут во все стороны вокруг себя и не имеют снисхождения к нечестию и пороку. Здесь нужно пользоваться розгами, мечом и огнем, чтобы наказывать там, где это нужно. Но в царстве Христа дело обстоит совсем иначе. Оно не имеет ничего общего с сильными и святыми людьми, но занимается слабыми, бедными грешниками, как говорит Христос: «Слепые прозревают, мертвые воскресают». Воскрешать мертвых — это великое чудо, но это чудо едва ли больше того, что Бог так любит мир, что дарует ему Своего Сына, которого Он от вечности предназначил быть царем грешников и проповедовать им Евангелие, хотя это и не выглядит столь примечательно. Моисей и закон ничего не проповедует о таком царе и о таком Евангелии, но говорит: «Тот, кто грешит, принадлежит царству смерти и дьявола». Это звучит так, будто наш Господь Бог — это царь лишь святых и праведных, обладающих еще большей праведностью, нежели та, которой требует светская власть. И здесь заключена великая истина. Ибо царство Моисея — это также царство нашего Господа Бога, и та проповедь, которую приносит Моисей — это Слово Божие, так же как и мирское царство можно назвать царством Божиим. Ибо Бог хочет, чтобы это царство сохранялось, чтобы мы относились к нему с послушанием. Но это лишь царство левой руки, в которое Он помещает отца, мать, императора, короля, судью, палача, и оставляет им управление.

Но именно в царстве Его правой руки, в том царстве, в котором Он Сам присутствует и управляет, нищим проповедуется Благая Весть. Там, если ты дошел до того, что твое благочестие не может тебе помочь, тебе нужно научиться говорить: «Господи, я сделал то, что мог. Я был послушен и верен моему отцу и моему хозяину, никого не оскорблял, не роптал, верно управлял своим домом, учил и воспитывал своих детей и слуг по мере своего понимания, не причинял никакого вреда своему ближнему, не воровал, не прелюбодействовал, и гак далее. Но что проку! Это не поможет мне перед Твоим судом и не откроет для меня Твое царство. Однако, Господи, я не хочу терять мужество или отчаиваться, ибо из Твоего Евангелия я однажды слышал, что Твой Сын, мой дорогой Господь Иисус Христос, совершил шесть видов чудес, среди которых также упоминается сие: нищим будет проповедана Благая Весть, или что Он был послан Тобою, Отче небесный, чтобы утешить трепещущие сердца. Я также хочу взять себе эту проповедь. Она принадлежит мне, ибо я так беден и нищ и не могу найти никакой помощи ни у самого себя, ни у всего мира».

Так Исайя пророчествует о Христе в главе 50, где Сам Господь Христос говорит: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего», то есть воистину утешать встревоженную совесть. Евангелист разъясняет это здесь и говорит, что Христос благовествует нищим. Ибо Он воцарился для того, чтобы проповедовать Евангелие, то есть утешать и ободрять бедные, встревоженные и опечаленные сердца. Поэтому Его царство также называется и является царством утешения и помощи, в котором больше не будут запугивать встревоженных или оставлять их в скорби, но будут утешать и радовать их. Но это происходит не через проповедь закона, а лишь через Евангелие. Оно — приятная и радостная весть о том, что Христос заплатил за наш грех и что мы Его страданием избавлены от вечной смерти. Эта проповедь принадлежит нищим, — говорит Господь, — к ним Я хочу прийти. Я не могу прийти к великим святым, к тем, которые не хотят считаться грешниками, а также считают, что не нуждаются в Евангелии, но преследуют его, поносят его как ересь и говорят, что у нас запрещают добрые дела и проповедуют против Моисея и закона.

Поэтому Господь также говорит: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». Да, каждый такой человек воистину блажен. Ибо из-за этого царя и его проповеди, которой с полным правом нужно радоваться, соблазняется весь мир. Так в Евангелии мы находим рассказы о том, как фарисеи, книжники и первосвященники, прочие священники и левиты, и все высокие и великие, считают Христа соблазнителем, а Его проповедь — ересью, и осуждают их. Он никогда не может проповедовать им по нраву. Они всегда считают, что Он искажает истину и поступает несправедливо, что Он низвергает благочестивых и праведных прямо в ад — что Он и делает — и не терпит их в Своем царстве, а грешников, наоборот, возносит на небеса. Паписты поступают так и сегодня. Они говорят: «Разве это называется проповедовать правильно, когда добрые дела ни во что не ставят, а наоборот, настежь открывают врата небес для жалких негодяев?» Такое поношение также приходилось терпеть нашему дорогому Господу Иисусу Христу среди иудеев.

Но здесь сказано: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». Если ты правильно услышал Христа, принял Его Слово и вошел в Его царство, ты должен заметить, что Евангелие, конечно же, не запрещает добрые дела, как лживо говорят о нас паписты, но учит и призывает христиан творить добрые дела и серьезно заботиться о том, чтобы не делать ничего против Слова Божия и против совести, воистину, оно оставляет в покое светскую власть, императора и короля и позволяет палачу пользоваться мечом и розгами, и прочим, что способствует добрым нравам. Зачем же ты гневаешься на Святое Евангелие и хулишь его, будто бы оно учит, что не следует делать ничего доброго?

Разумеется, Евангелие не отвергает и не запрещает добрые дела, но оно запрещает нам, когда мы будем умирать и покидать этот мир, и не будем знать никакого средства и никакой помощи против смерти, основываться на нашем поведении и на наших добрых делах и уповать на них. Напротив, оно предлагает нам осмотреться и найти Господа Христа и с твердым упованием предать себя Его деянию и заслуге, дабы через Него мы обрели благодать и блаженство в другой жизни.

Именно поэтому Бог дал нам такое тело с таким множеством полезных членов, чтобы мы не жили в лености здесь на земле, но ходили ногами, брали руками, говорили устами, смотрели глазами, и т.д. Кроме того, Он также дал нам Свое Слово и десять заповедей, дабы мы согласовывали с ними все наши дела и не выступали против Его славы или против блага нашего ближнего. Евангелие не просто позволяет, но и предписывает добрые дела. Нам нужно усердно заниматься ими. Но когда ты предстаешь нагим и собираешься оставить этот мир и явиться пред судом Божиим, Евангелие предлагает тебе осмотреться и искать иное утешение, на котором ты можешь основать свою надежду и которым ты можешь укрепить свое сердце.

Итак, если ты жил благочестиво, это хорошо и достойно. Благодари за это Бога, но не уповай в смертный час на то, что Бог дарует тебе небеса именно поэтому, но держись за царя Христа Иисуса, Господа нашего, Который, по слову евангелиста, исполняет это служение: делает слепых зрячими, хромых — ходящими, прокаженных — чистыми, глухих — слышащими, воскрешает мертвых и благовествует нищим, то есть утешает несчастные, встревоженные, огорченные сердца. Ибо Он послан Своим Отцом не для того, чтобы погубить нас из-за наших грехов, но чтобы дать слабой совести совет, исправить и утешить ее, и помочь ей.

Над людьми, которые не хотят видеть в Нем помощника или ожидать от Него такой милости, но соблазняются из-за Него и Его учения и презирают Его, как поступали иудеи, и как и сегодня поступают хвастуны, Он в Свое время обретет власть. Но один из камней преткновения, из-за которых мир соблазняется об учении Христа, состоит именно в том, что люди хотят уповать не на милость Божию, но на свои собственные дела и на свою собственную заслугу. Поэтому мир хулит Святое Евангелие и утверждает, что оно является обманчивым учением, запрещающим добрые дела и делающим народ нечестивым и неуправляемым.

Далее мир соблазняется о Христе потому, что Он так беден и умален, и потому, что, как Он сам нес Свой крест и позволил пригвоздить Себя к нему, так Он призывает и Своих христиан взять на себя свой крест и следовать за Ним во всевозможных искушениях и скорбях. Такого мир совершенно не может вынести. Мир питает отвращение ко кресту, поэтому можно видеть, что многие отпадают, подобно червивому плоду, который сам по себе падает летом, когда нужно исповедовать Евангелие, проявить мужество и выстрадать что-то ради него.

В-третьих, камень преткновения также заключается в том, что мы обращаем больше внимания на наши сердца и совесть и на то, каково наше настроение, чем на Евангелие о Христе, то есть когда мы больше беспокоимся и тревожимся из-за наших дел и поступков, чем утешаемся милостью нашего дорогого Господа Иисуса Христа, которая проповедана нам в Евангелии. Этот вид соблазна не столь обычен, как первые два, ибо об этом беспокоятся лишь истинные христиане. Но этот соблазн причиняет неописуемое зло, и если бы не помощь и поддержка Святого Духа, никто из нас не смог бы преодолеть этот камень преткновения.

Итак, повсюду в мире дорогой Господь Христос является проповедником, о котором люди соблазняются. Сразу после этого евангельского чтения Он еще яснее говорит, что люди соблазнятся из-за этой проповеди и будут презирать и преследовать ее. Но какой суд тем самым навлечет на себя сей мир, показывает ужасающая проповедь Христа против трех городов: Капернаума, Хоразина и Вифсаиды. А также Его горькая жалоба против иудеев, когда Он говорит: «Иоанн был строгим проповедником. Он питался лишь диким медом и акридами, пил одну лишь воду и вел суровую жизнь. Но что проку? Вы всё же обвинили его в том, что он одержим дьяволом. Я ем и пью и самым обычным образом общаюсь с каждым. Поэтому Меня называют обжорой и любителем вина, другом мытарей и грешников». Итак, никто не может совладать с ядовитыми ехиднами, хвастунами и святыми собственных дел. Если кто-то живет более свободно и дружелюбно общается с людьми, это не годится. Если кто-то придерживается строгого и сурового образа жизни, это также не подходит. Как же вести себя перед этим суетным миром? Ему понравилось бы, если бы человек хвалил всё, что он делает, хотя он ничего не делает правильно.

Такой соблазн нужно выдержать. Ибо если не помогло даже, когда Сам Господь Христос проповедовал и как снегом и дождем осыпал мир знамениями и чудесами, так что слепые прозревали, глухие могли слышать, хромые — ходить, прокаженные очищались, а мертвые воскресали, но Слово все равно презирали, и Самого Господа Христа пригвоздили ко кресту, а апостолов изгнали из Иудеи, так что из-за этой проповеди они не могли чувствовать себя в безопасности нигде в мире, почему же тогда мы так много жалуемся? Разве стоит удивляться тому, что мир в наши дни так презирает и попирает ногами Святое Евангелие и всех истинных проповедников? Ведь иного не происходило даже с Самим Господом Христом и с апостолами, которые не только проповедовали Слово, но и творили великие и славные чудеса. Мы не можем сотворить таких чудес. Мы лишь можем проповедовать Слово, которое есть камень преткновения.

Посему мы должны привыкнуть к этому и позволить этому идти своим чередом, ибо с Евангелием никогда не будет иначе. Оно является и останется проповедью, из-за которой люди соблазняются, причем не только простые люди, но и как показывает опыт, самые святые, благочестивые, мудрые и могущественные люди на земле. Но блаженны те, которые знают и веруют, что оно — Слово Божие. Они исцеляются, утешаются и укрепляются против всякого подобного озлобления. Те же, которые этого не знают, наоборот, раздуваются из-за своих добрых дел, отпадают от этого Слова, переходя к своей собственной праведности и считают его соблазнительным и подстрекательским учением. Это и называется ожесточиться или соблазниться. И, как мы говорили прежде, так поступают те люди, которых мир считает величайшими святыми и мудрецами.

Поэтому мы вместе с Господом Христом должны скорбеть об этом слепом мире и говорить: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Если мы проповедуем Евангелие, это не годится. Если мы проповедуем закон, это также совершенно не помогает. Нельзя по-настоящему обрадовать или опечалить этот злой мир. Он не хочет признавать себя грешником, и не хочет принимать утешение от греха. Он не хочет быть ни слепым, ни зрячим.

Вот второй фрагмент, который хочет научить нас тому, что Евангелие — это учение и проповедь для нищих, то есть для опечаленной и встревоженной совести, которая чувствует свою ничтожность и скорбь, трепещет и страшится гнева и суда Божия, но не для богатых, все помыслы и стремления которых направлены на то, чтобы приобрести для себя больше почестей и богатства и жить в радости и довольстве. Поэтому, когда Господь Христос говорит: «Нищим благовествуют», в их глазах эта проповедь кажется удивительной. Ведь у них нет вовсе никакого желания узнать и усвоить ее, но они считают ее безумием и не довольствуются тем, чтобы просто соблазниться о ней, но попросту преследуют и хулят ее как ересь. Поэтому всё святое, благочестивое, великое и могущественное в мире выступает против Евангелия.

Господь Христос предупреждает Свое малое стадо о таком соблазне и говорит: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». Он как бы хочет сказать: «Когда вы сейчас видите и чувствуете, как мир соблазняется из-за Моего Слова и ради него преследует вас, исповедующих его, не обманывайтесь и не беспокойтесь, но думайте: ведь так же было со Христом, Сыном Божиим, Господом нашим». Хотя Он проповедовал с такой силой и сотворил множество великих и славных чудес, всё же это не помогло. Для того чтобы мы помнили об этом и не позволяли мудрости, силе, славе и великому изобилию мира сего воздействовать на нас, Он верно предупреждает и увещевает нас, дабы мы крепко держались за Него и за Его Слово, когда Он говорит: «Блажен, кто не соблазнится о Мне».

Поскольку так было с Самим нашим дорогим Господом Иисусом Христом, ибо Его собственный народ, которому Он был обещан и послан как Спаситель, соблазнился о Нем, и, хотя они видели славные и великие знамения, которые Он творил перед их глазами, всё же, они не могли побудить людей уверовать в Его проповедь и принять Его, но, напротив, они распяли и умертвили Его, нам нужно молчать и не жаловаться, если ради Евангелия нас презирают, высмеивают и преследуют. Это слово о камне преткновения необходимо в наивысшей степени, особенно в наши дни, когда столь многие хулят Святое Евангелие и соблазняются о нем.

Поэтому из такого Евангелия мы можем узнать великолепные и возвышенные вещи, от которых зависит наше спасение и наша вечная жизнь, а именно, о том, каким образом Христос является царем всякого утешения и всякой милости, который через Свое Евангелие хочет дружелюбно говорить с угнетенной совестью, утешить ее в ее грехах и помочь ей обрести вечную жизнь. Ибо, хотя строгое мирское царство также является царством Божиим, однако оно — лишь царство Его левой руки, которое прейдет. Но царство Его правой руки и вечное царство приходит к нам через Слово, если мы, когда нас отягощает бремя греха и смерти (ибо сие проповедано для таких людей), принимаем его и веруем в него. Оно утешает нас, оно заверяет нас в том, что мы воистину придем туда через Христа, так что мы с упованием можем сказать: «Я верую в моего Господа Иисуса Христа, который делал слепых зрячими, помогал хромым ходить, а прокаженным очиститься, глухим — слышать, а мертвым — воскреснуть. Я держусь за это Слово, и поэтому я уверен в том, что Он не оставит меня в моей наибольшей нужде, но выведет меня из царства смерти и дьявола в вечную жизнь и в небесное царство. Ибо для этого Он вочеловечился и пришел ко мне на эту землю, чтобы утешить меня, бедного, несчастного грешника, своим Евангелием и навеки избавить меня от греха и смерти». Все люди, от всего сердца верующие в это, оставят сию юдоль скорби ради вечной радости и блаженства. Да дарует нам сие наш дорогой Господь Христос. Аминь.

Мартин Лютер. Домашняя постилла. Пер. В. Володина.
 СПб.: Светоч, 2011. С. 35-45