ПечатьE-mail

Мф 8:1-13. Третье воскресенье после Богоявления

Проповеди на Евангелие от Матфея

Мартин Лютер. Мф 8:1-13. Третье воскресенье после Богоявления(Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.)

Евангелие от Матфея 8:1-13

В сегодняшнем Евангелии перед нами два повествования: первое рассказывает о прокаженном, которого очистил Господь, второе — о сотнике, слуга которого был болен. Эти чудеса Христос сотворил, как рассказывает евангелист, вскоре после Своей подробной Нагорной Проповеди. Ибо надлежало, чтобы Он сначала проповедовал, а затем подтверждал Свою проповедь знамениями и чудесами, дабы каждый мог обнаружить, что проповедь истинна, а не ложна, и поэтому намного охотнее уверовал бы в нее.

Нам, слава Богу, не нужно знамений и чудес, ибо учение уже так подтверждено чудесами, что никому не следует сомневаться в нем. И всё же необходимо, особенно для тех, кто несет Слово, чтобы они не только говорили как христиане, но и жили как христиане, дабы своими делами они свидетельствовали об учении и показывали свою веру своими делами. Ведь царство Божие, как говорит апостол Павел, не в слове, а в силе. Там, где учение и дела пребывают в согласии, появляется плод, тогда как там, где жизнь нечестива и не соответствует учению, возникает соблазн.

Эти два чуда, разумеется, следует считать подтверждением учения, ибо, поскольку они являются делами, превосходящими человеческие силы и способности, сам разум должен сделать такой вывод, который мы слышим в словах Никодима в Евангелии от Иоанна 3:2, ибо никто не может сотворить таких знамений, если не будет с ним Бог, но их также следует понимать как примеры веры и любви. Ибо кто не видит, какое дружелюбное сердце имеет наш Господь Христос, ибо Он сжалился от одного слова и помогает, когда весь мир вовсе не может помочь? Ведь это является доказательством того, что Он не питает злобы к бедным, угнетенным и несчастным людям. Иначе Он поступил бы так же, как мы, когда мы недоброжелательны и ворчливы. Если кто-то приходит и желает или просит чего-то у нас, мы обычно не отвечаем ни слова. Христос так не поступает. Прокаженный еще не успел по-настоящему открыть рта, когда Христос уже наготове, прикасается к нему и обещает помочь ему, а также действительно помогает ему.

Такая готовность помочь должна не только побуждать нас в нашей нужде искать помощи у Него и надеяться, что Он не оставит нас, но она также должна быть для нас добрым примером, чтобы мы проявляли ту же любовь и то же дружелюбие к нашему ближнему и при этом, подобно Христу, не смотрели бы ни на что иное, кроме послушания Богу, нужды ближнего и помощи ему. Ибо Христос этой помощью не ищет почестей или богатства, но смотрит на то, что несчастный человек нуждается в помощи, что сие способствует славе Божией и что проявляется послушание Богу.

И наоборот, ты не служишь Богу, если делаешь кому-то что-то хорошее с мыслью о том, что он послужит тебе в ответ, и таким образом ты вернешь свое благодеяние. Тем самым ты служишь лишь самому себе. Тот же, кто хочет истинно служить Богу и своему ближнему, должен помышлять не о собственной пользе, а лишь о существующей нужде и о том, что Бог хочет этого и повелел человеку не оставлять своего ближнего в нужде, даже если не получишь ни гроша взамен, воистину, даже если получишь за это лишь неблагодарность, как мы видим в другом повествовании, когда Христос исцелил десять прокаженных, из которых лишь один вернулся, чтобы поблагодарить Его за благодеяние, тогда как девять даже не вспомнили о Нем. То, что Христос заранее знал об этой неблагодарности, очевидно. Несмотря на это, Он помогает, когда Его просят, и оставляет прочее Богу.

То же самое можно сказать о любви в связи со вторым чудом, относящимся к сотнику. Христос делает всё для того, чтобы милость и благость Божия были прославлены, а бедные люди получили помощь в своей нужде. Это и есть истинная любовь, которая не смотрит ни на что, кроме Слова и повеления Божия.

Пример веры также безмерно прекрасен, ибо прокаженный, которому иначе по закону нельзя было находиться вместе с другими людьми, говорить с ними или как бы то ни было общаться с ними, без страха предстает пред Господом Иисусом, падает пред Ним ниц и умоляет: «Господи! Если хочешь, можешь меня очистить». Здесь можно видеть обе части: он твердо и определенно верит, что Христос благ и настолько всемогущ, что может избавить его от болезни, когда никакой другой человек не может помочь, и это несмотря на то, что Христос ходил, как другие люди, не окружая Себя роскошью или великолепием. И хотя он так твердо верит в это, всё же он представляет молитву Самому Господу и дает понять, что, если Господь не хочет помочь ему, то есть если это против славы Божией и его собственного спасения, он хотел бы нести эту скорбь и страдать от нее.

Это называется не только веровать, но и молиться правильно, и эти два аспекта всегда взаимосвязаны. Тот, кто верует правильно, молится правильно. Тот, кто не верует правильно, не может и молиться правильно. Ибо с молитвой, прежде всего, должно быть так, чтобы сердце уповало на то, что Бог настолько милостив и милосерд, что Он очень хочет снять с нас бремя и помочь нам.

Особенно твердым и определенным это упование должно быть в тех случаях, когда речь идет о славе Божией и о нашем спасении, например, когда дело касается прощения грехов, спасения от дьявола и смерти, о том, чтобы Бог дал нам в сердце Своего Святого Духа, сохранил нас в Своем Слове, поддержал нас в испытаниях, позволил нам ежедневно возрастать в вере и любви, и т.д. Это служит, прежде всего, славе Божией и нашему спасению. Поэтому сердце никогда не должно сомневаться в том, что Бог, если молиться Ему об этом, охотно это сделает и не откажет нам в нашей борьбе. Ибо именно для этого мы нуждаемся в помощи Божией, и Бог в Своем Слове обещал нам это.

Но тот, кто в таких случаях молится, как прокаженный в нашем тексте: «Господи, если хочешь, прости мне мои грехи и спаси меня», молится неправильно. Ибо в таких делах мы не можем сомневаться в воле Божией, в том, что Он сделает это ради нас, ибо в Своем Слове Он уже открыл Свою волю о том, что Он определенно желает спасения всех людей и ради этого позволил Своему Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, на кресте заплатить за грехи всего мира и повелел, чтобы каждый слушал Его, принял Его и уверовал в Него.

Почему же прокаженный молится так, что он прибавляет это слово и говорит: «Если хочешь, можешь меня очистить»? Здесь следует обратить внимание на то, о чем идет речь. Прежде я говорил что во всем, что определенно касается нашего спасения и славы Божией, в молитве не нужно быть неуверенным ни в малейшей степени. Ибо воля Божия очевидно состоит в том, что Он не хочет препятствовать Своей славе и нашему спасению. Со временными же заботами дело обстоит иначе. Можно быть бедным, больным, жалким и презренным, и всё же быть спасенным. Так бывает со многими христианами. Поскольку же такой недостаток не препятствует спасению, но, напротив, недостаток часто может способствовать нашему благу, молящийся о спасении и помощи, разумеется, может верить, что Бог может помочь и поможет, но всё же, ему не следует навязывать Богу свою волю, так что он охотно желает нести крест и дальше, если это может быть во славу Божию и способствовать вечному спасению.

В таких случаях молиться правильно также означает, что человек при этом верит, что Бог может помочь, и всё же не определяет ни времени, ни способа, ни границ для Бога в том, когда и как Он поможет нам. Ибо обычно мы страдаем от того недостатка, что не знаем, о чем или как нам молиться, как говорит апостол Павел в Послании к Римлянам 8:26. Напротив, нам нужно признать, что Бог лучше всего знает, что служит Его славе и нашему спасению. Поэтому мы хотим, чтобы наша воля вошла в Его волю и не сомневаемся в том, что Он непременно услышит нас, если молитва способствует Его славе и нашему спасению.

Вот почему мы должны обратить пристальное внимание на эти примеры, дабы нам научиться молиться так же и не питать в своих сердцах никакого сомнения в том, что Бог милостив к нам и знает нашу нужду и скорби, и хочет, чтобы сие было вложено в Его руки. Мы хотим твердо верить в это и всё же покоряемся Его воле и говорим: «Господи, Ты знаешь время и миг. Поэтому сделай то, что способствует моему благу и славе имени Твоего». Так поступает прокаженный. Он не сомневается в том, что Христос может помочь ему, а также в том, что Он хочет помочь ему, ибо он не воззвал бы к Нему, если бы сомневался в Его доброй воле. Но при этом он исповедует, что ему не пристало определять место, время, способ и образ действия, то, когда и как он получит помощь.

Такие вера и послушание особенно угодны Господу Христу. Поэтому Он помогает несчастному человеку в тот миг, в том месте и таким образом, как тот сам не смел желать.

Об этом свидетельствуют прекрасные изречения пророков. «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа» (Пс. 26:14). «Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра» (Пс. 129:5,6). «Ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Авв. 2:3). Ведь во всех повествованиях можно видеть, что помощь приходит, хотя она может долго медлить. В таких случаях у Бога есть Свой особый расчет. Он не всегда слышит молитву тотчас, но медлит с помощью, дабы у Него был повод дать больше и обильнее, чем мы можем просить или помышлять, как говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам 3:20.

Но что имеет в виду Господь, когда, после исцеления, Он говорит прокаженному показаться священнику и повелевает ему принести жертву, как предписывал Моисей? Не будет неправильным ответом сказать: Христос здесь представил нам пример любви, ибо, поскольку Он, все же обладая силой, не хотел отнимать у священников право, данное им Богом, нам также следует позволить каждому сохранить принадлежащее ему право и никогда не лишать его того, что принадлежит ему.

Но наилучшая причина этого повеления состоит в том, что Господь хочет, чтобы Его чудо было также публично засвидетельствовано Его врагами. Ибо тот факт, что священник примет жертву из рук этого человека и даст ему документ о том, что он чист, показывает, что ему, как и всем людям, нужно принять Иисуса и уверовать в Него как в истинного Мессию. Ведь существовали пророчества о том, что Христос будет творить такие чудеса, когда придет в мир.

Вот почему Господь изрекает эти слова и говорит: «Принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им». Как будто Он хотел сказать: «Они будут вынуждены признать, что ты чист и действительно исцелен. То, что они всё же не хотят веровать в Меня и признавать Меня Мессией — это сущее ожесточенное упрямство, которое не останется безнаказанным. Тем временем это свидетельство против них станет действительным для других людей, дабы они приняли Меня и уверовали в Меня».

Этим повелением папа хотел обосновать частную исповедь, поскольку грех можно сравнить с проказой. Нужно показаться священнику и, следовательно, позволить очистить себя от греха. Но это довольно слабое основание. Ибо какое отношение к нам имеет то, что Бог повелел иудеям относительно проказы? Ведь у нас нет таких священников, как у них. И, даже если бы у нас они были, несомненно, что не священники очищали прокаженных. Но, когда те очищались, они лишь свидетельствовали об этом.

Как же сие относится к исповеди, о которой говорят, что она столь полезна для прощения грехов? Ибо прокаженные должны были показывать священникам не проказу, но здоровое и чистое тело, когда они являлись пред ними со своим жертвоприношением. Нет необходимости опровергать такую пустую болтовню. Тот, кто хочет исповедаться, может это сделать, но нам известна лишь одна необходимая и правильная исповедь, когда сердце открывается пред Богом и исповедует свои грехи. Это исповедь сердцем, которое не лжет, подобно исповеди ушами или устами. И всё же, даже та исповедь, которая совершается пред Богом, не делает нас чистыми и благочестивыми. Как же это может сделать частная исповедь? Чистыми же и благочестивыми нас делает то, что мы с верою остаемся с Господом Иисусом и Его Словом, и именем Иисуса веруем в прощение грехов, которое возвещается нам в Слове. Этого достаточно сказать о первом примере.

Второе чудо, с больным слугой, также является свидетельством о славе Христа, дабы люди признали, что Его учение чисто, истинно и благо, и что Он — подлинный Мессия или Христос, ибо Бог столь могуществен в Его чудесах. Но, кроме того, здесь перед нами также прекрасный пример необычайной, высокой и великой веры сотника, ибо Сам Господь восхваляет эту веру словами о том, что Он не нашел столь великой веры в Израиле, у святого народа.

Эта вера проявилась, прежде всего, в том, что сотник, хотя он был не иудеем, а язычником, всё же посылает вестников к Господу Иисусу в полной уверенности в том, что Он не оставит его страдать, но желает помочь ему и столь же определенно может это сделать. Ибо, если бы это упование не было столь сильным в его сердце, он не побеспокоил бы иудейских старейшин, как пишет Лука, и не послал бы их к Иисусу. То, что он посылает их, является ясным доказательством того, что он верит, что получит от Него помощь.

Наряду с этой верой и упованием мы также находим особенно великое и высокое смирение. Он не считает себя достойным самому прийти ко Христу и умолять Его, но сначала посылает старейшин синагоги, а затем, услышав, что Господь приближается — своих друзей, чтобы встретить Его, как говорит Лука, и просит так, чтобы не причинять беспокойства, поскольку он признаёт себя не достойным того, чтобы Господь вошел под его крышу. Ведь Господь мог единственным словом совершить то, о чем он просил Его, без Своего личного присутствия.

Сотник верит в это столь непоколебимо, что приводит в пример самого себя и говорит: «Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». Если же мое слово столь сильно, хотя я просто человек, насколько же большей силой обладает то слово, которое говоришь Ты? Поступать так — значит не просто веровать, но и самым лучшим и прекрасным образом учить и проповедовать о вере и ее свойствах. Было бы весьма желательно, чтобы мы могли так веровать во Христа, который Своим Словом столь обильно обитает среди нас, хотя мы не можем Его видеть.

Весьма необычайный пример состоит в том, что этот человек может быть так непоколебимо уверенным в Слове Христа. Сначала он желает от Христа всякого блага. Затем он не просит Его ни о чем кроме того, чтобы Он сказал слово. И так он ждет с самым непоколебимым упованием и радостью, как бы ожидая огромного преимущества. Если он обретет сие, с его слугой не приключится никакого зла. Он поправится и выздоровеет.

Научись же теперь, когда у тебя есть Слово, поступать так же, как он. Ибо в Слове ты находишь утешительное изречение о том, что Бог через Христа хочет быть милостив к нам, и что через Него мы обретем прощение грехов и вечную жизнь. Но нам не хватает такого сердца, какое есть у сотника, когда он думает: «Если у меня есть Слово, у меня есть всё. Тогда вскоре придёт то, что обещает мне Слово». Мы на это не способны. По этой причине мы не ценим Слово правильно, но часто ищем иных средств, хотя Слово всемогуще и, как верует этот сотник, оно не может лгать. То, что обещал Господь, непременно свершится и произойдет с нами.

Эта вера достойна еще большей похвалы, поскольку сотник — язычник, который, в отличие от иудеев, не имеет никаких обетований и поэтому не смеет присвоить себе то преимущество, которым обладали иудеи как народ Божий или похвалиться им. Ибо существенное свойство веры состоит в том, что она делает сердца кроткими, так что они не много помышляют о себе, не высокомерны, но крепко держатся лишь за благодать и милосердие Божие. Таким образом нам также следует утешать себя, дабы мы, когда к нам в голову придет мысль о том, что мы должны признать себя бедными, жалкими грешниками, и не можем похвалиться никаким достоинством или заслугой, всё же не отчаивались, но держались за Божие обетование и молились о Его милости. Это благоугодно Богу. Он ожидает этого от нас. Если бы мы не приходили к обетованию недостойными и без всякой заслуги, это не было бы милостью.

Так поступает сотник. Он не может, подобно иудеям, настаивать на том, что Бог ему что-то должен. Поэтому он не осмеливается сам подойти к Господу Христу, но думает: «Мне самому это не удастся. Я должен положиться на других людей». И всё же, он крепко держится за это: «Сей человек так добр и дружелюбен. Он не оставит меня».

Это называется и является истинной верой и истинным смирением, когда человек трепещет от своего недостоинства, но всё же не отчаивается. Ибо Бог ожидает от нас и того, и другого: сначала, чтобы мы не были гордыми, а во-вторых, чтобы мы не отчаивались, но ожидали милости, как сказано в Псалме 146: «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его».

Иудеи так не поступали. Они полагали, что Бог благоволит к ним и желает им всяческих благ, воистину, что Он обязан это делать, ибо они исполняли Его волю и заслужили это. Вот почему они стали гордыми и самоуверенными и презрели благодать.

Поэтому Господь выносит им столь строгий приговор и говорит: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Постоянное неверие приводит к тому, что они столь высокомерны и презирают благодать. Но так же, как им не помогает тот факт, что они — семя Авраама, язычникам не повредит то, что они — не дети Авраама, если только с твердой верой они будут держаться за Христа и вздыхать о благодати и милосердии. Ибо Бог благоволит к этому. Сытым Он позволит голодать, но голодных Он насытит, несмотря на то, иудеи они или язычники. Для Бога не имеет значения ни язычник, ни иудей, ни обрезание, ни крайняя плоть, но лишь вера во Христа, дабы человек со всяческим смирением пал ниц и не желал ничего иного, кроме благодати.

Итак, это Евангелие, конечно же, учит нас о любви, но также прекрасно учит о вере, о ее природе, о том, что она крепко держится за Слово и со всяческим смирением молит о милости Божией. У того, кто поступает так, всё будет хорошо, как у этого прокаженного, а затем у этого замечательного сотника, ибо с ним стало по вере его, то есть: поскольку он имеет Божию милость и благость в своем сердце, жаждет ее и уповает на нее, Бог также поступит с ним по милости, примет его и поможет ему. Да дарует нам Бог Своего Святого Духа, дабы и в наших сердцах Он пробудил такое упование на благодать во Христе и таким образом привел нас к спасению. Аминь.

 


6 Дата не указана (прим. перев.).

Мартин Лютер. Домашняя постилла. Пер. В. Володина.
СПб.: Светоч, 2011. С. 134-142