ПечатьE-mail

Мф 2:1-12. Богоявление (1534)

Проповеди на Евангелие от Матфея

Мартин Лютер. Мф 2:1-12. Богоявление (1534)(Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.)

Евангелие от Матфея 2:1-12

Этот праздник издавна называли праздником Христова откровения. Говорят, что в один и тот же день, хотя и не в один год, имели место три откровения, а именно, когда Христос явил себя для мудрецов с Востока через звезду, у Иордана, когда Он крестился от Иоанна, и на брачном пире в Кане Галилейской, где Он сотворил Свое первое чудо. Вопрос о том, произошли ли откровения в один и тот же день или нет, не имеет большого значения. Во всяком случае это прекрасные события, особенно то, что в этот день рассказывают о мудрецах. Ибо тем самым Господь явил Себя не только иудеям, но и язычникам, дабы иудеи не могли говорить, что Он скрывался так, что никто не знал о Нем.

Тот факт, что по Божию решению Он должен был произойти от иудеев не как великий царь, но как бедняк, так что Он едва ли смог найти жилище, когда Ему надлежало родиться, делает Его пришествие великим преткновением и злит иудеев и по сей день. Поэтому было необходимым, чтобы Бог явил и представил Его также язычникам, дабы, несмотря на то, что Он жил в бедности и нищете, о Нем все же прекрасно проповедовали и возвещали бы повсюду. Ведь волхвы с Востока прошли столь долгий путь, дабы весть об этом Младенце зазвучала в Иерусалиме, точно так же, как поступили Симеон и Анна в храме, ангелы на небесах и пастухи в Вифлееме. Все они связаны с этим Младенцем. Все поют и говорят о Нем. Воистину, об этом Младенце провозглашают самым чудесным образом, дабы иудеи обратили на Него внимание и приняли Его.

Что же касается сегодняшнего повествования, Евангелие с замечательной обстоятельностью говорит о том, как мудрецы сначала приходят в Иерусалим и ищут Христа там. Ибо, поскольку Иерусалим был столицей, а этот Младенец должен был стать царем иудеев, они не могли думать иначе, чем что они найдут Его в Иерусалиме. Но, думая так, они ошибались. Они находят Младенца не в великолепном городе Иерусалиме, а в бедном городке Вифлееме.

Давайте же обратим на это пристальное внимание! Если мы хотим прийти к этому Младенцу и найти Его, нам не нужно следовать за нашими мыслями или за нашим разумом, но следует придерживаться одного лишь Слова и не позволять себе отвлекаться от него. Если мы отпустим Слово, тотчас появится соблазн. Конечно же, у Младенца есть величественное и прекрасное имя, но одновременно Он беден и кроток, и поэтому Он не изволит находиться в Иерусалиме среди великих и знатных. Поэтому мы должны, подобно мудрецам здесь, придерживаться Слова и не позволить роскоши мира сего совратить нас. Тот, кто презирает Слово и не хочет слышать, что и как свидетельствует Писание об этом Младенце, но судит по внешней видимости, не придет ко Христу, а также не найдет Его.

Мы видим это на примере папистов. Они оставляют Слово, не пользуясь им, и рисуют себе Христа таким, как им угодно. Им не нравится то, что Он один должен быть Спасителем. Поэтому они измышляют свои собственные дела и свое богослужение с намерением вдоволь насладиться им вне Христа. Далее, они взывают к Деве Марии, чтобы она умилостивила своего сына, и считают, что такое обращение и такая молитва будет для них Спасителем. Но всё это — отъявленная ложь. Ибо, если человек отпускает Слово и пытается нащупать Христа вне Слова, он хватается за дьявола, который затем внушает людям, что Христос — это судья и тюремщик, перед которым нельзя устоять без молитв святых. В папстве это зашло так далеко, что все больше доверяли Деве Марии и молитвам святых, чем Самому Господу Христу. Поэтому дьявол также очень заботится о том, чтобы оторвать нас от Слова и привести нас к нашим собственным мыслям вне Слова. Ибо тогда он знает, что он победил, а мы проиграли. Следовательно, наивысшее и наилучшее искусство состоит в том, чтобы крепко держаться за Слово и о божественных предметах не думать ничего другого кроме того, что говорит Слово. Но нужно приложить много усилий, прежде чем приведешь людей сюда. Многих нельзя убедить придерживаться Слова даже в вопросе о Святом Причастии. Они судят, как скотина,только на основании того, что видят, будто в нем нет ничего, кроме хлеба и вина, и что в нем нет тела и крови Христа. Таким образом, они рассматривают лишь деяние без Слова. Это можно назвать выбором скорлупы и отказом от ядра — Слова нашего Господа Христа. Так поступили и мудрецы в этом тексте, когда сначала они думали свои мысли о Христе. Когда из божественного откровения они поняли, что родился царь иудеев, они тотчас отправились в Иерусалим, полагая, что найдут Его в царском дворце и в роскошных покоях. Как же иначе разум мог думать о царе? Но такие мысли должны уйти прочь, ибо они пребывают вне Слова. Они ошибаются и не находят Младенца в Иерусалиме, который всё же был святым городом, где обитал Сам Бог. Если они хотят найти Младенца, они должны придерживаться Слова. Оно — та истинная звезда, то яркое солнце, которое направляет ко Христу. Итак, в лице мудрецов можно видеть прекрасный пример великолепной и крепкой веры, ибо они изгоняют от своих глаз и из своих сердец все мысли, которых они придерживались вместе со всем миром, и попросту следуют Слову, данному им через пророка Михея. Они не соблазняются от того, что оно направляет их прочь от Иерусалима, где было истинное богослужение и где обитал Сам Бог, то есть от Господа Бога нашего и Его храма, в хлев в Вифлееме, хотя они искали не нищего, а царя. Как им было сказано, так они и поступают, не позволяя своим собственным мыслям привести их к неверию. Они смотрят лишь на то, что говорит Михей, и останавливаются на этом. Эту веру нужно с полным правом восхвалить как необычайный пример. Ибо, если бы я был там, я сам придерживался бы храма и думал: «Здесь живет Бог. Если где-нибудь в мире есть этот Младенец, Он должен находиться здесь, где пребывает всё священство и богослужение». Но Бог задумал иное. Он не хочет позволить Своему Сыну находиться среди первосвященников, так же как сегодня Его не найдешь у папы и его приспешников. Наоборот, Он задумал совершенно упразднить священство и правительство иудеев, одно вместе с другим, ибо они упорствовали и столь непомерно превозносились из-за того, что были священниками, левитами и народом Божиим, и имели храм. Бог не мог и не хотел терпеть такого высокомерия. Поэтому храм, богослужение и священство, на которое они так уповали, следовало упразднить, одно вместе с другим. А бедный Вифлеем должен был выйти на свет и стать первым пристанищем Сына Божия.

Такова первая часть этого повествования, содержащая особенно необходимое и полезное напоминание о том, что мудрецы, когда они искали новорожденного царя, нашли Его не в Иерусалиме, как они думали. Если они хотели найти Его, они должны были достать [книгу] пророка Михея и слушать его. Теперь, когда они обращаются к Слову и отказываются от собственных мыслей, они охотно отправляются из святого города Иерусалима в малый город Вифлеем и не соблазняются из-за этого. Тогда Бог поддерживает их тем, что, как только они выходят за пределы Иерусалима, вновь появляется звезда и светит им до самого Вифлеема, пока они не оказываются у двери в тот дом, где был Младенец. Они очень нуждаются в этой поддержке, ибо не находят там ничего, кроме бедности и нищеты. Иосиф и Мария там не хозяева, Младенец лежит в яслях. Там едва ли можно получить воды, чтобы напиться.

Как это сочетается с царем? Если над людьми хотят подшутить, им показывают нечто подобное. Но праведники не позволяют ввести себя в заблуждение. Они крепко держатся за то, что слышали от пророка Михея и видели от звезды. Поэтому, несмотря на нищету и бедность, они падают ниц перед Младенцем, поклоняются Ему и достают свои сокровища, чтобы принести Ему дары. Таково повествование.

Здесь нам, прежде всего, нельзя забывать о великом и чудесном утешении, ибо Бог также призывает язычников в царство Христово и принимает их в Свой народ, хотя они не обрезаны и не подчиняются закону, как иудеи. Здесь мы, язычники, имеем верное свидетельство о том, что нам не нужно отчаиваться, как будто мы не принадлежим Христу, но, напротив, мы принимаем Его так же, как иудеи, хотя мы не принадлежим к Его избранному народу, как они. Ибо и эти мудрецы были язычниками, у которых по языческому обычаю были свои священники и свое богослужение, но без Слова и повеления Божия. Кроме того, они не были обрезаны. Несмотря на всё это, они как чужеземцы без всякой заслуги или достоинства приходят к свету, а именно, к Господу Христу, и принимают Его. Он также принимает их, а их поклонение и дары благоугодны Ему. Сие написано для нашей поддержки, дабы мы благодарили Бога за то, что через Христа Он учредил на земле такое царство, где с нами, не принадлежащими к Его народу, поступают не по заслуге, а по благодати.

Во-вторых, из этого повествования нам также нужно усвоить, как следует правильно относиться к нашему дорогому Господу Христу, а именно, дабы мы не соблазнялись из-за Его умаления, но вместе с этими мудрецами исповедовали Его пред миром и от всего сердца искали Его и поклонялись Ему как нашему Спасителю. А поскольку Его царство здесь на земле пребывает в столь великой нищете и бедности, нам нужно своими деньгами, своим имуществом и всем, чем возможно, охотно помогать тому, чтобы Его царство, которому так яростно препятствует и которое так подавляет мир и дьявол, распространялось и возрастало. И сегодня мы можем достать свои дары и дать Ему, как поступили мудрецы. Ибо Его Слово гласит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Тот, кто деньгами и имуществом поддерживает бедных, нуждающихся и покинутых людей, тот, кто помогает, чтобы молодые люди оставались в школе и обучались Слову Божию и другим наукам, дабы в свое время они смогли участвовать в служении Церкви, тот жертвует и дает именно бедному Младенцу Иисусу, который, как только родился, не просто оказался в бедности и нищете, но из-за тирана Ирода должен был покинуть страну и бежать в Египет.

Для этого бегства и дальнего путешествия Бог через мудрецов предоставил средства Младенцу, Его приемному отцу и Деве Марии. Наверное это были немалые дары, ибо евангелист говорит, что они достали свои сокровища. А поскольку мы не можем сомневаться в расположении их сердца по отношению к Младенцу Иисусу, ибо они признали Его Сыном Божиим, вечным Царем и Спасителем, мы должны верить, что они принесли Ему обильные дары. Это также должно напомнить нам о том, что бедным христианам, страдающим от гонений и нужды, не следует отчаиваться. Скорее чем Бог позволит бедному христианину терпеть нужду и умирать от голода, Он возьмет человека за сотни миль от него, чтобы тот пришел для облегчения и помощи. Так нас обильно утешает пример Его единородного Сына.

Кроме самого события нужно обратить пристальное внимание на предсказание пророка Михея, в котором он прекрасно изображает Господа Христа. Слова звучат так: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».

В этом изречении Бог, как признают сами иудеи, открыл, что Господа Христа нужно ожидать в Вифлееме, что Он родится там. Это особая честь, которая делает незначительный и бедный Вифлеем городом, в тысячу раз прекраснее Иерусалима. Когда пророк говорит, что в мире Вифлеем считается малым и незначительным, евангелист изменяет слова пророка и объясняет, что он не мал и не незначителен. И это происходит потому, что Бог почитает бедный Вифлеем столь высоко, что изволит, чтобы там родился Его Сын. Это честь превыше всякой другой, которой удостоился какой-либо город в целом мире.

Вот эти прекрасные слова, которыми евангелист восхваляет Вифлеем, говоря: «Из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля». Здесь перед нами радостный текст, который учит нас, за кого нам нужно почитать Господа Христа, ибо, хотя пред миром Он беден, нищ и презрен, рожден в жалком и скудном уголке, Он все же является Господом и Вождем Израиля, то есть народа Божия.

О том, что это за владычество, мы слышали из проповеди ангела в день Рождества, где Христос также назван Господом, но вовсе не потому, что Он хочет мучить и угнетать людей. Поэтому пророк упоминает сие место по имени и говорит: «Ты, Вифлеем, который столь мал». Как будто он хотел сказать: «Если бы сей Владыка хотел быть великим и великолепным перед миром и вести себя так, чтобы Его боялись, Он вполне нашел бы другое место, где изволил бы родиться. Но здесь нет никакой роскоши, никакой силы, никаких денег и имущества, никаких мечей, никаких ружей. Поэтому Он проходит мимо великих и великолепных мест, Иерусалима — святейшего среди городов, и Рима — сильнейшего среди них, и довольствуется бедным, незначительным Вифлеемом, дабы люди тотчас, подумав о городе, где Он изволил родиться, смогли осознать, какой Он Владыка, а именно, пред миром — бедный и ничтожный, но в Духе — богатый всяческими дарами».

Его титул — Господь и Вождь. Однако, если посмотреть на Его рождение, на город, где Он родился, воистину, на всё, чем Он обладает здесь в мире — Он беден и нищ, и в нем не найдешь никакой царской или княжеской роскоши. А поскольку Он — Владыка и Князь, но всё же перед миром Он не прекрасен, но беден и нищ, Его великолепие, должно быть, состоит в том, что именно Он, который в мире считается бедным и нищим, все же могуществен и богат тем, чем беден и скуден мир. Иначе говоря, Он праведен, а мир грешен, Он вечен, а мир смертен, Он — победитель дьявола, тогда как мир позволяет дьяволу управлять и властвовать собой, Он благочестив, а мир зол, Он угоден Богу, тогда как мир пребывает под гневом Божиим, Он — Владыка вечной жизни, тогда как мир принадлежит бездне ада.

Таково владычество этого Младенца, и поэтому Его народ обретет спасение через Него. Он не помогает телесно кроме тех случаев, когда этого требует нужда или речь идет о твоем спасении и Его славе, ибо Он Сам нищ и беден. Поэтому никому не следует думать, что от Него он получит имение и деньги. Такого нужно ожидать от папы и подобных ему людей, которые превращают своих слепых приспешников во владык над большими поместьями и раздают им земли, как пророчествовал Даниил. Но владычество этого Младенца тебе нужно искать и принимать лишь в том, что Он прощает тебе твои грехи, делает тебя праведным и святым и дает тебе Святого Духа, забирает тебя из царства дьявола и смерти и делает тебя сопричастным вечной жизни.

Здесь ты должен поверить в это, чтобы, как было сказано в начале, ты усердно придерживался Слова Божия. Тот, кто отпускает Слово и хочет следовать за своими собственными мыслями, теряет Христа, который тогда становится для него не Спасителем, но судьей, от которого он должен бежать, как от дьявола. Ибо, когда человек был зол и поступил неправильно, он боится, что тот придет и заберет его. Наш дорогой Господь Христос не хочет быть таким владыкой, который сурово общается со Своими, но Он хочет быть владыкой Своего народа Израиля, чтобы избавить его от греха и сделать его сопричастным Божией благодати. Ибо Его народ состоит из поистине бедных, жалких грешников, которые боятся и страшатся из-за своих грехов, и которые очень хотят найти милость у Бога. Михей прекрасно обобщает всё это, как то, что Он не будет мирским князем, так и то, что и в духовном отношении Он не будет суров, но избавит всех верующих в Него от греха, дьявола, смерти и ада. С таким владыкой воистину есть повод для радости.

Книжники доходят в пророчестве Михея до сих пор, но не идут дальше. Возможно, они боятся, что и этого слишком много, ибо они прекрасно видят, что Ирод замышляет уничтожить этого Царя иудеев. Поэтому они опускают прочее, что говорит о Нем Михей. Как будто они хотели сказать: «Мы не знаем, есть ли сейчас в Иудее какой-либо иной царь кроме Ирода». И всё же у Михея сказано, что Вождь иудеев родится в Вифлееме. Итак, они останавливаются здесь и не осмеливаются идти дальше. Но пророк еще возглашает, хотя он и умер, и говорит, каким вождем или царем будет этот Младенец по Своему характеру: «Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Книжники не сказали об этом Ироду. Они едва ли понимали это сами. Ибо это несколько темнее прежнего [пророчества] о том, что Он родится в Вифлееме и будет Владыкой народа Израиля. Это легко понять как ясное указание на то, что Он должен быть человеком.

Но то, что пророк также добавляет, что Его происхождение от начала и от дней вечных, означает, что Он также является вечным Богом, Который впервые появился не в Вифлееме. Разумеется, Он родился в Вифлееме, и это является своего рода происхождением. Но, наряду с этим происхождением, у Него есть иное, а именно, от начала и от вечности.

Итак, нужно оставить слова пророка такими, каковы они есть. Во-первых, он говорит: «Из тебя произойдет», а здесь первосвященники и книжники говорят, что произойти — это то же самое, что родиться, как в нашем языке говорят: «Он оттуда», то есть: «Он там родился». Следовательно, слово «происхождение» в дальнейшем должно означать то же самое: Его происхождение — от вечности, прежде чем появилось время, дни и мгновения.

Если ты хочешь знать, откуда пришел этот Младенец, слушай слова пророка Михея, когда он говорит: «Прежде всего из Вифлеема». А затем? Да, не только из Вифлеема, нет, Он был прежде, чем появился мир, небо и земля, солнце и луна. Невозможно полностью описать содержание этих слов: прежде времен или прежде дней. Ирод и иудеи не могли этого понять. Они также были не достойны этого.

Таков сей Царь и Владыка, родившийся в Вифлееме. Действительный, истинный человек, но который также произошел от начала и от вечности, то есть истинный вечный Бог, истинный, действительный, естественный человек.

При мысли об этом мир чувствует себя глупым и безумным. Он не может соединить оба эти образа происхождения: то, что Младенец также имел происхождение или рождение, прежде чем были сотворены солнце и луна. Иудеи не могли выдержать такой речи. В дальнейшем также возникло множество ересей, боровшихся с этим учением. Но ты, имея перед глазами Слово Божие, задумайся: от кого Он может родиться, если Он рожден, прежде чем появился мир? Не от кого иного, как от Бога. Ведь этот вывод может сделать даже разум, если он верует, что Бог сотворил небо и землю! Ибо кто кроме Бога мог существовать прежде неба и земли? Если же этот Младенец произошел или родился прежде сотворения неба и земли, Он должен был родиться от Бога и Сам быть Богом, ибо кроме Бога и сотворенного мира нет ничего.

Итак, вот текст, от которого зависит всё. Ибо, если бы Христос был только человеком, смерть умертвила бы Его так же, как и других людей. Ему не помогло бы даже то, что Он родился от девы. Ибо большее чудо состоит в том, что Бог создал Еву из ребра, нежели в том, что Христос родился от Девы Марии. Но суть состоит в том, что Дева Мария родила не просто сына, но такого сына, который рожден прежде мира. Таким образом дьявол, смерть и всё царство тьмы были побеждены, ибо они связались с Тем, Кто имел происхождение или рождение прежде создания мира.

Ибо, если бы это было не так, но Он имел бы Свое происхождение лишь из Вифлеема, смерть поглотила бы Его так же, как меня и тебя, Деву Марию, Иоанна Крестителя и других детей Божиих. Но Его происхождение от вечности. Поэтому смерть, до сих пор поражавшая всех людей, должна быть постыжена перед этим Младенцем, нашим Господом Иисусом. Ибо, поскольку Он был Богом, Он не мог согрешить, не мог быть обвинен законом, не мог быть умерщвлен смертью, не мог быть осужден дьяволом. Но, поскольку Он имел Свое происхождение во времени из Вифлеема и был рожден в мир, как и всякий другой младенец, Он должен был умереть. Таким образом происходит, что сам дьявол и смерть попадает в ловушку, поскольку они не видят дальше Его происхождения из Вифлеема. На основании этого рождения сей Младенец позволяет один раз умертвить Себя. Но, именно тогда, когда Он лежит во гробе, Он говорит: «Я есмь прежде мира», и с такой силой вырывается из могилы, смерти, греха и от дьявола, что они не могут удержать Его.

Пророк хочет принести нам такую весть об этом Вожде: Он имеет двойное происхождение или рождение, и поэтому в Своей Личности Он одновременно является истинным Богом и истинным человеком, но всё же таким образом, что Он — одна личность, а не две, так что можно сказать: «Христос — сын девы Марии, лежавший у ее груди и возраставший телесно, как и всякий другой человек, но одновременно Он также рожден от Своего Отца, живого, вечного Бога, прежде мира, от вечности». Следовательно, два естества, божественное и человеческое, нераздельно соединены в одной Личности, Христе, который является истинным Богом и истинным человеком. Первосвященники не сказали об этом Ироду. Как мы отметили, им было бы нежелательно позволить ему знать и понимать это. И они сами-то по-настоящему не понимали этого.

Итак, это безмерно чудесное происхождение. И, если мы хотим понять его правильно, мы должны начать с рассмотрения рождения в Вифлееме. Такого порядка также придерживается пророк. Сначала он пишет о рождении во времени. О нем он также говорит подробнее, чем о другом, от вечности. Ибо тот, кто хочет знать, как наш Господь Бог относится к нам, должен начать снизу и сначала усвоить, что Он сделал здесь на земле, и как Он явил Себя людям. Затем от этого Младенца он прекрасно научится сознавать, что Он рожден от вечности, как и гласит наш текст. И тогда это известие не напугает, но будет самым сладким и утешительным.

Но, к несчастью, из-за своего неуместного любопытства человек начинает хулить Божие провидение в том или ином отношении. Если Бог знает всё, почему же Он не воспрепятствовал грехопадению человека? Почему Он смотрит на мир и позволяет ему навлекать на себя осуждение, когда Он мог бы предотвратить сие и обратить его, чтобы он стал благочестивым? Тот, кто хочет начать познавать Бога с таких вопросов, сломает себе шею. Причина падения дьявола была именно в том, что он просто хотел подниматься всё выше и выше. Но такой способ не годится.

Если ты хочешь безошибочно дойти до цели и правильно познать Бога в Его Слове, ты должен начать, как поступает здесь пророк, так что сначала ты придешь в Вифлеем, а затем поднимешься на небеса и в вечность. Ведь то же самое подчеркивает Христос, говоря: «Я есмь путь и истина и жизнь. Филипп! Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:6, 9). Тот, кто не желает начать таким образом, но тотчас хочет воспарить вверх и размышлять о том, как Бог правит, как Он наказывает и убивает, сам виноват, что закончит плохо. О том же говорит и мудрец: «Домогаться славы не есть слава» (Прит. 25:27).

Правильный способ познания этого Младенца, следовательно, состоит в том, чтобы сначала пойти в Вифлеем, то есть рассмотреть, что за служение Иисус должен исполнить и совершить в мире, а именно, что Он, как говорит Михей, будет Вождем, который спасет Свой народ от греха и вечной смерти.

Когда человек хорошо усвоит сие и таким образом найдет, рассмотрит и обнимет этого Младенца в яслях, тотчас станет ясно, что Он — не просто Сын Марии, но и Сын Божий, рожденный от Бога прежде сотворения всего сущего. И от этого не будет никакого вреда, но, наоборот, всяческая радость и уверенность, ибо через сего Младенца мы приходим к Богу и к Его благодати, тогда как иначе мы никогда не могли бы считать Его милостивым Богом. Таков текст о Младенце Иисусе в Вифлееме.

Но также посмотрите, как постыдно ведут себя книжники и Ирод. Ирод преследует Младенца, книжники презирают Его. Здесь мы видим, как Господь Бог владеет искусством положить прямо перед носом людей такой прекрасный текст, что они могут говорить и петь об этом, но всё же не понимают из него ни слова. Разве не удивительно, что книжники здесь зачитывают текст, а Ирод, услышав его, посылает мудрецов в Вифлеем, однако, в своем коварстве он добавляет: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». И всё же, они не понимают из этого ни слова. У них есть скорлупа, но они не находят ядра.

Так Бог поступает и сегодня с неблагодарными и извращенными христианами, не только с папистами, которые имеют, читают и знают Библию столь же хорошо как мы, но и с людьми нашего учения, которые умеют говорить о Евангелии, но не понимают из него ни единого слова. Иначе своим поведением они показывали бы нечто иное, чем сейчас. Так у книжников и Ирода пророк был на устах, но, если бы они понимали его, разве ты не думаешь, что и они отправились бы в путь, чтобы разыскать Младенца и воздать Ему свою хвалу? Но то, что они так не поступают, но уходят, отряхивая с себя всё, доказывает, что они сами не знают и не понимают того, чему они учат других.

Верующие же имеют великое преимущество перед нехристианами, ибо они не только слышат Слово, но и понимают его и извлекают из него великую радость и утешение. Хотя мир, папа и наши гордые бюргеры и крестьяне намного возвышаются над нами в отношении денег, имущества, силы и почестей, мы знаем, что они всё же стоят намного, намного ниже нас в этом отношении, ибо их дело настолько плохо, что, хотя они могут слышать и даже проповедовать Слово и заучивать его наизусть, всё же они вовсе не понимают его. Их жизнь также убедительно свидетельствует о том, что они, подобно закосневшим иудеям, имеют уши и всё же не слышат, и что со зрячими глазами они ничего не видят.

Бог звездою Своего святого Слова милостиво да приведет нас вместе с мудрецами к Сыну Своему Христу Иисусу и да сохранит нас от всякого соблазна вовеки! Аминь.

Мартин Лютер. Домашняя постилла. Пер. В. Володина.
СПб.: Светоч, 2011. С. 107-117